Милостивый государь NN!
Посылаю вам находку, которая случайно попалась мне на глаза при разбирании на сих днях бумаг покойного Тяжалкина. Рукопись сия показалась мне столь занимательной, что я тотчас же велел списать с нее копию для вас, зная, что вы великий любитель всяких редкостей. Мне было бы желательно знать, как вам покажется это сочинение.
Уездный наш стряпчий Кривотолкин сказывал мне, что когда покойный Тяжалкин в последний период жизни своей попал под следствие, то придумал отличный способ расположить к себе людей, от которых зависела его участь: стал читать их детям лекции об искусстве брать взятки. Он имел долговременную практику в своих теоретических познаниях, и не только дети, но приятели, знакомые Тяжалкина и даже вольные служители собирались в его доме. Кривотолкин тоже часто бывал. Он и теперь еще любит вспоминать о даре слова и о восторгах своего профессора.
Если судить по рассказам Кривотолкина, то лекции Тяжалкина имели большой успех у слушателей, хотя он не кончил, как говорят, полного курса.
Первая удача приманчива: теперь всякий раз я с большей охотой разбираю бумаги покойного, и если мне посчастливится еще находкой, то не премину поделиться с вами. Между тем, пожалуйста, не позабудьте сообщить ваше мнение о нынешней.
Милостивый государь!
Прочитав присланную мне рукопись, я считаю бесполезным требовать доказательств, подлинно ли сочинение умершего Тяжалкина, даже существование которого кажется мне сомнительным. Скорее надлежит признать это юмористической шуткой над взяточниками, написанной от его имени для того, чтобы сим способом стать на ту точку, с которой сей предмет виднее со всех сторон и может быть осмеян удовлетворительнейшим образом. Точно так же поступил Сервантес по отношению к рыцарству: если б история Дон Кихота не была представлена под маской важности, то вряд ли бы она стала полезной. Как ни осуждайте, как ни презирайте то, что достойно осуждения и презрения, но только ирония одна способна произвести сильное действие.
По мнению моему, ваша рукопись порадует добрых людей, желающих отечеству своему блага, и огорчит тех, в чье будто бы наставление она писана. Если огорчит, то нравственная цель сочинения достигнута как нельзя лучше.
Имею честь, и пр.