Люди покупают не то, что вы делаете. Они покупают причину, по которой вы это делаете. А то, что вы делаете, прекрасно доказывает, во что вы верите.
Большую часть времени нас учат традиционным тренерским техникам и инструментам, позволяющим проводить отличные тренировки и готовиться к соревнованиям. Однако когда я прошу коллег назвать пять качеств отличного тренера исходя из их опыта, то «знание своего спорта» в этом списке обычно занимает всего один пункт. Вместо этого они говорят об эмоциональном интеллекте и умении находить контакт. Лучшие из нас поняли, что для того, чтобы быть отличным тренером, надо стать лучшей версией себя. Для этого сначала нужно проделать внутреннюю работу. И вы должны знать, зачем это нужно. Давайте обратимся к восьмикратному чемпиону НБА и тренеру «Голден Стэйт Уорриорз» Стиву Керру.
Керр сделал фантастическую карьеру, у него за плечами пять чемпионских титулов НБА в составе «Чикаго Буллз» и «Сан-Антонио Сперс», а его трехочковый давно стал легендой. Его навсегда запомнят в «Буллз» за победный бросок в шестой игре финала НБА 1997 года. Ему также довелось играть под руководством таких легендарных тренеров, как Люте Олсен в «Аризоне», Фил Джексон в «Буллз» и Грегг Попович в «Сперс». В 2014 году ему предложили стать главным тренером в «Голден Стэйт Уорриорз». Побеседовав с другим легендарным тренером, Керр засомневался, что его подготовка к новой профессии была достаточной.
После перехода в «Уорриорз» Керр с головой ушел в работу. Дни и ночи напролет он сидел над планами и тактиками команды, изучал других успешных соперников в нападении и защите, собрал видеотеку лучших игровых моментов, общался с тренерами из других видов спорта и разрабатывал концепции и теории, которые, по его мнению, могли бы привести «Уорриорз» к победам. Затем, в августе 2014 года, его пригласили на предсезонный лагерь для действующих чемпионов Суперкубка, команды «Морские ястребы» (Seattle Seahawks), после которого он вновь поменял все свои взгляды.
Керр восхищался «Морскими ястребами», ему нравились их позитивный настрой, боевой дух и товарищество, которые очень чувствовались, когда они разгромили «Денвер Бронкос» в XLVIII Суперкубке. Когда главный тренер «Ястребов» Пит Кэрролл пригласил Керра провести несколько дней с командой, тот не упустил этой возможности. Он целых два дня наблюдал за тренировками «Морских ястребов» и их подготовкой к предстоящему сезону. Накануне второго дня он встретился с Кэрроллом. Разговор с ним, как признался Керр в моем подкасте «Путь чемпионов», изменил его тренерскую философию.
«Как ты собираешься тренировать свою команду?» – спросил Кэрролл у Керра. Тот, немного опешив, протянул: «Вы имеете в виду, какую тактику в атаке мы будем использовать?» – «Нет, – сказал Кэрролл, – это вообще не имеет значения. Ты давно играешь и сам прекрасно понимаешь, как защищаться, атаковать, тянуть время и все такое. Я говорю о том, как будет строиться распорядок дня, как будут проходить тренировки, что будут чувствовать игроки, когда приходят на занятия».
В этот момент Керр понял, что у него нет ни плана, ни ответа. Он еще не знал, какими будут его тренировки, какой будет командная культура и понравится ли игрокам ходить к нему каждый день. Сам играя под руководством лучших тренеров мира, он полагал, что все это произойдет само собой.
Тогда Кэрролл дал ему задание на дом: «Когда вернешься в отель, выпиши на лист бумаги десять важных для тебя вещей. Что для тебя самое важное в жизни? А завтра мы с тобой сократим эти десять пунктов до четырех. И эти четыре вещи должны характеризовать тебя как человека, как личность».
А затем Кэрролл дал еще один совет, который не выходит из головы у Керра по сей день. Нам с вами он тоже будет полезен. «Неважно, какие ценности и приоритеты у меня, или у Джона Вудена, или у Фила Джека-младшего, или у Грегга Поповича, – сказал Кэрролл. – Думай о том, что важно именно для тебя, потому что в конечном счете ваши ценности должны стать отражением вашей игры. Только это делает тренерскую работу неподдельной. Просто если ты попытаешься выдать чужие ценности за свои, игроки быстро уловят эту фальшь».
Когда Керр вернулся в отель, он долго не мог уснуть и думал о том, что для него действительно важно. А еще стал рассуждать, какие вещи волновали его в последние несколько дней: от музыки во время тренировок до тщательной подготовки и внимательности на командных собраниях. Он думал о конкуренции, которая была буквально в каждом упражнении, о необходимости никогда не унывать и о взаимодействии между тренерами и игроками.
«Тогда-то меня и осенило, – признается Керр. – Пит Кэрролл выстроил всю тренировку своей команды на энергии, любопытстве, позитиве и радости, которые определяли его самого. Его игроки были отражением его самого, потому что каждый их день основывался на ценностях Пита, на том, что было важно для него. И сочетание этой замечательной командной культуры и удивительно талантливого тренерского состава помогло “Морским ястребам” выиграть Суперкубок. Все это сработало».
На следующий день Керр вернулся к Кэрроллу и обозначил свои четыре ценности:
1. Радость: в конце концов, игрой и тренировками они зарабатывают на жизнь, и это должно быть весело.
2. Соревновательность: в конечном итоге цель – выиграть чемпионат, поэтому надо соревноваться.
3. Сопереживание: каждый из нас так или иначе страдает, но мы должны стараться помочь людям – независимо от того, чем мы зарабатываем на жизнь.
4. Осознанность: тренеры и игроки, обладающие высоким уровнем осознанности, привносят в работу команды ясность цели и показывают лучшие результаты.
«Неплохо, – заявил Кэрролл, – теперь вы с командой должны выстроить весь день вокруг этих четырех ценностей». Керр спросил, что его коллега имеет в виду. «Ну, если ваша ценность – соревновательность, – объяснил Кэрролл, – то вам, ребята, лучше каждый день соревноваться. Если радость – то находить для нее поводы, веселиться. А если осознанность, то практиковать ее». И тут Керр подумал, что у него есть финальный штрих, необходимый для создания командной культуры.
Еще в начале тренировочного лагеря Керр и его сотрудники стали внедрять эти ценности, проводя короткие и нескучные тренировки. Из колонок звучала бодрая музыка. Тренировки были быстрыми, насыщенными, незатянутыми. Разборы видеосъемок игр были одновременно обучающими, познавательными, но место для веселья всегда находилось. Тренеры стали не просто наставниками – они сознательно заботились об игроках и их близких.
«Мы понимали, что все не изменится в одночасье, – говорит Керр, – но мы были уверены, что со временем игроки почувствуют наш позитивный настрой, нашу заботу и участие, проникнутся нашим соревновательным духом и признают наш осознанный подход к тренерской работе. И мы надеялись, что если мы будем последовательно придерживаться этого распорядка, то команда начнет обретать идентичность, отражающую эти идеалы».
Изящнее эту мысль выразил сам Керр в предисловии к книге моего хорошего друга, доктора Джерри Линча «Одержать победу»: «Я с гордостью могу сказать, что со временем “Уорриорз” добились значительных успехов главным образом потому, что у нас была невероятно талантливая команда. У нас появилась культура, которая зиждется на четырех ценностях. Воплощение радости – Стеф Карри, соревновательности – Дрэймонд Грин, осознанности – Андре Игуодала, сопереживания – Шон Ливингстон и Клай Томпсон. Наши ценности проявляются и в блестящей игре Кевина Дюранта, захотевшего стать частью команды, в которой держатся вместе, заботятся друг о друге и идут на жертвы ради общего блага, но при этом он не перечеркнул свою индивидуальность, не затерялся среди замечательных игроков. В конечном счете именно игроки определяют успех команды. Работа тренера заключается в том, чтобы передать им общее видение, наладить рутинные процессы и выработать полезные техники и привычки, которые будут последовательными. Когда все это объединяется, результаты становятся впечатляющими».
Все сложилось наилучшим образом. За первые пять сезонов работы Керра на посту главного тренера «Уорриорз» выиграли три чемпионата мира НБА, пять раз подряд выходили в финал НБА, установили рекорд по количеству побед в регулярном чемпионате и прославились как одна из величайших баскетбольных команд всех времен. Радость. Осознанность. Соревновательность. Сопереживание.
Это четыре принципа, которые были важнее всего для Стива Керра и стали основой его личности, четыре принципа, которые определяли его истинное «я».
Урок, который Стив Керр получил в тот день от Пита Кэрролла, был прост: познай себя. Ваша команда и ваша программа должны быть отражением вас самих. Сначала проделайте внутреннюю работу и узнайте свои причины и принципы.
С этого девиза начинается путешествие по первой части этой книги.
Тренеры стали не просто наставниками – они сознательно заботились об игроках и их близких.
Чтобы стать лучшим тренером, вы должны сначала стать лучшей версией себя.
Самый мощный инструмент лидерства, который есть у каждого из нас, – наш собственный пример.
Ниагарский водопад – прекрасная идея для летнего отдыха. Погода солнечная, пейзажи потрясающие и, конечно же, поражающая воображение мощь природы. Если бы не толпы, осаждавшие эту достопримечательность на длинные выходные в честь Дня независимости, безумные пробки на границе с Канадой и стресс, вызванный участием в региональном чемпионате. Все это стало поводом для постоянной тревоги, беспокойства и провальной тренерской работы. К сожалению, в тот уик-энд в 2002 году я показал себя как плохой тренер.
Моя команда, шестнадцатилетние парни из Вермонта, играла свой третий матч на региональном чемпионате, и, так как первые два мы продули, нас уже почти вычеркнули из турнирной таблицы. Было очень жарко и влажно, поэтому я ожидал, что уровень концентрации и сил моих ребят к третьей игре, в которой нашим соперником стала очень сильная команда из Вирджинии, окажется ниже. Матч продолжался, нам забивали все больше, я становился все злее и злее, особенно же меня выбешивал один из моих игроков – назову его, пожалуй, Стив.
У Стива были и способности, и силы, и физические данные, но в тот день его прессовали, и, на мой взгляд, он был не в лучшей форме. Чем больше я злился, тем громче орал на Стива. Это заметили и его товарищи по команде, и его родители, и, конечно же, сам Стив, который замкнулся в себе, еще больше боясь совершить ошибку и паникуя при каждом касании мяча. В конце концов, когда наши соперники забили нам пятый гол, я сорвался. Я посадил Стива на скамейку запасных, сгоряча высказал ему все, что думаю, и сделал вид, что вообще его не вижу, когда он прошел мимо меня, понурив голову. Тогда мне правда было все равно, что он чувствует. Мне нужны были игроки, которые могут бороться и побеждать. По моему мнению, Стив не мог как следует играть в команде, так почему я должен возиться со Стивом?
Через несколько минут кто-то похлопал меня по плечу сзади. Я обернулся: это был один из друзей Стива, назовем его Эван, очень чуткий юноша, который всегда поддерживал товарищей по команде и никогда никому не отказывал в помощи. «Тренер, – сказал Эван, – думаю, вам стоит вернуть Стива на поле». – «С чего бы? – нахмурился я. – Он даже не старается. Его там просто лупасят, и все». – «Он не хочет возвращаться в следующем году, тренер. И в основном из-за вашего к нему отношения, – продолжил Эван. – Это значит, что сегодня его последняя игра. Он играл с нами девять лет. И сейчас он сидит на скамейке и чувствует себя ужасно, как будто это он во всем виноват. Мы все равно уже сегодня не выиграем. Мне кажется, вы не должны допустить, чтобы его последняя игра закончилась тем, что его удалили с поля и все кончилось так паршиво. Но решать, конечно, вам», – сказав это, Эван отошел в сторону.
Я повернулся и посмотрел на Стива: он сидел с понурой головой. Игра, которую он так любил в детстве, превратилась в ненавистное занятие в юности, и я был тому причиной. В погоне за победой я потерял часть своей человечности. В тот момент, может быть, впервые в жизни и в пылу борьбы, я увидел не просто спортсмена. Я увидел человека. Я увидел Стива. И я сразу выпустил пар. И впервые за свою тренерскую карьеру подумал: «Какого черта я делаю? Стиву и так херово. Я в жутком стрессе и чувствую себя паршиво. И ничто все равно не изменит исход игры. Надо найти выход из этой ситуации».
Я подошел к скамейке запасных и обнял Стива. Я сказал ему, что мне очень жаль и что я действительно подвел его. А еще вернул его на поле и попросил наслаждался своим последним матчем с товарищами. И Эвана я тоже вывел на поле, позволив двум друзьям напоследок сыграть вместе. Сейчас я хотел бы поблагодарить Эвана за его мудрые слова и мужество в тот день – я уверен, что сам бы тогда до этого не додумался. В конце концов, я был двадцатидевятилетним чуваком, чертовски уверенным в себе. Но в тот день что-то во мне определенно надломилось.
Я бы солгал, сказав, что одним жарким днем около водопада все изменилось раз и навсегда. Однако эти мудрые слова, прозвучавшие из уст шестнадцатилетнего парня, стали для меня поворотным моментом, началом долгой эволюции, которая продолжается до сих пор. Я понял, что, прежде чем пытаться помочь своим игрокам, я должен помочь себе. Если хочешь стать лучшим тренером, для начала стань лучшей версией себя.
Есть еще одна очень понятная причина, по которой эта глава стала первой в этой книге. По моему личному опыту, после тридцати лет работы на тренерских позициях и в сфере обучения других тренеров, большинство коллег вообще никогда не занимаются внутренней работой. Нас сразу же бомбардируют техниками и тактиками, стратегиями проведения таймов, методиками популяризации знаний и воспитания победителей, но редко – если вообще когда-либо – говорят, что надо сначала заглянуть внутрь себя.
Нам твердят, что проявление уязвимости и человечности – признак слабости. Нам говорят, что спрашивать игроков, что им от нас нужно и чего они хотят, – признак плохого тренера. И вот в работе с нашими спортсменами мы становимся диктаторами и механическими передатчиками знаний.
Но это не путь к тому, чтобы стать хорошим тренером. Настоящая дорога начинается, когда мы проделываем большую внутреннюю работу и познаем самих себя: что драйвит нас, зачем мы тренируем и какова наша главная цель. Без этих важных знаний, без самоанализа в вас будет чувствоваться фальшь. А когда она есть, спортсмены ее сразу видят. Поэтому сначала давайте займемся внутренней работой над собой.
Эта глава посвящена тому, как узнать себя и сформулировать свои истинные цели. Мы рассмотрим:
– определение хорошего тренера, а также почему самоосознание является ключевым элементом для него;
– разницу между реакцией на ситуацию и ответом на ситуацию;
– инструменты, которые я использую, чтобы помочь тренерам и командам понять, что вместо того, чтобы бурно реагировать на ситуацию, надо научиться на нее отвечать;
– простое упражнение для формулировки главного девиза для цели ваших тренировок.
Эти элементы – основа для того, чтобы стать тренером-преобразователем. Вперед.
Вопрос «Что такое “хороший тренер”?» поначалу кажется простым. По крайней мере, для многих слушателей из полных аудиторий и залов – тренеров, перед которыми я выступаю каждый год. Хотя желающих озвучить ответ не так много, большинству из нас на ум сразу же приходят победы и чемпионские титулы. Это, конечно, то мерило, по которому мы оцениваем самых известных тренеров.
Когда я писал эти строки, женская сборная США по футболу выиграла чемпионат мира 2019 года, а главный тренер команды, Джилл Эллис, стала первой женщиной-тренером, выигравшей два чемпионата мира подряд. Ее общий рекорд в финалах чемпионатов мира – 13-0-1. Однако после победы на Кубке мира 2015 года США выбыли из борьбы на Олимпиаде 2016 года еще в четвертьфинале. Чемпионы мира не смогли побороться даже за призовые места. Многие тогда требовали уволить Джилл Эллис. В конце концов, если команда не побеждает, значит, тренер плох, верно?
С той же проблемой ежегодно сталкиваются многие спортивные организации, когда заходит речь о том, оставить тренера или заменить его: если побед нет, хорошо ли работает тренер? Как начальство, будь то генеральный менеджер клуба или спортивный директор средней школы, может оценить, насколько качественно тренер выполняет свою работу? С такой дилеммой столкнулись Крис Снайдер и его коллеги из Олимпийского и Паралимпийского комитета США. Будучи директором по обучению тренеров комитета, он курировал наставников всех олимпийских и паралимпийских команд США и помогал им готовить атлетов к Олимпийским и мировым чемпионатам. Снайдеру поручили сформулировать, что именно подразумевает под собой «качественная тренерская работа». И это оказалось непростой задачей.
«Я спрашивал у коллег: “Как думаешь, ты хороший тренер?”, и мне всегда отвечали: “Конечно, иначе бы меня здесь не было”, – рассказывал мне Снайдер, когда мы с ним прогуливались по территории Олимпийского тренировочного центра США в Колорадо-Спрингс летом 2017 года. – Но я докапывался: объясните. И мне отвечали что-то вроде: “Ну, мои спортсмены завоевали шесть медалей на Играх 2016 года в Рио”. Тогда я спрашивал: “Значит, если вы не выиграете ни одной медали на следующем чемпионате мира, то перестанете быть хорошим тренером и вас нужно уволить?” – усмехается Снайдер. – Ответом мне всегда было: “Нет, конечно же!” Так что, очевидно, нельзя определять качество тренерской работы только по победам и поражениям. Критерий должен быть менее поверхностным – особенно на юниорском и подготовительном уровнях».
Снайдер обратился за помощью к профессору Университета Фресно доктору Уэйду Гилберту, одному из самых авторитетных специалистов в области подготовки тренеров, а в 2017 году Олимпийский и Паралимпийский комитет США опубликовал «Рамочную программу качества тренерской работы», где были перечислены все необходимые критерии.
Настоящая дорога начинается, когда мы проделываем большую внутреннюю работу и познаем самих себя: что драйвит нас, зачем мы тренируем и какова наша главная цель.
Определение в итоге выглядит следующим образом:
Качественная тренерская работа – это последовательное применение интегрированных профессиональных, межличностных и внутриличностных знаний с целью повышения уровня компетентности, уверенности, сплоченности и силы духа спортсменов в конкретных тренерских контекстах.
Другими словами, основываясь на десятилетиях исследований в области образования, позитивной психологии, преподавания коучинга и лидерства, можно сказать, что качественная работа тренера зиждется на трех китах: знание базовых принципов тренерства, результаты, ориентированные прежде всего на спортсмена, и соответствие контексту. Мы можем понять, насколько хорошо работает тренер, только оценив его конкретную работу в этих трех аспектах. Давайте рассмотрим их немного подробнее.
В интернете выложено множество занятий или видеоуроков, где профессиональные тренеры работают с профессиональными спортсменами, но можете ли вы, скажем, просто взять и использовать эти материалы для девятилетних детей? Конечно же, нет. Гилберт пишет, что «хорошее тренерство требует умения адаптировать свои знания исходя из конкретных потребностей спортсменов и соответствовать особенностям обстановки, в которой проводятся занятия». Другими словами, все учебные материалы должны соответствовать возрасту и уровню спортсменов, с которыми вы работаете.
В прошлом тренеров часто воспринимали просто как передатчиков информации, поэтому, когда нужно было понять, насколько эффективной была проделанная работа, смотрели только на то, стали ли спортсмены сильнее в технике и тактике игры. Однако следует раздвинуть рамки понятия «хорошая тренерская работа» и требовать от тренеров подхода к результатам, основанного на принципе ХОКУ (аббревиатура):
– Характер: развитие моральных качеств спортсменов – например, сочувствие, уважение и честность. Ваши атлеты должны стать примером для подражания для других.
– Отношения: выстраивание доверительных и дружеских отношений между товарищами по команде, тренерами, персоналом.
– Компетентность: совершенствование технических, тактических и специфических для определенного вида спорта элементов.
– Уверенность: укрепление веры в себя и самооценки спортсмена, а также тренировка его стойкости и психической выносливости.
Я оставил этот пункт напоследок, несмотря на то что он стоит на первом месте в «Рамочной программе оценки качества тренерской работы». Определение Гилберта включает три компонента основных тренерских компетенций: знание своего вида спорта, понимание межличностных связей и внутриличностное знание. Другими словами, нужно хорошо знать в теории свой вид спорта, понимать, как взаимодействуют люди, и знать самого себя.
Одним из самых больших открытий для меня в моей тренерской карьере стало познание себя, или, как называет это Гилберт, «внутриличностное знание». Я не уверен, что, став тренером в двадцать с небольшим лет, я был способен понять это, но по мере накопления опыта и рождения детей я определенно стал лучше понимать себя. И параллельно я рос как тренер.
Мы должны лучше знать самого себя, потому что в великих тренерах нет лжи и фальши. Помните совет, который Пит Кэрролл дал Стиву Керру? Мы должны быть настоящими, иначе наши спортсмены сразу почувствуют фальшь. В то же время надо понимать, что наши недостатки, будь то вспыльчивость в общении с официальными лицами или неумение слушать своих спортсменов, не являются оправданием для того, чтобы выходить из себя. Познание себя поможет не рубить сплеча и дать мудрый совет своему спортсмену вместо того, чтобы просто наорать на него. Ведь великие тренеры не просто реагируют на ситуацию – они откликаются на нее.
В своей книге Above the Line, посвященной сезону национального чемпионата 2014 года по американскому футболу в штате Огайо, главный тренер Урбан Мейер приводит простое уравнение: E + R = O (событие + реакция = результат).
В каждой игре, выступлении или соревновании, неважно, спортсмен вы или тренер, происходит множество событий. Это могут быть неудачные удары, забавные отскоки и пропущенные голы. Все это влияет на нас, но, как подчеркивает Мейер, гораздо большую роль, чем сами события, играет наша реакция на эти события. Мы не можем контролировать происходящее, но мы можем контролировать наш отклик на него. К сожалению, многие спортсмены и тренеры не умеют откликаться. Вместо этого они бурно реагируют. И на то есть веские причины.
В 1990-х годах итальянские ученые обнаружили в мозгу класс нейронов, которые активируются не только тогда, когда человек сам совершает действие, но и когда он просто наблюдает за действиями других. Их назвали зеркальными. Вот почему нас тянет зевать, когда видим, как зевают другие, и вот почему мы невольно вздрагиваем, когда видим, как кому-то наступают на ногу. А вы улыбаетесь в ответ или радуетесь, если кто-то заливается смехом рядом с вами? Все эти реакции регулируются зеркальными нейронами, которые позволяют не только предсказывать действия других людей, но и моделировать эмоции, стоящие за этими действиями. Исследователи применяли функциональную магнито-резонансную томографию, чтобы оценить влияние эмоциональной привязанности на работу мозга, и результаты оказались ошеломляющими.
Когда вы тренируете команду, наблюдаете за своей второй половинкой, которая участвует в соревновании, или даже просто смотрите субботний матч любимой футбольной команды, включается особый отдел мозга, который оценивает возможность гола или офсайда. В результате мозг реагирует на ситуацию так, словно вы сами совершаете это действие. Вот почему и родители спортсменов, и тренеры могут слететь с катушек во время матча, который считают очень важным. Их мозг реагирует так, как будто лично их удаляют с поля или засуживают.
Те же зеркальные нейроны, управляющие нашим поведением, дают команду обмениваться энергией с соперниками, либо подстегивая друг друга, либо сдуваясь вместе. Эмоции команды заразительны, как в положительном, так и в отрицательном смысле. Такой тип реакции – естественный, но, как мы все знаем, иногда он не так уж полезен.
Помимо зеркальных нейронов, наши реакции также во многом определяются особенностями нашей личности. В психологии под этим феноменом обычно понимаются индивидуальные различия в особенностях мышления, чувств и поведения. Личность определяет наше инстинктивное поведение и нашу зону комфорта по умолчанию. Она диктует, как реагировать на определенные ситуации. Например, я отношусь к типу «действуй сейчас, вопросы потом». Я не люблю долго раздумывать и тщательно планировать. В результате я не всегда хорошо слышу людей и не очень осознаю, как мои действия могут повлиять на окружающих. Временами и в нужной ситуации это очень меня выручает. Но в других случаях, напротив, сильно мешает. Уверен, несколько бывших игроков и судей, с которыми мне доводилось пересекаться, это подтвердят.
Идея о том, что каждому из нас при рождении присущ определенный тип темперамента, существует уже тысячи лет. Она выдвигалась еще в Китае в 2000 году до н. э., озвучивалась древними греками (сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик) и обрела форму в работах известного психиатра XX века Карла Юнга (мышление, чувство, ощущение и интуиция) – в общем, типы личности и темперамента изучаются уже тысячи лет.
Возможно, вы проходили такие тесты на работе, например тест на тип личности Майерса-Бриггса, типологию личности DISC, Strengths Finder (или «Поиск сильных сторон») или другие.
Авторы таких тестирований любят делать громкие заявления об эффективности своих разработок и убеждать людей в том, что данный при рождении темперамент – это судьба. Однако многие из этих утверждений не имеют научного обоснования. На самом деле личностные оценки не всегда являются надежными характеристиками индивидуума. Однако, если использовать эти результаты, чтобы помогать людям лучше понять свои особенности поведения, общения, чтобы внимательнее изучить этот феномен и спровоцировать научные дискуссии, они могут быть очень полезны. Подробнее об этом дальше.
Однако есть что-то гораздо важнее типа личности – это характер, потому что именно он дает возможность откликаться на происходящее. Характер складывается из множества факторов: воздействия культуры, жизненного опыта, образования, воспитания, морали и ценностей. Характер – это самоосознание, в том числе осознание того, как мы склонны реагировать на происходящее, чтобы в определенных ситуациях уметь сделать глубокий вдох и выдохнуть.
Простой, но эффективный способ понять разницу между темпераментом и характером – представить себе айсберг. То, что над водой, – ваш тип личности, который заставляет нас бурно реагировать на что-то; а огромная часть глыбы под водой – ваш характер, который позволяет вам вдумчиво откликаться.
Эмоции команды заразительны, как в положительном, так и в отрицательном смысле. Такой тип реакции – естественный, но, как мы все знаем, иногда он не так уж полезен.
Тренерское образование должно быть направлено на развитие характера, чтобы тренеры могли принимать правильные решения в нужное время. Сможете ли вы правильно изменить тактику, когда нужно переломить счет за пять минут до конца матча, или потратите это время на то, чтобы орать на своих игроков и злиться на судью? Как говорит Джо Эрманн: «Чтобы стать лучшим тренером, нужно стать лучшей версией себя». А один из важнейших шагов к этому – умение контролировать свои реакции и отклики.
Уэйд Гилберт считает, что для того, чтобы познать себя, тренеру также необходимо иметь высокую цель. Нужно знать свои «почему», понимать истинные причины, по которым вы решили выбрать эту профессию. «Четкое осознание своей миссии должно действовать как сильная мотивация и импульс, – пишет Гилберт. – Цель должна вести тренера к его мечтам и задачам. Она также должна воодушевлять, подталкивать к тому, чтобы тренеры сами отвечали тем высоким стандартам, что устанавливают для своих спортсменов».
В «Алисе в стране чудес» Чеширский кот советует Алисе, которая спрашивает дорогу, но не знает, куда идти: «Ну уж куда-нибудь наверняка придешь, если походишь подольше». Без четкой цели и осознания «зачем» и «почему» тренерская деятельность становится бессистемной. Когда вы тренируете спортсмена только для того, чтобы выиграть чемпионат или национальный титул, ваша работа может стать той механической транзакцией, о которой мы говорили, потому что ваше стремление к определенной задаче сметает с пути всех – включая спортсменов. Но когда вы начинаете с «зачем» и «почему» и четко определяете свою цель, вашим компасом становится смысл.
Один из моих любимых писателей, Сет Годин, поделился в своем блоге историей о снайпере из легендарного непальского воинского сословия – гуркхи, – который сбежал из тюрьмы во время Второй мировой войны. «Он удрал из японской тюрьмы на юге Бирмы и в одиночку преодолел шестьсот миль через джунгли к свободе. Путь занял у него пять месяцев, но он никогда не спрашивал дорогу и ни разу не сбился с пути. Во-первых, он не умел говорить по-бирмански, а во-вторых, считал всех бирманцев предателями. Он шел по карте и, добравшись до Индии, показал ее офицерам разведки, которые расспрашивали его об этой одиссее. На карте карандашом были отмечены все повороты, все дороги и развилки, которые он прошел, все реки, которые он пересек. Этот клочок бумаги сослужил ему хорошую службу. Однако офицеры разведки были разочарованы: перед ними была карта Лондона».
Отсюда Годин делает вывод: даже если у вас плохая карта, правильный компас приведет вас домой. Именно поэтому многие тренеры считают, что надо четко сформулировать свою большую цель. В следующем разделе мы расскажем об этом подробнее.
В проекте «Меняя игру» (Changing the Game) мы пользуемся своей системой оценки тренеров и команд – «Индикатор личностного разнообразия» (Equilibria Personality Diversity Indicator, или PDI), – в которой используется четыре цвета (E-Colors), чтобы помочь тестируемым оценить их таланты и сильные стороны, а также наглядно показать эти параметры.
В 2004 году это тестирование применили в сфере нефтегазовой отрасли, и эксперимент показал, что наша система очень успешно помогает в повышении уровня безопасности на опасных и стрессовых работах. Сегодня эта система оценки широко используется в школах и спортивных командах, а также во многих других отраслях и оказывает огромное влияние на развитие инклюзивности, разнообразия и взаимопонимания между группами людей.
С помощью семинаров и онлайн-инструментов оценки удалось собрать сотни тысяч показателей в таких областях, как коммуникация, самореализация, лидерство, которые нашли отклик у участников наших семинаров и аудитории из различных отраслей. Мы обнаружили, что это невероятно мощный инструмент для повышения самоосознания, выстраивания доверительных отношений и формулирования миссии, видения и ценностей команды. Я лично видел, как многие спортсмены и тренеры переживали озарения в том, что касалось осознания себя и понимания товарищей по команде, и я использовал эти моменты, чтобы спровоцировать интересные дискуссии по вопросам инклюзии, разнообразия, командной работы и лидерства.
Почему лично мне нравится Индикатор? Мне кажется, что это очень простая для понимания и применения система, и мои команды разделяют это мнение. Основатель компании Льюис Сениор во время нашей с ним первой беседы сказал: «Наша личность – это то, как мы реагируем на происходящее. Но это лишь малая часть того, кто мы есть. Мы используем Индикатор, чтобы научить людей оценивать свои способности, чтобы они могли откликаться, а не просто реагировать». Мне эта мысль запала в душу, как я уже объяснял выше. В Индикаторе – четыре основных цвета, которые описывают четыре различные способности тестируемого:
– красный: исполнитель/директор;
– желтый: коммуникатор/интегратор;
– синий: помощник/релятор;
– зеленый: мыслитель/аналитик.
В каждом из нас есть все четыре качества, и мы оттачиваем их в разное время, независимо от того, какой цвет доминирует в нашем личном Индикаторе. Например, у меня явно с большим отрывом преобладают красный и желтый цвета. Я обычно решителен, проактивен и хорошо общаюсь с людьми. Я добиваюсь поставленных целей. Когда я злоупотребляю этими качествами, они превращаются в потенциальные ограничители, и я становлюсь упрямцем, плохим слушателем и плохим организатором (жена подтвердит). Чем лучше я осознаю свои склонности, тем больше вижу возможностей грамотно планировать, внимательно слушать, а не перебивать других, и понимать, что, если я что-то сказал, это еще не значит, что меня услышали.
Зайдите на сайт www.EquilibriaInSports.com или загрузите приложение E-Colors на свой телефон и пройдите тест. Это займет всего пятнадцать минут. Вы получите базовую оценку ваших склонностей, сильных сторон и потенциальных ограничителей. Вы также лучше поймете, как нарушают командную работу других людей или вашу лично. Вы получите представление о том, как обсуждать сложные и деликатные темы со своими спортсменами и их родителями и как более эффективно разрешать непростые ситуации. Пусть ваши атлеты тоже пройдут тест – думаю, им будет очень полезно.
Я также рекомендую вам посетить наш семинар, где мы более подробно рассказываем про эту систему оценки личности. Пусть это, конечно, не так весело и интерактивно, как вживую, но можно поучаствовать в семинаре онлайн на Udemy (https://www.udemy.com/succeed-with-personality-diversity/).
Помните, что ваша личность – это еще не ваша судьба, а преобладание определенных цветов – вовсе не оправдание плохого поведения или повод для дискриминации других. Это просто первый шаг в процессе самопознания, чтобы помочь вам просто реагировать на ситуацию и происходящее и начать откликаться.
Впервые я узнал о необходимости четкой формулировки своей Цели в классической книге Джо Эрманна «Все о тренерстве: как спорт может изменить жизнь» (InSideOut Coaching). Эрманн использует аналогию с моряком, который не может понять, куда движется, просто наблюдая ветер и волны. Он пишет: «Вы должны четко держать курс на порт, маяк, на некое ЗАЧЕМ, на цель, которая удерживает ваше внимание и фокус на выполнении высокого призвания – быть тренером».
Эрманн начал задумываться о своих целях, стоя на могиле своего брата Билли и вспоминая эти тяжелые события. Пытаясь найти ответ на вопрос, в чем смысл жизни, он понял, что многие его проблемы были связаны с ложными представлениями о мужестве и успехе. В результате его цели превратились в четкое утверждение: «Я стал тренером, чтобы помочь мальчикам стать отважными и честными мужчинами, которые будут вести других за собой, уметь нести ответственность и менять мир к лучшему».
В итоге все, что делает Джо Эрманн, определяется этой целью. Она его компас и ориентир для каждого действия. При этом она остается очень личной и связанной с тем, как он хочет использовать спорт для изменения жизни. Но вы не копируйте его девиз, а придумайте свой.
Лично моя цель с годами менялась, эволюционировала вместе с моей тренерской деятельностью. Хотя в молодости она не было четко сформулирована, все мои действия были призваны доказать миру, что моя цель – побеждать как можно чаще, чтобы доказать свою значимость. Миссия была крайне поверхностной, меркантильной, и детям, которые мешали мне побеждать, доставались все вспышки моего гнева, приступы стресса и паники из-за очередного поражения.
Сегодня, к счастью, моя цель звучит так: я тренирую, чтобы привить детям, которые занимаются со мной, любовь к спорту на всю жизнь, а также чтобы использовать мощь спорта для последовательного воспитания характера и изменения их жизни к лучшему.
Для меня это означает, что я прежде всего стараюсь тренировать человека, а потом уже спортсмена. Это значит, что я стараюсь дать своим спортсменам то, что они могут недополучить от других учителей и наставников, будь то дисциплина, высокие требования к себе или просто взрослый, который верит в них. Это значит, что я учу их упорно трудиться и полностью вкладываться в то, что они делают, даже зная, что есть риск не достичь целей. Это значит, что я своим примером показываю им всю увлеченность и удовольствие от спорта. Сложно выразить все это в одном коротком предложении, поэтому я оставляю за собой право всегда пересматривать свой девиз.
Если вы согласны, что вам нужен компас, чтобы не сбиться с пути, предлагаю вам сформулировать свою цель. Пусть она будет звучать очень лично. Пусть она будет только вашей. Пусть она меняется со временем. А пока закончите следующее предложение: «Я тренер…»
Даже если у вас в руках плохая карта, правильный компас приведет вас домой. Я считаю, что в тренерстве все тоже именно так. Обстановка, в которой мы тренируем, и те посылы, что мы почерпнули из распространенных стереотипов и от множества тщеславных тренеров в современном молодежном спорте, могут сильно сбить вас пути, дать ложное представление о том, как надо тренировать и воспитывать не только великих спортсменов, но и хороших людей.
Чтобы стать хорошим тренером, для начала надо заглянуть внутрь себя и стать лучшей версией себя. Для этого нужно:
– понять основополагающие принципы и аксиомы хорошего тренерства, чтобы перейти от просто передачи знаний к воспитанию личности;
– проанализировать свои сильные и слабые стороны и поведение, чтобы научиться откликаться на ситуацию, а не бурно реагировать на нее;
– сформулировать для себя цель, ради которой вы тренируете, – она станет вашим компасом, даже если у вас в руках плохая карта.
Путь к лучшей версии себя бесконечен, но это прекрасный образец самосовершенствования для ваших спортсменов. И, поскольку дорога будет долгой, нет лучшего времени для начала, чем сегодня. Удачи!
Чтобы стать хорошим тренером, для начала надо заглянуть внутрь себя и стать лучшей версией себя.
Вы должны задать себе один важный вопрос: кто стоит передо мной?
Вы тренируете прежде всего ребенка, а потом уже спортсмена.
Одно из самых важных преимуществ в спорте – играть дома. Этому есть объективное объяснение, ведь ваши соперники могут не выспаться из-за неудобной кровати в гостинице или не подружиться с местной кухней. Они борются со сменой часовых поясов, джетлагом и даже кислородным голоданием (например, команды, которые едут играть в Ла-Пас в Боливии, должны адаптироваться к высоте 11 000 футов над уровнем моря).
У тех, кто играет дома, есть и психологические преимущества – например, поддержка болельщиков, среди которых всегда будет больше местных, деморализует соперников, судей и официальных лиц. Преимущество игры дома, на своем поле, статистически доказано во многих видах спорта, особенно в футболе. Именно поэтому 2000 год считается особо провальным для мужской сборной Бельгии по футболу, принимавшей у себя Чемпионат Европы 2000 года.
Перед началом соревнований Бельгия возлагала на свою сборную большие надежды, которые только укрепились после победы над Швецией в стартовом матче. Последующие поражения от Италии и Турции привели к тому, что бельгийцы заняли третье место в своей группе и не смогли пройти дальше. Тем временем их соседи, Нидерланды, показывали захватывающую игру, победив в групповом турнире Францию и выйдя в полуфинал, а затем проиграв в серии пенальти.
В то время как северный сосед праздновал, в Бельгии был траур, даже руководство страны переживало критический момент. Футбол был самым популярным видом спорта в этом небольшом государстве, а национальная сборная заняла шестьдесят шестое место в мировом рейтинге. По словам Криса Ван Дер Хегена, наставника тренеров Бельгийской футбольной ассоциации, это был идеальный момент, чтобы собрать всех и задать важный вопрос: «Почему мы не можем конкурировать с Турцией?»
Ван Дер Хеген и его коллеги понимали, что им нужна полная перезагрузка этого вида спорта – от юношеского до взрослого уровня. Успех на последнем должен был начаться с правильной тренировки детей. Они понимали, что нужно улучшать подготовку тренеров, но прежде, чем понять, чему учить наставников, надо было решить более важную задачу: выяснить, кто в игре на первом месте.
«Главный участник действа – футболист, – говорит Ван Дер Хеген, – не тренер, не команда, а отдельный игрок. И если принять это, то очень легко понять, почему в детском футболе надо делать то, что нравится детям. Ведь они в центре всего, что мы делаем. Они хотят играть в футбол по-своему, а не так, как взрослые».
Чтобы улучшить результаты у взрослой сборной, Бельгия должна была начать с самых юных игроков. Они договорились, что тренеры должны принимать и понимать потребности, ценности и приоритеты своих спортсменов. Или, как говорит Ван Дер Хеген, «надо задать себе один основополагающий вопрос: кто стоит передо мной? Оцените характеристики [игрока], а затем адаптируйте свои условия, чтобы они соответствовали этим характеристикам. Если эти две вещи не совпадают, вы зря тратите время».
Эта новая постановка задачи привела к полной перезагрузке бельгийского футбола, к систематическим изменениям, которые в итоге дали потрясающие результаты и стали отличным примером успешного внедрения среды, ориентированной на спортсмена, в отличие от той, что учитывает прежде всего желания тренера.
Вы тренируете прежде всего человека, а потом уже спортсмена. Осознание этого меняет ход игры, что позволит вам наладить контакт с большинством ваших спортсменов и подтолкнет их к новым достижениям.
В этой главе мы разберем, как на тренировках и играх создавать человеко-ориентированную среду и почему это важно. Для этого мы рассмотрим:
– какой должна быть среда, ориентированная на человека/спортсмена;
– как преобразования в области тренировки молодежи привели к успеху взрослой сборной на примере Бельгии и почему этот пример надо взять на заметку;
– какие параметры должен оценивать тренер, чтобы быть уверенным, что он создает человеко-ориентированную среду;
– небольшое упражнение для спортсменов, которое поможет вам лучше узнать их.
Когда вы зададите себе вопрос «Кто передо мной?» и будете выстраивать свою тренерскую работу и обучение в соответствии с потребностями своих учеников, вы сразу заметите, что растете в профессии.