Часть 1 Дизайн и цвет в интерьере

Глава 1 Основы дизайна и теория цвета

Украшение цветом требует вкуса, опыта и экспериментирования. Но хотя здесь многое делается по наитию, всё же будет полезно получить некоторые научные представления о цвете, особенно если вы впервые хотите внести в свою жизнь яркие нотки.

Вернитесь мысленно на несколько лет назад, когда вы учились в школе, и вспомните уроки физики. Там вас учили, что белый цвет состоит из многих цветов, которые можно увидеть по отдельности, когда луч света проходит через призму. Цвета радуги разделяются, поэтому каждый имеет свою длину волны: красный цвет имеет самую большую длину волны и самую низкую частоту, фиолетовый – самую короткую волну и самую высокую частоту. Причина, по которой мы воспринимаем какой-нибудь цвет, скажем синий, заключается в том, что поверхность предмета, на который падает свет, поглощает все его компоненты, кроме световых волн синего цвета. Затем они отражаются и воспринимаются нашими глазами. Понимание, что свет – это энергия и поэтому различные цвета обладают разной энергией, является центральной для таких практик, как цветовая терапия и фэн-шуй, которые разнообразно используют цвет для улучшения самочувствия и здоровья.

Цвета в этом видимом спектре, полученном путём разложения света в соответствии с длиной волны каждого цвета, традиционно соединяются по цепочке и представляются в виде цветового круга – важного для декораторов инструмента, потому что он иллюстрирует, как цвета соотносятся друг с другом и какой эффект они окажут на окружающую обстановку. Цвета, которые расположены рядом, называются гармоничными, а те, которые расположены напротив друг друга, – дополнительными. Если вы не уверены, сочетаются ли два цвета, или если вы пробуете разработать более удачное цветовое решение, вы, вероятно, получите ответ с помощью круга цветов.

Когда мы имеем дело с выбором цвета, необходимо понимать термин «тон», или «оттенок». Он характеризует интенсивность цвета, насколько тот тёмный или светлый. Два разных цвета могут иметь одинаковый тон. Оттенок краски можно изменить, если добавить чёрный цвет. Это называется тенью, т. е. более тёмным вариантом первоначального цвета. Если добавить белый, мы получим свет – более светлую версию первоначального цвета. Когда в комнате сочетаются два и более цвета, подобрать правильно оттенки – задача очень ответственная, так как интенсивность цветов должна быть одинаковой, чтобы они гармонировали удачно.

Существуют разнообразные способы группировки цветов; некоторые из них основаны на теории цвета, другие – на эстетических представлениях. Полезно взглянуть на эти группы и определить те, к которым вы имеете склонность. Вы можете решить оформить все комнаты вашего дома цветами из одной группы, чтобы создать гармоничный облик, или выбрать несколько групп, согласно тому назначению, для которого будет использоваться данная комната. Например, вы можете выбрать холодные, спокойные пастельные тона для спальни или основные цвета для игровой комнаты детей.

Обратите внимание на свою реакцию на каждую из следующих групп. Какая из них вызывает у вас ощущение покоя, а какая – ощущение прилива энергии? Вы ассоциируете тёплые цвета с уютом или подавлением? Холодные оттенки заставляют вас чувствовать себя расслабленной или вам становится холодно? Руководствуйтесь своим внутренним ощущением, интуицией, и цвета, которые вы выберите, будут хорошо служить вам.

Основные цвета. Красный, жёлтый и синий являются так называемыми тремя основными цветами, потому что их нельзя получить, смешивая другие цвета, и именно из этих цветов путём смешивания получаются все остальные. Оформление в этих цветах даёт смелые, яркие результаты, и они лучше всего подходят для тех комнат, где вы хотели бы повысить свою работоспособность и активность.

Вторичные и третичные цвета. Смешивание двух основных цветов порождает вторичные (или вторые) цвета – оранжевый, зелёный и фиолетовый. Смешивание вторичных цветов даёт третичные (или третьи) цвета (всего их шесть), и так далее – каждое удачное смешение, которое будет всё менее и менее ярким и всё более и более приглушённым.

Дополнительные цвета. Дополнительные цвета расположены на цветовом круге напротив друг друга: подходящие оттенки красного и зелёного, синего и оранжевого, жёлтого и фиолетового – и воспринимаются резко контрастно, когда вы видите их вместе. Дополнительные цвета должны использоваться в качестве акцентных цветов. Например, оранжевая подушка на синем диване, чтобы оживить комнату.

Пастельные цвета. Серо-голубой, бледно-розовый и лимонно-жёлтый являются теми цветами, к которым добавлено много белого цвета. Пастели светлые, яркие и неброские – идеальные цвета для создания покоя и безмятежного настроения во всём доме, но слишком большое их количество или слишком бледный оттенок могут создать впечатление безжизненности и пресности.

Теплые и холодные цвета. Цвета, которые близки по оттенкам к красному, оранжевому и жёлтому на цветовом круге, называются тёплыми, в то время как те цвета, которые располагаются рядом с синим и фиолетовым, являются холодными. Однако умелое смешивание может модифицировать их. Например, зелёный становится тёплым, если к нему добавить жёлтый, и становится холодным, если его смешивают с синим. Поэтому важно знать, какой вариант вы предпочитаете.

Цвета, которые увеличивают или уменьшают пространство. Тёплые цвета создают ощущение приближения предмета, а холодные – удаления. Стена, выкрашенная в тёплый цвет, кажется ближе к вам, чем та, которая выкрашена в холодный цвет. Используйте это знание, чтобы играть с пропорциями комнаты: окрасьте маленькую комнату синим, чтобы «раздвинуть» стены, а большую комнату – в красный, чтобы «согреть» её и создать ощущение интимности.

Черный и белый. Хотя они не являются, строго говоря, цветами, тем не менее они очень полезны как смеси при создании нюансов и оттенков, то есть они могут изменить тон цвета, сделав его более светлым или более тёмным. Помимо кристально-белого сейчас известно множество разнообразных оттенков белого цвета, и их можно также по праву использовать, чтобы создавать удивительно чистые и простые решения.

Монохромные цветовые проекты базируются на разнообразных оттенках одного цвета. Выбор монохромного вида также сокращает то, что иногда кажется безграничным диапазоном возможностей.

Нейтральные цвета. Эта группа включает такие оттенки, как кремовый, цвет буйволовой кожи и серый. Этот термин используется для того, чтобы обозначить естественно приглушённые цвета, такие как цвет земли или камня. Они сразу не производят впечатления ни тёплого, ни холодного цветов (хотя существует, конечно, такая вещь, как холодный серый и тёплый серый), поэтому они играют важную роль в уравновешивании, приглушении и выделении ярких цветов. Более того, они на удивление легко сочетаются друг с другом.

Одна из самых больших трудностей при выборе цвета заключается в том, чтобы знать, как он будет себя вести при различном освещении, и, к сожалению, именно на эту сторону часто не обращают должного внимания. Любое изменение в степени или качестве освещения комнаты будет менять наше восприятие цветов, которые в ней использованы. Отдельный цвет, который великолепно выглядит в отделочном магазине при местном флуоресцентном освещении, окажется совершенно другим на солнечной кухне или в тёмном коридоре. Поэтому жизненно важно, чтобы вы не спешили и проверили все варианты, прежде чем приступать к делу.

Чтобы это осуществить, выбирайте маленькую пробную баночку краски желаемого цвета и используйте её, чтобы покрасить большой кусок картона или бумаги, который можно передвигать и прикладывать к разным участкам стены. Посмотрите, как она выглядит в тёмном углу вашей комнаты, а также на солнечной стене, так как тени могут сделать некоторые цвета невероятно мрачными. Проверьте её также при естественном освещении в разное время суток и сравните эффект от слабых лучей утреннего солнца и тёплого вечернего солнца или от эффекта в пасмурные дни. Наконец, посмотрите, как меняются цвета при разных типах искусственного освещения. Обычные вольфрамовые лампочки бросают желтоватый оттенок на все предметы, делая синие цвета зелёными, а белые предметы – имеющими грязноватый оттенок, тогда как флуоресцентные лампы освещают всё холодным, резким голубоватым светом. Хорошая новость здесь в том, что взаимосвязь между светом и цветом можно использовать для выгоды декоратора, компенсируя несовершенные условия.

Выбирайте цвета, которые обычно изменяют и улучшают существующую у вас систему освещения или естественный свет, если вы не можете это контролировать. Например, если вам предстоит задача оформить холодную, мрачную, выходящую окнами на север комнату, выбирайте тёплые цвета, и вы сразу же улучшите качество цвета. Наоборот, оживлённая кухня, наполненная ярким утренним солнцем, может быть выполнена в спокойных холодных синих или зелёных тонах.

Внешнее восприятие света, а следовательно и цвета, может меняться в зависимости от текстуры поверхности, которую он освещает. Поэтому, когда вы планируете свои цветовые проекты, помните, что блестящие поверхности отражают свет и делают цвета более интенсивными, тогда как матовые поверхности поглощают свет, делая их внешний вид бледнее.

Комната считается гармоничной, если она содержит разнообразие текстур в тканях и на полу, а также на стенах. Однако, подобно многим так называемым правилам декорирования, вы можете поставить этот принцип с ног на голову и сочетать похожие текстуры в комнате специально, создавая чудесное ощущение простоты и изысканности. Взгляните на свою палитру, чтобы увидеть, дадут ли декоративные элементы, выбранные вами, тот эффект, который вам нужен.

Вашим первым соображением, когда вы сочетаете цвет с текстурой, должно быть создание фактуры вашей окраски. Чтобы создать матовую фактуру, поищите водоэмульсионную, матовую масляную, казеиновую или матовую латексную краску. Для блестящих поверхностей подумайте об акриловой, глазурной, глянцевой, эмалевой красках.

Компромиссный вариант между этими двумя – матово-блестящие фактуры, такие как полуматовый глянец или виниловый шёлк. Может случиться, что поверхность, которую вы планируете покрасить, уже является текстурной. Если нет, вы можете добавить текстуру – или создать впечатление текстуры – применяя краску разнообразными способами.

Помимо предложенных в цветной вклейке текстур, вы можете использовать свои варианты, вводя новые элементы в декор вашей комнаты. Это может быть керамическая черепица, грубое полотно, ламинат, сверкающий шёлк, грубо обработанный камень. Они добавят глубину и богатое разнообразие, оживляя весь проект.

Кисть: создаёт мягкий, морщинистый эффект

Губка: создаёт тонкую пятнистую поверхность

Противовес: создаёт имитацию текстуры дерева

Тряпка: создаёт неоднородную текстуру

Стальная вата: полезна при создании

антикварного вида

Решить, каким будет основной цвет для комнаты, – это, вероятно, самая простая часть задачи, потому что выполняется целиком интуитивно. И смешивать этот цвет с более тёмными или светлыми оттенками этого же цвета тоже легко – просто смотрите в таблицу цветов, и вы увидите, что лимонный цвет и цвет яичного желтка хорошо сочетаются вместе, так же как и голубой и синий. Но удачно сочетать один цвет с совершенно противоположным – несколько более трудная задача, если, конечно, вы не знаете золотого правила об оттенках.

Во-первых, постарайтесь забыть старые поговорки типа «Нельзя никогда сочетать синее с зелёным». Взгляд на содержимое дизайнерского портфеля показывает, что проекты, основанные на этих запрещённых цветах, могут работать идеально хорошо. Это происходит потому, что проект гармоничной комнаты является результатом соединения цветов, которые имеют похожий оттенок – похожую интенсивность светлого или тёмного.

Практически любая комбинация цветов будет работать до тех пор, пока они будут иметь одинаковую интенсивность.

Итак, как вы можете определить, что два цвета имеют одинаковый тон? Подумайте о чёрно-белой фотографии: тон – это то, что даёт ей возможность передать форму, глубину и перспективу. Более интенсивными кажутся такие тона, как тёмно-серые и чёрные, тогда как менее интенсивные выражаются в бледно-серых и белых тонах.

Попробуйте взглянуть на серии цветов полузакрытыми глазами, и вы получите похожее впечатление о том, какие цвета имеют обычную тональную насыщенность. Если вы новичок в использовании многих цветов для оформления, будет очень полезно сделать палитру, которая позволит вам увидеть, как все элементы, которые вы планируете использовать, будут работать вместе. Вам понадобится квадратный кусок картона или что-нибудь похожее, куда вы можете приколоть булавкой или степлером образцы ткани, красок и текстур, сделав на них надписи: «стены», «мебель» или «шторы», как вы определите это. Затем решите, хотите ли вы получить гармонию, для чего добавьте пятна краски, которые будут оттенками или нюансами этого цвета; или вы хотели бы ввести контрастный цвет, для чего добавьте мазок другого цвета, который имеет такой же тон, что и основной цвет. Не бойтесь допустить ошибки. Если что-нибудь выглядит неправильно, просто накрасьте это сверху другой краской и попробуйте что-нибудь другое.

Далее прикрепите ткани и напольные покрытия, не забывая включить вещи, которые вы не планируете менять, может быть, имеющийся у вас ковёр или мебельную обивку. Не забудьте понаблюдать за соотношениями тонов, когда вы ходите. Затем поиграйте аксессуарами. Если вся вещь нуждается в оптимизации, вернитесь к цветовому кругу, выберите подходящий дополнительный цвет и добавьте его в качестве акцента – возможно, окрашенный стул или цветное покрывало. Ваша палитра и ваше понимание теории цвета позволят вам стать такой искусной, как вы хотите, или такой смелой, как вы себе позволите. Это действительно ваше решение.

Члены одной цветовой семьи сочетаются хорошо

Сочетание синего и голубого может иногда показаться холодным

Смежные цветовые группы создают гармоничную смесь

Сочетайте цветовые семьи, подбирая одинаковые тона

Тесно связанные между собой цвета создают приятные сочетания

Составление палитры из образцов цветов позволит вам увидеть, как будут работать вместе выбранные вами цвета. Включите образцы тканей и обоев, плюс образцы красок и напольных покрытий. Если проект оформления вашей комнаты нуждается в оптимизации, попробуйте включить в аксессуар дополнительный оттенок

Глава 2 Красный цвет в интерьере

Если вы боитесь использовать красный цвет, потому что он ассоциируется с гневом и страстью, что делает его слишком смелым и претенциозным, помните, что оттенки красного постоянно встречаются в окружающей нас природе и не являются чрезмерно яркими и кричащими. Вдохновляйтесь от того красного цвета, который видите в садах, лесах и сельских пейзажах, и вы начнёте использовать его оттенки такими способами, которые будут восхищать, но не раздражать.

Посмотрите, как красные ягоды сверкают на фоне листвы и как красный цвет ядовитых грибов предупреждает нас об их присутствии под ногами. Примените этот принцип к своему дому и используйте такой же яркий энергичный оттенок, чтобы создать привлекающие внимание акценты среди более приглушённых цветовых решений. Посмотрите на поле маков или на алый броский цвет, укрывшийся в траве, и вы увидите его оживляющий эффект дополнительных цветов в действии. Оба контраста показывают, какое мощное действие может оказать даже небольшое пятно яркого красного цвета в комнате, выдержанной преимущественно в зелёном тоне. Наоборот, обратитесь к более нежным оттенкам красного и используйте цвет спелых яблок, вишен и малины в качестве основных для создания тёплых сочных цветовых проектов. Перейдите затем к оранжевому концу спектра, и вы позаимствуете там огненно-рыжие оттенки осенних листьев, закатов солнца и горящих углей костров, которые придадут вашему дому ощущение драматизма и накала.

Посмотрите на землю, и вы увидите, почему оттенки красного могут также присутствовать среди самых земных оттенков. Долгие века такие цвета, как терракота, были главным цветом украшения и нарядной одежды, потому что земляные пигменты, из которых она производилась, были недороги и легко доступны. В отличие от терракоты, чистые красные пигменты, такие как карминный, алый, малиновый и киноварь, были более редкими и поэтому более дорогими. Эти исторические ассоциации – красно-коричневые цвета в небогатых домах и чистые оттенки красного у богатых граждан – имеют отголоски в сегодняшнем времени в оформительских проектах. Красновато-коричневые цвета являются главной тенденцией при оформлении интерьеров в стиле первых американских пуритан, тогда как яркие малиновые тона господствуют в роскошных гостиных.

Подобно социальным условностям, разнообразные оттенки красного вызывают сильные ассоциации с определёнными периодами в истории. Насыщенный красный цвет в сочетании с пышным стилем воссоздает викторианскую гостиную, тогда как оранжево-красные оттенки напоминают нам фрески Древнего Египта и Помпеи. Розовый цвет воссоздаёт женственность будуаров начала XVIII века, тогда как ярко-розовый возвращает нас к эпохе его расцвета в 30-х годах ХХ века.

Красный цвет уводит ваше воображение в далёкие земли. Его жгучие оттенки переносят вас в Индию и Турцию, где красным украшали сари, килимы и ковры. Терракота вызовет в вашем сознании образы деревенского стиля в домиках Прованса или Тосканы, а красный лак перенесёт вас в Китай, где он символизирует удачу и благосостояние.


Штукатурный цветной казеин

Этот популярный цвет и фактура создают впечатление свежеоштукатуренных стен. Вместо темперы вы можете использовать натуральную матовую латексную краску без винила. Это потребует большее количество пигмента, и фактура будет более ровная и менее грубая.

Подходит для комнат, спален и прихожих.


Что понадобится

Площадь покрытия примерно 40 кв. м

• 160 г ализаринового малинового пигмента;

• 5 литров воды;

• стеклянная банка;

• 4 кг казеиновой молочной краски

(водоэмульсионной);

• чистое пластмассовое ведро;

• ложка;

• маленькая кисточка для краёв;

• большая кисть.


Как сделать

Замочите пигмент в достаточном количестве воды (чтобы покрыла) на ночь, убедившись, что все комки растворились. Подготовьте в ведре казеиновую краску, в соответствии с инструкцией, добавив достаточно воды, чтобы получить ровную жидкую краску. Загрунтуйте приготовленную поверхность слоем сырой казеиновой краски. Добавьте половину пигмента в краску и тщательно размешайте. Работая в прохладном, проветриваемом помещении, опробуйте образцы на стене. Добавьте ещё пигмента, если у вас есть такое желание. Сначала покрасьте края, используя маленькую кисточку, затем используйте большую и нанесите краску сверху вниз, окрашивая по очереди по одной стене. Когда прозрачная казеиновая краска высохнет, она станет непрозрачной. Дайте краске полностью высохнуть, прежде чем сделать второй слой таким же образом.

Правила безопасности: пользуйтесь респиратором, когда работаете с пигментами.


ГЛАЗУриРОВАННАЯ ЖЖЕНАЯ ОХРА

Этот лёгкий эффект будет смягчать ярко-белые стены оттенком утреннего солнца. Это очень позитивно для детских спален, но также хорошо подходит для прихожих и кухонь или любых помещений, которые надо «взбодрить».


Что понадобится

Площадь поверхности 40 кв. м

• 50 г пигмента жжёной охры;

• 3–4 л воды;

• стеклянная банка;

• 1 л прозрачной латексной глазурованной жидкости;

• чистое пластмассовое ведро;

• ложка;

• кисть;

• губка (по желанию);

• тряпки.


Как сделать

Замочите пигмент в достаточном количестве воды на ночь, убедившись, что все комочки растворились. Добавьте приготовленный пигмент к глазурованной жидкости и добавьте остальную воду в ведро. Хорошо размешайте.

В прохладной необогреваемой комнате попробуйте нанести глазурь кисточкой или губкой на листок бумаги. Используйте плавные круговые движения, равномерно распределяя глазурь. Убедитесь, что поверхность чистая и на ней нет пыли, и нанесите глазурь. Окрашивайте по очереди по одной стене и используйте тряпку, чтобы вытереть следы кисти или губки.

Это применение будет прозрачным, оставляя покров пигмента на стенах. Дайте первому слою полностью высохнуть, прежде чем решите, хотите ли вы наносить ещё слой, чтобы усилить эффект. Для разнообразия вы могли бы применить второй или третий слои в некоторых местах.

Правила безопасности: пользуйтесь респиратором, когда работаете с пигментами.


Лак цвета бычьей крови для дерева

Цвет бычьей крови – традиционный цвет на основе обычного (и недорогого) сурика. Этот состав очень стойкий, долговечный для деревянных интерьеров и наружных поверхностей, включая полы.


Что понадобится

Площадь покрытия 20 кв. м

• 250 г сурикового пигмента;

• 2,5 л лака на масляной основе;

• 0,1 л скипидара или масляного растворителя

из лимонной цедры;

• стеклянная банка;

• чайная ложка;

• ложка;

• кисть;

• грунтовка.


Как сделать

Замочите пигмент в небольшом количестве лака или растворителя на ночь. Затем чайной ложкой размешайте эту смесь, чтобы получилась мягкая паста. Когда в ней практически не останется комочков, добавьте ее в оставшийся лак. Тщательно размешайте, пока не получится равномерный насыщенный красный цвет.

Убедитесь, что деревянная поверхность чистая и сухая, и загрунтуйте очень сухую или абсорбирующую поверхность дерева грунтовкой. В проветриваемом помещении равномерно нанесите лак, используя, по крайней мере, два слоя для пола или наружных поверхностей, позволяя каждому слою полностью высохнуть, прежде чем накладывать следующий слой.

Правила безопасности: всегда надевайте респиратор, когда работаете с пигментами, и следуйте инструкциям по технике безопасности, когда работаете с материалами на масляной основе.


Водяные краски ярко-оранжевого и терракотового цветов

Подходят для жилых помещений, коридоров и радующих глаз кухонь, этот эффект неоднородного цвета обязательно оживит ваш дом.


Что понадобится

Площадь покрытия 40 кв. м

• 130 г пигмента красной охры;

• примерно 1 л воды;

• стеклянная банка;

• 5 л белой латексной краски;

• чистое пластмассовое ведро;

• 4 ложки;

• валик или большая кисть;

• 40 г оранжевого пигмента;

• 20 г пигмента красного сурика;

• 1 л скипидара или растворитель цитрусового масла из кожуры;

• 3 чистых стеклянных банки;

• 3 чайные ложки;

• 2,5 л прозрачной масляной глазури;

• 3 больших стеклянных банки с крышками;

• кисть, тряпки.


Как сделать

Замочите 100 г пигмента красной охры примерно в 1 л воды на ночь и на следующий день смешайте с латексной краской. Покрасьте стены.

Разделите растворитель на три части и замочите оставшиеся пигменты, держа каждый цвет отдельно, на ночь. Затем в полученной смеси раздавите комочки, используя тыльную сторону чайной ложки. Налейте в каждую из больших банок порцию масляной глазури. Добавьте большую часть каждого приготовленного пигмента к глазури и размешайте.

В вентилируемом помещении потренируйтесь, сделав несколько мазков кистью на бумаге. Добавьте, если нужно, больше пигмента или больше растворителя, если глазурь слишком густая. По одному цвету наносите на стену, оставляя каждый слой тщательно высыхать, возможно, всю ночь. Начинайте с красной охры, затем нанесите оранжевый цвет и наконец – красную суриковую глазурь. Разгладьте глазурь кистью, чтобы она не капала. Используйте тряпки, чтобы удалить следы от щётки и нанести глазурь по краям.


Можно создать удивительный интерьер благодаря гармоничным обволакивающим цветам, выбору произведений искусства на стенах и совершенно необычной лампе, которая создаёт фокусную точку. Оформление будет поражать взвешенным балансом между расслаблением и стимуляцией: диапазон текстур и расцветок на диване приглашает отдохнуть, тогда как разнообразие красного, жёлтого и коричневого помогает поддерживать энергетический уровень. Всё вместе создаёт комнату, которая является идеальным местом для минут уединения или вдохновения. Вибрирующие оттенки красного цвета сразу создают драматизм, некоторую театральность, они добавляют приподнятое настроение к любому цветовому решению. Это могут быть подушки, вазы или коврики. Красные абажуры будут смягчать и делать комнату тёплой, уютной. Стимулирующий красный цвет добавляет драйв в любую обстановку.

Живые красные тона – хороший выбор для просторной гостиной, потому что они добавляют теплоту пространству, которое в другом случае легко покажется холодным и негостеприимным. Это настоящая проблема – сделать огромные комнаты с высокими потолками уютными и спокойными. Но эту проблему можно решить с помощью одного только цвета – ткань, использованная для дивана и штор, наряду с обилием дерева на полу и мебели, добавляет комнате много теплоты.


В зависимости от настроения, которое вы собираетесь создать, красный можно сочетать с цветами, которые либо усиливают, либо приглушают его теплоту и энергию.

Пока их тона равномерно подобраны, ничего не останавливает вас от соединения красных и розовых тонов с бирюзовым, оранжевым и лёгкими штрихами оттенка лайма для вспышки цвета, которая может показаться экзотической в больших комнатах и удивительно похожей на сияние драгоценных камней в небольшом пространстве. С другой стороны, карамельно-розовый найдёт естественных партнёров среди других пастельных оттенков, таких как лимонный, нежно-голубой и лавандовый.

Красный создаёт основу некоторых крайне изощрённых цветовых схем, когда используется тёмно-синий и тёмно-зелёный; более мягкие версии используют терракотовые или бледно-розовые тона, которые имеют естественное притяжение к тёмно-синему и оливково-зелёному. Золотой и красный являются традиционными компаньонами в роскошных цветовых решениях – это любимые цвета в столовых, где свет свечей делает их ещё более прекрасными.

Яблочно-красный и серебристо-зелёный цвета создают имитацию индейского фольклорного искусства и также являются проверенной временем комбинацией в шведских интерьерах. Сочетание красного и белого создаёт чистый изысканный облик, полезный для получения тепла из основного красного цвета.


Для теплоты и интенсивности сочетайте красный и жёлтый. Это смелая, но бодрящая смесь

Бледно-розовый цвет хорошо подходит к светлым оттенкам лимонного, создавая мягкое и свежее цветовое решение

Белый цвет забирает энергию из основного красного и делает его более сбалансированным

Вместе с холодным эффектом тёмно-голубого цвета розовый будет казаться менее приторным

Уравновешивание глубоких тонов терракоты с оливково-зелёным создаёт приятную палитру

Ярко-розовые тона выглядят лучше всего в сочетании с такими яркими тонами – цвет зелёного лайма здесь отличный выбор

Тёмно-синий и красный цвета – классическое сочетание для интерьеров с утончённым обликом

Глава 3 Желтый цвет в интерьере

Если вы не уверены в том эффекте, который будет иметь жёлтый цвет на вашу комнату, закройте глаза и представьте что-то из мира природы, что имеет жёлтую окраску: первые весенние нарциссы, нежные примулы, проглядывающие сквозь зелёную мшистую поверхность леса, ковёр лютиков, поле стройных подсолнухов. Все они являются яркими символами радости и жизни. Все они отражают тёплое сияние солнца. Жёлтый – это цвет, который принесёт все эти качества в ваш дом. Ваш выбор тона – холодного, тёплого или кислотного – может быть вызван чем угодно, например, видом лимонов, лежащих горкой в вазе и баночками со специями в вашей кухне или чудесными живописными видами – экзотическим песчаным пляжем, опаленной солнцем пустыней или полем созревающей кукурузы.

В то время как живой жёлтый цвет является полезным акцентирующим цветом, добавляя пятна теплоты к холодной комнате и привлекая глаз к деталям, он также является относительно лёгким цветом для использования в больших масштабах на стенах, так как он достаточно светлый и яркий, чтобы гармонировать с комнатой любого размера и любой освещённости.

Жёлтый цвет усиливает привлекательность солнечной комнаты, а также привносит тёплую ноту и свет в холодную северную комнату. Это полезный цвет в том случае, когда естественная освещённость комнаты плохая.

Если вы больше тяготеете к тёплым тонам жёлтого, посмотрите на некоторые продукты питания как на источник вдохновения: масло, яичный желток, жёлтые перцы и золотистые сливы. Подумайте также о насыщенных оттенках шафранного цвета. Цвет этой редкой и дорогой пряности, которая добывается из рыльцев крокуса, является источником многих тонов жёлтого, который ассоциируется с Востоком, особенно со священным цветом одеяний буддистских монахов. Вместе с куркумой, горчицей и охрой шафран представляет более мягкий вариант жёлтого семейства и является чудесным бодрящим способом принести яркость и теплоту в любую комнату дома.

Тот чистый основной жёлтый цвет, который мы сегодня считаем чем-то самим собой разумеющимся, не доступен был для дизайнеров по интерьеру до первой половины XIX века, когда пигмент хрома, полученный из солей хромовой кислоты, стал впервые широко доступен. До этого момента палитра декораторов была, главным образом, основана на охре и сырой сиене, которые были теплее, но менее вибрирующими. Появление этой новой жёлтой краски вызвало к жизни модную дизайнерскую тенденцию, которую мы до сих пор ассоциируем с имперским стилем.


МЯГКАЯ КЛЕЕВАЯ КРАСКА С ОХРОЙ

Это классический цвет и фактура, многократно проверенная в интерьерах различных стилей. Идеальная краска для гостиных, спален и прихожих.


Что понадобится

Площадь поверхности 40 кв. м

• 500 г пигмента жёлтой охры;

• 5 л воды;

• стеклянная банка;

• 4 кг клеевой краски (темперы);

• чистое пластмассовое ведро;

• ложка;

• маленькая кисточка для выравнивания краёв;

• большая кисть для покрытия.


Как сделать

Положите пигмент в воду и оставьте на ночь. В ведре приготовьте казеиновую краску, согласно инструкции, используя остальную воду. Загрунтуйте поглощающую поверхность слоем белой клеевой краски. Добавьте подготовленный пигмент в краску и тщательно размешайте, пока краска не приобретёт консистенцию взбитых сливок.

Работая в прохладном, вентилируемом помещении, сначала нанесите слой краски на края стены, используя маленькую кисть, затем используйте большую кисть и размеренно наносите клеевую краску, работая сверху вниз, делая по одной стене. Прозрачная клеевая краска после высыхания становится матовой. Дайте возможность высохнуть полностью одному слою, прежде чем наносить другой.

Правила безопасности: всегда пользуйтесь респиратором при работе с пигментами.


СТЕНЫ, ОКРАШЕННЫЕ В ОСНОВНОЙ ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ

Стены, окрашенные в основной жёлтый цвет, хорошо подходят к современным интерьерам и чрезвычайно бодрящи и солнечны. Особенно он подходит для детских комнат и современных гостиных.

Как деталь в интерьере этнического стиля эту краску лучше всего наносить на стены белого цвета.


Что понадобится

Площадь поверхности примерно 40 кв. м

• 1,5 кг жёлтого пигмента;

• 3 л воды;

• стеклянная банка;

• 3 кг клеевой краски;

• чистое пластмассовое ведро;

• ложка;

• маленькая кисть для оформления краёв;

• большая кисть.


Как сделать

Замочите пигмент в воде на ночь, убедившись, что все комочки растворились. Приготовьте в ведре клеевую краску по инструкции, используя оставшуюся воду. Добавьте подготовленный пигмент и тщательно размешайте.

В прохладном вентилируемом помещении нанесите краску. Сначала обработайте края с помощью маленькой кисти, а затем равномерно нанесите краску на остальную поверхность, делая по очереди по одной стене. Вам потребуется нанести два слоя краски, но всегда сначала дайте высохнуть полностью первому слою, прежде чем наносить следующий.

Правила безопасности: всегда работайте с пигментами в респираторе.


ОКРАСКА ДЕРЕВЯНнЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

Это яркая и весёлая краска для всех лёгких деревянных предметов. Она может быть использована для мебели, встроенной мебели и других изделий из дерева (двери, оконные рамы, подоконники и т. д.). Подходит для детской спальни, лестничных маршей или чтобы придать кухне более яркий облик.


Что понадобится

Площадь поверхности примерно

10 кв. м

• 250 г пигмента жёлтой охры;

• 0,1 л скипидара или масляного растворителя на лимонной цедре;

• стеклянная банка;

• чайная ложка;

• 0,5 л лака на основе льняного масла;

• большая стеклянная банка с крышкой;

• ложка, кисть.


Как сделать

Замочите пигмент в растворителе на ночь. Растолките пигмент чайной ложкой, чтобы получилась мягкая однородная паста. Перелейте лак в банку с крышкой и добавьте подготовленный пигмент, тщательно его размешивая.

Перед тем как наносить лак, убедитесь, что ваша деревянная поверхность сухая и чистая. Не загрунтовывайте дерево. В хорошо вентилируемом помещении нанесите краску кистью, при необходимости вдавливая её в дерево. Наносите только один слой на предметы интерьера и три слоя – для создания стойкой к атмосферным воздействиям фактуры на внешние деревянные поверхности, давая возможность каждому слою хорошо высохнуть, прежде чем наносить следующий.


Жёлтый цвет может быть тёплым, ярким и золотым. Он также может иметь более холодные, нежные оттенки, например, бледно-жёлтые, как у примул. Резкие лимонные тона добавляют энергию, особенно в комбинации с кислотно-зелёным или ярко-бирюзовым. Если степень естественной освещённости комнаты низкая, тон цвета яичного желтка придаст ей тепло и свежесть.

Веселые оттенки ярко-жёлтого – отличный выбор для кухни: они позитивно и бодряще действуют на людей, которые собираются там.

Прохладный кислотно-лимонный цвет сочетается с чёрным, чтобы создать явное ощущение ретростиля, идеального для солнечной комнаты. Естественно светлая среда позволяет такой резко контрастной комбинации цветов привлечь внимание и остаться приветливой и радостной.

Бледно-желтый – успокаивающий, расслабляющий цвет. Это означает, что в отличие от более яркого, более энергичного солнечного или кремового тонов жёлтого цвета – хороший выбор для человека, который хочет создать спокойную спальню. Бледно-жёлтый цвет может создать яркую и свежую атмосферу даже в маленьком пространстве мансарды.

Обратите внимание, как очень светлый жёлтый может создать впечатление более широкого пространства, чем оно есть на самом деле, в то время как более тёмный тон мог бы легко вызвать ощущение клаустрофобии. Этот особый нюанс жёлтого содержит большее количество белого цвета, поэтому естественно, что чисто-белая краска и ткань (на потолке и на старинном кружевном покрывале кровати) отлично сочетаются с оттенком жёлтого.

Кроме того, тёплые тона медного остова кровати подчёркивают элементы скрытого тепла в цветовом проекте, делая комнату в целом свежей и живой.

Черные акценты, увиденные на фоне жёлтых стен, производят чрезвычайно сильное впечатление в современной гостиной. Эти два цвета часто используются в окружающем нас мире, чтобы указывать на наличие опасности, поэтому такое сочетание в домашнем интерьере создаёт ощущение драматизма.

Это смелое и несколько брутальное цветовое решение, которое предназначено скорее для возбуждения и воодушевления, чем для расслабления. Подушки, обивка мебели, освещение и декоративные аксессуары – всё продуманно скоординировано, чтобы поддерживать этот двухтональный эффект. Даже тёмная металлическая фактура дровяной печи будет идеально сочетаться с остальной комнатой.

Цвет яичного желтка – чрезвычайно живой цвет, который является идеальным выбором, когда вы хотите сделать такую комнату, как прихожая, максимально гостеприимной и радушной. Это оттенок, особенно хорошо работающий в тёмных коридорах, которые получают мало естественного света. Солнечная яркость такого сверкающего жёлтого тона легко компенсирует потенциальную мрачность комнаты с маленькими окошками или вообще без окон, в то время как естественно тёплые тона дерева ещё больше усилят этот эффект. Окраска двери и плинтусов также сохраняет светлый колорит. Большой букет свежих цветов помогает создать живое и радостное первое впечатление.


Синий и жёлтый являются одними из самых удачно сочетаемых цветов, вызывая ощущение равновесия, когда вы смотрите на море и песок или на поле и подсолнух под летними небесами. Чем ближе синий по своему тону к фиолетовому – дополнительному цвету для жёлтого, – тем более поразительные результаты получаются. Поэтому используйте основной жёлтый и фиолетовый цвета вместе в умеренных пропорциях с единственной целью – создать оживляющий эффект, и вы сможете заставить даже это самое экстравагантное сочетание работать себе на пользу. Наоборот, смягчите оба цвета, используя водянисто-лимонный рядом с бледно-лавандовым – и вы обнаружите, что эти два цвета могут также создавать основу для нежнейших цветовых решений.

Яркий жёлтый цвет яичного желтка – это энергичный цвет, поэтому ему нужны такие же партнёры. Такие тона чудесно выглядят в сочетании с ультрамариновым синим и зелёным цветом свежих листьев и удивительным образом притягательны рядом с горячими живыми оттенками розового. Попробуйте соединить их, например, с пастельными тонами, и эти более нежные цвета будут казаться по сравнению с ними безжизненными и неинтересными. Бледно-жёлтый и кремовый оттенки найдут для себя гораздо лучших компаньонов среди матово-синих, мятно-зелёных и тёмно-серых тонов.

В природе чёрный и жёлтый – это предупредительные цвета, поэтому, если вы красите комнату в жёлтый цвет, с осторожностью добавляйте акценты тёмного цвета: контраст может оказаться резким и неприятным.


Вибрирующие жёлтые тона отлично сочетаются с яркими насыщенными синими оттенками – комбинация, которая одновременно является гармоничной и энергичной

Жёлтый вполне сочетается с голубым, создавая свежий вид, напоминающий о море и песке

Рядом с серым жёлтый приобретает более холодный вид, в то время как серый, в свою очередь, никогда не выглядит тусклым рядом с жёлтым

Яркий цвет яичного желтка находит своё удачное сочетание со свежим вибрирующим оттенком цвета травяного зелёного

Золотисто-жёлтый и ярко-розовый создают неожиданно насыщенное и экзотическое сочетание

Гармоничный бледно-жёлтый с мягким светло-голубым принесут дыхание весны в ваш дом

Создайте солнечные мгновения, используя тёплый, насыщенный жёлтый в окружении ослепительно белого пространства

Глава 4 Зеленый цвет в интерьере

Если вы собираетесь декорировать свою комнату в зелёных тонах, природа может предложить вам изобилие вдохновения. Вы только должны внимательно смотреть на яркость вновь распускающихся листочков, нежность дрожащей на ветру ивы или на глубину зелени мшистого камня, и вы сможете вызвать в своём воображении богатство цветов, которые пробуждают в вас мир природы.

Подумайте о диапазоне вариантов, предложенных такими растениями, как лайм, мята, оливковое дерево, фисташки, яблоки, мхи, остролист и зелёный горошек, а также цвет бутылок, охотничий зелёный и зелёный цвет на скачках, и вы сможете точно определить нужный тон, который больше всего будет радовать ваш глаз.

Естественные источники, из которых первоначально делались зелёные краски, – земляные пигменты и ярь-медянка – искусственный пигмент, который добывался с поверхности меди.

Кроме того, нефрит, изумруд, малахит и бирюза, которая первоначально была привезена из Египта, являются более редкими и дорогими материалами зелёного цвета в окружающем нас мире.

Хотя ярко-зелёные тона стали широко использоваться только тогда, когда был открыт жёлтый хром, в конце XVIII века, более приглушённые естественные оттенки были известны палитре декоратора на протяжении веков. Архитекторы использовали в своих проектах нежные зелёные оттенки. Викторианские гостиные выполнялись в самых глубоких тёмно-зелёных тонах.

Известные художники использовали мириады зелёных оттенков в качестве символа возврата искусства и ремесла назад к Природе и традиционным ценностям. Эта цветовая группа доказала свою популярность по обе стороны Атлантики. Тёмно-зелёные, тусклые интерьеры ассоциировались с домами первых американских колонистов, тогда как федеральный стиль использовал холодные, утончённые серо-зелёные тона в их максимально привлекательном виде.

Эти ассоциации – как природные, так и исторические – оставляют у нас ощущение, что приглушённые тона, такие как оливковый, шалфейный, мшистый и цвет лишайников, больше подходят для таких мест, как кухня, теплица, зимний сад, тогда как более яркие тёмные тона, например бутылочный и цвет леса, требуют более формального, строгого стиля.

Загрузка...