Традиционно интернет-безопасность рассматривается как отрасль компьютерной безопасности, связанная с предотвращением атак через сеть интернет, таких как интернет-мошенничество, распространение вредоносного программного обеспечения, кражи персональных данных и т. п.
С педагогической точки зрения интернет-безопасность – это состояние защищенности ребенка, при котором отсутствует риск причинения ему вреда (морального, психологического, физического), связанного с использованием сети Интернет.
Профилактическая работа образовательной организации в области обеспечения информационной безопасности детей основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами:
– признание детей равноправными участниками процесса;
– ответственность педагогических работников, родителей (законных представителей) за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере;
– необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде;
– воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления;
– обучение детей медиаграмотности, способности распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, умению анализировать степень достоверности информации и подлинности ее источников, овладение навыками сетевого этикета, которые позволят им избежать интернет-зависимости;
– поддержка творческой инициативы детей в целях их самореализации в информационной среде;
– взаимодействие образовательной организации с различными ведомствами, учреждениями и специалистами при реализации стратегий, планов, программ, мероприятий в части, касающейся обеспечения информационной безопасности детей.
Процесс обеспечения интернет-безопасности подрастающего поколения можно рассматривать как совокупность мероприятий с участием педагогов, родителей и детей, направленных на ограничение влияния негативных факторов, связанных с использованием сети Интернет. В то же время недостаточно ограничительных мер, связанных с регламентацией времени, которое ребенок проводит в Сети, фильтрацией интернет-контента и т. д. Необходимо формировать у детей и подростков навыки безопасного поведения в сети Интернет. Важно научить ребенка безопасно пользоваться сетью с целью плодотворного общения с другими людьми, получения полезных знаний, повышения собственного интеллектуального, культурного и нравственного потенциала [9].
Специфика данной проблемы выдвигает и соответствующие требования к педагогу. Он должен быть активным интернет-пользователем сетевых сервисов (интернет-форумов, чатов, социальных сетей и сетевых сообществ профессиональной направленности), отслеживать новые тенденции развития Сети, обладать навыками критического мышления, уметь анализировать информацию, хорошо ориентироваться в информационном потоке1.
В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования; воспитатель; учитель)» среди трудовых функций и необходимых умений выделяется: владение ИКТ-компетентностями (общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность), умение формировать у обучающихся навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями. Необходимые компетенции педагога будущего: компетенция – знание (набор требуемых знаний по интернет-безопасности); компетенция – навыки, владение методами и средствами выполнения задач; компетенция – способность, предрасположенность, готовность к решению задачи; компетенция – стериотипы поведения, видимые формы действий, поведения, убеждения, реакция на происходящую реальность; и усилия – сознательное приложение в конкретном направлении ментальных и физических ресурсов).
Обеспечение информационной безопасности детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания усилий педагогического коллектива образовательной организации и общественных усилий при определяющей роли семьи. В связи с этим важнейшей задачей является налаживание согласованного взаимодействия между членами педагогического коллектива образовательной организации, психолого-педагогическими экспертными сообществами и семьей как главным институтом социализации и воспитания детей. Только тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса позволит построить эффективную информационную среду, максимально безопасную для психического, физического развития и здоровья подрастающего поколения.
Кроме того, совместные усилия всех участников образовательного процесса должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации развития, таких как:
Впервые эта проблема привлекла внимание широкой общественности в 2006 году, когда фотографии изуродованного тела Никки Катсурас, погибшей в автокатастрофе (штат Калифорния США), без согласия ее родственников попали в интернет. Неизвестные прислали фотографии отцу девушки с подписью «Девушка-зомби. Эй, папа, я все еще живая!»
Многие пользователи Сети не задумываются над качеством информационных сообщений, поступающих к ним, над их ценностным, нравственным содержанием. Различные источники информации могут формировать не только положительные ценностные установки, но и отрицательные. В итоге современное общество образуют не только информированные, но и введенные в заблуждение ложной информацией люди.
Особенно пагубно негативная информация влияет на незрелую душу ребенка. В Сети возможно распространение информации, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к самоубийству; способной вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную продукцию; оправдывающей допустимость насилия и жестокости по отношению к людям или животным; отрицающей семейные ценности и формирующей неуважение к родителям и другим членам семьи; оправдывающей противоправное поведение; содержащей нецензурную брань, сцены порнографического характера. Система Kaspersky Security Network приводит данные об информации на сайтах с нежелательным контентом, с которой чаще всего сталкиваются дети в Сети: 46,4% – сайты порнографического содержания, 26,4% – оружие, 10,7% – нецензурная лексика, 6,6% – нелегальное программное обеспечение, 5,5% – онлайн-игры, 1,9% – азартные игры, 1,1% – жестокость и насилие, 0,7% – анонимные прокси-серверы, 0,4% – платежные системы, 0,3% – наркотики [5].
По данным правоохранительных органов, 80% преступников берут информацию в социальных сетях. Личная информация используется для кражи паролей, для совершения таких преступлений, как шантаж, вымогательство, оскорбление, клевета, киднеппинг, кражи.
В сети Интернет распространены такие виды мошенничества, как сайты-подделки, распространяющие вирусы и навязывающие платные услуги; мошенничество с использованием банковских карт; фишинговые сообщения, отправленные от имени администраторов банковских или других платежных систем, призывающие пользователей пройти по фальшивой ссылке на сайт, ставящий под угрозу конфиденциальные данные пользователя.
Одной из современных проблем интернета являются вовлечение несовершеннолетних в общение с взрослыми, носящее деструктивный характер, различные виды сексуального насилия. Один из видов преступного поведения взрослых – кибергруминг, это действия, направленные на растление детей в интернете через все возможные каналы коммуникации (чаты, мессенджеры, социальные сети и т. д.). Преступники используют эти ресурсы для установления близких отношений со своими жертвами. После вхождения в доверие грумер (преступник) вынуждает жертву отправить фото сексуального или порнографического характера.
Буллинг – систематическое, регулярно повторяющееся насилие (травля) в детской, подростковой среде сегодня переместился в интернет. Травля стала происходить в социальных сетях, на форумах, в письмах, в мессенджерах, в чатах, в онлайн-играх. Буллеры создают страницы, посвященные издевательствам над жертвой травли, постят карикатуры, публикуют унизительные фотографии или видео, распространяют о жертвах слухи, отправляют личные сообщения с оскорблениями и угрозами, публикуют сведения о жертве вопреки ее воле, шантажируют, разглашают личную информацию и т. д.
Виды кибербуллинга:
– Исключение – вариант бойкота, когда ребенка исключают из игры или сообщества, или из беседы, чатов, общих обсуждений.
– Домогательство – если ребенок регулярно получает оскорбительные сообщения от одного человека, нескольких или от имени группы, иногда бывает так, что такие сообщения приходят каждый день.
– Аутинг – когда кто-то намеренно выкладывает в общий доступ или передает кому-то личную информацию ребенка, переписку, фотографии.
– Киберсталкинг – преследование (например, кто-то может угрожать или шантажировать ребенка и при этом требовать личной встречи, или чтобы жертва передала ему деньги, или что-то сделала под любой угрозой).
– Фрейпинг – если кто-то взломал страницу ребенка и что-то постит от его имени, или кому-то пишет.
– Поддельные профили – кто-то пишет ребенку, используя липовую страницу, (например, используя липовую страницу могут рассказывать что-то личное какой-то подруге, а потом узнать, что это не она, а какой-то ваш враг); есть еще такой вариант подделки, когда кто-то крадет ваши фото и всю личную информацию и создает липовый профиль от вашего имени (или несколько), чтобы вас каким-то образом унизить (например, он может вступить в переписку с кем-то, кто вам дорог, и испортить отношения с этим человеком или писать как бы от вашего имени, давать объявления, вступать в группы, переписываться с кем-то из ваших друзей).