Личная история

Как я стал финансовым консультантом? Мне часто задают этот вопрос, и, наверное, пора на него ответить. Тем более что история – местами забавная, местами поучительная. Но начнем мы не с самого начала: пропустим то, как из меня не получилось инженера, первые несколько бизнесов, новое начало – и перейдем сразу к отправной точке развития número dos.

2011-й год, доллар стоит 30 рублей. Закончился 3-й курс моего 2-го университета (НГТУ, специальность: бизнес-аналитик). Сессия закрыта, конец весны, лужи растаяли, цветочки цветут, птички поют. У меня появилась куча свободного времени. Дело в том, что я параллельно основной специальности получал вторую – переводчик в сфере профессиональной коммуникации (я в свое время предположил, что богатый человек, коим я собираюсь стать, должен знать английский язык). Поступив в университет и узнав, что там есть возможность получать параллельно вторую профессию, я радостно ломанулся на кафедру иностранных языков со страстным желанием вступить в ряды тех, кто учится на переводчика. На что получил неожиданный ответ: «В эту программу мы берем только со второго курса! Обучение ведется три года, на последнем курсе практика, диплом выдается вместе с основным. Да и программа сложная, будучи на первом курсе – не осилите. В общем, погуляйте годик, насладитесь студенчеством».

Наслаждаться студенчеством я категорически отказался, вступив в жаркую дискуссию на тему «Ну возьмите меня!» Основным моим аргументом в споре было «Потому что я хочу!» Меня, разумеется, послали, но не в лес, а к Главному на кафедре. Он посмотрел в мои жаждущие знаний глаза и дал добро, потому что обычно приходится за студентами бегать, а тут какой-то странный сам пришел. В итоге по окончании третьего курса у меня был бы на руках диплом переводчика, если бы мне его дали. Но не дали, потому что выдается он только вместе с основным дипломом. Ну и бог с ним, решил я, мне эти бумажки всегда были до лампочки, язык-то я, главное, прокачал. Да и через год все равно отдадут (и правда, отдали).

Так вот после третьего курса у меня появилась куча свободного времени. Чем его занять? Пойду работать. Куда? Понятия не имею. Но у меня было твердое намерение через 3 года после окончания университета выйти на доход 40 000 рублей в месяц!.. Сейчас-то конечно смешно, но тогда для меня это были космические деньги. А в Новосибирске в то время 40 000 получал менеджер среднего звена. Может, и сейчас так, не знаю… Но мотивации у меня было выше крыши. И вот как раз в наш университет в поисках молодых талантов пришла компания, называлась она тогда Asia Consulting Group. Сейчас она называется по-другому, да и слились они потом с PwC во взаимном консенсусе, но не суть. В общем, компания занималась стратегическим консалтингом. Это когда команда консультантов помогает владельцам/совету директоров среднего и крупного бизнеса (оборот от 500 млн рублей в год) в выработке стратегии на ближайшие годы. Затем помогает стратегию разложить на тактику, планы и конкретные действия. Я даже не представляю, как вам коротко описать, насколько это сложно. Анализ рынка, анализ бизнес-процессов, анализ мотивации сотрудников, опрос ключевых работников на местах, мозговые штурмы по поводу результатов анализа, выработка конкретных рекомендаций… Да еще и таких, которые клиент сможет применить. И оценить результат! Адовая работа, если честно. Один день работы команды из трех человек стоил 200–300 тысяч рублей, в зависимости от задачи. При этом работали без откатов, на чистой приносимой пользе.

Это я, конечно, забежал вперед. Итак, я на презентации ACG в университете впечатлился и захотел пойти к ним работать, как и еще полсотни студентов… Лето на носу, время есть, почему бы не попробовать? Состряпал резюме, тут проблем не было. Имея опыт нескольких, хоть и недолговечных, бизнесов, придумать себе несколько трудовых подвигов несложно. Честно указал, что мне еще год в универе учиться, но, как потом оказалось, они в общем потоке этого даже не заметили… Презентация была для выпускников, они не ожидали, что кто-то из третьекурсников проигнорирует их требование о дипломе на руках. В общем, на этом этапе как-то прокатило. Меня пригласили на первый этап – тестирование. Логика, математика и психологический тест. Из всех желающих этот этап прошли лишь трое. Я оказался в их числе. Пригласили на собеседование. Я пришел, весь такой красивый, окрыленный ожиданиями!.. А через три минуты разговора: «А ты, собственно, зачем вообще здесь? Тебе еще год учиться, а нам нужны люди на полный день». Заметили… Что мне оставалось делать в такой ситуации? Естественно, я вступил в жаркую дискуссию на тему «Ну возьмите меня!» Основным моим аргументом в споре было «Потому что я хочу!» Меня, естественно, послали… И снова не в лес. А к Главному! Он посмотрел на меня, послушал обещания закончить очное обучение в университете без посещения оного и решил дать мне шанс. И что вы думаете, меня взяли на работу?.. Ага, щас… Меня отправили на прохождение всех этапов собеседования по полной программе. Это был лишь второй этап из восьми.

Каждый в подробностях уже не вспомню. Но в моей памяти кровавыми символами вырезан последний кейс-тест, переходящий в стресс-тест, мать его… Суть состояла в следующем: мне дали компанию, описали, чем она занимается, описали ее проблему и попросили найти решение. Дали неделю. Я понятия не имел, как это делается, но дня за три до срока сел и написал какое-то решение. Я до этого участвовал во всяких кейс-тестах вполне успешно, какие могут быть сложности? Я никогда так не ошибался… Солнечным весенним утром, напевая веселую песенку аки диснеевская принцесса, я принес свое решение на «защиту». А дальше начался мрак, треш и расчлененка. Эти акулы бизнеса в течение часа детально, смакуя каждую ошибку, в крайне жесткой манере объясняли, что решение – говно, автор – лентяй, как вообще ты посмел такую халтуру озвучивать в этой обители разума? ты нас за кого держишь?.. Сказать, что я чувствовал себя некомфортно – ничего не сказать. Это было медленное и очень яркое насилие над моей самооценкой. Причем все по делу, без оскорблений личности. Я осознал, что на их фоне не просто щегол, а инфузория. Когда от моего лица уже можно было прикуривать, очень уж было стыдно, они сделали добрые лица и сказали, что дают такому непутевому мне еще один шанс. Исключительно за красивые глаза. Дали мне неделю и сказали в напутствие: «Ты можешь лучше. Нам не нужна большая и красивая презентация, нам нужно решение. Оно может быть и на одном слайде».

На второй день, когда я отошел от шока, вслед за побитой самооценкой пришла злость. Я вам такое решение забабахаю, не подкопаетесь! И все оставшееся до следующей «защиты» время я посвятил его поиску. Я действительно сделал всего один слайд. Но не просто слайд – я сделал Mindmap, по-русски это диаграмма связей. В общем, логику решения прокачал настолько, что сам поверил, будто это сработает. Шел на «защиту», как на эшафот. Но с твердой уверенностью, что, если мне все-таки отрубят голову, это не потому, что я плохо подготовился, а потому, что они не поняли всей гениальности моего решения. Затем была Битва… И она в подметки не годилась тому, что было на прошлой защите. Если в прошлый раз это была игра в одни ворота, то в этот раз за счет своей подготовки и уверенности я вполне успешно отбивался. Критика моего решения была, но какая-то натянутая, и я это чувствовал. Суд постановил, что решение хоть и на троечку, но принимается. Как я потом понял, абсолютно неважно было, какое решение я бы принес на первую защиту. Человек, не прошедший подготовку в стратконсалтинге, не мог успешно справиться с подобным кейсом. Суть была не в решении, а в стресс-тесте. Им нужно было жестко сбить корону с претендента, дошедшего до финального этапа, оказать чудовищное давление и понять, сломается он или же станет крепче? Если испугается и не придет на вторую защиту или не принесет решение на уровень лучше предыдущего, значит он не способен к быстрому росту через боль. Он не выдержит тот стиль обучения, который его ждет на работе… Так я попал в Плавильню.

Мне даже назначили зарплату, 19 000 рублей! С их стороны – символическую, чтобы с голоду не сдох. Но для меня это было в два раза больше, чем тогда требовалось для жизни. Жил я в студенческой общаге, нас было 4 мужика на 17-и квадратных метрах. Клопы, тараканы, удобства на этаже и прочие прелести. Сплошная мотивация вокруг. В первый рабочий день мне доходчиво объяснили: тот факт, что я сюда попал, еще не значит, что я тут останусь. Мне выдали список из трех десятков книг к прочтению и список из 36 вопросов на знание книг и понимание описанных в них принципов, а также продуктов компании. С ужасом я осознал, что меня ждет. Через 3 месяца состоится внутренний экзамен, и если я его не пройду, то меня вежливо, а может и не очень, попросят из компании.

На третий рабочий день я попал на сессию стратегического планирования у клиентов… Выглядит это примерно так: сидит совет директоров компании федерального масштаба и обсуждает план развития на ближайшие 5–10 лет. Консультанты участвуют и помогают. Мне было сказано: «Будешь готовить тетрадь стратсессии. Стенографируй, старайся уловить ключевые смыслы. Через три дня от тебя нужен будет отчет, прочитав который даже детсадовец смог бы понять, что обсуждалось, какие решения были приняты и почему именно такие». Вот и представьте. Зеленого студента закинули в среду профессионалов, которые общаются на корпоративном сленге, обсуждают понятия, о которых я даже не слышал, а мне нужно выполнить столь ответственное задание? В смысле стенографируй?! Да я печатаю двумя пальцами! То есть как – одновременно обдумывать сказанное, записывать, при этом сразу слушать дальше? «Помедленнее, пожалуйста, я записываю» тут не работает.

Как вы понимаете, это был полный провал. Я ни печатать не умел с такой скоростью, ни вылавливать основные мысли из потока информации… Да я понять-то был не способен, о чем говорят эти люди, не то что записать ключевое. Плюс ко всему где-то через час мое сознание начало отключаться, и я начал записывать все подряд. Посреди сессии. Меня на удивление не стали бить электрошоком, а вежливо вывели из аудитории на 15 минут, сказав следующее: «Это нормально. Поставь будильник на 10 минут, сядь, закрой глаза, в идеале – поспи. Твой мозг пока не способен усваивать такие большие объемы информации, будешь через каждые час-полтора перезагружаться. Со временем привыкнешь и сможешь осилить хоть весь день». Как я узнал тогда – интеллектуальная работа действительно может быть очень тяжелой. По окончании стратсессии, когда мы вернулись в офис, остаткам моего сознания обозначили задачу: «Обычно тетрадь стратсессии делается за три дня. Ты еще зеленый, так что тебе даем неделю. Мы для тебя все записали на диктофон, так что у тебя есть шанс добавить в тетрадь все, что ты пропустил. Никто так не работает, потому что восьмичасовую запись напряженного диалога ни у кого нет времени слушать, но для тебя сделали исключение на первый раз». Тут у моего куратора зажегся нехороший огонек в глазах, и он добавил: «В холодильнике есть фрукты, на полках – печеньки, на кухне – кофемашина. Так что у тебя есть возможность работать тут и день, и ночь, и день, и ночь, и день…»

Две недели… На две недели я выпал из жизни. Попутно выяснилось, что формулировка «должен понять и детсадовец» не была преувеличением, а также что на мне верстка этого документа. И редактура. Я раз за разом приносил готовую работу своему куратору на проверку, а он раз за разом находил причины, почему работа – говно, автор – лентяй, и как ты вообще набрался наглости показать мне такую халтуру?! Я переделывал вновь и вновь, собирался с духом и шел получать следующую порцию звездюлей.

Уже когда я начал работать финансовым консультантом, я часто встречался с людьми намного старше меня, которые задавали вопрос: «А ты откуда такой умный в таком возрасте?» Ответ прост: меня очень много били. Боль – хороший учитель. Саша, я тебя, скотина ты дотошная, на всю жизнь запомню. Но спасибо тебе.

Первые 3 месяца прошли как в тумане. Меня кидали на разные задачи, к которым я был не готов, щедро отвешивали тумаков за косяки, при этом объясняли, как нужно делать правильно. Например, помню, как ко мне подходит Главный и говорит: «Завтра у меня встреча с потенциальным клиентом из сферы грузоперевозок. Никогда этой сферы не касались, так что завтра к 11 утра я должен знать, как у нас устроен рынок грузоперевозок, объемы, участники, взаимоотношения, боли и так далее». Я в жизни анализом рынка не занимался, так что мои бараньи глаза, надеюсь, послужили ему достойным ответом. Он все понял, но лишь усмехнулся и ушел (позже я, кстати, защитил диплом именно по этой теме: «Анализ рынка за 24 часа»). В свободное время я читал книги и готовился к экзамену. Меня учили думать. Усваивать огромные объемы информации. Улавливать главное. Понимать, что кроется за теми или иными словами человека. Игнорировать шум. Копать в глубину. Кратко и понятно излагать свои мысли. Отличать твердое от пустого. Мыслить стратегически. Попутно в меня вкладывали ценности компании, которые на удивление не были пустым звуком. При принятии решений на них действительно опирались все члены команды. Об этих ценностях можно отдельную главу писать, они стали частью меня и впоследствии повлияли на выбор профессии.

По окончании 3-х месяцев состоялся внутренний экзамен. Я был готов! Я прочитал все нужные книги, обдумал прочитанное, прописал подробные ответы на каждый вопрос… Я в жизни так ни к чему не готовился. А как прошел сам экзамен? Скажу кратко, это был стресс-тест номер двадцать два, мать его… На каждый мой ответ шел следующий вопрос в глубину. Если я отвечал – вопрос был еще глубже. Когда я был уже на грани истерики – пытку прекратили, поставили слабенький трояк и дали выходной на восстановление нервной системы. Как я потом узнал, за всю истории компании всего раз или два кто-то проходил этот экзамен с первого раза. Были ли мои ответы хороши, или у них просто не было времени или желания со мной возиться в обычном формате – история умалчивает.

Дальше все более или менее пошло на лад. Где-то на четвертый месяц работы я впервые смог внести дельную мысль в процессе мозгового штурма и заработал взгляд куратора, который можно было расшифровать так: «Надо же, оно умеет разговаривать?» По мере моего роста стратегические сессии перестали быть пыткой. Я спокойно выдерживал весь день, научился выхватывать ключевые смыслы из потока и на ходу генерировать гипотезы, которые могли бы помочь клиентам. Меня даже начали брать в командировки. Производственные компании, сети ресторанов, IT-компании, банки из топ-20… Мне было позволено впитывать чужой опыт на самом высоком уровне. И я этой возможностью пользовался на всю катушку. Вряд ли я бы выдержал стартовый период, если бы не Главный. Создатель компании, генеральный партнер – Андрей. Один из умнейших людей среди известных мне. Он стал вторым наставником в моей жизни. На второй неделе он сказал: «А пошли после работы ко мне? Друзья придут, посидим, поговорим, винца выпьем». А чего бы и нет? Вышли из офиса, сели в его Лексус за дофига миллионов рублей… Доехали до квартиры в элитном районе… Я вошел и понял, что вот именно так хочу жить. Ремонт, мебель, картины, а уж какая там стояла аудиосистема… Сели на баре у кухни, Андрей достал хамончик, пармезанчик и еще штук 5 видов сыров, достал вино из специального мини-холодильника. В общем, начал накрывать поляну. Мягко говоря, мне было дико некомфортно сидеть своей рабоче-крестьянской задницей на этом барском стуле и хотелось телепортироваться отсюда как можно дальше, настолько инородным элементом я себя чувствовал во всей этой роскоши. А затем начался вообще ужас – пришли его друзья. Когда в дверь начали заходить те самые топ-менеджеры, которых я видел на последней стратегической сессии, мою смесь страха, удивления и дискомфорта больше нельзя было описать цензурно. Помню, как посмотрел на часы одного из них и подумал: «Эти часы стоят в разы дороже, чем все, что у меня есть…» И о чем я должен был общаться с этими людьми в формате дружеских посиделок?.. В этот момент в моем сознании что-то ощутимо хрустнуло. Сломался хребет моего привычного уровня мышления, уровня жизни. Андрей точно знал, что со мной будет, когда звал в гости, и наблюдал, как рушится мой мир. Наверняка он гадко улыбался и хихикал при этом! Может быть. А может, и нет. Я не видел. Я тогда ничего не видел. Ну а дальше… Отличное вино не меньше чем за 1000 рублей/бутылка свое дело сделало, я немного расслабился и даже смог включиться в разговор. Сегодня в моей команде есть финансовые консультанты, которые становились сильнее и крепче, проходя через потери, банкротства и собственные ошибки. Люди, которые сделали себя сами. А я… Меня сделали. Сырая курица, которой я был, подверглась обработке молотом. Ее раскаляли докрасна на работе, придавали форму, остужали на вечерних посиделках у Андрея, которые стали регулярными. Каждый раз туда приходили разные крутые люди, обсуждались последние тренды и разные книги, каждая встреча меняла меня. И из этого окружения я каждый раз на метро возвращался в свою общагу с тараканами и студентами-бездельниками… Контраст, мягко говоря, добавлял мотивации развиваться. Андрей хорошо знал, как быстро сделать из меня человека… Я не был его первым учеником. И не был последним.

Так я прожил немногим меньше года. Я стал частью команды, даже куратор смягчился и доверял мне важные задачи. Однако в тот момент, когда я начал делать то, для чего меня растили, – приносить ощутимую пользу – жахнул кризис. Ушли несколько ключевых клиентов. Было принято решение всех, кто в компании меньше трех лет, сократить, оставить только ключевой состав. Целых 3 человека попали под сокращение, и я в их числе. Так я снова оказался на развилке дорог, одна из которых привела меня в Москву в профессию финансового консультанта. Неожиданно у меня появилась куча свободного времени. Конец 4-го курса в университете за загрузку не считается. После всего, через что я прошел, защита диплома была задачей на уровне «сходить в магазин за хлебом». Стратконсалтинг мне нравился, я хотел продолжать развиваться в этом направлении и прицелился на Большую Тройку – McKinsey, BCG, Bain. Только вот незадача, набирали они людей исключительно в Москве. А я в Новосибирске. Что с этим делать, я пока не знал, так как всю жизнь твердил: «Я буду работать где угодно, но чтобы это не было связано с бухгалтерией, и жить где угодно, но не в Москве!» Такая вот у меня была установка рядом с жирным намеком на развитие сюжета.

Я действовал по принципу: когда не знаешь, что делать, делай хоть что-нибудь! На ходу лучше думается. Как раз в то время в наш универ приехал Deloitte с призывом из регионов. О них я знал, соседи Большой Тройки консалтинга – Большая Четверка аудита: Deloitte, PwC, E&Y, KPMG. Праздного любопытства ради я пошел на их презентацию. В двух словах они предлагали работу в престижной международной стабильной компании с понятным карьерным ростом и прочими подобными плюшками для ценителей спокойного развития (если, конечно, вы нам подойдете). Но это ведь аудит? То есть проверка бухгалтерской отчетности, да еще и в Москве… Да ну его лесом! У меня в Новосибе родители квартиру себе купили, ремонт мечты сделали. Родители моей девушки, будущей жены, тоже купили себе квартиру и тоже сделали ремонт. И даже нам уже на однушку наскребли! Без ремонта, правда, голые стены в новостройке на отшибе. Но уже не общага! В общем, все было готово для комфортного старта размеренной семейной жизни в Новосибирске. Какой нафиг переезд? Но на собеседование я все равно решил сходить, ничего же не теряю, а опыт дополнительный будет.

Первый этап – тестирование. Логика, английский, бухгалтерский учет. Логика – ха-ха 3 раза, английский – тоже ерунда, бухгалтерия – знать не знаю, в глаза не видел и видеть не желал. У нас она вроде была полгода на 4-м курсе, но я был занят делами поинтереснее, чем ходить в универ. В зачетке стоит отлично, но только потому, что жена моя – моя же одногруппница, в универ все это время ходила и, по сути, училась там за двоих. Весь бухучет сдавала за меня она. Поэтому на тестировании у меня не было бы ни шанса, но вот же удача: моя надежда и опора сидела рядом со мной, и всю эту часть я у нее списал. В итоге тестирование и я, и она прошли.

Второй этап – собеседование. Проходил он в виде разговора на троих: кадровик, партнер компании (высшая должность, типа директора) и претендент. Проверяли все то же самое – логику, английский, бухучет. Позадавали логических загадок, поговорили на английском, потом начали задавать вопросы по бухучету. В этом месте я не стал ломать комедию, сразу признался, что бухучет в глаза не видел и вообще пришел я сюда исключительно от избытка свободного времени. На что мне, естественно, сказали: «Плохо, плохо… нам нужны люди со знанием бухгалтерского учета». И вроде бы меня уже послали, и даже на этот раз в лес, но перед этим они взглянули на мое резюме и обнаружили там слона, которого увидеть у студента явно не ожидали. Стратконсалтинг. Партнер компании очень хорошо знал, что делают с людьми в таких местах. Переглянувшись с кадровиком, он тихим вкрадчивым голосом произнес: «А может, все-таки в Москву? Английский есть, логика есть, а бухучет – ерунда, мы тебе книжку дадим, за месяц прокачаешь до нужного уровня». Вот те раз, вот те два – и очередной кирпич полетел в голову Штирлица. Очухавшись, я рассудил так: «Ну а что я теряю? На дворе май, на работу меня ждут только в сентябре, будет время отказаться, если что. Мол, не срослось, и вообще не для вас моя роза цвела». Так что я сказал, что, как пионер, всегда готов, бухучет выучу, и вообще я хоть сейчас. Вот так еще до получения диплома я уже имел на руках довольно вкусное предложение о переезде в Москву. Помните первую часть истории? Через 3 года после окончания университета я хотел выйти на доход 40 000 рублей в месяц… А тут мне предлагали эти деньги уже завтра. И оплату перелета, в том числе такси до аэропорта. И 80 000 рублей подъемных. И еще обещали в хостеле поселить на две недели за счет компании, пока квартиру для аренды не найду. А в Новосибе, кроме родителей, квартиры, друзей, девушки (почти жены) и почти всей прошлой жизни, меня ничего не держало. Я решил, что если до сентября не найду предложения получше, то поеду в Москву.

Я рассудил, что в Москве год идет за три. И там к своим 30-ти годам я смогу добиться гораздо большего, чем в Новосибирске. Плюс, если мне не понравится в «Делойте», то я всегда смогу оттуда уйти. В конце концов, я же буду в Москве, а там и Большая тройка на соседней улице. Да и если я хочу стать богатым человеком, то бухучет и управление финансовыми потоками точно надо знать и понимать, так что моим «фи!» относительно бухучета я потакать не буду. А где я лучше получу навыки практического анализа финансовой отчетности, как не в аудите? Ну а дальше… С шуточками и прибауточками я защитил диплом. Из воспоминаний у меня осталось только то, что в мою сугубо практическую работу из 15 страниц заставили налить воды еще на 85, потому что «по стандартам диплом от 100 страниц». Всегда терпеть не мог воду, поэтому был очень рад, когда этап обучения в университете закончился, мне отдали мой красный диплом, заодно отдали диплом переводчика. Медаль я, по-моему, подарил родителям, понятия не имею, где она. Жена, кстати, тоже окончила с красным дипломом. Вот так я оказался в Москве, даже не представляя, какие резкие повороты меня ждут дальше…

Теперь вы знаете, как я эмигрировал из России в Москву. Deloitte выполнили все свои обещания, взяв на себя расходы на мой переезд. На первые две недели меня поселили в хостеле на Патриарших Прудах… То есть в самом историческом центре. Центрее прям некуда. Там, где квадратный метр недвижимости стоит как годовой бюджет Саратова. И что же я увидел в первый день, когда решил прогуляться? Разумеется, людей на люксовых машинах с личными водителями. Английский язык, звучащий на улицах. Посетителей местных ресторанчиков во французском стиле с кофе по 450 рублей, которых явно не смущали цены. Чувствовал я себя в тот момент примерно так же, как на первых посиделках у Андрея. Афрофранцузом, гуляющим по злачным районам Магадана. То есть примерно так: «Мальчик, как ты вообще сюда попал и на что ты надеешься?» Естественно, я ощутил глубокую депрессию от осознания всей той финансовой пропасти, которая отделяла меня от окружающего мира. Нагуглив ближайший продуктовый, я пошел закупаться гречкой и палочкой-выручалочкой всех студентов – майонезом. Ближайшим магазином оказались «Алые Паруса». Москвичи, кто знает эту сеть, как минимум улыбнулись такому совпадению. «Алые Паруса» – «гастрономический бутик», ориентированный на деликатесный ассортимент и состоятельных покупателей. Но я же этого не знал? На карте он был отмечен как продуктовый… В общем, последний гвоздь в мою вновь расшатанную психику вбили обстановка и цены именно в «обычном продуктовом». Жрать все-таки хотелось. Уже ничего не чувствуя, я взял необходимое и пошел обратно в хостел переоценивать понятие «40 000 рублей в месяц».

На второй день, когда я отошел от шока, вслед за побитой самооценкой пришла злость. Да какого ж хрена я расклеился? Почти все, с кем я себя сравнивал, намного старше меня! Я в их возрасте еще круче буду! А кто был того же возраста или моложе – так наверняка у них родители богатые!.. В общем, я придумал пару мотивирующих оправданий происходящему и снова был в норме. Наутро опять пошел на разведку, нашел нормальный продуктовый и даже получил огромное удовольствие от прогулки по Патриаршим, ведь я обожаю «Мастера и Маргариту». Дальше все пошло на лад. Нашел пару таких же «понаехавших», сняли квартиру – двушку на Сходненской за 40 000 в месяц. Подъемные деньги быстро ушли на риелтора и депозит. В одной комнате жили два парня – мои коллеги по аудиту, в другой я и моя девушка, которая в лучших традициях жены декабриста поехала за мной непонятно куда. Чем меня впечатлила и заработала мое огромное уважение и это сыграло немалую роль в том, что через полгода я сделал ей предложение. Мы с ней успели пожить лето в родительской квартире с отличным ремонтом, а теперь мы снова в общаге…

Наконец настал тот самый день, когда я вышел на новую работу! Оказалось, что прям работать я начну примерно через месяц, а ближайшие 28 дней меня ждут исключительно тренинги. Excel, аудиторские процедуры, бухучет, soft skills, принципы проверки достоверности информации, командная работа над проектом, этика и так далее. Часть тренингов была на английском. Как вы понимаете, первый месяц на работе был шикарный. Меня учили, мне за это еще и платили, все это происходило в роскошном офисе на Белой площади… Причем без морального насилия в виде постоянных стресс-тестов, как в стратконсалтинге, а просто учили. Я вскоре понял почему. Чтобы не сбежал раньше времени.

Я вышел на свой первый рабочий день, и единороги оказались отнюдь не веганами. Сказка кончилась. Прихожу, выбираю себе свободное место, пристегиваю ноутбук железной цепью к столу… Да, такие вот правила безопасности… Смотрю проект, на который меня поставили: Черкизово. 60 с лишним компаний в группе. Надо по всем сделать РСБУ, МСФО и US GAAP. Пятая точка заныла в ожидании неприятностей. Знакомлюсь с командой. Несколько разного уровня парней и девчонок, самый опытный из них – куратор проекта. Общее у всех этих людей было одно: мешки под глазами переливались 50 оттенками фиолетового и напевали небезызвестное «Hello darkness my old friend…» Я упорно игнорировал инстинкт самосохранения и с оптимизмом приступил к работе. Почти вся работа была в Excel. Началось все с того, что куратор отобрал у меня мышку со словами: «Если ты будешь каждый раз тащить курсор к нужной кнопке, то толку от тебя на этой работе не будет. Слишком медленно. Учи горячие клавиши». Если бы с помощью Excel можно было убивать, то на этой работе готовили бы настоящие машины для убийства.

Эмоции в первый день работы: «Эхехей! Я снова в деле! Голова трещит от напряжения, новые навыки осваиваются с огромной скоростью! AC/DC в наушниках, безлимитный кофеин в крови, анализ финансовых потоков настоящего бизнеса в сознании. Было круто».

Эмоции в третий день работы: «Боже, вот и на что я трачу свое время?» На третий день я понял, что надолго здесь не задержусь. С работой я справлялся, но… понял, что это не то место, где я задержусь надолго, – оно не подходило мне по ценностям. Деньги, стабильность, понятный карьерный рост – это не ценности, это лишь атрибуты того или иного места работы. Для кого-то это важно, а мне, как вы теперь знаете, пересобрали мозги. Какие поговорки ходят в народе? Лучшее – враг хорошего. Поэтому люди держатся за нелюбимую работу, которая дает им деньги и хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне? Общаются не с теми, с кем хотели бы, и живут не так, как мечтали? Потому что вышли на какой-то уровень, достаточный для жизни, и боятся его потерять. Мол, есть много людей вокруг, у которых все намного хуже. Я же руководствуюсь принципом, который усвоил на клеточном уровне, пока работал в стратконсалтинге: хорошее – враг великого. А как понять путь к великому? Стратегия. Видение. Ценности. И начинается все именно с ценностей. Работа в аудите не соответствовала трем из пяти моих корневых ценностей. Прежде всего – Польза. То, что я делаю, должно оказывать долгосрочный позитивный эффект на тех, для кого я это делаю. А аудит? Итогом аудиторской проверки, огромного количества труда и нервов целой команды людей, является подпись на отчетности компании, что отчетность эта – достоверна. И все, собственно. То есть она достоверна, и если бы мы не потратили кучу своих сил на проверку, то… ничего бы не изменилось. В аудите, безусловно, есть своя польза, я мог бы красиво расписать, но не буду, потому что на уровне эмоций я в это не верю. При том что как финансовому консультанту мне очень важно аудиторское подтверждение на отчетности компании или фонда. Но сам я этим заниматься не хочу, потому что не чувствую, что моя работа меняет чьи-то жизни в лучшую сторону.

Вторая ценность, которую я не встретил в аудите, – фан (от английского fun – веселье). Позитивная, дружеская атмосфера. Умение смеяться над собой. Отсутствие ненужного пафоса. Я думаю, что вы заметили по моим текстам, что я любитель посмеяться над всем подряд и над собой в том числе, вы же читали мою историю. Говорю простым языком, не пытаюсь казаться лучше, чем есть. Я могу быть серьезным, но на любой пафос у меня аллергия, сразу выступает защитная реакция в виде юмора. А в аудите… Веселья там было мало. Очень много сухих цифр, изматывающего однообразного труда, в котором нет места юмору. Как следствие, я быстро понял, что оттуда надо валить. Я никогда не был готов быть винтиком в системе.

Есть еще одна ценность, которую я опишу сейчас для своего наставника, который тоже наверняка читает эту книгу, – ВАУ-результат. В стратконсалтинге в меня вбивали: «Либо ты делаешь на максимуме возможного, на 100 баллов из 100, либо не делаешь вообще. Если мы беремся за задачу, то делаем ее в лучшем виде из всех возможных! Потому что нельзя перепрыгнуть пропасть на 98 %». Вот поэтому даже столько лет спустя… ладно, это мы потом с ним лично обсудим.

Собственно, было принято решение из аудита уходить. А куда? Понятия не имею. А что надо делать, когда не знаешь, что делать? Правильно, делать хоть что-нибудь. Я пошел учиться коучингу. Я в свое время проходил британскую школу коучинга, она многое мне дала, теперь решил изучить и американскую. Понимание человеческой психологии, мотивации, искусство целеполагания лишним не бывает. Полный курс – 4 модуля по 4 дня. Денег у меня хватало только на один модуль, ну да и ладно. Оплатил один модуль, мол, остальные потом как-нибудь, взял отпуск на работе, пришел. Группа была человек 20–30, много HR-ов, много владельцев бизнеса… Я, естественно, начал присматриваться к людям в стиле «А вашей маме зять не нужен?», тьфу, то есть «А в ваш бизнес нужен парень с мозгами?» Сначала никого особо интересного не попадалось. Затем начался этап, когда участники рассказывают о себе. И тут на сцену выходит Он… Представительный мужчина лет 40–50. От других его отличало то, что кроме денег у него явно было в жизни что-то, от чего он горел. Жизнерадостный, энергичный не по годам, с огнем в глазах. Он встает и говорит: «Вот уже 23 года я занимаюсь обучением финансовых консультантов…» Б-б-б-б-бинго! Сектор Приз на барабане! К этому моменту я вовсю развлекался на форексе и ПАММ-счетах и даже думал, что у меня получается. Темой инвестиций я уже интересовался, но опыта не было вообще. Так что у меня быстро созрел коварный план за обедом познакомиться и выяснить кое-какие интересующие меня детали…

Объявили обед, я прямой наводкой иду за ним, а он берет и заходит в местный ресторан с фуршетом, вход в который стоит 630 рублей… Я в день жил на 300! И на обучение потратил почти все сбережения. Но, как говорится, вижу цель – не вижу препятствий. Пройдя через нечеловеческую боль от немыслимых финансовых затрат, я прошел на фуршет и попал-таки за нужный стол. Я задал два вопроса:

– Куда инвестировать?

– Как стать финансовым консультантом?

На первый вопрос я был закономерно послан на консультацию, а вот на второй… Ответ изменил мою жизнь. Если коротко, есть 2 основных требования:

1. Инвестировать самому. Потому что нельзя рассказывать людям о том, что не делаешь сам.

2. Пройти обучение. Не в России, разумеется.

Денег на все это, конечно, не было. Но на другой чаше весов была даже не профессия… Он сказал, что готов быть моим наставником. Отвечать на любые мои вопросы по инвестициям, профессии, да и просто по жизни. Все время, пока я буду их задавать.

Ценность наставничества переоценить невозможно. Если выделить самое главное, то это гигантская экономия времени, сил и денег. Это единственный способ развиваться с огромной скоростью. Хочешь получить результат в какой-то деятельности – найди себе наставника, у которого этот результат уже есть. И найди для него причину, по которой он будет тратить на тебя свое время. Те, кто говорит, что лучше всего учиться на своих ошибках никогда не встречали хорошего наставника. Зачем терять деньги, время, терпеть боль потерь и неудач, если можно просто взять чужие знания и опыт? Если ваш способ обучения – лишь набивание собственных шишек, то мне жаль, что вам не встретился нужный человек. Который объяснил бы, как правильно и почему надо делать именно так, а не иначе. Я к моменту этой встречи уже знал ценность наставничества. И очень хорошо умел учиться на чужом опыте. Так что отказываться от такой возможности я не имел права.


Эпилог:

Когда очень чего-то хочешь – возможность всегда найдется. За два месяца я раздобыл деньги и на открытие инвестиционного счета и на то, чтобы поехать на обучение. Вскоре после этого я начал вести блог по надежным инвестициям (многие посты и статьи, опубликованные в нем, по итогу стали главами моей книги). Проработав в аудите немногим меньше года, я ушел в свободное плавание как независимый финансовый консультант. Прошло уже больше пяти лет после тех событий. Я заматерел в профессии, у меня множество состоятельных клиентов, полсотни финансовых консультантов в команде, для которых уже я, в свою очередь, являюсь наставником. У меня своя просторная квартира в пределах МКАДа, машина, жена, сын и солидный инвестиционный счет. Благодаря всему, через что я прошел, я точно понимаю, что нашел дело всей своей жизни. Я планирую оставаться в этой профессии до конца, потому что она дает мне все, чего я желаю. А мне всего 30 лет. Так что это всего лишь начало. Сколько всего еще предстоит создать и сделать…

Загрузка...