РАЗДЕЛ 1 История появления метода расстановок

Исторические, религиозные и культурные корни работы с родом

Сегодня всё чаще, как в запросах наших клиентов, так и в окружающем обществе, мы видим негативную тенденцию. Экзистенциальная пустота, отсутствие смысла жизни, всё чаще люди говорят о том что «нет опоры под ногами», жалуются на недостаток сил и энергии.

При этом, обернувшись назад, мы можем увидеть, что предыдущие поколения, без сомнения, жившие в гораздо более тяжёлых материальных и бытовых условиях, не жаловались на подобные проблемы и, вполне возможно, были счастливее, чем поколения современные.

Современное общество поддерживает идею индивидуализма, которое, с одной стороны, возможно, приводит к бОльшим достижениям, но с другой рождает чувство одиночества. Оторванности от мира, конечности жизни.

Человек, же рождённый несколько столетий назад, был лишён этого чувства. Он всегда осознавал себя частью чего-то бОльшего, частью семьи, рода. Он был не одинок, как в нынешний момент, поддерживаемый многочисленными родственниками, так и на линии времени. Он твёрдо знал, что за его плечами стоят многие поколения предков, которые из прошлого дают ему свою силу, а впереди у него будут ещё поколения потомков, которым он эту силу передаст. В них он продолжит свою жизнь, им он оставит как своё наследство материальное, так и наследие духовное.

К сожалению, религии, идеологические катаклизмы, а потом и научно технический прогресс, с отрицанием духовных основ, лишили современных людей этого чувства. Хотя, конечно, в некоторых народностях и странах мы ещё можем увидеть продолжение данной традиции.

Возможно, вы сами совершали поездку в дальневосточные страны. Таиланд, Индонезия, популярные туристические направления. И видели, как в маленьких семейных магазинчиках установлены небольшие алтари с фотографиями предков, которым ежедневно совершаются подношения.

Вьетнам и Китай. Учение конфуцианства, которое иногда называют религией, а иногда философией, лежит в основе мироощущения людей. Если мы прочитаем его основные каноны, то многие из них говорят как раз о уважении и почитании старших и более всего предков, служении им (Принцип Сяо и принцип Ти). Это необходимое условие для формирования благородного и добродетельного во всех смыслах человека (Цзюнь-цзы), который добивается гармонии, «золотой середины» (Чжунъюн, Датун, Хэ), как в духовной, так и в материальной жизни.

Эта базовая традиция родилась из мироощущения народа и столь плотно вошла в его жизнь, что, не смотря на неоднократные попытки государства и других религий, её поколебать, она до сих пор является основой мировоззрения огромной массы людей.

В, не столь ещё давние времена, в Китае существовали целые долгие периоды в несколько недель для поминовения предков, которые, как считалось, в это время спускаются с небес, что бы оценить жизнь потомков и возможно помочь им или наказать их. В городах и деревнях выставлялось огромное количество алтарей, на которые совершались подношения в виде еды и ритуальных предметов.

Но и сейчас приношение жертв духам предков в странах Азиатско-Тихоокеанского региона вполне обыденное явление. Я уже сказал про Таиланд и Индонезию, во Вьетнаме производство и продажа ритуальных предметов для принесения в жертву предкам считается очень прибыльным и надёжным бизнесом. Как ни странно, последние десятилетия пальму первенства по продажам держат даже не бумажные символы денег, хотя они всегда считались более популярными в других странах, а бумажные и картонные изображения мотоциклов. Видимо средний вьетнамец настолько привык к этому виду транспорта, что даже сама мысль очутиться в посмертии без него, повергает в ужас.

Огромная индустрия ритуальных предметов, естественно существует и в Китае. Они могут сжигаться как на кладбищах в праздник «Цинмин» (День поминания предков), так и ежедневно, с помощью жаровен, которые стоят на улицах в некоторых районах Китая. Причём, размер этих жаровен может быть от совсем небольших, размером с железную бочку, придомовых, поболее, размером с кирпичный мангал – квартальных, и монументальных сооружений – районных. Сами же ритуальные приношения могут отражать абсолютно разные предметы, пожалуй, сложнее сказать каких символов они не несут, чем приводить их список. Всё что угодно, начиная от, естественно, денег, до машин, бытовой техники, предметов одежды, еды, сигарет и алкоголя, и, конечно же так популярных нынче гаджетов, особенно копий продукции Эппл.

В Японии существуют не только домашние алтари, но и специальные доски, где вырезаются имена предков. Причём, если предки придерживались разных религий, то существуют отдельные списки.

Большое место поклонению предков уделено и в Индии. Основополагающие культурно религиозные тексты, такие как «Веды» и «Бхагават гита» уделяют этому вопросу отдельное внимание. Точно так же предкам приносятся подношения, особенно популярны специально приготовленные рисовые шарики. Существует целый ритуал их приготовления включающий чтение молитв и специальных мантр. Так же существует специальный праздник поминовения предков – «Питри пакша».

Отдельно бы, хотелось остановиться на утверждении из «Бхагават гиты», о том, что правильно исполняемая дхарма (жизненный долг, предназначение) избавляет предков от страданий. Опять мы видим ощущение человека частью семьи, рода на протяжении веков.

В Африке существует масса культов и поверий, связанных с предками и их духами, которые могут быть для своего потомка как добрыми, так и злыми. Что уж говорить о племенах, которые остались на предыдущих ступенях развития. Вы можете сказать, что это не показатель. Однако, по исследованиям, массово проводимым по удалённым от цивилизации племенам, и отставшим в научно-техническом развитии на века, уровень их счастья и удовольствия, получаемого от жизни, намного превышает тот же уровень в современном обществе. Не стоит ли задуматься о том, что приобретая материальные и научные знания, сделав свою жизнь комфортной снаружи, не потеряли ли мы по дороге что-то важное, внутреннее, то чего не хватает современному человеку для счастья. Ведь лучшим показателем этого служат год от года растущие продажи антидепрессантов и прочих успокоительных средств.

Как бы ни боролось христианство с культом поклонения предков, составляющим ему конкуренцию, но не смогло его полностью изжить. До сих в православии существует «Родительский день», а в католицизме день памяти предков празднуется второго ноября вслед за днём всех святых.

По историческим источникам и по дошедшему до нас фольклору в виде сказок, песен, поговорок и прочего, можно предположить, что традиции поклонения и уважения предков, равно как у славян, так и у западных народностей были столь же распространены, как и в азиатской культуре. Мы можем поднять исторические труды о Древнем Риме и увидеть, что широко распространено было поклонение обожествлённым духам предков (маннам), установка алтарей для них и проведение соответствующих ритуалов.

В славяно-арийских традициях это тоже была очень важная часть культуры. Так же проводились поминовения, ритуалы, приношение жертв духам предков. Да что говорить, если в славянском пантеоне, главное место занимал бог Род, прародитель всего сущего. Именно от него пошли все люди, семьи и рода. Таким образом, поклонение всем своим предкам, благодарности за данную им жизнь, было для людей поклонением божественному началу, благодарности за чудеса окружающего мира.

Хочется отдельно остановиться на одном древнем славянском ритуале. Когда молодая пара решала пожениться и заводила свой собственный дом, из дома их родителей приносили огонь и им зажигали семейный очаг, именно с этого момента семья считалась созданной. Это служило метафорой передачи силы, энергии, любви и тепла от родителей к детям, от предков к потомкам. Именно об этом мы будем говорить в данной книге. И будем учиться помогать доносить этот огонь – силу и любовь, в случае если он был утерян где-то в пути.

Любовь как вода

Для того, что бы вы представляли внутренне, то что происходит, и с чем нам предстоит иметь дело, советую вам представить такую картину.

Представьте себе реку, которая естественно течёт сверху вниз, она может начинаться как горная и реветь мощным потоком, может растекаться по равнине широкой лентой, течь неторопливо. Может поворачивать, разбиваться о скалы, но всё равно течь дальше. Сверху вниз. Она даёт энергию, она даёт жизнь окружающим её лесам и полям. В жаркую погоду она дарит освежающую влагу животным, приходящим на водопой. В наших широтах она может покрыться льдом, но всё равно течёт. Сверху вниз, и никогда иначе.

И вот она натыкается на препятствие, которое не может преодолеть, и превращается в болото. Вода растекается по окрестностям и вместо жизни и энергии роста превращается в отрицание себя. Огромные деревья загнивают и превращаются в труху. Ядовитые миазмы вытесняют свежий воздух. Тучи гнуса наполняют окрестности. Животные обходят это место стороной.

Так же и любовь. Течёт сверху вниз. От родителей к детям, от предков к потомкам. Сверху вниз, образуя полноводную реку любви. Дающую энергию жить, расти, развиваться, свершать, побеждать. Пока по какой-то причине не останавливается. И в человеке образуется внутреннее болото. Безжизненное, стоячее, заставляющее страдать. А ещё ниже, туда, куда вода не дотекла, в сердце его потомка образуется пустыня. Юдоль одиночества и страданий, по которой, как в вестернах, перелетают кусты перекати-поля печальных мыслей.

Мы не производим изменений, мы всего лишь помогаем естественному ходу вещей. Расчистить болото, провести ирригацию, и поток воды снова устремится по своему предначертанному пути. Сверху вниз. По горам и равнинам. От родителей к детям. От предков к потомкам.

Хеллингер, его предтечи и последователи Психогенеалогия

Самым известным и «раскрученным» методом практической психогенеалогии, то есть работы с родом в решении проблем, являются, конечно, расстановки по Хеллингеру. Полностью они могут быть названы «Семейные системные расстановки Берта Хеллингера», так же они могут называться феноменологическими.

Однако хочу продемонстрировать моему читателю, что этот метод появился не «чудесным образом», не на пустом месте, а его возникновению предшествовал труд многих других людей. Так же я хочу, что бы из этой главы вы поняли, что, хотя, данный метод некоторые почитают за шарлатанство и некое колдовство, однако есть серьёзные исследования и работы, подтверждающие его эффективность. Да, с одной стороны у нас нет чёткого понимания того «как же это работает?». С другой стороны мы можем однозначно сказать, в том числе с цифрами в руках «Да, это работает». Хочу напомнить моему читателю, что мы, зачастую, вообще не понимаем, как работает та или иная вещь, тот же мобильный телефон или компьютер, однако этим пользуемся.

Так же я хочу показать в этой главе, что метод Хеллингера вырос как из разных культурно-религиозных корней, так и имел в основе несколько других психологических методов. В итоге он прекрасно ложится на любые культурные пласты, а так же эффективно сочетается с другими направлениями психологии. Очень многие расстановщики, об этом будет сказано позже, прекрасно сочетают этот метод и с восточными практиками (ОШО медитационные расстановки), с телесными практиками, такими как кинезиология, с гештальт-терапией, возможно применение методик проективного рисунка, если расстановка ведётся с применением графических практик, возможно различное использование инструментов Арт-терапии. Так же некоторые расстановщики применяют парапсихологические методы, к примеру, шаманизм, или расстановка на камнях, которые, как говорят они, хранят различную энергетику. Можно по-разному относиться к парапсихологии. Главное в том, что если вы уже ведёте какую-то психологическую или около психологическую практику, вам достаточно просто будет добавить в неё элементы расстановок, увеличивая эффективность своей работы. Если же вы решили начать свой помогающий путь с расстановок, то они абсолютно не помешают вам учиться далее, изучать новые методы и вводить их в свою практику, а наоборот будут вас подталкивать к этому.

Итак, хочу начать с тех, кто был предтечей Хеллингера, кто исследовал психогенеалогию и работал в этом разделе психологии. Таковых множество и не все они получили широкую известность. Поэтому моей целью служит обозначить основные вехи, что бы читатель представлял динамику развития в данной области. Биографии важных персон я так же буду подавать весьма кратко, ибо если вы захотите, то с лёгкостью найдёте полное описание в сети Интернет.

Анн Анселин Шутценбергер (фр. Anne Ancelin Schützenberger; 29 марта 1919 – 23 марта 2018) – французский психолог, доктор психологических наук, профессор, основатель Международной ассоциации групповой психотерапии. Руководитель лабораторией клинической и социальной психологии университета в Ницце на протяжении десятков дел, автор более десятка книг по психотерапии. Ученица Якоба Леви Морено и Франсуазы Дольто, она тесно сотрудничала с Грегори Бейтсоном и Карлом Роджерсом. Вклад Шутценбергер в групповую психотерапию и психодраму признан во всем мире: она была организатором Первого международного конгресса психодрамы в Париже в 1964 году, она являлась сооснователем, экс-вице-президентом и с 2003 года почетным архивариусом Международной ассоциации групповой психотерапии.

Работа Анн Анселин Шутценбергер направлена на изучение психогенеалогии, невербальной коммуникации и семейных связей. В своих исследованиях она развивает технику геносоциограммы: генеалогического дерева, которое учитывает не только существующие родственные связи, но и повторение частностей личного и социального развития внутри семьи, в том числе «передачу» психических и физических травм от поколения к поколению. Её исследования углубили осознание важности понимания жизни предков, роли бессознательной и непроизвольной связи между поколениями. В 1998 году она опубликовала книгу «Aie, mes aieux», выдержавшую более 15-и изданий только на французском языке. Эта книга переведена на многие языки, на русском она впервые выпущена в 2001 году под названием «Синдром предков» и с тех пор дважды переиздавалась.

Википедия

Стоит обратить внимание, что Шутценбергер являлась серьёзным учёным, возглавляющим структуру, занимающуюся как практическими методами, так и теорией психологии. Так же она сотрудничала с медицинскими учреждениями, занимающимися онкобольными. Причём, её методика работы приносила плоды, что подтверждено специалистами в области медицины, основывавшихся на анализах и аппаратных показаниях.

Подробно о теории и практике её работы вы можете прочитать в её знаменитых трудах. Изложу очень вкратце важные моменты.

Главный её вывод в том, что различные истории в роду могут оказывать влияние на потомков, это могут быть травмирующие события. К примеру, повторяющиеся смерти и самоубийства. Это могут быть аварии или получение увечий. Это могут быть психологически трудные моменты, которые человек не смог пережить в течении своей жизни и «завещал» потомкам. Это могут быть семейные легенды и истории. Возможно, даже что реплика одного, но очень важного и уважаемого человека может изменить жизнь нескольких поколений семьи. В своём труде она приводит пример, когда священник, которого спасали от преследования, предрёк семье, что их первенец в каждом поколении будет становиться защитником остальных. В итоге, из поколения в поколение первенец в семье сильно болел и умирал. Так же это может быть некое историческое событие, которое так сильно отпечаталось в людях, что иногда проявляется в следующих поколениях. Термин, который она этому даёт «Синдром пушечных ядер».

Вслед за другими исследователями данной проблемы «Абрахам и Тёрек» она сравнивает её с мертвецом в склепе, или, как это будет лучше на русском языке со «скелетом в шкафу», которого не видно, но он влияет, раз за разом, выбираясь из заточения. Поэтому и эпиграфом к её книге стало выражение святого Августина «Мёртвых не видно, но они влияют».

Самое фантастическое то, что проявление такого рода травмирующих событий зачастую происходит в одну и ту же дату, когда произошло прото-событие. (То есть первое, положившее начало цепочке). Шутценбергер описывает в своём труде множество подобных реальных случаев из практики и называет этот феномен «Синдром годовщины». Однако, в этих исследованиях она тоже не первопроходец.

Жозефина Хилгард (врач и психолог), изучая карты всех больных, поступавших в одну американскую клинику в течение нескольких лет (1954 – 1957), доказала, что внезапное начало психоза у больных во взрослом возрасте могло быть связано с повторением в семье травмирующего события, перенесенного в детстве, – потерей матери или отца по причине ее (его) смерти, помещения в психиатрическую клинику или несчастного случая. При повторении контекста, когда ребенок взрослеет и ему самому исполняется столько же лет, сколько было его родителю (когда тот, например, попал в психиатрическую больницу), а его собственному ребенку исполняется столько же лет, сколько было ему самому, когда его мать, к примеру, умерла или попала в больницу (двойная годовщина), – госпитализация в лечебное учреждение повторяется, и это «статистически значимо».

Опять же, хочется указать на то, что данные исследования проводились специалистом медицинского профиля, в медицинском же учреждении.

Шутценбергер разработала свои методы работы с пациентом. Во-первых, конечно, это сбор информации. Для этого она разработала «генограммы» или «геносоциограммы». Тут наличествует небольшая путаница в терминах. На момент разработки систему уже имелось два инструмента. Это «Генограмма» то есть, говоря проще, генеалогическое древо. Графическое отображение нескольких поколений членов семьи. И «Социограмма», графическое отображение социальных связей человека, где он помещал в поле рисунка важных для него людей, прежде всего родственников и обозначал отношения с ними. На основе этих двух инструментов появился третий. «Геносоциограмма», где расположение родственников обозначается как в «Генограмме», но оно дополняется изображением социальных связей, а так же важных жизненных событий, социальных ролей и другой информации, которая может быть полезной о данных родственниках. Однако, для удобства, «Геносоциограмму» иногда называют «Генограммой», что порождает определённую путаницу.

Пример построения «Геносоциограммы» и шаблон для её построения я привожу в практическом разделе.

После сбора информации и выделения проблемы ведётся комплексная работа с пациентом (я употребляю тут слово пациент, потому что речь идёт в основном о работе с онкобольными в стенах лечебного учреждения).

Сама Шутценбергер выделяет примерно такую последовательность работы.

1. Анализ жизненных событий и стрессов

2. Борьба со стрессом. Техника релаксации

(для снижения напряжённости клиента в данный момент и облегчения более глубокого погружения в его глобальные и глубинные проблемы)

3. Визуализация процессов в организме

4. Составление геносоциограммы

5. Техника преодоления чувства обиды

– Смирение

– Придание другого смысла

– Другие рамки

6. Психодрама

7. Физические упражнения

8. Беседы о том, как сделать жизнь приятнее

То есть, первым делом, пациент должен расслабиться, успокоиться. Побороть мелкие локальные проблемы в своей жизни, что достигается обычной психологической работой.

Потом клиент должен «увидеть» свою проблему, постараться вытащить её из подсознания, хотя бы в виде образа. Потому что она может находиться за забором психологических защит.

Третье, это как раз составление социограммы, то есть нахождение места возникновения проблемы на родовом поле.

Четвёртое, это попытки решить проблему различными психологическими методами. Стоит сказать что Шутценбергер, как и практически все западные психологи, работала в рамках психоанализа, потому самым важным в её работы было осознание проблемы, как пути решения. Однако, к этому добавляются попытки придать происходящему другой смысл, взглянуть на проблему с иной стороны, то, что мы сейчас назвали бы «рефрейминг».

Так же Шутценбергер работала со своими клиентами методом психодрамы, метод, который тоже направлен на глубинное осознание и изменение клиента.

Когда процессы были уже запущены, пациенту прописывались физические упражнения, а так же мысли и разговоры о новой, счастливой жизни, для того, что бы внедрить эти изменения в реальную жизнь, а так же для создания мотивации.

На методе психодрамы хотелось бы остановиться подробнее. Психодрама – одно из направлений, из которых «выросли» расстановки. И, многие специалисты, начинающие осваивать этот метод, поначалу не могут понять, чем же они принципиально отличаются. Особенно, когда смотрят показательные ролики по расстановкам.

А разница принципиальная.

Психодрама очень многолика, есть множество её вариантов, но всегда заместители «отыгрывают» некую роль, которая им определена. Обычно она повествуется или отыгрывается самим протагонистом (человеком, для которого она делается, главным героем). И, без разницы, что в психодраме, как в расстановке могут отыгрываться некие общие символы. «Мир, добро, любовь». Так же, заменителями других участников, могут служить другие пространственные предметы, к примеру, стулья, на которые пересаживается протагонист. Суть именно в этом. Человек всегда отыгрывает заданную тем или иным образом роль.

В расстановке же заместителю никто о его роли не рассказывает. Он неким образом получает чувства человека или символа который он замещает «свыше». (о теориях этого феномена я расскажу позже). Обычно в реальной расстановке, для чистоты процесса, расстановщик общается с клиентом, для которого производится расстановка, в другом помещении, один на один, что бы другие участники группы не слышали рассказанной истории и запроса. Иногда, когда клиент не хочет по каким то соображениям, что бы информация о произошедшем была кем-то узнана (предположим из-за стыда, или морально-этическим соображениям) то заместителям вообще не говорят наименования явлений или людей, которых они замещают, называя их «Фигура один», «Фигура два». Даже при таком подходе расстановки работают. Таким образом, повторюсь, заместитель ничего не знает о человеке, которого замещает. При этом, из практики, заместитель так глубоко может погрузиться в образ, что может даже сказать любимую «коронную» фразу замещаемого человека.

Эта принципиальная разница будет продемонстрирована в разделе практики.

Хочется упомянуть так же ещё одного человека, без сомнения внесшего свой вклад в рождение и развитие как психогенеалогии так и расстановок. Иван Бузормени-Надь. Психоаналитик венгерского происхождения. Представитель филадельфийской школы. Концепция Бузормени-Надя часто упоминается как Шутценбергер, так и известными практиками и исследователями расстановок

Бузормени-Надь в своей концепции вводит понятие лояльность, которая внутренне движет человеком, лояльность может быть индивидуальной и системной. Лояльность, к примеру, в семье, задаёт её общность и единство. В трансформированном виде мы увидим это понятие и у Хеллингера в понятии «совесть» и описании «трёх видов совести». Лояльность порождает справедливость в системе, и, что логично, в семье. Бузормени-Надь в метафорическом виде представляет её как некий «Бухгалтерский гроссбух», в который вносятся все достижения членов семьи. Сочетание лояльности как движущей силы вкупе с несправедливостью внутренних подсчётов и создаёт многие проблемы с отвержением, попытками побега, эксплуатацией одних членов семьи или системы другими и т. д.

Так же он говорит о постоянном взаимообмене в любовных и просто личных отношениях, неправильность, нечестность которого ведёт к их краху. Это как раз то, что в трудах Хеллингера будет называться принцип «брать и давать».

Родология

Не могу не остановиться на этом методе, кратко описав его, поскольку, если вы будете заниматься расстановками, рано или поздно с ним встретитесь. Основатели этого метода Докучаев В. В. и Докучаева Л. Н.

Их метод основывается на трудах Шутценбергер и включает в себя метод «Генограммы», которая немного трансформирована, но так же узнаваема.

Другой основой их работы служит метод, который разработал американский психолог Чампион К. Тойч под названием IDEAL. Теорией этого метода стала наследственность. Основными инструментами метода стали осознанность, самонаблюдение, выявление своих личных стратегий, оценка последствий их применения и изменения своих действий на более эффективные.

По «Родологии» имеется несколько книг и научных изданий. Не буду в них погружаться. Самым интересным, на мой взгляд, является работа с потомками репрессированных и выявление общих для них паттернов поведения.

Паттерн ухода, когда человек постоянно стремится всё бросить и уйти. Это может быть работа, пусть даже любимая и высокооплачиваемая, свой бизнес, семья. То есть, реальных причин для этого ухода нет.

Паттерн жертвы. Человек живёт во внутреннем ощущении угрозы, и, либо смиряется внутренне, принимая образ жертвы, либо старается бороться с выдуманными угрозами как с «ветряными мельницами».

Паттерн потери – постоянное бессознательное желание терять что-то важное.

Недоверие к власти – внутреннее стремление к конфликту с властью, к ощущению власти как чего-то гнетущего и угрожающего. Отказ сотрудничать с властью даже когда это необходимо и может принести прибыль.

Всё это последствия тех событий, которые произошли с предками во время революции, гражданской войны и репрессий. Бесправие и ужас, горе от потерь, как близких людей, так и нажитого добра, бессилие перед насилием со стороны государства произвели такое сильнейшее действие на предков, что отпечатались в родовой памяти и до сих пор терзают их потомков. Их работы ценны ещё и тем, что в практике расстановок в нашей стране очень часто попадаются именно потомки репрессированных или пострадавших в лихолетье прошлого века.

Хочу подвести итог. Во-первых, надеюсь, вы убедились что Хеллингер и расстановки это не вся психогенеалогия, а так же что сам этот подход подкреплён серьёзными исследованиями и результативной практикой работы, в которых сложно сомневаться. Во-вторых, что касается практических методов, которые использовались до расстановок, они без сомнения эффективны и могут применяться в практической работе, но имеют некоторые минусы. Стоит помнить, что Шутценбергер практиковала в Европе, где семейные связи не так нарушены как в России, пережившей революции, несколько войн и перестройку. Где-нибудь во Франции или Швейцарии выстроить генеалогическое древо нескольких колен предков возможно, найти документы и свидетельства трагических событий и прочую информацию по отдалённым предкам тоже. У нас же в стране, зачастую эта информация недоступна. Особенно в таком подробном виде. Так же стоит обратить внимание, что Шутценбергер работала с онкобольными, которые находились в стационаре. И она, и её пациенты обладали достаточным количеством времени, что бы работа с ними была продолжительна. Именно это позволяло строить ей подробные генограммы, а так же применять комплексный подход. В нынешних обстоятельствах современный специалист зачастую столь продолжительного времени при работе с клиентом лишён. Однако, если вдруг вам понадобится глубже проникнуть в родовые сплетения клиента, а он будет готов потратить достаточно времени на продолжительную работу, и, кроме того, сам захочет искать информацию по своим предкам, то безусловно, такая работа повысит эффективность изменений.

Думаю, пришло время рассказать о самом поле расстановок и теориях с ним связанных.

Поле расстановок

На расстановках на самом деле происходит некое «чудо», заместитель, который не знает ни сути проблемы, ни самого человека, ни его истории, ни даже имени, может чувствовать, двигаться и иногда даже говорить как этот самый человек. Более того, участник может чувствовать себя абстрактной фигурой. Мира, любви, денег. Именно поэтому считается, что расстановка полезна не только для клиента, но и для заместителей в поле, которых ещё иногда называют «фигуры». Поэтому, конечно, первый вопрос тех, кто только приходит на расстановки, а тем более человека, который решил обучиться этому методу, звучит так «Как это работает?». Обычно расстановщики не очень любят отвечать на этот вопрос, поэтому попытаюсь озвучить все возможные варианты. Как и ранее, приведу только краткую информацию, благо с полной её версией можно ознакомиться в открытом доступе.

Самый популярный ответ, это гипотеза американского биолога Ричарда Шелдрейка. Видный учёный, имеющий свой взгляд на науку, который во многом спорит с официальным. На первый взгляд, его идеи могут показаться странными, но доводы, приводимые им интересны и показательны. Так вот, он считает, что сам мозг не содержит ни памяти, ни знаний. Вокруг нас есть некое поле, которое содержит все эти знания и куда мы складываем всю информацию, откуда же её и черпаем. Поле это он называет морфогенетическим, поэтому так же иногда называют и поле, в котором проводятся расстановки.

Эта гипотеза не доказана и вызывает много вопросов, однако она перекликается с многими другими. Ещё Рене Декарт, в своих трудах, положивших начало направлению, называемому «Картезианство» утверждал, что человек находится в постоянной связи с миром благодаря специальному органу в глубине мозга. Всем известна теория профессора Вернадского о существовании Ноосферы, то есть некоего пространства вокруг Земли, в которой скапливаются результаты разумной деятельности человека. Эту же идею пытается подтвердить «Квантовая психология», основываясь на постулатах квантовой физики она пытается доказать идею о том что сознание носит волновой характер и порождается квантово-волновой активностью мозга.

Загрузка...