Многие исследования в области дошкольной педагогики и психологии сводятся к одному выводу, что игровая деятельность, а именно сюжетно-ролевая игра, становится наиболее привлекательной для малышей. Дети познают мир через непосредственные, личные мироощущения, взаимодействия со сверстниками, следуя ролевым правилам. Наблюдая за играми детей от двух до пяти лет, мы видим их характеры и лидерские качества, их интересы к той или иной профессии, личные симпатии и предпочтения в группе. Очень часто сюжеты игр детей строятся на основе любимых сказочных персонажей и мультипликационных героев. При этом можно заметить и гендерную предрасположенность детей к той или иной роли. Не секрет, что девочки предпочитают роли балерин, принцесс, русалочек, внешне привлекательных образов, а мальчики стремятся к характерным ролям: пираты, супергерои, спортсмены, космонавты(инопланетяне), короли, принцы, монстры. В этом случае мальчики предпочитают продемонстрировать силу, ловкость, могущество, власть, лидерство, принципиальность и общительность. В настоящее время девочек тоже привлекает лидерство, и элементы соревнования просматриваются и в сюжетно-ролевых играх. Девочки более общительны и творчески подходят к составлению диалогов, разнообразию сюжетов и использованию игровых атрибутов, они раскованы и спокойны в играх. Игры мальчиков имеют спортивную направленность, зачастую они резки, более точны в изображении поз, движений персонажей, повадок животных, звукоподражаний, монологов, используя готовые фразы и выражения, взятые из сказок и мультфильмов.
Остановимся и осознаем роль группы, важность друзей для совместных игр в этом возрасте. Одна из совместных сюжетных игр в детских дошкольных группах – это игра в «Семью». В ней наиболее понятная расстановка ролей. Мальчики с легкостью берут на себя роль брата, отца, короля или профессиональную роль водителя и т.д. Девочки, соответственно, соглашаются на роль мамы, дочки, сестры, либо принцессы и королевы в сказочной семье. Диалоги в этих играх строятся на личном опыте детей: все фразы, что они слышат дома, реплики между родителями и сиблингами, конфликты в семье, организованные для детей праздники, приемы поощрений и способы наказаний. Стиль общения и поведенческие проявления будут считаны детьми и воспроизведены идентично. Мальчики тоже склонны копировать поведение своих взрослых братьев, родителей, дедушек и бабушек, мамы, повторяя за ними наиболее эмоциональные фразы. Конечно, ролевые игры детей могут протекать и водиночку, с игрушками и воображаемыми друзьями, но именно в совместных играх с ровестниками происходит глубокое осознание мира и общества. Дети становятся более заинтересованными, общение в совместных играх приобретает реальный смысл, и ребенок развивается, как личность.
Ведущим видом деятельности в этом возрасте является ролевая игра, так как именно в ней ребенок развивается всесторонне: физически, нравственно и интеллектуально. Своевременно будет спросить себя и родителей: «Следует ли нацеленно обогащать сюжеты ролевых игр детей, либо дать им возможность самим выбирать их из повседневной жизни?» Ответ не однозначен, ибо существуют разные подходы в воспитании детей. Я считаю, что это нужно делать родителям за счет покупки новых книг для чтения, костюмов любимых сазочных персонажей, организации театральных постановок для своих малышей, посещении общественных мест и наблюдение за людьми разных профессий.
Так, например, во время прогулки в парке, почему бы не задержаться и понаблюдать за строителями, ремонтом дорог вблизи парка, ездой автомобилей, в том числе грузовых, что вызывает особый восторг у мальчиков? Дети одинаково с удовольствием следят за людьми, выгуливающими собак, за самолетами и вертолетами в небе. Все для них ново! Все вокруг вызывает непосредственный интерес! Эти живые наблюдения с небольшой экскурсией и беседой с вашей стороны найдут отражение в детских рисунках, забавах с игрушками и, безусловно, ролевых играх.
Интересным подходом к обогащению сюжетов ролевых игр будет изготовление атрибутов и элементов костюмов вместе с детьми. Так, для игры в Королевскую семью можно совместно с детьми вырезать из бумаги и украсить стразами корону, кокошник, нарукавники и воротник для сарафана, изготовить бижутерию из бусинок, а также оформить посуду в таком же стиле – королевский кубок, чаша, посох. Можно вырезать из ткани или широких лент украшения – банты, наградные или именные ленты, ободки для волос. Для мужских ролей интересными будут занятия по темам:
• изготовление шлема рыцаря из картона,
• изготовление короны и посоха короля с использованием фольги и природного материала,
• украшение трона и посуды, используя детскую мебель и одноразовую посуду
• изготовление обмундирования для принца из картона и одежды для его лошади из ткани.
В процессе рукоделия или совместного труда дети могут не только развивать художественные навыки, но и читать книги по теме, обсуждать с родителями новые слова, узнать исторические факты из жизни королей и рыцарей прошлых лет. В дополнение к этому, еженедельное планирование и посещение исторических музеев, замков, игровых площадок с элементами крепостных стен, комнат с переодеванием в рыцарей, конюшен, театров, где малыш почувствует себя рыцарем.
Тот же самый подход в усвоении знаний детей о профессиях. Иногда это очень естественно протекает и без предварительной подготовки: после посещения салона красоты с мамой, девочки берут на себя роль парикмахера, осваивают расческу, ножницы и фен для волос на кукле. Ни одна мама может вспомнить, как она обнаружила неудачно остриженную куклу, хорошо, если не младшую сестренкку или брата, после игр в парикмахера. В этом случае, не стоит бранить провинившегося парикмахера, следует объяснить разницу между игрой и реальным миром. Тактично и терпеливо сказать, что в игре мы воображаем действия, «придумываем», используем для этого игрушечный набор парикмахера. Недовольство и грубость со стороны родителей вызовет лишь двойное упрямство и неуправляемость ребенка.
В случае освоения ролей редких профессий: пилота, космонавта, фермера, ученого – необходим научный подход, например, вместе посмотреть документальный фильм. Альтернативным вариантом может быть чтение книг по теме.
Проводятся занятия – опросы детей в детских садах о профессии их родителей, как правило одного из них, чтобы не обидеть детей из неполных семей. Такие беседы могут дать новые и яркие примеры из реальной жизни, которые помогут детям играть интересно и осознанно.
Чтобы лучше понять временну’ю характеристику развития и совершенствования сюжета ролевых игр, мне бы хотелось привести в пример дидактическую Игру «Остров Сокровищ», разработанную мною для работы с детьми с четырех лет и старше в условиях семейного воспитания.
Это совместная игра родителей с детьми, в которой проявятся интерес и фантазия обоих поколений.
Цель игры:
1. Развивать творческое воображение ребенка
2. Учить пересказу уже известных историй
3. Развивать навыки сотрудничества во время игр: соблюдать переход хода и умение придерживаться правилам игры.
4. Повтор цифр, закреплять счет до 24.
5. Упражнять в пении песен и проговаривании цитат из сказок, рассказов.
6. Обогащать словарь специальной «морской» и пиратской лексикой.
7. Развивать нравственные устои, различать хорошее и плохое поведение.
8. Развивать навык составления карт и использования их в игре.
9. Закреплять навык разукрашивания уже готовых фигурок корабля в разные цвета и, монеток в золотой (серебряный) цвета.
К игре нужна предварительная подготовка:
• В течении 2-3 недель читать сказки и рассказы о приключениях пиратов, для дошкольного возраста предпочтительно со счастливым концом.
• Обсуждение с ребенком прочитанных книг. Ответить вместе на вопросы:
1. Какие пираты по характеру? Добрые или злые?
2. Почему интересно было читать о пиратах?
3. Какие типичные фразы характерны для них?
4. Почему они погибли в конце истории?
5. Почему в этой истории пираты остались живы?
6. Как пираты одеты? Какое оружие носят с собой?
7. Как выглядит пиратский корабль? Почему мы его сразу узнаем?
• Выучить несколько пиратских песен, или облегченный вариант: послушать СД диски с пиратскими песнями.
• Купить костюм пиратов и провести фотоссесию или видеосессию с ребенком, если он испытывает интерес к ролевым играм.
• Посмотреть мультфильм о пиратах с учетом возрастных ограничений.
• Нарисовать и вырезать по готовому шаблону фигурки кораблей размером 5х10 сантиметров из картона и разукрасить их в разные цвета.
• Беседа на тему «Какие приключения случаются с пиратами?» или «Как себя ведут пираты во время путешествий?» Структурировать знания ребенка о пиратах:
1. Одеваются в морские одежды (пиратская шляпа-треуголка, тельняшка, кожаные штаны, высокие сапоги, ремень с пряжкой, жилет)
2. Водят пиратские корабли, фрегаты. Напомнить строение корабля: борт корабля, корма, нос корабля, трюм, мачты, флаг, паруса, руль, якорь, капитанский мостик, иллюминаторы, пушки, палуба и т.д.)
3. Путешествуют по морю в поисках сокровищ
4. Держат попугаев или обезьянок на борту корабля
5. Сражаются с другими пиратами и мирными кораблями, устраивают морской бой.
6. Поют песни, пьют ром, веселятся после удачного улова
7. Ловят рыбу, питаются фруктами и кокосовыми орехами
8. Ругаются между собой, когда делят сокровища, но слушают капитана
9. Встречают монстров и морских чудовищ вблизи с островами сокровищ.
10. Используют карты во время морских путешествий в поисках острова или пещеры с сокровищами.
Когда предварительная работа проведена, важно дать понять ребенку, что пираты зачастую отрицательные персонажи и подражать им можно только в играх. Во взрослой жизни пираты не существуют, они остались в прошлом веке.
Ход игры
Материалы:
• большой лист ватмана (картона),
• мелки, карандаши или фломастеры,
• игрушечный сундучок с сокровищами (полудрагоценными камнями),
• пластиковые игрушки динозавра, кита, акулы, рыбок, осьминога, рыбы-пила, жирафа, носорога, крокодила, и т. д.
• модели пиратских кораблей, вырезанные заранее из картона и разукрашенные ребенком в разые цвета для отличия.
Участники игры: родители с детьми или сиблинги; более взрослые дети с дошкольниками в условиях клубной деятельности; от двух до четырех участников.
Возраст участников: от четырех лет и старше.
Правила игры:
1.Нарисовать совместными усилиями большую карту, где обозначены:
• Остров сокровищ (расположить на нем сундучок с сокровищами)
• Маршрут корабля в виде разветвленой линии
• Острова или айсберги
• Проставить цифры вдоль всего маршрута от 1-го до 24-х.
Фишками являются модели кораблей, нарисованные заранее.
2.Придумать название своим кораблям и подписать их на картонных вырезанных моделях.
3.Придумать историю о пиратах после того, как кинули кубик, при этом учитывать выпавший номер. Например, если выпало «3», нужно назвать три действия, которые совершили пираты, и сделать три шага вперед на пути к сокровищам.