«Вадим Шуйский – хорошо известное в мире отечественного маркетинга имя. Настоящий профи, смелый и креативный, он начинал с работы в сфере экономической психологии. Затем, получив второе образование в области маркетинга, прошел стажировку в Нью-Йорке и по возвращении на родину основал собственное агентство. Карьера Вадима Шуйского – блестящий пример того, каких высот можно добиться, имея в арсенале лишь талант и веру в себя».
Ого, а я, оказывается, не такой уж плохой психолог! И тоже способна многое рассказать о человеке, увидев его впервые. Точнее, о впечатлении, которое этот человек производит. Даже не так – хочет производить. Скептически хмыкнув, я снова опустила взгляд на глянцевитый оборот средней толщины книги.
«Даже тем, кто бесконечно далек от маркетинговых планов, отлично знакомы проекты Вадима. Именно он встряхнул продажи жевательной резинки, предложив снабдить ее вкладышами с забавными персонажами. А помните рекламу, в которой веселый растяпа использовал канцелярские принадлежности для ремонта квартиры? Это тоже работа агентства Шумского. Наконец, именно советы автора этой книги помогли в свое время поправить дела сети супермаркетов, глава которой после сокрушительной критики попросил дать его компании второй шанс, обратившись к покупателям напрямую. Собственно, это и есть отличительные черты метода Вадима Шумского – открытость и честность».
Ну-ну… Жалко, не знала всего этого раньше, иначе у меня было бы что сказать этому выскочке. Открыто и честно. Например, как пару лет назад родители моих подопечных из детского центра чуть ли не в ногах у меня валялись, умоляя отвлечь малышей от сбора цветных вкладышей то ли со слонозаврами, то ли с котоптицами… Мне удавалось переключать детей на другие игры, но тем же вечером какой-нибудь отпрыск вновь бросался изводить маму или бабушку просьбами купить очередную жвачку с нелепым персонажем. В итоге я сдалась и попыталась обернуть увлечение вкладышами во благо детям: мы вместе рассматривали картинки и сочиняли истории про загадочных зверей. Тигр Мяф, лягушонок Ква, бык My… Брр, вспомнить страшно!
Видела я и рекламу про растяпу, взявшегося делать ремонт своими силами. Потратив и без того скромный бюджет на покупку мотика и скрывая сей факт от сварливой супруги, он мастерски промазывал щели пластилином, утеплял окна с помощью скотча и скреплял отрывавшиеся обои клеем-карандашом. Помнится, даже объявляли конкурс на лучшее нетрадиционное использование канцелярских товаров, победителю в котором сулили как раз ремонт квартиры.
Венцом всего была, безусловно, рекламная кампания проштрафившихся магазинов. Как-то в нескольких столичных точках сети покупатели заметили тараканов и испорченные продукты. После серии репортажей по телевизору Интернет завалили гневные отзывы из других городов. Наверное, скандал легко замяли бы, не дерни директора сети нелегкая выскочить с ответной реакцией. Высокомерный дядька в дорогущем костюме и с зализанными гелем волосами недвусмысленно заявил, что считает все претензии происками конкурентов, предложив недовольным катиться куда подальше… Катастрофа для бизнеса, не иначе.
И в тот самый момент, когда обиженные покупатели решили никогда больше не переступать порог ни одного магазина торговой сети, на экранах появился ролик. Дружелюбный мужчина в свитере, отдаленно напоминавший зализанного босса, покаянно вздыхал и признавал все ошибки. Его сменяли одетые столь же демократично рядовые сотрудники сети, которые гоняли метлами обряженных в костюмы насекомых актеров и пели нехитрые частушки, обещая работать лучше. «Вишенкой» на этом, с позволения сказать, «торте» был все тот же директор, который проговаривал под музыку четверостишие. За несколько недель стишок настолько въелся в сознание, что я помнила его до сих пор:
Быть может, вышло как у Кафки,
Признаем честно, без прикрас.
Следим теперь, что на прилавке,
И просим, просим второй шанс!
Тоже мне интеллектуал, сильно сомневаюсь, что все читали «Превращение»… Но стоит признать, воззвание оказалось эффективным, даже я нет-нет да отовариваюсь в этих магазинах, хотя в свое время клятвенно обещала обходить их за три квартала. Погодите-ка… так неумелые песни-пляски были продуманной рекламной кампанией? Стоит отдать должное ее автору: перед лицом очевидных фактов директору оставалось только признать вину. Шутливый настрой снизил градус накала страстей, обесценил ситуацию. А «свойское» обращение приблизило сотрудников к покупателям, дало понять последним, что критика услышана и усвоена.
Ого, а ведь такая работа – чистой воды психология, как интересно! Все-таки хорошо, что после моего побега с так называемой «презентации» подруги задержались и забрали книгу. По словам девчонок, Шумский лично вручил им экземпляр, настоятельно попросив передать его мне.
Заинтригованная, я перевернула книгу и открыла первую страницу. Рот потрясенно открылся. В левом верхнем углу размашистым почерком стояло: «Тетехе от Пигмалиона:-). Надеюсь, Вы передумаете». Ниже красовался номер мобильного телефона.
Ну что за человек! Подумать только, а я было прониклась желанием разобраться, в чем же все-таки заключается его хваленый метод… Нет, все, хватит с меня издевательств! Конечно, я сама обозвала себя тетехой, хотя сотни раз в игровой форме отговаривала от подобного поведения своих малышей. Пускаешься в самоуничижение в надежде, что тебя ободрят и похвалят, – своего рода манипуляция, к тому же неудачная, ведь всегда есть риск, что с нелицеприятными характеристиками согласятся. Так и вышло в твоем, Люсенька, случае.
В ярости захлопнув книгу, я повернулась к монитору. Ничего страшного, найду способ скоротать вечер и получше! Начало рабочей недели, одинокие мужчины наверняка вернулись домой, поужинали – самое время заловить кого-нибудь в свои сети. Переборов волнение, я ткнула в избранное, где на самом верху гордо красовалась ссылка на сайт знакомств. Решено: больше не буду отсиживаться в «невидимках»!
Естественно, первой писать не буду, но зайду на несколько профилей, вдруг холостяки сами проявят активность…
Через полчаса мой смелый настрой развеялся, будто и не бывало. Нет-нет, «улов» был, но какой! Сначала ко мне постучался… Никола Тесла! Почему какому-то парню вздумалось скрываться под фотографией знаменитого изобретателя, а не, например, Брэда Питта, осталось загадкой. «Коля, 29» проявил невиданную прыть, с места в карьер взявшись набиваться ко мне в гости. С трудом отделавшись от навязчивого кавалера, я ответила на сообщение «Михаила, 35», о чем сразу же пожалела, прочитав предложение… м-м-м… весьма недвусмысленного свойства. Потом были новые неумелые попытки завязать диалог, ужасавшие меня грамматические ошибки, а еще свахи, умело маскировавшиеся под деловых мужчин, знакомящихся только через «консультантов по семейным вопросам».
Отчаявшись, я уже собиралась покинуть сайт, как вдруг в окошке выскочило вежливое сообщение: «Добрый вечер! Надеюсь, он именно добрый. Хочется познакомиться с Вами поближе». На радостях я бросилась строчить ответное послание, но тут мой взгляд упал на подозрительно знакомую фотографию… Так-так… «Вадим, 32», зарегистрировался буквально пять минут назад. Выходит, мой обидчик настиг меня в виртуальном пространстве!
Пока я придумывала, как поехиднее поставить его на место, пискнуло второе сообщение: «По-моему, нам вполне позволительно перейти на „ты”. Не возражаешь?» Стоит ли удивляться, что сдержаться у меня не получилось. Пальцы сами собой забегали по клавиатуре: «Конечно нет. Когда посылаешь человека далеко и надолго, проще сделать это, обращаясь к нему на „ты”. И кстати, с чего это гений маркетинга оказался на сайте знакомств? Ищет новых Галатей, готовых идти к нему на заклание?»
Вопреки моим ожиданиям, хлыщ совершенно не обиделся: «Послать всегда успеешь, дело нехитрое… А Галатею я уже нашел. К своему великому изумлению, так и не дождался ее звонка. Быстро прикинул, где она может находиться вечером понедельника: наверняка сидит дома, поедая пирожки и убеждаясь, что достойные мужчины перевелись. Нет чтобы почитать книгу с ценными советами…»
«Какие еще пирожки?!! Девять вечера, а я, к твоему сведению, не ем после шести. – Я поспешила отодвинуть тарелку со слоеными крендельками подальше от монитора, словно новоиспеченный гуру мог их увидеть. – А книгу, признаюсь, открывала. Мне хватило дарственной надписи, благодарю от души».
Ноутбук между тем вовсю тренькал, оповещая о сообщениях от других пользователей сайта, но я видела лишь дерзкую ухмылку на аватарке. «Забавно, что ты не удосужилась изучить мои советы, ведь сейчас неосознанно следуешь правилам из первой главы. Знакомишься с ситуацией на рынке и проводишь SWOT-анализ. – За умными словами я, как наяву, улавливала небрежно-высокомерный тон. – Но лучше делать это уже подготовленной. Поэтому советую все же приступить к книге. Начни с введения».
«И не подумаю, – твердо стояла на своем я. – Лучше убью время на „бред” о мальчике, боявшемся белой лошади. Полезнее будет».
«Не будет. – Вот ведь упрямый, прицепился! – Нам нужно обсудить маркетинговый план. Предлагаю встретиться в знакомом тебе кафе торгового центра. Завтра в 19.00 – подходит? Не волнуйся, обратно до дома подброшу».
Ну и наглец! Образно выражаясь, гонят в дверь, так лезет в окно… Хотя, стоит признать, мне даже льстила такая настойчивость. Нашел меня на сайте знакомств, не поленился зарегистрироваться… Эй, Люсенька, встряхнись, вспомни про тетеху! А ну-ка, не сдаваться!
«Не подходит, – решительно выдала я, запихнув в рот очередной кренделек. – Я ведь уже отказалась от роли подопытной крыски, с тех пор ничего не изменилось. И вообще, мне пора. Завтра рано вставать».
«Брось, тебе же любопытно. Хватит обманывать саму себя, – поддразнил он. – Значит, договорились, встречаемся завтра. А на ночь читаешь главу моей книги. Погоди-ка секундочку…»
Он пропал минуты на две, за которые я с удивлением успела понять, что боюсь, как бы этот «обмен любезностями» не был последним. Караул, неужели я и правда попалась на удочку собственного любопытства?
Не успела я окончательно растеряться, как в окошке сообщений появилось незатейливое:
Не стоит долго обижаться,
Начни читать – скорей, сейчас!
Нам нужно срочно пообщаться —
О, дай же, дай мне второй шанс!
И он исчез с сайта.
А я, растерявшись, так и осталась сидеть перед усыпанной крошками от выпечки клавиатурой. Потом все-таки взяла себя в руки и встряхнулась. Мне не оставили шанса вновь ответить отказом, но это не означает, что завтра я против воли побегу на какую-то встречу. Пора научиться следовать своим желаниям, не то так и проживу век трусливой тетехой. Увы, я снова лгала себе: в глубине души мне до зарезу хотелось узнать, какой же план приготовил для меня дерзкий Пигмалион.
Прибыв в кафе минут за пять до назначенного времени, я повесила пальто на вешалку и обосновалась за столиком в уголке. Не заметив нигде маркетолога, заказала чашку чая и уткнулась в экран телефона, где на поле появились разноцветные шарики. Эта игрушка нередко выручала меня в моменты особого волнения или когда просто требовалось подумать. Вот и теперь я принялась машинально складывать шарики в линии, унесясь мыслями далеко-далеко…
Накануне вечером я «проглотила» начало книги, пропустив короткое введение, – да кто эти введения вообще читает, нудеж! Рассчитанное на широкий круг читателей, руководство по маркетингу приятно удивило легким языком и увлекательными примерами. Так, первая глава, именовавшаяся «История о креме, или Как я провалил важный заказ», повествовала о временах, когда господин Шумский только начинал карьеру. Как-то к нему обратился представитель косметической компании, желавшей «раскрутить» новый крем для лица. Маркетолога затрясло от предвкушения скорого успеха: после стажировки за границей Вадим не сомневался, что дебют его агентства выйдет удачным.
Как честно признались производители, крем с эффектом лифтинга мало отличался от уже имевшихся на рынке аналогов. Шумский резонно, как ему тогда казалось, расценил, что распространять продукт нужно через салоны красоты: небедные дамы обязательно прислушаются к советам косметологов. Уцепился он и за состав «чудодейственного» средства, в котором промелькнула пара компонентов растительного происхождения. Чтобы подчеркнуть экологичность продукта, для упаковки был выбран зеленый цвет. Наконец, в качестве звезды рекламной кампании задействовали более-менее известную – насколько позволил не самый впечатляющий бюджет – актрису бальзаковского возраста.
Вопреки ожиданиям, «выстрелить» у новинки не получилось. Искушенные в вопросах ухода за собой клиентки салонов только заводили глаза от попыток впарить им ничем не выдающийся крем. Тогда продукт стали сбывать через розничные сети, но потенциальные покупательницы не оценили его природный характер, решив, что проще добиться эффекта лифтинга с помощью смеси сметаны с яичным белком и вареной картошкой, чем тратиться на недешевое нечто. «Спокойная» зеленая упаковка совершенно не вязалась с агрессивным посылом рекламного ролика: актриса, которая, как выяснилось, основательно раздражала всех, грозно вскидывала когтистый наманикюренный палец, уверяя, что стареть – это очень некрасиво. Шумский попытался спасти положение серией статей в Интернете, высмеивавших самодельные маски, но всеобщий градус раздражения только вырос.
«Провал был сокрушительным, – констатировал маркетолог на страницах книги. – Но полезным. Я понял, как важно предварительно анализировать ситуацию на рынке, выявлять потребности, учитывать все плюсы и минусы товара или услуги. Иными словами, как важно всегда быть честным – прежде всего с самим собой. Это и есть первое, главное правило моего метода…»
– Негибкость и неумение работать в режиме многозадачности, – вдруг раздалось у меня над ухом, и сзади тенью нависла чья-то фигура. – Обязательно поработаем над решением этих проблем.
– Что? – растерялась я и, обернувшись, увидела, как мне за плечо беспардонно заглядывает автор книги, о которой я только что размышляла. На Шумском красовались обычные темные джинсы и зеленая, в тон глазам, водолазка. Черное элегантное пальто уже висело рядом с моим на вешалке. Интересно, давно тут стоит этот правдолюбец от маркетинга?
– Игра, – лаконично пояснил он, кивнув на мой телефон. – За выбор хвалю – развивает логику и помогает сосредоточиться. Но стратегия… Ты или вцепляешься в один цвет и упускаешь возможности построить линии других цветов, или слишком увлекаешься хитрыми выкладками, запутываясь в линиях и лишая себя шанса получить немедленный результат. Иными словами, тот же диванный перфекционизм в действии. Такие игры – разумеется, в малых дозах – полезны не только детям. Ты ведь наверняка читала о последних исследованиях своих коллег в этой области.
– Во-первых, добрый вечер. Во-вторых, конечно, читала. – Положа руку на сердце, последний раз я открывала мудреные научные статьи несколько лет назад, еще в институте. – И в-третьих, со своими проблемами разберусь сама. Я и пришла сюда исключительно для того, чтобы еще раз сообщить, что участвовать в твоем эксперименте не буду. Ты ведь не дал мне возможность донести это на сайте.
– Но у тебя есть мой телефон. Всегда можно скинуть сообщение, если не желаешь встречаться, – лукаво улыбнулся он и, снова не давая мне ответить, перешел к делу: – Кое-что я уже набросал – пока умозрительно, ведь еще толком тебя не знаю. Посмотри, наверняка будет любопытно…
Он выложил передо мной несколько листов, и я моментально вцепилась в пару из них. Любопытно? Это еще слабо сказано! Передо мной предстали две фотографии в полный рост: та, что маркетолог снял на телефон в книжном магазине, и еще одна, запечатлевшая девушку, немного напоминавшую меня. Прелестница со снимка была стройнее, с более четким овалом лица и распущенными светлыми волосами. Ее пухлые губы, сияя от еле заметного блеска абрикосового оттенка, призывно улыбались, а простое голубое платьице подчеркивало тонкую талию и женственные формы. Но, главное, девушка казалась естественной, расслабленной и, несомненно, довольной собой.
– Так я и знал, – усмехнулся Шумский в ответ на мой тихий восторг. – Нехитрый фокус – показать клиентам, как может выглядеть их продукт. Мой помощник, Денис, мастер по части подобного рода картинок. Но это лишь один из вариантов, к тому же добиться внешнего впечатления – самое простое. Лучше посмотри маркетинговый план.
Нехотя отодвинув от себя портрет полубогини из фоторедактора, я взяла листок с расчерченными графами. «Комплексный анализ рынка», «определение целевой аудитории», «инструменты достижения»… О, кажется, я сильно погорячилась, по привычке нарисовав в мечтах нечто увлекательное и даже авантюрное, бесконечно далекое от моей среднестатистической жизни. Передо мной были сухие формулировки и строгие таблицы. Какая скучища…
– Не торопись с выводами. – Очевидно, Шумского уязвило разочарование, отразившееся на моем лице. – План не совсем четкий, много расплывчатых формулировок и мало цифр, ведь в данном случае я имею дело не с товаром и не с услугой.
И на том спасибо! Сразу отлегло от сердца, ведь, смею надеяться, меня причислили к почетной категории «Люди». Я подняла глаза на первую строку таблицы – ого, как амбициозно! Цель: «Усовершенствование девушки и ее жизни». Срок: «25 декабря». Я скользнула взглядом ниже – и чуть не захлебнулась чаем. В строке под названием «Прочее» в категории «Риски» значилось следующее: «Перерастание профессиональных отношений в личные». Это что еще такое?
– Я обязан просчитывать все, – ничуть не смутившись, мимоходом бросил маркетолог. – Риск минимален, ведь я стараюсь не смешивать работу с посторонними делами. Но мы будем часто общаться, можем сблизиться. Как психологу, тебе наверняка знаком подобный феномен.
– Идентификация с агрессором, стокгольмский синдром? – не упустила случая съехидничать я. – Или, раз ты допускаешь возможность нашего романа, я все-таки тебе нравлюсь? Мои плюс шесть кило, нелепые волосы, слишком узкая одежда… И на той злосчастной презентации ты, критикуя меня, самым банальным образом лгал? Ай-ай-ай, такой рьяный сторонник правды…
– Я никогда не лгу. Стоит признать, сегодня ты выглядишь гораздо лучше, чем в момент нашего знакомства. – Он одобрительно окинул взором мои простенькие синие джинсы, белый свитер и успевшие растрепаться за день косички, уложенные вокруг головы в подобие прически. – Важно не то, что ты кому-то нравишься. Главное, что ты, как я понял, не нравишься самой себе. И мы начнем исправлять это прямо сейчас. Собирайся, едем, тут недалеко. А по дороге обсудим первые пункты плана.
Забросив в себя кофе из крошечной чашки, он решительно поднялся и снял с вешалки мое пальто. Растерявшись, я помедлила, ведь совершенно не рассчитывала на продолжение вечера вне стен кафе и не знала, как реагировать. Похоже, насчет негибкости всезнающий маркетолог был прав.
– Хорошо, что побывала на сайте знакомств, проанализировала профили пользователей и наверняка оценила возможности, – не отрываясь от дороги, заметил Шумский. – Но пока стоит на время забыть о подобных ресурсах. Взять тайм-аут в устройстве личной жизни и для начала заняться собой.
– А как же многозадачность? Нужно ведь учиться выполнять несколько дел одновременно, – снова не удержалась и подколола я. – Впрочем, может быть, пока я буду приводить себя в порядок, ты, о великий учитель, найдешь несколько достойных претендентов на мои руку и сердце?
Но Шумский не был расположен шутить.
– Опять двадцать пять: маркетолог – не торгаш. Забудь это пошлое «У нас – товар, у вас – купец». Я не собираюсь искать тебе жениха. Обретешь гармонию с самой собой – и кандидаты на эту должность появятся сами, – обнадежил он. – А пока нас ждет первый пункт плана: необходимо провести доскональный анализ всей твоей жизни, определить, что именно тебя не устраивает, а заодно разобраться с твоими плюсами и минусами. Даю на это два дня. Честно думаешь и фиксируешь на бумаге, я сделаю то же самое, тебе полезен взгляд со стороны. Да, прочитай вторую главу и подумай о своей «целевой аудитории». Не ограничивайся личной жизнью. Может быть, пора обратить внимание на работу или ближайшее окружение. Пиши все, что придет в голову, и не пытайся выглядеть пристойно в собственных глазах. О, вот мы и на месте. По-моему, это должно тебя вдохновить…
Маркетолог помог мне выбраться из машины, и мы направились к раскинувшемуся на первом этаже высотного дома сиявшему огнями помещению с вывеской «Студия стиля». Прямо у двери нас встретила высокая стройная брюнетка в аккуратном белом халатике. Ее короткое гладкое каре в сочетании с типичным для парикмахерской запахом химии всерьез меня встревожило.
– Стричься и краситься не буду, – притормозив, объявила я своему спутнику.
Он в ответ кивнул и успокаивающе сжал меня за локоть.
– Не волнуйтесь, ваши волосы останутся в целости и сохранности. – Девушка дежурно чмокнула Шумского в щечку и улыбнулась мне. – Я Вика, консультант по стилю и владелица этой студии. Буду рада видеть вас в любое время. Приезжайте, когда понадобится, даже без Вадика. А пока он просил дать вам несколько советов по поводу цветовой гаммы.
Немного успокоившись, я послушно уселась в вертящееся кресло перед большим зеркалом. Вика задумчиво провела пальцами по моим волосам, задержала взгляд на моем отражении и кивнула своим мыслям.
– У вас от природы красивые белокурые волосы, и радикально менять вашу внешность – только портить, – постановила она. – Главное в облике – естественность. Фарфоровая кожа, синие глаза, персиковый румянец, розовые губы – у вас не самый распространенный цветотип, «Весна».
При слове «цветотип» я еле заметно дернулась, повинуясь рефлексу скорее бежать на все четыре стороны, но вовремя сдержалась. Вика между тем услужливо подсунула мне пару чистых листов бумаги и ручку. Правильно, лучше не полагаться на память, а тщательно записать все за стилистом.
– Конечно, я не видела весь гардероб, но ваши нынешние макияж и оттенки одежды больше подходят цветотипу «Лето». Не фатальная ошибка, но не раскрывает все достоинства внешности. Не бойтесь использовать теплые краски, – пустилась в рассуждения Вика, и я застрочила за ней, боясь упустить важные детали. – Бежевый, кремовый, коралловый, желтый, нежно-голубой, светлые зеленые тона – вот ваши цвета. Темным лучше не злоупотреблять, как и излишне контрастным ярким макияжем. Помните: у вас и без того выразительная внешность, необходимо не подавлять ее кричащими красками, а подчеркивать изысканной простотой. Брючные костюмы, струящиеся платья, свободные уютные свитера – все это должно стать основой вашего гардероба. И прически – чем натуральнее, тем лучше. Как сейчас – эти выбившиеся пряди напоминают «кислую капусту» Брижит Бардо. Небрежная элегантность – вот что вам идет…
Минут через десять я исписала два листа, получив ценные рекомендации по подбору обуви, украшений, деловых нарядов и вечерних платьев. Вадим не ошибся: я так вдохновилась нарисованным Викой романтичным образом, что лишь довольно поздний час остановил меня от желания немедленно бежать по магазинам.
– Запомнила? – деловито осведомился Шумский, когда, распрощавшись с дружелюбной девушкой-стилистом, мы вышли на оживленную улицу. И в ответ на мой кивок с театральной напыщенностью махнул рукой. – А теперь – забудь! Все, кроме основного.
– Как? – Я уже сбилась со счета, сколько раз он умудрился поставить меня в тупик. – Ты ведь сам привез…
– Да-да, знаю. – Маркетолог быстро повел меня к машине, спасая от зарядившего холодного дождя. – Вика дала массу советов, и когда-нибудь они обязательно тебе пригодятся. Но, по большому счету, так ли нужна сейчас эта дребедень по поводу макияжа и фасонов?
– И это говорит человек, издевавшийся над невинной розовой кофточкой?
Но Вадим опять не поддержал шутливый тон.
– На мой взгляд, Вика сказала важнейшее: тебе нужна естественность. Во время нашей первой встречи у меня сложилось впечатление, будто ты хочешь спрятать саму себя. Но ведь, по большому счету, это всегда будешь ты, какую кофточку ни натяни. Оригинальный, единственный в своем роде «продукт». Кстати, напомни, скину тебе пару статей об исследованиях внешнего впечатления. С помощью айтрекинга ученые убедительно доказывают, что мы оцениваем друг друга отнюдь не по одежке, в первую очередь обращая внимание на лицо.
Айтрекинг, айтрекинг… Кажется, это что-то про отслеживание движения взора. Мне вдруг стало стыдно: после института я пару раз ходила на курсы повышения квалификации от работы, но и только… А ведь, помнится, выбрала профессию психолога отчасти потому, что она предполагает постоянное развитие. Взять того же Шумского – циничный маркетолог, на памятной презентации книги он весьма недвусмысленно высказался о своем отношении к психологии, но знал из этой области немало. И похоже, постоянно следил за научными исследованиями.
– Послушай-ка, несмотря на нелестное мнение о Фрейде, ты ведь не чужд психологии. Явно прибегаешь к ее помощи в своей нынешней работе, да и по первому образованию ты – психолог, – отклонилась от темы разговора я. – Почему же сменил сферу деятельности? Тебя что-то разочаровало?
– Это к делу не относится, – отрезал он и, вперив взор в дорогу, быстро вернул меня к обсуждению внешности. – Не забивай голову ерундой, лучше подумай, как перестать стесняться саму себя. Тебе ведь понравилась работа Дениса, тот портрет в голубом платье? Согласись, рассматривая мифическую девушку, ты улавливала настроение, оценивала ее облик в общем, а не разбирала его на детали.
Верно. Помнится, я сразу определила, что прекрасная блондинка естественна и довольна собой. От ее глаз, лица и волос – от нее самой – исходило сияние красоты и гармонии. Она смотрелась этаким подарком для себя и окружающих, и ее статус в соцсети наверняка никогда не омрачило бы проблемное «все сложно». Если бы, конечно, эта барышня существовала в реальности…
Шумский между тем затормозил у моего дома. Сложив свои драгоценные заметки по поводу стиля, я уже собиралась вылезти из машины, когда он остановил меня для финального на сегодня «инструктажа».
– На днях побываю у тебя на работе, нужно заняться и этой сферой. Звони или пиши, если будут ценные соображения по поводу собственной жизни, я – всегда на связи. О новой встрече договоримся через пару дней. Да, – буднично бросил он напоследок, – отныне я – твой парень. Привыкай.
– Что? – бестолково переспросила я, не поверив своим ушам. Не иначе мой новый знакомый рехнулся!
– Я – твой парень, – терпеливо повторил он и помедлил, наслаждаясь моим замешательством. Потом снизошел до объяснений: – С главой про иллюзию повышенного спроса ты еще ознакомишься, а пока поверь на слово: будет лучше, если в глазах окружающих ты предстанешь девушкой «занятой». Не переживай, это ведь не какая-то бессовестная ложь, а так… понарошку. Нужно для дела.
Мне оставалось лишь ошеломленно кивнуть и побрести к дому, прижимая к груди заветный портрет моей идеальной «я». Так-так, выходит, у меня появился парень – маркетолог. Циничный, заносчивый и выдуманный. Который только что нарушил свое первостепенное правило: всегда быть честным. Что ж, Люсенька, кажется, теперь у тебя действительно «все сложно»…