Она: «Привет! Классный концерт! Давно не виделись, я соскучилась».
Он: «Привет! Да, классный концерт! Люблю концерты, на них всегда можно с кем-нибудь познакомиться!»
Так начиналась импровизация, которую я наблюдал на одном из моих тренингов.
Я заметил, как в голове девушки произошел маленький ядерный взрыв. Она задала вполне конкретную и понятную ситуацию: они встретились на концерте, давно не виделись и, главное, девушка очень соскучилась! Вот он, момент впрыска импровизационных эндорфинов в кровь! Это волшебное ощущение: «Эх, раззудись плечо, размахнись рука, раскройтесь чертоги фантазии и воображения!». И ты уже не ты! Импровизационный дух ведет тебя по смешным и увлекательным тропам сюжета! Именно ради этого ощущения мы импровизируем! Именно из-за этого наркотика, когда можешь ВСЕ, мы и выходим на сцену!
Но испытали ли эти чувства Он и Она в своей импровизации? К сожалению, нет. А ведь все условия были созданы! Она вышла и задала платформу для игры, где последние слова раскрывают нам суть драматургии этой встречи, она соскучилась! И казалось бы, развивай предложение и наслаждайся! «Я тоже соскучился, 10 лет расставания изменили меня…». Или «А я, знаешь ли, не скучал, наше расставание довело меня до психушки…». Или множество других вариантов! Но нет! Он услышал только «классный концерт»!
Дальше было много слов, несколько более или менее удачных шуток и импровизация, которая определяется словосочетанием «Говорящие головы». Ни конфликта, ни развития, ни осмысленного финала.
Именно после таких импровизаций происходит внутренний зажим, закрывающий импровизационную чакру (или канал, кому как удобнее).
Появляется тревога и боязнь: у меня ничего не получается, я не интересен, а главное, не могу придумать ничего достойного! Я сам переживал это состояние и сам испытывал эти зажимы! И когда они приходят в твою голову и с ходу захватывают одно из ядер мозга, выжить их оттуда крайне проблематично! Как Зайчику выжить Лисичку без Петушка (если вы понимаете, о чем я говорю!?).
Так как же сделать так, чтобы эти зажимы не проникли в ваш мозг, не стали полноправными хозяевами? Как довериться внутренней творческой энергии импровизации, не боясь собственного провала?
Ответ прост, как бы смешно он не звучал! Вам надо заранее пригласить в дом Петушка, чтобы Лисичке неповадно было лезть!
Представляю, как многие читатели фыркают от моих детских метафор: «Что за идиотские примеры?». Специально для таких объясню по-другому: вам необходимо выстроить такую когнитивную решетку, отделяющую ваши ядра мозга от сознания, чтобы любой зажим не смог преодолеть ее, завладеть вами! Решетка должна быть прочнее нервов, которые оголяются во время импровизации!
Я расскажу вам как это сделать! Я дам инструмент и инструкцию, как построить решетку. Вы увидите, что это просто, как собрать шкаф Ikea. Но в этой простоте кроется и основная опасность. Когда я собирал свой первый шкаф бренда, производящего мебель для не отягощенных техническо-строительными навыками людей, то в финале обнаружил несколько неиспользованных деталей. Шкаф был собран и на вид прочно стоял. Но со временем, намного быстрее, чем я себе представлял, начал расшатываться, и в итоге перекосился набекрень. Отсутствие нескольких деревянных палочек и одного пластикового уголка позволило целой конструкции развалиться!
А ведь при сборке инструкция казалась такой простой и понятной, мое внимание в процессе сборки на ней рассеялось, а результат меня вполне устроил.
Поэтому кажущаяся простота является основной угрозой недооценки важности прочитанного вами! Постарайтесь не только прочитать инструкцию, не только понять – что также просто, как понять, что вода мокрая, – но и впускать ее в сознание каждый раз, когда вы импровизируете! Если вы приложите усилия для применения этих правил в импровизации, то со временем ваше сознание выстроит прочный заслон для всевозможных зажимов! А ваше импровизационное мастерство будет всегда на высоте в любой ситуации!
Готовы к новым вершинам?
Тогда 3–2–1, поехали!
Да, я глупо и беззащитно улыбаюсь, когда использую эту метафору! Еще мне нравится произносить эти три слова подряд, меняя интонацию на каждом слове.
Почему так? Что за детская наивность, не совпадающая с крутостью молниеносных реакций ума и актерского включения! Вроде, нужно вести повествование в стиле крутых кейсов, must have, и роста из точки А в точку Б.
Тогда чем обусловлен детский заголовок?
А тем, что эта детскость и есть та самая большая черепаха, которая держит трех слонов (хотя их, по факту, больше)!
Импровизация – это состояние внутренней включенности в игру! Как у детей!
Подойдите к ребенку (если вы с ним знакомы и не вызываете чувства страха) и, не объясняя правил, задайте игру любой фразой, в контексте восприятия конкретного ребенка. Если это мои сыновья, то я говорю: «Злой пират пришел захватить ваше сокровище!», и они без дальнейших расспросов бросаются на меня, защищая свои воображаемые богатства. Они не останавливают меня словами: «Так, стоп! Давай разберемся, что за сокровища? Как ты о них узнал? Что за оружие ты используешь?». А бывают любители сломать импровизацию на корню: «Мужчина, вы съели весь феназепам в нашей психушке, так что сокровищ больше не осталось». Но эта тема для отдельной главы!
Ничего подобного дети не говорят. Они просто включаются в игру и начинают действовать! И так большинство детей в мире! Они начинают играть с полной верой в предлагаемые обстоятельства сюжета и персонажа. В буквальном смысле дети бросаются в омут с головой. Их глаза горят, а мозг фантазирует.
Именно такое включение и должно быть у импровизатора! Детская наивность и радость от игры! Поэтому я назвал эту важнейшую главу тремя героями детской сказки.
Импровизация – это большая песочница, в которой возможны любые сюжеты и сценарии, рождаемые фантазией и воображением! Вы и сценарист, и актер! Вы архитектор мира, который создаете в своей импровизации. И если во время этого создания ваши глаза горят, вы испытываете удовольствие от происходящего, то это все полностью транслируется зрителю, а он в свою очередь получает удовольствие от актера, получающего удовольствие на сцене (двусмысленно получилось, но уверен, что вы поняли).
В этом кроется один из секретов импровизации, он лежит на самой поверхности этой песочницы!
Если вы на сцене не чувствуете удовольствия и радости игры, у вас не прекращаются переживания из-за не смеющихся зрителей, плохих идей, и вообще, какого я сюда выперся? То будьте уверены, что зритель все видит. И зрителя посещают такие же мысли: «Какого?».
Но без паники! Я сам переживал подобные мысли и эмоции, но смог перешагнуть через них, разобравшись в основах!
Первое и самое важное понимание было в том, что я хочу в это играть. ИГРАТЬ!
Мозг тренируется, фантазия и воображение развиваются, юмор нарабатывается, правила усваиваются. И все это происходит в тренингах и с помощью техник.
Но желание играть не развить! Оно либо есть, либо его нет. Но в детстве играли все! Значит, есть! Просто ему можно препятствовать, не пускать в эфир дня, постоянно себе говорить «Ну что я как ребенок!». Можно даже задушить ночью под одеялом (представьте, как это может быть). И вы проживете ту жизнь, которую выбрали. Кстати, помните, где были сказаны слова: «Оставайтесь детьми в сердце своем и узрите царствие Божие». О чем здесь, интересно, говорится?
Я же люблю играть! Я потакаю внутреннему ребенку, который без раздумий ныряет в импровизацию или в любую предложенную игру!
Вывод. Если вы хотите импровизировать, позволяйте своему внутреннему ребенку играть, научитесь получать удовольствие от самого процесса игры! Именно это желание и является той самой черепахой! А разобравшись с основой, можно переходить и к слонам на спине черепахи!
Данное правило вам расскажут на первом занятии любых курсов импровизации! Даже так: с него начнут первое занятие! Его будут повторять как мантру. И вы станете с удовольствием проговаривать в унисон с преподавателем эту фразу «…потому что мы всегда говорим что? Правильно. ДА!».
И вроде все понятно, как разуться, придя домой! Пришел домой, сними уличную обувь (конечно, бывают исключения, но это истории для другого пособия)! Вышел на сцену, скажи партнеру «ДА»! Тем самым ты дашь возможность развиться истории и вместе с партнерами по импровизации проживешь захватывающий сюжет взаимного принятия (образы фразы приветствуются).
Парадокс заключается в том, что выходя на сцену, это правило, как правило (на втором «как правило» нужно поменять интонацию прочтения на ироничную), куда-то сваливает из нашей головы прочь! И даже если вы сейчас говорите: «Да ну его, я всегда говорю ДА!». Во-первых, посмотрите начало фразы, а во-вторых, последите за собой в импровизациях со стороны. Я за собой наблюдал! Это было ужасно! Я был типичным, ярко выраженным БЭДГАЕМ («плохой парень» по-английски, если что).
Меня нельзя было убить, даже в упор. Перевертыши в стиле феназепама и психушки были моим коньком. А что? В импровизации можно все! Главное, чтобы смешно было! Мои друзья по театру импровизации прозвали меня тогда Псом! И любили повторять: «Если импровизация начнет сыпаться, выпускаем из клетки Пса!». И я врывался. Зрители радовались новой энергии, но недолго, так как все окончательно разваливалось. Зато энергично и задорно. Ну ладно, не все и не всегда. Но было.
Было это в 2007 году в первом импровизационном театре в России по системе Кита Джонста, в «Театре 05». А так как до этого я 4 года занимался импровизацией по системе Н. В. Демидова, которая, в первую очередь, обращена на поиск внутреннего импровизационного импульса, то научившись им владеть, почувствовал, что все уже умею, готов врываться! Так бы и продолжалось, если бы мудрые наставники не достучались до моего сознания и не вложили нужное понимание мне в голову! Я научился говорить «ДА»!
Сейчас в моей жизни очень много импровизации. Занятия с учениками в своей школе, присутствие на выступлениях и батлах импрокоманд, тренировки с отдельными командами. В подавляющем большинстве всех импровизаций, которые я наблюдаю со стороны, актеры горят «Нет». И дальше мучаются, пытаясь встать на рельсы сюжета. Но если во время обучения я разбираю, указываю на ошибки, направляю лихой порыв импровизатора в русло правил, то в других случаях максимум могу указать на эти упущения после завершения, без особой надежды на то, что мои слова будут должным образом восприняты. Обычно все заканчивается отговорками: «Так мы это знаем, просто сегодня что-то упустили!».
Как сделать так, чтобы не упускать это самое важное правило импровизации? Как стать импровизатором, с которым все захотят играть, зная, что точно будет интересно?
Секрет прост. Воспримите это правило не как закон, а как вызов!
Что бы не происходило, что бы не задавалось, я всегда буду говорить «Да»! Любой ситуации! Мне говорят в импровизации, чтобы я прыгнул с крыши – «Да, погнали». Партнер задал, что в меня вселился демон – «Ну, держитесь». Выстрелили в упор из дробовика – «Адью, разбирайтесь с трупом сами, а я сдох!».
И если ваш коллега также принял это правило как вызов, то вы совместно будете наслаждаться, задавая друг другу предложение, кайфовать от того, как партнер или вы сами его выполнили. Такое своеобразное «слабо»! Попробуйте сделать это, и вы поймете, что так намного интереснее и круче, чем сказать: «Ха, я выхватил твой пистолет, так что теперь ты прыгай с крыши!».
Но также запомните, что мы говорим «ДА» в импровизации не только действенным предложениям от партнеров, но и ощущениям, и обстоятельствам! Мы летом в лесу, значит, комарики кусь-кусь нас. Мы ищем друг друга в тумане, я не вижу тебя в упор. Мы едем в автомобиле, сила инерции, ускорения и торможения действует одинаково на нас, и мы до восхищения синхронны в этом!
Говори «ДА» всему, что происходит на сцене, не упускай мелочей, из которых у зрителя складывается картина происходящего. И когда зритель понимает, что ты почувствовал запах сирени после того, как партнер открыл окно, его чувство восторга от целостности происходящего зашкаливает!
Да, и…
«А-а-а-а, ну все понятно», – скажешь ты.
«В начале «Да!», теперь «Да, и», а потом, видимо, «Да, но…», «Да ух» и «Да ладно!». Не богатая же фантазия у вас, импровизаторов!».
Не спеши клеймить, мой друг!
Это правило ответственности и соавторства в импровизации. Правило героя!
«Это что-то по типу как Халк или Бэтмен?» – спросишь ты.
Да! Но не только!
Выходя на сцену импровизировать, мы все становимся героями истории, которую играем. Возможно, ты будешь главным героем разыгрываемой истории (Бэтмен), а возможно, второстепенным (Альфредом) или даже эпизодическим (разносчиком пиццы). Значения не имеет! Это правило делает героем лю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-бого персонажа импровизации!
Если тот этого хочет!
Да-да, именно хочет. Хочет стать соавторам истории, ее творцом и героем, берет на себя ответственность!
Этими строчками я смотрю тебе в глаза и спрашиваю: «Ты хочешь?».
Ответ «нет» – подумай отчаянно и догоняй!
Ответ «да» – я верил в тебя!
Теперь ты готов узнать суть трех букв!
Импровизатор всегда берет ответственность за развитие сюжета! Будь героем и автором импровизации. Принимая от партнера предложение, не только соглашайся с ним:
– Ты вынес мусор, дорогой?
– Да!
– Ну-у-у, супер! Ты у меня такой инициативный.
Но и развивай историю дальше:
«Да, но пока я выносил мусор, меня силой вакцинировали хулиганы-охранители! Срочно вколи мне противоядие!». И дорогая лихорадочно ищет противоядие среди домашней мебели, которую отыгрывает воображаемо, увлекая за развитием сюжета заинтригованного зрителя, спасут или не спасут мужа или он превратится в зомби!
Принимай и развивай! Двигай историю вперед к конфликту и его преодолению!
«Серафим Палыч, вот ваш обед из депутатской столовой, специально для вас!».
«Спасибо, Боренька! Опа, а это что? Взятка в супе? Очень хорошо, как и договаривались!».
«У вас болит спина?».
«Да, доктор! И я чувствую, как из нее прорезаются крылья!».
«Мехмед, ты целовался с Катей?».
«Да, Арно, и она сказала, что не любит тебя!».
«Вот тебе сынок 10 рублей на обед в школе!».
«Супер, папа. Спасибо. Этого достаточно, я сыграю в «Орел и решка» в школе и выиграю на неделю обедов!».
Зритель завороженно следит для чего взятка, что сделают с крыльями, как Арно поступит с Мехмедом, сможет ли бойкий школьник всех обыграть.
Как ты заметил (заметил?), принятие и развитие можно задать любыми словами. Не только «ДА», и… Возможны все существующие варианты жонглирования лингвистическим багажом, главное, чтобы в них оставалась суть действия!
Первый шаг – принятие: «Да».
Второй шаг – развитие: «И…».
Важное дополнение к правилу!
Будь разумным! Всегда умей оценить правильность и необходимость твоего развития!
Если ты зашел в разыгрываемую партнерами сцену, оцени, не испортишь ли ты своим предложением развитие сюжета. Приведу пример из занятия, на котором отрабатывалось умение входить в сцены (дословность текста не гарантирую, но суть точно передам).
«Здравствуйте, Рыбнадзор! Уполномоченный Хвостов! В неположенном озере ловите! В этом озере можно до 5 лет тюрьмы поймать! А вас наверняка на год посадят!».
«Да уж, Хвостов, поймали. Четко, грамотно, быстро! Как говорится, не лови на губернаторском озере, никто тебя, холопа, не накажет! Только я не ловил! Я обучал сына закидывать спиннинг без блесны. Он сейчас вернется из губернаторского лесочка и все подтвердит! А вот и он! Сынок, скажи дяде, что мы тут с тобой делали?».
«Папа, учил меня забрасывать блесну! И я понял, что я гей!».
После такого предложения все трое долго стояли и решали, что теперь делать с этой информацией, то ли инспектору пожалеть отца, то ли сыну что-то сделать инспектору, то ли отцу что-то сделать сыну. В итоге, закопались и сдулись.
Не вносите дополнительный конфликт, если он уже есть в сцене, вносите развитие существующего конфликта! В противном случае при нагромождении конфликтов ни вы, ни зритель не поймете, зачем следить и к чему все идет.
А чтобы было легче понимать, что развивать и куда, существует третий слон! И мы подкрались к нему совсем близко. Видите, как он греет на солнце свои большие уши! Он закрыл глаза от удовольствия и весь превратился в слух. Давайте подойдем к нему поближе…
Это одно из тех правил, которое очень легко понимается. «Что тут такого, мы прекрасно умеем слышать!», но очень сложно приживается, входя в арсенал импровизатора.
Почему же оно так сложно присваивается? Ведь все понятно! Слушай, что говорит партнер, а дальше развивай!
Да потому, что большинство не слушает партнера по сцене! Вернее, большинство не переключает житейское умение/способность/навык/опцию (называйте как хотите) человека слушать, на профессиональную волну, необходимую для сцены! Выходя импровизировать, они остаются на бытовой волне слухового внимания. Ум, фантазия, скорость речи, физические нагрузки на язык, все переходит в повышенную боевую готовность. Но только не слух! Возможно, чуть-чуть слух напряжется, если партнер по сцене будет что-то невразумительное шептать, но и то, чтобы понять общую канву. И не более.
Мы постоянно не дослушиваем своих партнеров! Всегда!
Специально утрирую для того, чтобы вы попробовали узнать в ближайших играх, как вы слушаете, и вписали сюда «…..…» цифру от 1 до 10: на какую оценку вы слышите партнеров сейчас?
Вернемся к проблеме. Все происходит от того, что в момент произнесения реплики партнером, мы в своей голове продумываем варианты развития сюжета, который уловили от первого импульса фразы, или же просто лихорадочно пытаемся придумать хоть что-нибудь, не отдавая себе отчет в том, что давно уже не слушаем.
Для примера очень показательна история из самого начала методички. Помните? Парень, девушка, концерт. Девушка говорит парню, что рада его повстречать на концерте, так как она его давно не видела и очень соскучилась. Партнер, услышав, что они на концерте, дальше просто перестал слушать. Он все понял для себя. «Накидываем ассоциации, что можно делать на концерте, быстро-быстро, быстро!» – раздается в голове громогласная команда сознания. Все шестеренки мозга завертелись и задымились, выдавая калейдоскоп вариантов (так у меня было в свое время), проделана колоссальная внутренняя работа по выбору лучшего варианта, а в итоге выходит пшик и не более. Импровизация развалилась, не доставив удовольствия и радости.
Важно понимать! Как в жизни, так и на сцене люди вкладывают смысл всего послания в конец фразы!
Почему именно так? Все просто. Когда человек говорит, он не думает предложениями, во время любого диалога, переговоров или спора никто из нас заранее не знает четко прописанных реплик (если только они реально не прописаны заранее для какого-нибудь доклада). В голове есть определенное понимание, о чем именно хочется сказать, и мы говорим. По мере произнесения слов мозг выстраивает наши предложения, подбирая слова таким образом, чтобы задать экспозицию, которая подведет к основной мысли. Нашему мозгу сложно общаться только сухой информацией. А на сцене это состояние гиперболизируется в сотни раз! Поэтому фразы становятся намного длиннее, чем в жизни, обрастая ненужными эпитетами. Простое предложение от партнера в импровизации «Давайте подпишем договор!» может обернуться пятиминутным спичем: «Какая прекрасная идея, которую я полностью поддерживаю, предлагая подписать договор моей незаменимой, ни разу не подводящей меня, даже когда я два года был на отсидке, а приносящей только удачу, ручкой!».
Опять же я утрирую, но самую малость! В большинстве случаев ответы будут именно такими. Мозг в моменте придумывает, как ему подвести к сути, впихивая словосочетания, как спасательные мостки через реку, по которым нужно проскакать, надолго не задерживаясь на них. А когда допрыгали до другого берега предложения, то эти мостки уже и не нужны, а соответственно, забыты и потонули. А партнер только их и запомнил. И происходит большой БАДАБУМ!
Чтобы не было никаких бадабумов, тренируйте свой сценический слух. Научитесь его включать и управлять им. Каждый раз выходя на сцену в тренингах и джемах, заставляйте себя слушать партнеров до конца, а потом давайте возможность мозгу реагировать. Если вы это умение натренируете на уроках, то во время выступления на зрителя оно начнет включаться автоматически. Сила привычки!
Приучайте себя слушать партнера до конца реплики! А поможет нам в этом четвертый слон, который все время рядом с третьим. Смотрите, как он пристально уставился на нас и не отводит своих солнечных глаз. Давайте с ним познакомимся.
Понятно, почему слоны № 3 и № 4 всегда рядом? Потому что это органы чувств, вместе дающие максимальную информацию о разыгрываемой сцене. Слышать и видеть!
Помните, если партнер находится к вам спиной, то без разницы, клумбу ли с цветами вы обозначили в этот момент или же обрисовали зрителю тысячелетнего сокола, партнер ничего не увидит и не поймет, повернувшись к вам. Потому что он не видел. Он был к вам спиной до этого!
Многие сейчас опять фыркнут, дескать, это понятно как лужи после дождя. Но не описывал бы я подобную ситуацию, если бы на моих уроках не было бы частого повторения этой ошибки. Запомните! Ничего не играйте у партнера за спиной, если он не видит и не слышит. Это убережет вас от будущего недопонимания в сцене и факапов. Запомнили? Точно? Хорошо. С этим разобрались.
Но это все больше крик души, а не разбор сути четвертого правила.
А сейчас давайте поймем, что значит быть прожектором своего партнера.
Зачастую импровизационные выступления проходят при обычном дежурном свете. Когда импровизация проходит на театральной площадке, то обычно это общая заливка сцены (когда софиты и прожектора равномерно высвечивают рабочее зеркало сцены). В отличие от академического театра, где световая партитура составляет важную часть по донесению смысла, акцентов и красоты спектакля до зрителя, в импровизации всего этого нет. Максимум, когда выступают «Вангоги» на театральной площадке, я прошу световика следить за развитием сюжета и по возможности высвечивать настроение сцен, но все это только дополнения. Выстроенного же света – герой в определенный момент будет говорить монолог в определенной точке сцены, его лицо высветится определенным прожектором – быть не может. Сами понимаете почему. Это, мать ее, импровизация! В театре свет помогает понять зрителю, кто говорит и действует. В импровизации только мы помогаем зрителю сфокусировать внимание на действующем в данную секунду партнере. Мы являемся не только прожектором, который всем своим горящим взглядом высвечивает декламирующего, но и проводником внимания для зрителя. Если в момент реплики коллеги вы дергаетесь и суетитесь, то внимание зрителя будет гулять между вами, вместо того чтобы быть сконцентрированным на говорящем. Соответственно, он может ничего не понять, так как мозг пытался следить одновременно за обоими, а как говорится, две семьи заведешь
___________________________________________
Задание: добить шутку и вписать.
Поэтому будьте внимательны во время импровизации к окружающим вас героям. Высвечивая их реплики своим взглядом (цвето-эмоциональный фильтр для взгляда может быть любым: злость, мольба, зависть и т. д.), вы помогаете:
• зрителю: понять, на ком сейчас действие, за кем следить;
• партнеру: уверенностью, что его видят, а не в пол таращатся в своих мыслях;
• себе: пониманием, что вас так же поддержат, и вместе вы промчитесь вихрем фантазий.
Важное примечание! Будьте адекватны. Если партнер навел на вас ствол и сказал: «Поворачивайся!», не надо вылупливаться на него в недоумении, дескать, в методичке было написано… Делайте то, что подразумевает действие сцены, но в моменты диалогов высвечивайте друг друга солнечным взглядом. Именно солнечным.
И только тут мы подобрались ко второму смыслу, который раскрывает для нас слово «прожектор».
Уверен, вы не раз встречали людей с потухшим взглядом. Встречали? Кивните, встречали или нет. Если не довелось, то скажу откровенно, жуткое зрелище. Ни целей, ни стремлений и, самое главное, никакого желания. В импровизационном комьюнити такие люди встречаются нечасто. Да и то через месяц максимум их взгляд загорается, так как техники импровизации зажигают внутреннее солнце каждого пришедшего человека (аминь). Однако, как мы понимаем, на сцене свои законы и бытовое гляденье может оттолкнуть внимание и доверие зрителя. Мы как под увеличительным стеклом любопытных наблюдателей. Поэтому если во время игры ваш взгляд направлен внутрь себя, своих эмоций, мыслей, переживаний, то для зрителя вы как человек с потухшим взглядом из жизни – жуткое зрелище. Не выключайтесь из действия, светите взглядом, пока не покинете сцену. Но и там мы не выключаем свой взгляд, а помогаем оставшимся на сцене своим свечением. Оно включается автоматически, если вы кайфуете от происходящего, с удовольствием готовы нырнуть в водоворот игры, с азартом ждете предложение партнеров. Видите, всего три несложных пункта – и взгляд на сцене как солнечный прожектор.
Хорошо стелешь __________________________________
__________________________________
(вписать синоним этого словосочетания), скажете вы мне. Как же нам вот так с полтычка испытать кайф, удовольствие и азарт?
Отвечу. Это состояние приходит, когда вы уверены в себе! А уверенность вырабатывается практикой и следующим слоном, который неожиданно оказался вплотную прямо перед нами. Без паники это…
Одна из основных разминок, с которых я начинаю занятия – это хлопки. Ну, знаете, когда все стоят в круге и по очереди передают хлопок. Не одновременно, не принял-отдал, а просто один хлопок и все. И дальше по одному хлопку мы пробуем найти общий ритм. И почти что каждый раз, когда кто-то сбивает ритм, не почувствовав его и не поняв, более ритмичные ученики начинают досадовать. «Ну как можно не услышать. Все же было понятно». В такие моменты я объясняю: «Поймите, импровизация не в нас, а между нами! Вы услышали один ритм, а кто-то – другой. И если вы в своей голове его уже простроили, то это не значит, что у остальных простроился тот же ритм. Это вы придумали, что так должно быть, но партнеры об этом не знают. Поэтому ваша снисходительно-раздражительная реакция на то, что кто-то не смог понять, что происходит у вас в голове, неуместна. Именно она служит тупиком и останавливает разминку».
То же самое происходит на сцене во время игры.
Первый вышел на сцену и задал, что он раздраженно пьет кофе, поглядывая на часы. В его голове нарисовалась история начальника, который ждет опаздывающего на работу сотрудника. А еще, уберите подальше все колюще-режущие предметы, так как когда этот сотрудник появится, вы за себя не отвечаете. И вот вы уже в предвкушении развития истории с таким хорошим конфликтом: уволить/не уволить. Опять же, как будет изворачиваться партнер, чтобы не лишиться крутой работы (правда, вы еще не придумали, какая конкретно работа, но это успеется). В общем, стоите в предвкушении. Но вот беда, партнер увидел эту сцену по-другому. Не специально. Не на зло. А просто увидел не начальника, а друга, который раздраженно ждет неприятных новостей. Ну, вот так ОН увидел. Ничего не поделаешь. Дальше происходит следующее.
«Борис, плохие новости. Я поговорил с деканом. Чтобы тебя не отчислили из университета, нужны очень большие деньги!». Что происходит в голове человека, который уже вжился в сюжетную линию начальника? Как зеркало тролля, его сценарная фантазия разбивается на мелкие осколки, которые летают по всей земле. Но свернуть с выбранного пути уже нет сил. «Николай, почему вы опоздали? Вы понимаете, что я вас уволю?». Николай умело парирует: «Борис, я бы на твоем месте сейчас не декана парадировал, а думал, где взять миллион!». Ну и дальше пока кто-то не очнется и не примет предложение партнера. Только этот пример не о принятии, об этом уже было! Мы впитали и присвоили принятие как основу за эти четыре главы. Этот пример о первоначальной мысли, создавшей свою историю!
Первоначальной мысли? А при чем тут она? Мысль-то была хорошая. Он – начальник, ждет опаздывающего подчиненного, раздражен. Как не увидел партнер этого всего – непонятно! А вот при чем!
Сейчас вчитывайтесь более осмысленно в следующий текст!
Первоначально простроенная до первого конфликта схема в голове – это супер. Очень хороший пример работы мозга! Только не расписывал бы я так долго, как вы понимаете, если все хорошо. Очень коварная ловушка скрыта за этим миражом. Да, да именно МИРАЖОМ, в который верит обезвоженный путник, идущий к жестокому разочарованию. Как только в мозгу выстраивается схема, вы автоматически включаетесь в нее, сойти с рельс трудно. Можно, но не просто. Вы мне скажите: «Да, я переключусь и не замечу!». Уверен. Вы именно такой.
Но зачем вообще создавать себе лишние сложности?! Научитесь быть в моменте сцены. Заставьте себя не продумывать заранее.
Когда я выхожу на сцену первым в импровизации на выступлениях Вангогов (театр пиарю, ну вы понимаете), никогда не придумываю кто я, что сейчас будет происходить. Я позволяю себе 10, 15, 20 секунд спокойно на ощупь искать, что же я сейчас буду делать. Может, я открою воображаемое окно и начну упоенно дышать. А может, надену скафандр и пойду в открытый космос. Или начну рубить дрова. На 90 % начну рубить дрова (да, Миша и Никита?). И дальше я спокоен, так как знаю, что партнер выйдет и задаст то, что увидел и понял. Я подхвачу, разовью, и все будет огонь. Потому, что я натренировал себя быть в моменте, исходя из того события, которое сейчас произошло. Я обезопасил себя от несбывающихся ожиданий своего мозга. Он включается тогда, когда этого требует ситуация, выдавая наиболее подходящее решение.
Тренируйте без устали на репетициях умение быть в моменте. Заставляйте мозг не думать заранее, а идти за импульсом тела, атмосферы или какой-то мысли, родившейся уже на сцене. Научившись этому, вы обезопасите себя от множества психологических травм, по-настоящему станете слушать партнеров и почувствуете органику своего актерского аппарата.
Импровизация не в нас, а между нами на сцене!
И последнее в этой главе. Вы наверное удивились, что я позволяю себе длительное время вообще ничего не говорить на сцене, а что-то там искать в своем теле. А как же зритель? Ему не будет скучно? Нет. Он будет также увлечен, наблюдая за вами с вопросом: «А что он сейчас придумает?». Не бойтесь молчать на сцене – это работает на концентрацию внимания зрителя, в отличие от постоянной болтовни.
О, этот бич импровизации, постоянная болтовня! Мы плавно подошли к шестому слону, только не спугните его – тот слон всегда норовит убежать. Но не трусливо, а осмысленно. Знакомьтесь…
«ЧТО? Уходи? Со сцены? Да на нее не выйти! А ты говоришь – уходи».
Если так подумали, то поставьте галочку в скобках, если не подумали, то три галочки < >.
Для одногалочных.
Безусловно, на сцену выходить страшно. И это естественно. Страх публичных выступлений находится в первой тройке самых-самых. Я каждый раз волнуюсь перед выходом на сцену или другим публичным выступлением. А часто бывает так, что мера ответственности за предстоящее событие (драматический спектакль, импровизация, съемки в кино или мастер-класс для 150 хореографов) по внутреннему накалу настолько велика, что аж жуть берет – как бы не обфакапиться (соединил разбросанные во времени слова – не слишком нарочито?). И это нормально! Со страхом надо не бороться, а приручать его, превращая в свое оружие.
Представь, что может быть самого плохого от твоего неудачного выхода?
Зрители скажут: «Это было ужасно! Никогда больше этого не делай!».
Мне так говорили пару раз. Ничего, пережил.
А было еще хуже, провалили целый импровизационный концерт 1 апреля. В День смеха. Представляете? Люди пришли посмеяться, а на сцене три актера кринжуют (до рождения этого слова оставалось 9 лет). Это было крайне провальное выступление, в котором ничего не получалось ни у одного из троих актеров. Сразу после было самобичевание и желание завязать навсегда с импровизацией (какое слово в этом предложении, на твой взгляд, имеет двойной смысл?). Ничего, пережил.
После понимания, что глобально ничего не произойдет, а желание выходить и импровизировать велико, приходит осознание, что страх – это просто эмоциональное ощущение. Например, как вдохновение или гнев. А с этим уже проще выходить. Три шага – и ты на середине сцены. Начинаешь придумывать, и страх энергией переходит в твою развивающуюся сюжетность. Страх полностью растворяется, как трясучая болезнь, через пару минут.
Поэтому, одногалочники, помните – боятся все! Используйте энергию страха как движущую силу к действию.
А теперь перейдем к трехгалочным.
Вам страх не помеха. Вы уверенны и смелы. Можете управлять энергией страха как заблагорассудится. Так вот, давайте разберемся, что это за энергия.
В любом нашем действии есть энергетический посыл. В беседе с другом, диалоге с коллегами, нарезании помидоров для салата, в съемке себя в сторис. Внутренняя сила, толкающая на действие и дающая эмоциональный запал. Когда этот запал остывает, мы уже с меньшим энтузиазмом продолжаем выбранное действие. И хорошо, если запала хватило, чтобы завершить начатое. Сами знаете, не доделать – многие практикуют, скапливая гештальты.
На сцене, как мы помним, все более акцентированно и пристальнее. Часто на занятиях или выступлениях я вижу, как актеры выходят на сцену, задают героев и место и стоят, разглагольствуя. Энергия сцены уже давно ушла, а они продолжают муссировать тему, не в состоянии сдвинуться с мертвой точки, как загипнотизированные змеи от звуков дудочки факира.
«Здравствуйте, Святобор. Я пришел к вам погадать на любовь, как к самому могущественному магу в телепроекте» – Экстрасенс всея Руси (!).
«Вы пришли по адресу. Сейчас посмотрим ваше будущее. Вижу, что у вас начнутся серьезные отношения после того, как вы пойдете в спортзал и похудеете на 30 кг».
«А обязательно так худеть? Может, я за деньги похудею, заплатив вам побольше?».
И дальше начинается выяснение, сколько, чего и как, без изменений в развитии сцены. Хотя это самое развитие уже было задано – иди в спортзал и худей. Все просто. Уйди со сцены худеть! Спокойно и без суеты. Вышел за край сцены (офстейдж – так любят говорить импровизаторы), спокойно выдохнул-вдохнул, улыбнулся сам себе и обратно на сцену с новой энергией.
«Святобор, я похудел на 30 кг. Отказывал себе во всем. Бегал в 5 утра от бездомных собак. Потерял статус вип-клиента в пышечной. Но никакими отношениями даже не пахнет! Я требую результата!».
И все! Зритель с внутренним восторгом от динамики происходящего следит за импровизацией, а партнер получил интересный вызов для развития. Видите как просто? Но нет, мы будем стоять на сцене и выдавливать возможные шутки из первоначальной ситуации, никуда не двигаясь! Потому что уйти со сцены невозможно. Она затягивает тебя, как трясина. Зритель лупоглазится на тебя в ожидании шутки. Партнер никуда не двигает сцену. Зачем я вообще сюда вышел. Сейчас со стыда лопну (прочитайте последние 7 предложений дрожащим, плачущим голосом). И еще множество подобных мыслей в голове. Ну как тут уйти со сцены?
Именно что – уйти!
Запомните, в тот самый момент сцены, когда вы осознаете, что происходит болтовня ради болтовни, что хороший конфликт не был толком найден, что ваше внутреннее состояние приближается к крику «Мама, роди меня обратно!» – просто уйдите со сцены! Зритель тут же сфокусирует внимание на вдохе, затаив дыхание, с немым вопросом: «А что же сейчас будет?». Партнер будет находиться примерно в таком же состоянии, обживая происходящее в зависимости от опыта или, возможно, уйдет (это совсем ассы). А дальше, либо вы войдете с новой энергией в сцену к партнеру: «Святобор, что-то вы там в прошлый раз неудачно колдонули, и меня перенесло на съемки клипа Ольги Бузовой, и так как она в очередной раз свободна, то не смогла устоять от моей красоты. Мы приглашаем вас на свадьбу!». Либо вы оба впрыгните в какое-то продолжение истории: «Ну что, Святобор, вот мы и встретились на узкой дорожке!». Как бы ни было, вы точно войдете с новой энергией и силой!
Научитесь уходить со сцены! Это умение сделает вас двигателем любой истории с пониманием, что ВЫ делаете все правильно.
А что значит «все правильно» – на это ответит седьмой, самый невозмутимый и непредсказуемый слон. Его можно считать тотемным слоном, потому что в нем много волшебной свободы и звездной пыли. Знакомьтесь: – Суперслон № 7.
Помните мультик «Кунг-фу панда»?
Панда По, слушая свое сердце, спешит в Нефритовый дворец на церемонию определения «Воин дракона». Благодаря силе желания, бесстрашию и китайской пиротехнике, он попадает на церемонию и волею судеб становится Воином Дракона. Дальше начинаются изнурительные тренировки без видимого результата, постоянное понукание от Мастера Шифу и Неистовой пятерки, что он занял не свое место и недостоин быть Воином Дракона. Физиологические особенности Панды, толстое и тяжелое тело, также не добавляют очков По в этом деле. А еще выясняется, что нужно будет сражаться со злейшим воином – Кунг-фу Тай Лунгом. Единственная возможность победить – это прочесть свиток дракона, который хранит величайший секрет Кунг-фу. Величайший секрет, узнав который, По станет непобедимым. Но, развернув свиток, По обнаруживает, что внутри пусто. Ничего. Разочарование. Утрата веры в себя.
К чему я привожу этот мультик в пример? Это метафора.
Панда – это ВЫ. Кунг-фу – это импровизация. Мастер Шифу и Неистовая пятерка – это более опытные наставники и соратники по импровизации. А Тай Лунг – это зритель, который смотрит импровизацию. Он жесток и беспощаден, хочет шуток и зрелищ. Очень быстр и хладнокровен на расправу. Молчание, апатия, зевание, разговоры во время импровизации – это все его коронные приемы. Каждый ваш выход на зрителя – это бой с Тай Лунгом. Вы подготовлены и натренированы для этого, так как усвоили все предыдущие 6 правил. Но 7-е – самое главное. Оно сделает вас Воином Дракона в импровизации. Это свиток дракона! Вы его бережно берете, разворачиваете и…
Шифу приказывает пятерке и По уводить жителей из деревни, а сам остается драться с Тай Лунгом. По приходит домой, чтобы позаботиться об отце. Мистер Пинг видит, что сын потерял веру в себя, и открывает ему секрет своего «секретноингредиентного» супа. Этого секрета, как оказалось, не существует. Если ты хочешь сделать что-нибудь особенное, нужно поверить в это особенное. После этих слов По снова открывает свиток и видит в нем свое отражение. Поняв смысл свитка, он возвращается в Нефритовый дворец и вступает в схватку с Тай Лунгом. И уже особенности его физиологии служат ему преимуществом, а не помехой. Во время боя Тай Лунг на время завладевает свитком и с ужасом замечает, что там ничего нет. По объясняет ему, что смысл свитка в вере в себя. После чего добивает соперника пальцевым захватом Уси.
… видите свое отражение? Все, что нужно для того, чтобы импровизировать – это 6 проработанных правил и вера в себя! Вера в свою индивидуальность. И когда вы поверите, то на свитке проявится надпись: «Ошибок нет!».
Вот он, момент просветления! Никто никогда не знает наперед, что будет в импровизации. Ни вы, ни партнер, ни зритель. Никто не знает, как правильно и как должно быть. Что вы сыграете, то и будет истиной. И если вы соблюдаете 6 правил, верите в себя, уверенно идете по развитию сюжета импровизации, то у зрителя не будет шансов на победу, так как вы будете держать его внимание, как падающий метеорит.
Но если в какой-то момент импровизации, вы дрогнете – пиши пропало (то есть, готовьтесь к факапу). Тай Лунг тут же одержит победу!
Что значит «дрогнете»? Значит, покажете зрителю свою неуверенность, свою ошибку.
Вы выходите на сцену к партнеру, который задал, как вам кажется, что он надувает колесо. А в следующую секунду вы понимаете, что это не колесо, а надувной матрас, но импульс мозга уже не остановить. Вы начинаете говорить, но по мере рождения слов уходит уверенность и посыл пропорционально возрастающему пониманию, что вы ошиблись.