Из книги «Waking the Tiger» («Пробуждение тигра», М.: АСТ, 1997), p. 175.
Levine and Frederick 1997, p. 2.
Ingerman 1991, p. 18–19.
Из книги «From Minding the Body, Mending the Mind» («От заботы о теле к исцелению разума»), цит. по.: Peter Levine, «Waking the Tiger» («Пробуждение тигра», М.: АСТ, 1997), p. 221.
Врачи часто называют травмами физические повреждения, мы же ведем речь о психологических травмах, которые могут быть как связаны, так и не связаны с травмами физическими. Данное определение взято с сайта MedicineNet, посвященного психическим травмам (www.medterms.com/script/main/art.asp?articlekey=20130).
Риан Айслер в своей классической книге «The Chalice and the Blade» («Чаша и клинок», М.: Древо Жизни, 1993) первой обратила внимание на культурную пропасть между доисторическими сообществами и ранними цивилизациями. Первые она назвала «партнерскими» культурами, вторые – «доминаторскими» (Eisler 1987). В следующих главах даются их подробные характеристики.
В своей одноименной книге Стив Тейлор назвал этот культурный разрыв «Великим Падением», использовав аллюзию на библейский миф. Однако первыми этот феномен описали Риан Айслер и Джеймс де Мео (Taylor 2005; DeMeo 2006; Eisler 1987).
DeMeo 2006.
Taylor 2005, part 3.
Levine and Frederick 1997, p. 9.
Perry 1997.
Levine 2008, p. 7.
Взято с сайта MedicineNet, как указано в прологе.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – наиболее известный диагноз, связанный с травмами, поскольку этим расстройством страдают многие ветераны войны во Вьетнаме и Ираке. Его диагностические критерии кратко изложены в приложении 1.
Более подробно процесс социализации насилия обсуждается дальше в тексте. Детально он описан Rhodes (2000).
Levine and Frederick 1997.
Rowe 2007a.
Sarno 1998.
Грант Мак-Фертидж, сотрудник Института изучения пиковых состояний сознания (Institute for the Study of Peak States (of consciousness)), полагает, что многие пиковые состояния связаны с блокировкой травм (McFetridge 2004, 2008).
Мнение Мак-Лина о связи триединой структуры мозга с его эволюционной историей остается спорным, однако сама идея хороша как минимум в качестве метафоры (MacLean 1974).
Теория триединого мозга не получила широкого распространения. – Здесь и далее примеч. ред.
Этот пример взят из Rothschild 2000, p. 32.
Levine and Frederick 1997.
Brown 1978, p. 39 etc.
Levine and Frederick 1997, p. 43.
См. краткую библиографию на сайте Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Viktor_Frankl
Cyrulnik 2009, p. 87.
Levine and Frederick 1997, p. 54.
Becker et al 2003b.
Lindner 2006, p. 29.
Lindner 2006.
Cyrulnik 2009; Perry 2000; Levine and Frederick 1997.
Эвелин Линднер считает унижение и личные травмы основной причиной войн (Lindner 2006).
«Международная амнистия» (Amnesty International) – международная неправительственная организация, основанная в Англии в 1961 году. Привлекает внимание к нарушениям прав человека и выступает за соблюдение международных стандартов. В ее задачи входит мобилизация общественности в целях оказания давления на лиц, нарушающих права человека. За свою работу удостоена Нобелевской премии мира, а также премии ООН в области прав человека.
Anon 2009.
Национальный конгресс народной обороны (НКНО) – конголезская повстанческая организация.
Levine and Frederick 1997, p. 32.
Lindner 2006.
Cyrulnik 2009, p. 25.
См., например, работу Сью Герхардт (Gerhardt 2004).
Bishop 2007.
Harms 2005.
Cyrulnik 2009, p. 286.
Schlitz 2007, p. 69; Harms 2005.
Becker et al 2003b.
Там же.
Levine and Frederick 1997, p. 6.
См., например, Shonkoff and Phillips (2000); Pariante (2003); Rothschild (2000); Siegel et al. (1999).
Landau 2009.
Rothschild 2000.
Там же. Члены организации «The Committee on Adolescence of the Group for the Advancement of Psychiatry» также считают, что защитные механизмы, такие как подавление, отрицание и уход в себя, могут препятствовать развитию ярко выраженного ПТСР.
Так считает Бабетта Ротшильд. Описание диссоциации в нашей книге основано главным образом на следующих работах: Levine and Frederick (1997), Rothschild (2000) и Ingerman (1991).
Также известны как диссоциативные расстройства личности.
Ingerman 1991, p. 18–19.
Cyrulnik 2009.
Этого мнения придерживаются, в частности, терапевт психических травм Питер Левин (Levine and Frederick 1997) и шаман-целитель Сандра Ингерман (Ingerman 1991).
Gerhardt 2004, p. 143.
Caplan 2007.
Эти данные взяты из разных источников, на которые мы ссылаемся на протяжении всего повествования. Перечисление источников здесь заняло бы слишком много места. Некоторые из перечисленных причин травм перекрывают друг друга, поскольку один и тот же фактор может выступать и как причина, и как следствие.
Levine and Frederick 1997, p. 155–169.
Там же, p. 47.
Rowe 2007a.
Szalavitz 2008.
Rowe 2007b.
Perry 1997.
Perry 2002a, 1999, 2000, 1997.
Perry 2002a.
Sarno 1998.
Rothschild 2000, p. 71.
Описание концепций В. Райха здесь основано преимущественно на издании 2006 года.
DeMeo 2006, p. 28.
Stephenson 2002, p. 44.
Perry 1996.
Взято из Ratnavale (2007).
Somasundaram 2007; de Young 1998.
Turnbull 1972.
Somasundaram 2007.
de Young 1998.
Somasundaram 2007.
de Young 1998.
Levine and Frederick 1997, p. 225–226.
Там же, p. 226.
Там же, p. 169.
Эта история, рассказанная Клэнси Чоссэй, была опубликована в выпуске газеты «The Guardian» за 16 декабря 2008 года. Ее также можно прочесть на сайте http://www.guardian.co.uk/world/2008/dec/16/afghanistantaliban-us-foreign-policy
Levine and Frederick 1997.
Питер Левин приводит историю о том, как три детеныша гепарда чудом спаслись от льва на дереве. После в своих играх детеныши разыгрывали эту ситуацию по ролям, поочередно становясь львом и пробуя разные способы бегства (Levine and Frederick 1997, p. 174).
Терапевт психических травм Питер Левин описывает методы исцеления коренных народов (Levine and Frederick 1997, p. 57–58, 183). У Сандры Ингерман есть хорошее описание путешествия шамана за потерянной душой и роли этого приема в исцелении травм (Ingerman 1991).
Brown 1978, p. 96–99.
Bogucki 1999, p. xiv, 4.
Эту краткую историю мы составили на основе нескольких источников, среди которых Mithen (1996), Bogucki (1999) и Wikipedia. Названия видов гоминидов и их географическое распространение в разные периоды до сих пор остается предметом дискуссий специалистов.
Mithen 1996; Diamond 1998.
Малкольм Холлик размышляет о природе разума в своей предыдущей книге The Science of Oneness («Наука о единстве. Мировоззрение для XXI века», СПб.: ИГ «Весь», 2009) (Hollick 2006).
Здесь мы пользовались данными множества источников, основные из них: Mithen (1996), Bogucki (1999), Diamond (1992), Lerro (2005).
Некоторые люди ощущают на себе действие феномена синестезии, при котором, к примеру, звуки приобретают цветовую окраску, а действия – звучание; иными словами, этот феномен состоит в нетипичном способе обмена информацией между разными отделами мозга. Ограниченность взаимодействия сознания и подсознания подтверждается, например, стойкостью зрительных галлюцинаций, даже если испытывающий их знает об их иллюзорности.
Gardner 1993.
McFetridge 2004.
Goleman 1995.
McFetridge 2004.
Mithen 1996.
Там же.
Taylor 2005.
Gopnik 2009.
Perry 1997.
Diamond 1992, p. 55.
Груминг – это активное поведение животных, направленное на очистку поверхности тела, например умывание, купание.
Diamond 1992.
Diamond 1998 («Ружья, микробы и сталь». М.: АСТ, 2010).
Second Life – это трехмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, который насчитывает свыше миллиона активных пользователей.
Levine and Frederick 1997.
Oatley, Keltner, and Jenkins 2006; Goleman 1995.
Goleman 1995.
Там же.
Pert 1997.
Oatley, Keltner, and Jenkins 2006.
Goleman 1995, p. 43–44.
Цит. по: Schmookler 1984, p. 210.
Roberts 1998, p. 125.
The Holy Bible, Revised Standard Version, Genesis Chapters 2 and 3. Quotation from 3:17–19. (Библия. Синодальный перевод. Выдержки из Книги Бытия 3:17–19).
Особенно подробно этот процесс описан у де Мео (2006), Айслер (1987) и Тейлора (2005).
Гоминины – подсемейство гоминид, к которому относят человека разумного, шимпанзе и горилл.
Среди основных источников здесь следует назвать: Mithen (2003), Bogucki (1999), Lerro (2005), DeMeo (2006), Eisler (1987), Taylor (2005).
Робин Данбар оценивает время, проводимое шимпанзе за грумингом, примерно в 20 процентах от общего. С ростом группы растет и потребность в груминге как основе социальных связей. Данбар утверждает, что язык – это более эффективное средство коммуникации, необходимое для формирования больших групп (Oatley, Keltner, and Jenkins 2006).
Mithen 2003, p. 484.
Oatley, Keltner, and Jenkins 2006.
Gopnik 2009, p. 211.
В значительной мере это исследование опирается на результаты лабораторной работы – специально подготовленных игр среди студентов развитых стран. Поэтому обоснованность аргументации в данном случае несколько ограничена. Что, впрочем, не лишает исследование его нетривиальности (Fehr 2003; Whitfield 2009a).
Lindner 2006, p. 149.
Rowlands 2008.
Данные о бонобо взяты из различных источников, в том числе: de Waal (2007, 2005, 1998, 1995), Kaplan (2006), Diamond (1992).
Параллели в описании сексуальных отношений в группах ранних людей взяты в основном из жизни шимпанзе бонобо и некоторых современных нам сообществ охотников-собирателей (Fry 2006; de Waal 1998).
De Waal 2007.
Эстральный цикл – совокупность регулярно повторяющихся изменений половой системы у самок млекопитающих. Циклическая функция яичников, связанная с происходящими в них ритмическими процессами (развитие фолликулов, овуляция и образование желтого тела), гормональным путем определяет синхронные характерные изменения во всем организме самки, и особенно в половом аппарате (яйцеводы, матка и влагалище).
Bogucki 1999; Lerro 2005.
О контрацепции и абортах с помощью растительных препаратов см.: DeMeo (2006).
Йоги и буддийские монахи способны контролировать температуру, сердцебиение, кровяное давление и другие телесные функции. Сила веры как средство исцеления – широко известное явление. Поэтому способность женщин контролировать овуляцию с помощью самоубеждения не кажется удивительной.
См. http://en.wikipedia.org/wiki/Infanticide
Описание практик воспитания детей в сообществах охотников-собирателей см. Montagu (1978).
Lerro 2005.
Первый очаг напряженности – в Северной Европе, которая на протяжении двух тысячелетий после отступления ледников оставалась благодатным краем. Население быстро росло, особенно в устьях рек и вдоль морских побережий. Однако около девяти тысяч лет назад эти земли были затоплены вследствие поднятия уровня Балтийского и Северного морей. Ситуацию усугубило начавшееся около семи с половиной тысяч лет назад распространение на север сельского хозяйства. Второй случай – это ситуация в долине Нила, которая около четырнадцати тысяч лет назад представляла собой обширную изобильную болотистую местность с множеством мелких ленивых речек, дававшую приют многочисленным племенам охотников-собирателей. Со всех сторон этот оазис был окружен пустынями. Затем увеличение уровня выпадения осадков в верховьях Нила превратило его в быстротечную реку с узкой полоской поймы. В результате прежде мирно сосуществовавшие племена вынуждены были сражаться между собой за быстро истощающиеся ресурсы. Третий случай – это ситуация в долине реки Муррей в Австралии, узкой полосой изобилия пересекающей аридные земли (Mithen 2003, p. 175; Spinney 2008).
Fry 2006, chapter 10.
Diamond 1992.
De Waal 1998, 2007.
De Waal 1998, p. 1–2.
Mithen 1996.
Fry 2006.
Horgan 2009. Краткий обзор подобных исследований см.: Taylor 2005, p. 31–35.
Bogucki 1999; Mithen 2003.
Mithen 2003.
Mithen 2003, ch. 34.
Diamond 1998; Mithen 2003; Bogucki 1999.
Стивен Митен пишет, что каждый путешественник имел с собой мешочек драгоценных семян (Mithen 2003).
Mithen 2003, p. 346.
Большую часть данных о здоровье ранних фермеров предоставляют тщательные исследования их останков. Состояние их костей и зубов многое может рассказать о диете, заболеваниях, продолжительности жизни, уровне физиологического стресса (см., например, Mithen (1996), Bogucki (1999)). Некоторые болезни, очевидно, были вызваны плохими санитарными условиями в постоянных поселениях. Кроме того, многие инфекционные заболевания – оспа, туберкулез – распространились среди людей вместе с одомашниванием животных (Diamond 1998).
Bogucki 1999.
Diamond 1992, p. 184.
Mithen 2003, p. 179–180.
Mithen 2003, ch. 21.
Детоубийство.
Bogucki 1999.
Там же.
Там же.
Mithen 1996; Bogucki 1999.
Mithen 2003, p. 65–67.
Это описание основано на источниках: Bogucki (1999) и Mithen (2003).
Личное замечание Джона Крофта.
Повествование в этой главе основывается на множестве источников, среди которых: Bogucki (1999), Mithen (2003), Lerro (2005), DeMeo (2006), Taylor (2005), Eisler (1987).
Eisler 1987.
Mithen 2003, p. 180.
Bogucki 1999.
Lerro 2005; Bogucki 1999.
Там же.
Это мнение детально обосновано у П. Богуцки: Bogucki (1999).
Краткое изложение различных интерпретаций см.: Taylor (2005), Mithen (2003), Lerro (2005), Eisler (1987), Bogucki (1999).