Болезнь – шанс изменить жизнь

Человек – как трава: жил, рос, разрушился

Ты часто недоумеваешь: как это от малой искры произошел пожар? Но разве не знаешь, что огонь есть послушный слуга Божий? Так же как все вообще стихии. Бог велел искре превратиться в пламя – и произошел пожар в наказание нечестия или для искушения добродетели.

Часто также спрашивают: как преждевременно помер такой-то, тогда как, по-видимому, болезнь была неопасна? И здесь помни, что если Господу угодно было, чтобы искра болезни превратилась в пламя разрушения, то болезнь должна была увеличиваться больше и больше и пособия врачей должны были остаться безуспешны, отсюда-то и познай и слабость всякого человека, слабость всякой мудрости человеческой, как бы она ни силилась продолжить жизнь человеческую. Читай на каждом умирающем эти ясно написанные слова: «Человек – как трава: жил, рос, разрушился». Врачей не вини: они не всемогущи.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В чем причина болезней?

Замысел Бога о людях заключался в том, чтобы все были здоровы. Болезнь есть некое внутреннее разрушение человеческого организма, нарушение порядка, который был Богом определен и заложен в природу человека. Причина болезней в роде человеческом несомненно связана с грехом, то есть с отказом человека жить по Божиему плану, по Божиему замыслу, по Божиему закону. Это не значит, что каждое заболевание, от насморка до самой тяжелой болезни, непременно является результатом какого-то греха. Так думать не следует. Но результатом греха является болезнь как явление. Беспорядок в физическом теле человека есть результат беспорядка в душе человеческой, результат разрыва между Богом и человеком. Человечество пошло не по тому пути, цивилизационная дорога оказалась искривленной, а потому все пошло не так, в том числе и болезни стали разрушать человеческое тело.

Каждый из нас это знает. Каждый знает, во что превращается дом, если за ним не ухаживать. Каждый знает, во что превращается наш организм, если его не лечить. Каждый знает, во что превращается окружающий мир, если не заботиться о нем. Значит, для сохранения жизни нужно некое энергетическое влияние извне. И этим влиянием… была Божественная энергия.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Слово в неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы


Причина болезни – грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость.

Преподобный Ефрем Сирин


Знай, что телесные болезни естественно свойственны телу, как тленному и вещественному. Итак, в случае таких болезней душе, обученной добру, должно с благодарностью показывать мужество и терпение, и не укорять Бога – зачем создал тело.

Преподобный Антоний Великий

Болезнь – время самопознания

Человек – как трава, и много ли надо, чтобы подкосить его? Одна минута может решительно сокрушить его здоровье и повергнуть тело или в могилу, или на одр мучительной и продолжительной болезни. Евангелие научает нас, что никакая скорбь не может нас постичь без воли Божией, научает нас благодарить Бога за все по мановению Его приходящие нам скорби. С одра болезни приносите благодарение Богу, как приносил его с кучи гноя покрытый смрадными струпьями Иов.

Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится болящему духовное утешение! Наставленное и услажденное благодарением сердце обновляется силой живой веры. Озаренный внезапно светом веры, ум начинает созерцать дивный Промысл Божий, неусыпно бдящий над всей тварью. Такое созерцание приводит в духовный восторг; душа начинает обильно благодарить, славословить Бога, начинает восхвалять Его Святой Промысл, предавать себя Его Святой Воле. Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге. Во время болезни сперва надо себя принудить к благодарению Бога, когда же душа вкусит сладость и покой, доставляемые благодарением, – сама спешит в него, как бы в пристанище. Спешит она туда от тяжких волн ропота, малодушия, печали. <…>

Болезненностью восполняются подвиги. Болезнь – готовое спасение, когда больной удаляется от дурных слов, помышлений и мечтаний, когда он предается воле Божией, когда благодарит за болезнь, удаляющую его от мира, чего бы он не сделал единственно по собственному произволению.

Находящийся в болезненном состоянии подобен закованному в тяжкие оковы извне и внутри. Но оно посылается или попускается Богом, Который «наказует всякого, егоже приемлет» (см.: Притч. 3:12). По этой причине болезнь сопричисляется к тем подвигам, которыми нарабатывается наше спасение. От всякого подвига требуется, чтобы он был правилен. Тогда подвизается человек правильно в труде болезни своей, когда благодарит за нее Бога. Святые отцы причисляют болезнь, сопровождаемую благодарением Богу и славословием Бога за Его отеческое наказание, руководствующее к вечному блаженству, к двум величайшим иноческим подвигам: к безмолвию и послушанию.

Подобает тому, кто хочет приблизиться к Богу, пройти душой и телом сквозь многие скорби и болезни. Говорите болезням Вашим: «Придите, Богом посылаемые, помучьте грешное тело, пожгите его, потерзайте его за те беззакония, коих жилищем оно было!» К правилу безмерно не нудитесь во время болезни: взамен его приносите Господу жертву хвалы и благодарения.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)


Болезни людям посылаются по трем причинам: 1) Грешникам – наказание (епитимья) за грехи, для исправления и покаяния, когда грешат и не каются как следует. 2) Благочестивым для того, чтобы испытать в вере. 3) Праведникам – чтобы не тщеславились.

Схиигумен Савва (Остапенко)

Благодари Бога за болезнь

Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе.

Игумен Никон (Воробьев)


Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».

Древний патерик

Болезнь как лекарство, болезнь как школа

Священник Александр Ельчанинов приводит слова безнадежно больной женщины, сказанные после операции рака, при непрерывных страшных болях: «Мне кажется, я поняла, для чего Бог послал нам это несчастье: мы так погрязли в ежедневных мелочах, в мелкой злобе, раздражении, что Бог захотел встряхнуть нас. Как сейчас все изменилось, у всех открылись необыкновенные свойства души…» И далее отец Александр пишет: «Вот и смысл страданий – Господь бесконечно жалеет нас, но что делать, если мы можем дать какие-то искры, какой-то святой огонь, только когда нас поражают несчастья, катастрофы. В этом смысл войны, революций, болезней».

Духовная жизнь большинства людей вялая, беспечная. Душа еле дышит, придавленная горой мелких, привычных бытовых грехов, совсем незаметных среди непрерывных забот и дел. Но ничто так не отгоняет беспечность и рассеянность, как скорбь и печаль, они сосредоточивают душу и обращают ее к самой себе, – так сказал святитель Иоанн Златоуст.

На каждом приходе есть прихожане «по необходимости». Они заходят в храм время от времени и всегда по какому-то печальному случаю. Заболел сам (сама), заболел кто-то из родственников, запил муж или сын, замучили кредиторы. Это все верующие люди, в несчастье они искренне и подробно исповедуются, причащаются, а потом на какое-то время пропадают.

Вспоминаются мне слова одной женщины. Она необычайно ценит удовольствия и удобства жизни, умеет устроить свое домашнее счастье и дорожит им. Она – безусловно верующая, но в храм заходит очень редко, о молитве вспоминает, только когда заболевают дети или муж, когда случаются какие-нибудь беды. Приходят на память ее слова: «Я точно знаю, что болезни и несчастья Господь посылает мне тогда, когда я не молюсь, не соблюдаю пост, не хожу в церковь. Он потерпит-потерпит и наказывает. Но я ничего не могу с собой поделать. Очень хочется пожить». Пожить – значит поспать подольше в воскресенье, не удержаться постом от ватрушек и колбаски, а вечером не найти десяти минут для молитвы. И всего-то. Есть на что променять Царство Небесное! <…>

Болезнь словно выхватывает нас из плена повседневной суеты, дает время поразмыслить о себе. Священник Александр Ельчанинов писал: «Болезнь – самое благоприятное время для возвращения в свое сердце, к Богу. С выздоровлением эта возможность опять отходит в бесконечную даль».

Разлучая нас с привычными делами и предметами, лишая возможности пользоваться многими благами, общаться с близкими людьми, болезнь подобна «малой смерти». Она ставит нас перед необходимостью ответственности за свои дела и мысли. Она побуждает нас к готовности нести эту ответственность. <…>

Болезнь может стать для нас и школой молитвы. …По свидетельству многих людей, пережить чудо пламенной, искренней молитвы им пришлось именно во время опасности. Для многих это была именно болезнь, угрожающая либо его жизни, либо жизни близкого человека.

Протоиерей Сергий Николаев


Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Ис. 53:4

От Бога все к добру

Бог послал болезнь. Благодарите Господа, потому что все, что от Господа, бывает к добру. Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот.

Святитель Феофан Затворник


Когда видите болезненное разрушение тела, не ропщите на Господа, а говорите: «Господь даде, Господь отъят… буди имя Господне благословено» (Иов 1:21). Вы привыкли смотреть на тело свое, как на неотъемлемую собственность, но это крайне несправедливо, потому что ваше тело – Божие здание.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В болезни не унывай

О болезни, которая посетила, не надо ахать и наводить на себя ненужную печаль. Ведь Бог может и больного человека держать на земле столько, сколько это Он признает нужным.

В болезнях унывать не следует, потому что это грешно. Ведь болезнь чаще всего посылается нам как очистительное средство за наши грехи. А если это так, то мы не должны тяготиться ею, но, наоборот, благодарить Бога, что Он по Своей великой милости не только хочет очистить от всех грехов наших, но и даровать нам вечное блаженство. Безусловно, тяжело нести скорби и болезни, но другого пути нет. Это – крест наш, и мы должны нести его без ропота.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Все ли болезни исцеляет Господь?

Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.

Святитель Феофан Затворник


В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой.

Преподобный Нил Синайский

Болезнь как шанс изменить жизнь

Можно привести достаточно много примеров, когда после улучшения состояния пациенты отказывались от помощи Божьей. Так, больной, находясь в состоянии раковой кахексии (крайнего истощения организма), исповедовался и после исповеди ощутил существенное улучшение самочувствия и физического состояния, а после причастия Христовых Таин практически поднялся на ноги. Динамика заболевания стала весьма положительной, но при повторном появлении священника со Святыми Дарами больной отказался впустить его в палату, сказав: «Мне теперь хорошо, у меня все в порядке, больше ко мне не приходите». Через две недели он скончался.

Протоиерей Сергий Филимонов


Я – преступник Божий, и Господь наказывает меня болезнью, как плетьми. Благодарение Господу!

Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Неужели все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни.

Святитель Иоанн Златоуст

«Сила Моя в немощи совершается»

Болезнь – не наказание. Болезнь – это объективный фактор нашей жизни. Без болезни не может быть человека. Единым человеком вошел в мир грех, как пишет апостол Павел, комментируя бытие в Послании к Римлянам. И грехом вошла в мир смерть.

То есть грех непослушания привел к смертности и болезненности всякого человека. Мы в своих немощных телесах несем устремленность к смерти. Поэтому смерть и болезнь объективны для нас, и мы не можем быть без болезни, и несем в своих бренных членах, как пишет апостол Павел, те наши болезни, которые нас сближают с крестной болезнью Господа. <…>

Все христианские подвижники, все апостолы, мученики, преподобные были отнюдь не богатыри. И это – главное доказательство того, что болезнь – не наказание. <…>

Апостол Павел был очень болезненный человек, он даже своего любимейшего ученика Луку как врача держал всегда с собой, потому что не мог без врача путешествовать. Так вот, Павел жаловался самому Господу, о чем читаем в Послании к Коринфянам: «Господи, за что ты мне дал ангела сатаны, жало в плоть, которое удручает меня?» Что такое жало в плоть? Σκόλοψ – в переводе с греческого это кол, на который насаживали отпетых разбойников. Это самая страшная мучительная казнь. Павел просил: «Господи, избави меня от жала в плоти». Есть разные мнения, что это за болезнь, но главное, что он страдал болезнями и Господь не исцелил апостола Павла, а только сказал: «Довлеет тебе благодать Моя, сила Моя в немощи совершается». Наша сила совершается в крестном несении болезни.

Преподобный старец Амвросий Оптинский большую часть своей жизни, лет с сорока (а жил он довольно долго – восемьдесят лет), лежал. Все известные и неизвестные девятнадцатому веку болезни гнездились в его бренном теле. И кишечные заболевания, и желудочные, почки, печень, позвоночник – все страдало. Он лежал буквально на одре смертном сорок лет. Ему предлагали рыбку на Пасху, а он говорил: «Я не могу ее кушать, дайте хоть понюхать мне эту рыбку на Пасху». Доктора не знали причину этих болезней.

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, страдал на одре смертном, тягчайше болел. Мы обычно читаем, что преподобный очень легко отдает свою чистую святую душу Богу. Нет. Игумен Сергий Радонежский тяжко страдал, прежде чем умереть.

Возьмите Иоасафа Белгородского. Он жил очень мало, около пятидесяти лет, по-моему. Он в конце своей жизни говорил: «Как жалко, что я в свои молодые годы не берег свое здоровье, я питался одним хлебом и водою и в результате не могу сделать то, что хотел всю жизнь, совершить все свои труды». И он умер раньше времени. <…>

Вспомните святого праведного Иоанна Кронштадтского. Ему тоже приходилось очень много болеть, он был отнюдь не богатырского сложения. Но он до конца был верен поставленной цели. Когда он был очень тяжело болен, врачи говорили: «Если вы не будете вкушать пищу скоромную, вы умрете». И все-таки, посоветовавшись со своей матерью, святой праведный Иоанн Кронштадтский решил отказаться от требований врачей и не нарушать поста. А мать ему писала: лучше умри, но не нарушь поста. И это нам тоже пример перенесения скорбей и болезней.

Все святые, за редким исключением, претерпели болезни – в виде каких-то тяжких скорбей или реальных болезней, будучи мучениками за имя Христово. Сам Господь, в Евангелии от Иоанна в 5-й главе, говорит, что мы, люди, несем наш образ Божий в бренном теле. Хотя это бренное тело становится для нас со всеми своими болячками храмом Духа Святого, живущего в нас.

Все взаимосвязано. Болезни наши телесные и недуги наши духовные часто идут рука об руку. Мы все болящие, скорбящие. И вот Господь приходит и говорит: «Ты хочешь исцелиться?» То есть хочешь ли ты привести в гармонию свои телесные немощи и свой образ Божий? Ты не можешь освободиться от болезней, это невозможно, потому что человек несет в себе этот заряд смерти. Рано или поздно он умирает, и телесная смерть побеждает. А смерть – это таинство, которое помогает перейти порог вечности и соединиться с Господом. Поэтому апостол Павел говорил: «Для меня жизнь – Христос. А смерть – приобретение». Какая смерть? Это физическая смерть.

Смерть – успение, кратковременный сон, который обязательно кончается пробуждением. Эта смерть нас всех ожидает, как кратковременный сон, поэтому мы называем умерших «усопшими». То есть человек уснул сном и до Второго Пришествия он спит. А во время Второго Пришествия, которое обязательно придет, Господь воскресит всех усопших, и душа бессмертная соединится с воскресшим, преображенным телом.

А вот самая страшная смерть – это смерть в результате болезни духовной, когда человек уходит сам от Бога. Апостол Павел признает только эту смерть, духовную. Духовная смерть гораздо опаснее, чем все причины, которые ведут к временной смерти, чем все болезни, которые мы несем в своем теле. <…>

Господь иногда посещает нас смертными болезнями, чтобы привести в гармонию нашу форму и содержание. Посещает нас болячками, чтобы мы дух направляли к совершенствованию. Иногда человек, которого преследуют страшные болезни, начинает как-то иначе смотреть на мир, и болезнь становится стимулом к его совершенствованию. И он, зная, что ему скоро умирать, уже обращается всей своей жизнью, всеми фибрами своей души к любви Христовой. <…>

Часто люди просто скрывают свои болезни, они стараются выглядеть мужественно, чтобы не показывать их. На самом деле у каждого есть болячки, у каждого есть свои немощи. Господь, как заботливый врач, исцеляет всех. Если не сокрушается сердце человека, то Господь для спасения сокрушает кости человека. Об этом говорят и пророки. Об этом говорил еще премудрый Соломон. Если человек костенеет в своей жизни, сердце его становится камнем, то Господь, чтобы сокрушить сердце каменное, сокрушает кости человека – для того, чтобы это сердце стало способным воспринять живительную силу слова Божия и любви Божественной. <…>

Господь с нами всегда. Он в нашей жизни. Вот, мы причащаемся Тела и Крови – Он во всей полноте входит в нас, причем телесно. Но то, что нам предписывает медицина, мы должны воспринимать как дар Божий. И более того, для многих медицинские рецепты становятся обоснованием их особой дисциплины во время поста. …Если почитаем древних отцов, они говорят так: не прилагай сердца и не отвергай. Не нужно отвергать то, что нам дает медицина, не нужно при этом прилагать сердце, то есть нужно всю свою жизнь предать Господу и одновременно использовать медицинское средство.

Протоиерей Валентин Уляхин


Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо, проходят быстро, и мы летим.

Пс. 89:10

Как молитва Иисусова от недуга спасла

Монахиня Шамординской обители рассказывала, что после поступления в монастырь заболела. Доктора нашли порок сердца и горловую чахотку. Прогноз был неутешительным – жить оставалось недолго. В слезах пошла она к преподобному Анатолию Оптинскому (Зерцалову), а он сказал: «Читай как можешь – и сидя, и лежа – молитву Иисусову, и все пройдет». Так она и сделала. И по его молитвам выздоровела. «С тех пор прошло двадцать три года, и я живу, и послушание несу по силам, и по келье делаю все, – говорила монахиня. – А прежде не могла и по келье ходить».

Твоя болезнь не к печали, а к радости

Не печалься, что Господь попустил тебе болезнь. Вспомни, что Он попускал более тяжкие болезни тем, кто лучше тебя.

Представь себе кусок железа, забытый кузнецом и годами лежавший в углу кузницы. В конце концов железо станет просить кузнеца взять его в работу. Тогда кузнец быстро поднимет его, бросит в огонь и, когда оно раскалится, положит на наковальню. Будет ли железо печалиться?

Так и твоя болезнь к радости, а не к печали. Ибо ты молился, чтобы Господь сделал тебя лучше. И Он, как кузнец железо, взял тебя в работу и начал закаливать и ковать. Брат, Господь взял тебя в работу! Радуйся, ржавое железо, забытое кузнецом!

Святитель Николай Сербский

Бог все творит на пользу

Пишете, что посещают вас болезни и скорби. Это знак милости Божией к вам: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6), и надобно благодарить Господа за Его отеческий о вас Промысл. Скорби нас вразумляют и искусными творят в делах наших; также и очищают от грехов, равно как и болезни.

Ты напрасно принимаешь помыслы, будто оставлена от Бога, потому что болеешь; совсем напротив, но Сам Бог лучшее о тебе устраивает ко спасению средство…

Будучи уверена, что Бог тебя любит и от любви попускает тебе истаивать болезнью плоти твоей, то и ты любовью к Нему укрепляйся в терпении с благодарением и не малодушествуй! …Рассуждай: Бог знает, чего ради попустил страдать тебе болезни; без них ты могла бы впасть в многоразличные страсти и повредить душе своей.

Пришла болезнь волею Божиею, и пройдет…

Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хочет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями.

Болезни грехи очищают и подают время обдумать о прошедшем проведенном времени.

Любвеобильный Отец наш вся творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для вящей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке.

Промысл Божий нам непостижим, почему попущает тебе быть больным; конечно, или к наказанию, или к испытанию, а может быть, и предупреждению от каких-либо грехопадений и удержанию в границе смирения.

Ничего не значит телесная болезнь; надо опасаться, чтобы душевные недуги не остались неисцельными.

Преподобный Макарий Оптинский


К службе церковной непременно должен ходить, а то болен будешь, Господь за это болезнью наказывает.

Преподобный Амвросий Оптинский

Как пламенная молитва спасла царя Езекию от смерти

Молитва хорошее здоровье поддерживает, а расстроенное здоровье поправляет. Многие отчаянно больные получили выздоровление единственно посредством усердной молитвы. Представим в доказательство сего один пример, более разительный.

Царь израильский Езекия сильно заболел и слег в постель. …Пророк Исаия объявил Езекии, что он умрет от этой болезни, и велел ему распорядиться по дому и готовиться к смерти. Но Езекия еще хотел жить. При вести о смерти он залился слезами и обратился ко Господу с сердечной, пламенной молитвою о продолжении жизни. Здесь совершилось чудо молитвы. Еще Исаия, предсказавший царю смерть, не успел сойти со двора царева, а слезная молитва Езекии уже дошла до ушей Царя Небесного. Возвратись, – говорит Бог пророку, – и скажи Езекии, что Я вижу его слезы и исполняю по его молитве. Он скоро выздоровеет, чрез три дня будет в состоянии посетить храм святой и проживет еще пятнадцать лет.

Обещанное Богом исполнилось. Царь Езекия выздоровел и оставил нам опыт, доказывающий, что сила молитвы может восстанавливать расстроенное здоровье.

Мало того: молитва не только дает здоровье человеку, но доставляет и пищу. Иисус Христос знал, что пища дается нам от Отца Небесного чрез молитву; зная это, поучал учеников Своих в молитве просить и хлеба. Отче наш, – учил Он, – Иже еси на небесех! Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Иаков, архиепископ Нижегородский и Арзамасский

Болезни – земной удел человека

Безусловно, трудно переносить болезнь, но, по-видимому, такой удел человека, то есть в болезнях, в скорбях проходить свое земное поприще. Болезней нет только в вечности, кто своими добрыми делами угодит Богу, а здесь они необходимы. Надо их нести с терпением и без ропота, тогда они приносят пользу для души. Лечиться у врачей тоже можно, это не грешно.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)


Болезни наши большею частью происходят от грехов, почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить.

Святитель Феофан Затворник

Болезнь – время посещения человека Богом

По учению святых отцов, болезнь есть время посещения человека Богом. Происходит это невидимо и не всегда ощутимо, но непреложно. Господь приносит человеку болезнь телесную как горькое лекарство от недуга душевного и духовного. Все от Бога: и болезни, и здоровье – подается нам во спасение наше. Так и вы принимайте свою болезнь и благодарите за то Бога, что печется о спасении вашем…

Святой Тихон Задонский учил об этом так: «Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет. Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который тотчас засыхает, как скоро он распускается… Что наши дни исчезают как тень, что наше тело сохнет подобно траве полевой, что жизнь самого крепкого человека есть только дыхание; что с каждым дыханием она сокращается и что биение его пульса, подобно ударам маятника, приближает его к последнему часу, который почти всегда бьет в такую минуту, когда он думает, что до сего часа еще долго. О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль гнилость мяса и рыбы отвращает и не попускает зарождаться червям в них, так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного, не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас».

Господь отнимает силы, чтобы хоть этим остепенить человека. Он уж не знает, как по-другому исправить. И милости, и скорбные посещения – все переиспытано и все не впрок. Час же смерти приблизится, что делать тогда окаянному человеку? …В болезни, хоть и самой легкой, смерть, может, и придет на память, чтоб дать душе самым делом испытать, что поминание последних дней жизни отвращает от греха, – так говорил святитель Феофан Затворник.

Выздоравливающий после болезни, особенно после серьезной и опасной, должен чувствовать и говорить: «Свыше дарована мне отсрочка, да покаюсь и жизнь свою исправлю по заповедям Христовым».

Протоиерей Сергий Филимонов

Первый «звонок»

Болезнь – один из самых серьезных кризисов, потому что она ставит человека перед лицом целого ряда положений, о которых здоровый большей частью не думает.

Во-первых, болезнь ему ясно говорит о том, что он смертный. Я говорю не о преходящей простуде, но когда человек заболевает сколько-нибудь серьезно, то – справедливо или нет – вкрадывается мысль: значит, я над собой не имею власти, я не могу помешать болезни мною овладеть, значит, я не смогу, если она мною овладеет до конца, избежать смерти… Это первый вопрос, который, может быть, не так ярко формулируется, но что-то такое проникает в сознание человека.

Антоний, митрополит Сурожский

Телесные недуги тяжелее любых скорбей

Все самые тяжкие скорби и несчастья переносятся людьми легче, чем тяжкие недуги телесные. Несомненный знаток в деле терзания, мучения людей – сатана – пред лицом Самого Бога засвидетельствовал, что телесные болезни невыносимее всех других несчастий и что человек, мужественно и безропотно переносящий другие бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в преданности Богу, подвергшись тяжкой болезни.

Святитель Феофан Затворник


Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения.

Преподобный Амвросий Оптинский

Береги здоровье

Одному своему духовному чаду старец Порфирий Кавсокаливит предсказал, что тот проживет столько-то лет. Когда этот человек подверг риску свое здоровье, старец заявил, что тот мог умереть. На недоуменный вопрос о том, как это согласуется с данным ранее предсказанием, старец ответил: «То, что я тебе сказал, верно. Ничего не изменилось. Лампада твоей жизни имеет масла на столько лет, сколько я тебе сказал. Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет! Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а вовсе не подвергать опасностям, да к тому же бессмысленным».


Когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа. Потому вразумление хорошо, если только вразумленный благодарит.

Преподобный Ефрем Сирин

Душе полезно

Различным болезням или недугам врачи находят различные причины… Но и болезнь не без Божия Промысла бывает, и есть отеческое наказание Божие, которым Он смиряет нас. Этим утешайся, что болезнь твоя есть тебе отеческое Божие наказание, которым Он тело твое бьет, чтобы душа твоя выздоровела и спаслась. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя, хотя плоти твоей и горестна: и всякое наказание горестно, но душе полезно. Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо.

Святитель Тихон Задонский

Лекарство от грехов

Человек некий вопросил врача: «Есть ли лекарство, врачующее грехи?»

Ответил ему врач: «Приди и возьми: корень послушания, листья терпения, цвет чистоты, плод добрых дел. Изотри в котле безмолвия, просей в решете рассуждения, добавь смирения, полей водой из слез молитвенных. Добавь огонь Божественной любви и покрой милостынею, и когда приготовится, остуди и посоли братолюбием и вкушай лжицею покаяния. И тако будешь здрав вовеки».

Архимандрит Павел (Груздев)

О тяжелобольных, подготовке к смерти и последних словах умирающего

– Геронда, если человек умирает или имеет серьезную болезнь, правильно ли будет сказать ему правду?

– Это зависит от того, что он за человек. Иногда человек, больной раком, спрашивает меня: «Как ты думаешь, геронда, я выживу или умру?» Если ты ему скажешь, что он умрет, то он умрет тут же, на твоих глазах – от расстройства. Если ему об этом не сказать, то он ободряется, относится к своей болезни без страха. «Дозрев», больной человек сам берет на себя свой крест и находит силы преодолевать все, что случается с ним после. А значит, он сможет прожить еще несколько лет, помочь своей семье, подготовиться к смерти сам, а также дать возможность подготовить к этому своих родных. Конечно, я не говорю таким людям, что они проживут тысячу лет или что их болезнь – пустяк, но говорю им так: «По-человечески помочь тебе трудно. Конечно, для Бога нет ничего невозможного, однако постарайся духовно привести себя в порядок».

– Геронда, иногда родные тяжело больного человека боятся его причастить, чтобы у него не начались помыслы о том, что он умрет.

– То есть что же получается, что человек должен умереть без причастия ради того, чтобы он не понял, что умирает, и не расстроился? Пусть родные такого человека скажут ему: «Божественное Причащение – это лекарство. Оно тебе поможет. Тебе хорошо бы причаститься». Таким образом, человек причащается, получает помощь и одновременно готовится к жизни иной.

Преподобный Паисий Святогорец


Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех, чтобы жила правда.

Святитель Василий Великий

Таинства Причащения и Елеосвящения

Я думаю, что одна из задач священника – сделать больного восприимчивым к таинству. Таинство не является магическим способом исцелить или очистить человека. Конечно, в таинстве есть объективная сила, объективная реальность, но человек может ее получить и схоронить.

Отец Георгий Флоровский мне как-то сказал, что, когда мы крестим ребенка, мы словно вкладываем зернышко в глубины той почвы, которую он представляет. Но если зернышко не будет взращено, оно может так лежать до конца жизни. И больной не обязательно открыт. Я больше скажу: часто больной замыкается, потому что боится (знаешь, существует множество нелепых предрассудков), что, если ты ему предложишь причаститься, это значит, что ты в нем видишь умирающего. <…>

Нельзя рассчитывать, что причащение тебя исцелит автоматически. Мы знаем из собственной жизни: мы все, не «люди» вообще, а мы причащаемся – и разве можно сказать, что мы делаемся святыми? Мы ведь недостаточно изменяемся…

И таинство Елеосвящения не направлено специально на исцеление тела. Если посмотреть на подготовку, видно, что человек должен сначала принести исповедь за всю жизнь. А исповедь всей жизни не означает, что вы принесете список всего, что случилось за прошедшие шестьдесят лет, – это означает, что вы проделаете целый путь, расчистите все, что было недолжного. Из молитв на Елеосвящении ясно, что мы ожидаем исцеления души, которое, даст Бог, перельется и принесет исцеление и телу.

Загрузка...