«Мари, у вас есть иллюстрированное руководство, которое разъясняет ваши методы наведения порядка подобно тому, как вы делаете это на своих уроках?»
Даже не знаю, сколько раз мне задавали этот вопрос. Мой ответ всегда был одинаковым: «Такое руководство вам не нужно, успех на 90 % зависит от вашего образа мыслей». Мое твердое убеждение: не имеет значения, сколько знаний вы накопите, – если вы не измените свой образ мыслей, случится рецидив. То, что я пытаюсь сделать – не просто дать вам метод наведения идеального порядка. Я хочу изменить вас, хочу, чтобы порядок стал образом вашей жизни, необходимостью. И я полагаю: чтобы достичь этого, потребуется что-то вроде шоковой терапии.
Так что позвольте мне прямо спросить вас: обязуетесь ли вы довести до конца единственный в своей жизни праздник наведения порядка? Если ваш ответ – «да», смело беритесь за дело и прочтите эту книгу. Даже если вы уже завершили свою «уборочную кампанию», вам непременно пригодятся советы относительно того, как зажечь ваш дом радостью. Но если вы ответили «нет», пожалуйста, начните с чтения моей первой книги, «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни»[1]. Если же вы уже прочли ее, но все еще колеблетесь, перечитайте текст заново, потому что что-то (возможно, какая-то мелочь) до сих пор удерживает вас от наведения порядка.
Это иллюстрированное руководство – всеобъемлющая компиляция «ноу-хау» метода КонМари. Людям, которые взяли на себя обязательство навести порядок раз и навсегда, оно непременно принесет пользу – это все равно как почесать спину как раз там, где чешется, и я надеюсь, что вы прочтете ее «от корки до корки». Тем из вас, кто навел порядок до определенной степени, но нуждается в подробностях, это руководство послужит в качестве «энциклопедии уборки». Можете смело переходить к важным для вас разделам, когда нужно удостовериться, что вы правильно выполняете те или иные задачи. Кроме того, я ответила здесь на многие вопросы, которые получаю от читателей первой книги. А тем из вас, кто захочет пропустить все мои личные истории и горит нетерпением добраться до практически важных сведений, возможно, окажется достаточно одной этой книги.
Истинная трагедия – прожить всю жизнь без того, что доставляет вам радость, и даже не осознать этого.
Итак, вы готовы? Не забудьте, что «бог наведения порядка» всегда на вашей стороне, если вы полны решимости сделать эту работу до конца.
Процесс наведения порядка, к которому вы сейчас приступите, – это не избавление вашего дома от захламленности и не попытка срочно прихорошить его перед приходом гостей. Вы будете наводить порядок таким образом, что это зажжет радость в вашей жизни и изменит ее навсегда.
Наводя порядок по методу КонМари, вы ощутите глобальные перемены.
• Прежде всего вы больше никогда не вернетесь к хаосу.
• Вы четко определитесь со своими ценностями и поймете, чем хотите заниматься.
• Вы научитесь правильно заботиться о своей собственности и каждый день будете испытывать от этого удовольствие.
Ключ к успеху – навести порядок быстро и полностью, одним махом.
Стоит вам один день провести в доме, когда он полностью прибран в истинном смысле этого слова, – и вы больше никогда не захотите возвращаться к захламленности. Это необыкновенное ощущение придаст вам сил поддерживать порядок постоянно.
1. Примите на себя обязательство навести порядок
Метод КонМари может показаться не самым простым. Он действительно требует времени и усилий. Но, раз уж вы взяли в руки эту книгу с намерением как минимум совершить серьезную попытку навести порядок, пожалуйста, не переставайте ее читать. И верьте в себя! После того как вы настроились всерьез, вам остается лишь применить правильный метод.
2. Представьте себе свой идеальный образ жизни
Подумайте о том, в каком доме вы хотите жить. Опишите свой идеальный образ жизни. Если вы любите рисовать, сделайте набросок идеального дома. Или воспользуйтесь фотографиями из журналов.
3. Вначале полностью выбросьте все ненужное
Если вы не в силах ничего выбросить, вам никогда не навести идеальный порядок. Да, вы можете убрать вещи на свои места, и дом будет выглядеть опрятно… один или два дня. Если ваши полки и ящики заполнены ненужными предметами, вы не сможете поддерживать их в организованном порядке, и это неминуемо приведет к рецидиву.
Ключ к успеху в наведении порядка – в самом начале выбросить все ненужное. Размышления о том, где что хранить и поместятся ли все нужные вам вещи в отведенные для них места, будут лишь отвлекать вас от избавления от ненужных вещей, и вы никогда не закончите уборку.
4. Наводите порядок по категориям, а не по месту расположения
Одна из самых распространенных ошибок – убирать комнату за комнатой. Этот подход не работает, поскольку вы думаете, что навели порядок, тогда как в действительности лишь передвинули вещи с места на место или рассеяли предметы, подпадающие под одну категорию, по всему дому, в результате чего становится невозможно точно оценить, сколько вещей у вас есть.
Верный подход – убирать по категориям. Это означает за один раз наводить порядок во всех вещах, принадлежащих к одной категории. Например, наводя порядок в категории «одежда», сначала надо собрать все до единого предметы одежды из всего дома в одном месте. Увидев перед собой гигантскую гору одежды, вы вынуждены будете признаться себе, что плохо обращаетесь со своей собственностью. Очень важно точно оценить объем вещей в каждой категории.
5. Соблюдайте последовательность
Необходимо не только упорядочивать вещи по категориям, но и делать это в определенной последовательности, а именно: одежда, книги, бумажные документы, комоно (разное) и, наконец, предметы, имеющие сентиментальную ценность.
Случалось ли вам, занимаясь уборкой, наткнуться на старые фотографии и обнаружить, что прошли часы, пока вы их рассматривали? Это очень распространенная ловушка. Я предлагаю вам схему, разработанную специально для того, чтобы научить вас отличать вещи, которые доставляют радость. Одежда – идеальный объект для тренировки этого навыка, а вот фотографии и иные предметы, имеющие сентиментальную ценность, – это итоговая категория, к ним не следует прикасаться, пока вы не отточите этот навык до совершенства.
6. Спросите себя, доставляет ли эта вещь радость
Критерием решения, что сохранить, а что выбросить, служит вопрос: доставляет ли эта вещь радость. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обязательно взять эту вещь в руки. Обратите внимание, как реагирует ваше тело в этот момент. Если вы ощущаете легкую дрожь, словно все клетки вашего тела постепенно воспаряют, значит, вещь зажигает в вас радость. И наоборот, если тело кажется отяжелевшим, значит, эту вещь пора выбросить.
Помните: вы выбираете не то, что нужно выбросить, а то, что следует сохранить. Оставляйте себе только те вещи, которые доставляют вам радость, а когда избавляетесь от любой безрадостной вещи, не забудьте поблагодарить ее перед расставанием. Расставаясь с вещами, которые присутствовали в вашей жизни, с ощущением благодарности, вы учитесь ценить свою собственность и лучше заботиться о ней.
Меня часто спрашивают, когда лучше наводить порядок – до или после переезда. И я всегда отвечаю: «Конечно, до!» Даже если вы еще не нашли для себя новое жилье, начните наводить порядок немедля. Почему? Да потому, что тот дом, в котором вы живете сейчас, приведет вас к вашему следующему дому.
Не счесть клиентов, которые рассказывали мне, что, наведя порядок в своем жилье, они почти сразу находили новый идеальный дом, и истории о том, как это случилось, поистине удивительны. Так что, если хотите обрести новый прекрасный дом, словно созданный для вас, как следует позаботьтесь о том, в котором живете сейчас.