Современная йога сложилась из великого множества самых разных стилей йоги, преследующих самые разные цели. В ранних древнеиндийских текстах йогами называют мистических существ, наделенных удивительными свойствами, намного превосходящими физические возможности обычного человека. Одно из самых древних и знаменитых направлений йоги – хатха-йога, то есть «йога силы». В отличие от других видов йоги, хатха-йога изначально была разработана, чтобы укреплять тело и готовить его к прочим формам йоги. Этими формами могли быть занятия медитацией, которые приводят к освобождению и просветлению. Но в то же время хатха-йога могла служить и тропой к темным искусствам и черной магии. Многие хатха-йоги славились тем, что были отважными воинами; их охотно нанимали в этом качестве.
В наши дни хатха-йога в основном известна как искусство укрепления тела, которое дарит нам здоровье и душевное равновесие. Далеко не все, кто сейчас практикует йогу, стремятся к духовному пробуждению, хотя и не против его обрести. Как правило, люди берутся за йогу по самым разным причинам: кто-то хочет стать здоровее, кто-то – заниматься в компании. Кстати, занятия йогой – сравнительно новое слово в ее истории, потому что в древние времена никаких занятий не было. Обучение происходило так: ученик сидел у ног наставника, а тот передавал ему знания и умения, полученные от своего наставника. Это обучение занимало десятки лет углубленных размышлений и практики. Оно превращалось в образ жизни. Просто приходить на занятия на час-другой в свободное время – об этом в былые века и помыслить было невозможно. Йогами становились лишь избранные.
От хатха-йоги ответвилось множество направлений, которые популярны и востребованы до сих пор. Изначально хатха-йога делала упор не столько на физические позы-асаны, сколько на дыхание и магические жесты, создаваемые телом и руками, – так называемые целительные мудры. За последнее столетие асаны сместились в сторону спортивных упражнений и стали чрезвычайно популярны у самого широкого круга интересующихся йогой. Направлений и ответвлений у хатха-йоги десятки. Самые древние – это аштанга-йога, айенгара-йога и шивананда-йога. А самые новые и модернизированные – это аква-йога, то есть занятия йогой в воде, танцевальная йога и даже шоколадно-винная йога! Большинство из этих современных направлений хатха-йоги делают основную ставку на укрепление здоровья и улучшение самочувствия – физического, умственного и эмоционального.
По мере модернизации хатха-йога утратила многие свои составляющие и грани. Изначально в ней уделялось равное внимание сильной физической активности и нагрузке на мышцы (то есть ян-практикам) и более мягким упражнениям, которые воздействовали на суставы (то есть инь-практикам). В наши дни инь-практики обычно запрятаны лишь в нескольких более мягких стилях йоги, например в восстановительной йоге или в медитациях. А этими видами йоги занимаются очень немногие люди. Таким образом получается дисбаланс: йогой занимаются многие, но из занятий йогой зачастую исчезает иньское начало и остается только энергия ян. Следовательно, занимающийся йогой теряет шанс развить тело, сознание и душу гармонично.
Эта книга посвящена тому, чтобы вернуть всем, кто интересуется йогой, недостающую половину йоги: инь-йогу. Для этого я рассказываю читателям о древней философской подоплеке инь-йоги и ее принципиальных отличиях от ян-йоги, объясняю, какие преимущества вы получите, добавив иньские упражнения в свою практику. Эти преимущества очень существенны и весомы, а главное – они улучшат все аспекты вашей жизни, от физического здоровья до умственного и душевного.
Практику инь-йоги я объясняю как можно подробнее. Тем не менее занятия по книге не могут заменить занятия с наставником: книга лишь способна послужить основой, базой, а если вам захочется изучить инь-йогу еще глубже, то благодаря этой книге вы придете на занятия уже подготовленным человеком, а не новичком. Как и в любой области, в йоге одной лишь теории недостаточно: нужны именно практические занятия. Конечно, читать о том, почему и как стоит заниматься инь-йогой, очень познавательно и расширяет кругозор, но настоящую пользу от йоги вы начнете получать только тогда, когда расстелите на полу коврик и приступите к практике. Поэтому и читать книгу я советую вам не в удобном кресле и не на диване, а на полу: на подушке, на коврике. Можете менять позу сколько угодно, но постарайтесь читать именно на полу. Тем самым вы уже начнете практиковаться.