Секция № 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В НЕФТЕГАЗОВУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Айдукова Наталья Игоревна
(научный руководитель Борисов В.Н.)
БФ ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Бугульма

Нефтедобыча была, есть и будет локомотивом нашей экономики. От работы нефтегазовой отрасли зависит благосостояние страны. Нефтедобыча ‒ основной источник пополнения республиканского бюджета, инвестиции в проекты, гарантированные поставки сырья для нефтепереработки и нефтехимии. Одна только компания «Татнефть» обеспечивает 27 % добавленной стоимости республики и 30 % поступлений от совокупного налога на прибыль в республиканский бюджет.

«Татнефть» ‒ одна из крупнейших отечественных нефтяных компаний, осуществляющая свою деятельность в статусе вертикально интегрированной группы.

На долю компании приходится около 8 % всей добываемой нефти в РФ и свыше 80 % нефти, добываемой на территории Татарстана. Акции ОАО «Татнефть» представлены на авторитетных международных биржевых площадках и входят в группу наиболее востребованных на фондовом рынке.

Республика Татарстан является одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов Российской Федерации. В 2013 году объем инвестиций в основной капитал в Республике Татарстан составил 158,9 млрд руб., что в расчете на душу населения составляет 38,4 тыс. руб. Этот показатель выше, чем в среднем по России, на 23 %.

Поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2013 г. выглядит следующим образом:

− в обрабатывающие производства – 75,7 %;

− в операции с недвижимым имуществом – 21 %;

− в предоставление прочих коммунальных услуг – 3,1 %;

− в связь – 0,2 %;

− в добычу полезных ископаемых – 0,5 %.

Привлечение инвестиционных ресурсов – одно из важнейших условий успешного развития экономики страны. Сегодня перед регионами стоит серьезная задача – улучшить инвестиционную привлекательность через управление собственным потенциалом и разработку перспективных инвестиционных проектов.

Основными сдерживающими факторами роста инвестиционной привлекательности Республики Татарстан, на мой взгляд, являются: − по-прежнему высокая зависимость экономики от внешнеэкономической конъюнктуры; − достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок рефинансирования; − не разработанные в достаточной мере механизмы содействия иностранным инвесторам; − недостаточно активное участие в деятельности международного фондового рынка.

Таким образом, для обеспечения эффективности инвестиционной политики и инвестиционного развития компании «Татнефть» необходимо развивать инвестиционную систему в целом на основе разработки долгосрочной стратегии инвестиционного развития, на четком разграничении сфер деятельности и координации в одном центре ответственности. Необходимо широко использовать механизмы частно-государственного партнерства, концессионных соглашений, а также активно задействовать новые механизмы финансовой поддержки развития малого бизнеса с использованием финансовых ресурсов ведущих зарубежных и российских банков. Оптимизация межрегиональной инвестиционной политики корпорации ОАО «Татнефть» заключается также в решении четырёх вышеперечисленных задач: 1) определение приоритетов стратегического развития компании; 2) управление ходом реализации стратегических приоритетов; 3) сохранение темпов поэтапных преобразований; 4) укрепление потенциала органов операционного и стратегического управления, и направлена на реализацию стратегии розничного бизнеса. Необходимо также разработать меры по привлечению сбережений населения в качестве инвестиционных ресурсов. И конечно же, нужна программа активизации фондового рынка республики.

Список литературы

1. Журнал «Вестник» (спецвыпуск по Республике Татарстан), август 2012 года.

2. Лексин, В. Общероссийские реформы: территориальное развитие / В. Лексин, А. Швецов // Рос. экон. журн. 2013. № 3.

3. Материалы Государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан».

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАВЕНСТВА И СПРАВЕДЛИВОСТИ

Айдукова Наталья Игоревна
(научный руководитель Ахмедзянова Ф.К.)
БФ ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Бугульма

В социально-экономическом смысле доходы населения представляют собой совокупность денежных средств, социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами его семьи в виде компенсации за труд, пенсий, пособий, дивидендов, процентов, а также поступлений от занятия бизнесом.

Доходы населения формируются с целью обеспечения должного уровня жизни. Потребности и доходы населения разные, следовательно, уровень жизни неодинаковый. Отсюда возникает понятие социального равенства и справедливости.

Уровень жизни можно характеризовать как степень обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами. Он имеет экономическое и социальное содержание. Важнейшим экономическим показателем служит производство в расчете на душу населения в среднем за год. Социальный аспект характеризуется тем, сколько средств расходует государство на образование, культуру, здравоохранение, каков уровень пенсионного обеспечения и т.д.

Причины неравенства доходов населения [1, с.122]:

Различия в способностях, дарованиях являются наследственно приобретенными. Конечно, общество призвано развивать человеческие способности, но они должны изначально присутствовать у людей. Развить можно данные певца, спортсмена, но люди должны ими обладать от рождения.

Образование и профессиональные навыки и знания. Они предопределяют неравенство доходов. В их формировании общество занимает более значимое место, но и здесь важно то, к каким знаниям предрасположен человек, какова роль семьи в их развитии.

Сложность или непривлекательность работы тоже порождают неравенство доходов. Сложный труд – это квалифицированный труд, который более высоко оплачивается. Но некоторые виды труда социально непривлекательны (труд, например, уборщицы), они должны дополнительно стимулироваться.

В дифференциации доходов участвует собственность. Посредством ренты, процентов или дивидендов она приносит владельцу дополнительный доход и порождает неравенство доходов.

Господство на рынке предопределяет расхождение в доходах в сфере бизнеса и предпринимательства. Монопольное обладание рынком приносит дополнительный доход обладателям монополии.

Удача или несчастье связаны с доходом: человек может выиграть крупную сумму лотереи или, наоборот, пострадать в катастрофе, заболеть тяжелой болезнью.

Причин неравенства много, но логична и постановка вопроса о том, что предпочтительнее с точки зрения экономики – равенство или неравенство в доходах? Жизнь подсказывает, что в производительной деятельности уравниловка недопустима. Она сдерживает экономический прогресс. Выравнивать доходы целесообразно, но это должно происходить в сфере перераспределения доходов.

Для определения степени неравенства доходов населения в мировой практике используется кривая Лоренца ( рисунок 1).

Кривая Лоренца ‒ это графическое изображение функции распределения. Она была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцом в 1905 году как показатель неравенства в доходах населения.


Рис. 1. Кривая Лоренца [2, с.62].


Кривая Лоренца показывает, сколько процентов от общих доходов фактически приходится на каждую процентную группу семей. Чем больше разрыв между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства в стране. На оси ординат кривой Лоренца откладываются процентные группы населения, по оси абсцисс – процентные доли дохода, получаемые данными группами. В случае равномерного (эгалитарного) распределения доходов (20 % населения получает 20 % доходов) кривая Лоренца выглядела бы как биссектриса (0К).

Проанализировав процесс формирования различных групп населения за несколько десятилетий, Лоренц выявил ряд закономерностей, смог графически выразить тенденцию в движении неравенства доходов.

Теоретическая возможность абсолютного равенства в распределении доходов представлена биссектрисой угла. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Если распределение доходов было бы абсолютно равным, тогда кривая совпала бы с биссектрисой угла.

Неравенство в распределении доходов вычисляется посредством так называемого коэффициента Джини (рис. 2). Коэффициент Джини ‒ это индексный показатель, характеризующий степень неравенства доходов в обществе.



Рис. 2. Коэффициент Джини


Чем сильнее отклонение кривой Лоренца, тем больше коэффициент Джини и тем больше степень экономического и социального неравенства в обществе. Для наиболее развитых рыночных стран коэффициент Джини составляет 0,27-0,33.

Список литературы

1. Курс макроэкономики в таблицах и схемах: учеб. пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. ‒ Минск: Современная школа, 2010. ‒ 144 с.

2. Макроэкономика: учебное пособие/А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. ‒ М.: КНОРУС, 2013. ‒ 320 с.

МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ В БУГУЛЬМИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

Александрова Е.Ю
(научный руководитель Ахмедзянова Ф.К.)
БФ ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Бугульма

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Актуальность данного исследования обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах.

Целью исследования данного проекта является изучение малого предпринимательства, его роли в развитии рыночной экономики и исследование динамики развития малого предпринимательства на примере г. Бугульма.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

‒ проанализировать состояние, условия развития малого предпринимательства и его роли в экономике страны;

‒ исследовать проблемы малого предпринимательства;

Объектом исследования данного проекта являются малые предприятия и частные предприниматели г. Бугульма. Предмет исследования – место и роль малого бизнеса в рыночной экономике.

За последнее пятилетие предпринимательство города и района сформировалось и уже заявило о себе как динамично развивающийся сектор экономики, реальный источник создания новых рабочих мест и пополнения доходов в бюджет.

Сейчас в городе и районе зарегистрировано 3866 ед., из них:

– 1306 ед. – юридические лица, имеющие статус малого предприятия;

– 2482 ед. – физические лица;

– 78 ед. – КФХ.

Малый бизнес города и района обеспечивает рабочими местам не менее 11 тыс. человек, что составляет более 20 % общей численности работников, занятых в сфере экономики города и района.

Средняя заработная плата одного работника списочного состава за 9 месяцев 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 11 % и составила 8100 рублей (6968 рублей в 2012 году).

Поступление налогов и других платежей в местный бюджет составило 470 млн. руб., в том числе от субъектов малого предпринимательства 108 млн. руб. (в 2012 г. 81 млн. руб.). Доля доходов от малого бизнеса в доходах местного бюджета на сегодняшний день составляет 23 %.

Одним из показателей, позволяющих оценить экономический эффект деятельности малых предприятий, является объем отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг предприятиями. За 9 месяцев текущего года он составил 1872 млн. рублей, что на 112 % выше уровня соответствующего периода 2012 года.

Среди стабильно работающих предприятий малого бизнеса в Бугульминском муниципальном районе особо хотелось выделить предприятия, работающие в сфере материального производства, строительства, оказания различных услуг, такие как:

– строительные организации: ООО «Вектор», ООО «Экобур», ООО «ЖилСервис», ООО «ПСБ»;

– производственные предприятия: ООО «Вера», ООО «Мебельная фабрика».

В городе Бугульме функционирует 6 филиалов коммерческих банков. Данными кредитными учреждениями за 9 месяцев 2013 года было выдано кредитов на сумму свыше 2 млрд. рублей, что на 27 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Но несмотря на эти показатели пробела развития малого и среднего бизнеса остается актуальной в наши дни.

Действия для решения проблем:

1. Просить депутатов Государственного Совета РТ, Государственной думы РФ подготовить и внести на рассмотрение законопроекты:

– о кредитной политике государства для малого и среднего бизнеса;

– об отмене НДС и введения вместо него налога с продаж в размере 5 %;

– об отмене ЕСН для малого и среднего бизнеса как государственную стимуляцию за частную инициативу, за создание рабочих мест.

2. Обратиться в органы государственной власти РТ о рассмотрении следующих вопросов:

– предприятия, использующие природные богатства страны, должны нести основную часть социальной нагрузки;

– о трудности решений производственных вопросов экологического характера;

– о жесткой тарифной политике со стороны государства в отношении естественных монополий.

3. Просить депутатов совета Бугульминского муниципального района:

– установить льготное приобретение в собственность земельных участков тем фирмам, которые в городе Бугульме работают не менее 3 лет;

– рассмотреть возможность льготирования деятельности субъектов малого бизнеса в части налоговых платежей в местный бюджет;

– установить минимальную ставку тарифа арендной платы (например, в 3 раза ниже рыночной) для начинающих малых фирм в течение первых 3 лет, особенно в тех зданиях, где требуется ремонт;

– организовать курсы с целью подготовки безработных граждан по вопросам организации собственного дела (составление бизнес-плана, оставление отчетности);

– рассмотреть возможность оказания содействия предпринимателям в сфере агропромышленного бизнеса: выделение повышенных субсидий; льготное кредитование при поручительстве муниципалитета;

– повысить качество обучения выпускников учебных заведений, уделяя большое внимание практической стороне обучения, а также продумать механизм подготовки кадров для предприятий всех отраслей экономики Бугульминского муниципального района;

4. Активизировать работу Бугульминского телевидения по проблемам и успехам развития предпринимательства Бугульминского муниципального района.

5. Предложить органам Роспотребнадзора упростить форму контроля за работой предприятий розничной торговли, оказывающих услуги общественного питания.

К ВОПРОСУ О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Барышникова Юлия Валерьевна
(Научный руководитель Нагматуллина Л. К., к.с.н.)
ФГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева – КАИ», г. Казань

В настоящее время туристская индустрия – одна из отраслей экономики, которая развивается наиболее интенсивно и динамично. Часто наряду с термином «туризм» используют и слово «рекреация». Слово «рекреация» имеет два значения. В польском переводе – отдых; в латинском переводе – восстановление; отдых; восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Вероятно, в связи с этим рекреационный туризм условно разделяют на два типа: туристско-оздоровительный и познавательно-туристский. Первый концентрирует внимание на использовании санаторно-курортых комплексов и возможностей природной среды для лечебных целей; второй охватывает все природные территории, включая уникальность природных ландшафтов, разнообразие животного и растительного мира, охрану объектов природного и культурного наследия. Последнее позволяет, в свою очередь, подразделить познавательно-туристский тип на природно-рекреационный ресурс региона и его культурно-исторические достопримечательности.

Среди подвидов культурного туризма выделяют несколько уровней:

– профессиональный, основанный на контактах профессиональных исполнителей и участников творческих коллективов, артистов, художников (обычно он осуществляется в рамках фестивалей искусств, творческих встреч);

– специализированный, направленный на удовлетворение потребностей туристов в детальном знакомстве и изучении местных обычаев, истории и быта населения, с фольклорным или иным культурным наследием;

– неспециализированный, программы которого основаны на потреблении культурных благ как сопутствующего этапа туристической поездки, но не являющиеся основой целеполагания путешествия, например, экскурсионная часть туристической программы, внеобрядовое посещение святых мест, культовых объектов с познавательными целями; сопутствующий, является дополнительной и необязательной частью туристической программы (культурной программы) [1].

Культурный туризм, основанный на впечатлениях, как прямых, так и косвенных, в результате знакомства, изучения и познания чужой или своей собственной культуры, ее артефактов, является одним из основных видов туризма, который предлагает туристу яркие эмоции.

Культурный туризм как явление, сформировавшееся еще в античные времена, сегодня по-прежнему вызывает повышенный интерес. Значительную долю имеющегося у России туристского потенциала составляет потенциал именно в рамках культурного туризма, и связано это с городом, имеющим тысячелетнюю историю, а именно с городом Казань [1]. Развитию этого вида туризма способствуют такие факторы, как огромное культурное наследие, являющееся объектом показа для большого туристского потока республики.

Татарстан интересен туристам и богатыми природно-ресурсными возможностями. На территории республики находятся национальный парк Нижняя Кама, образованный 20 апреля 1991 года. Его площадь составляет 26,5 тыс. га, а границы практически примыкают к жилым массивам городов Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск, что делает возможным путешествие в парк с посещением этих городов. На территории парка имеется несколько сухопутных и водных туристских маршрутов по лесным массивам, а также водные маршруты по акватории водохранилища, по реке Кама.

Также на территории Татарстана находится Волжско-Камский государственный природный заповедник (Раифский участок) – природоохранное, научно-исследовательское и экологопросветительское учреждение, организованное в 1960 году с целью сохранения уникальных природных экосистем Казанского Заволжья.

Раифский участок находится в 25 км к западу от Казани. В заповеднике имеется несколько озер. Самое крупное – озеро Раифское, на берегу которого расположен Раифский Богородицкий мужской монастырь (XVII в).

До революции угодья монастыря занимали значительную территорию, прилегавшую к обители. Вырубка леса на этих территориях была запрещена или строго контролировалась, что позволило сохранить многие виды деревьев. Например, в окрестностях монастыря до сих пор встречаются трехсотлетние сосны и произрастают не встречающиеся больше нигде в Татарстане пихты. Интересной особенностью является и то, что для самых пониженных участков Раифской котловины характерен более холодный и более влажный микроклимат, чем на прилегающих территориях. Поэтому здесь сохранились таёжные виды растений и животных, которые обычны для более северных, чем наша республика, территорий [3].

Таким образом, богатый туристско-рекреационный комплекс Республики Татарстан дает возможность для более активного развития не только культурного туризма, но и религиозно-этнического и экологического.

Список литературы

1. http://knowledge.allbest.ru/sport/3c0b65635a3bc78a4c53b89521306c27_1. html.

2. Валеева Ю. С. Кадровое обеспечение туристического рынка // Внутренний туризм: проблемы и перспективы развития. – Казань, 2006. – С. 28.

3. http://www.raifa.ru/zapovednik/

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Буцких Кристина Владимировна
(научный руководительБорисов В.Н., к.т.н.)
БФ ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Бугульма

Единоличное предприятие- это предприятие, созданное и контролируемое одним предпринимателем. Как правило, оно является небольшим по размерам.

Единоличное предприятие имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Преимуществами такого предприятия являются:

– значительная свобода действия у владельца. У него нет компаньонов, с которыми приходилось бы согласовывать различные вопросы предпринимательской деятельности;

– наличие сильных стимулов, хозяйствовать эффективно: как доходы, так и убытки не подлежат распределению – они полностью принадлежат одному лицу;

– проще оформляется документальная регистрация (меньше перечень документов, необходимых для регистрации).

Недостатком является только то, что полная имущественная ответственность лежит на владельце: он рискует не только собственным капиталом, вложенным в это предприятие, но и другим личным имуществом, в том числе домом, машиной и т.д.

Одним из решающих критериев при выборе сферы деятельности для предпринимателя выступает размер прибыли, полученной в течение определенного времени в расчете на единицу авансированных средств. Этот показатель принято называть нормой прибыли. Норма прибыли в значительной мере зависит от времени, в течение которого денежный капитал возвращается предпринимателю с приростом.

Время оборота денежного капитала складывается из времени поиска на рынке необходимых ресурсов, производства, доставки готового товара на рынок и организации производства денежных средств. Очевидно, что предприниматели заинтересованы в уменьшении времени оборота. Этому во многом может способствовать специализация среди предпринимателей, разделение сфер их деятельности. Помимо сокращения времени оборота выделение видов предпринимательства приводит также к общей экономии ресурсов для достижения заданных целей.

Наиболее рентабельным видом предпринимательства является торговля. Это особый вид деятельности, связанный главным образом с доведением продукта от производителя до потребителя. Не создавая нового материального продукта, торговое предпринимательство реализует особый товар – услугу, ускоряя и в целом удешевляя процесс движения товара. Это можно объяснить следующими причинами:

– специализация предпринимателя на торговой деятельности позволяет ему лучше изучить состояние рынка, оперативно учитывать его конъюнктуру;

– сокращаются затраты по обслуживанию процесса обращения (постоянное и полное использование складских помещений, сокращение транспортных расходов, уменьшение затрат по продвижению товара на рынке).

Современное торговое предпринимательство ориентировано на переходе от философии сбыта, когда условием успеха фирмы считается умение продать наибольшее количество товара по наиболее высоким ценам, к философии маркетинга, предполагающей ориентацию на продажу именно нужного для покупателя товара, способного лучше удовлетворить его потребности. Такой подход позволяет сформировать устойчивый круг покупателей, дает гарантию повторного обращения к предпринимателю в случае возобновления потребности. Складывается благоприятный имидж фирмы, что создает лучшие условия для предпринимателя.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, внешнеторговый оборот Республики Татарстан с зарубежными странами в 2009 году снизился по сравнению с 2008 г. на 37 % и составил 13,4 млрд. долларов США1. Положительное сальдо торгового баланса сложилось в размере около 10 млрд. долларов, более 87 % от внешнеторгового оборота РТ занимали экспортные поставки. Дополнительно объем услуг во внешнеэкономической деятельности составил 130 млн. долларов. Общий объем внешнеторгового оборота в 20013году распределился следующим образом: государства дальнего зарубежья – около 11,4 млрд. долларов США (61,7 % по сравнению с 2002 г.), страны СНГ – около 2 млрд. долларов (70,7 %).

Финансовое предпринимательство – это специфический вид предпринимательства. При данном предпринимательстве предприниматель совершает операции по купле – продаже валютных ценностей, национальных денег, ценных бумаг или предоставляет сам или способствует предоставлению кредитов. Следует заметить, что данное предпринимательство не охватывает только операции за национальную валюту – рубли. Данный вид предпринимательства охватывает весь спектр финансово – кредитных отношений: покупка валютных ценностей за рубли или продажа рублей за валюту, покупка ценных бумаг за рубли или покупка – продажа ценных бумаг за валюту, аналогично и предоставление кредитов: как рублевых так и валютных.

Следует заметить, что данный вид предпринимательства соперничает с самой древней профессией на земле, ведь корни кредитного предпринимательства кроются в ростовщичестве, а оно известно нам с времен Древней Греции.

Страховое предпринимательство – это предпринимательская деятельность в ходе которой предприниматель на основании норм права и договорных отношений гарантирует страхователю возмещение ущерба. Как известно, под ущербом подразумеваются убытки, которые понес страхователь в результате утраты имущества, ценностей, здоровья, жизни и так далее. Предприниматель в данном случае получает страховой взнос, а выплату производит только при наступлении определенных обстоятельств, которые предусмотрены в законодательстве и оговорены в договоре между предпринимателем и страхователем. Как известно, вероятность причинения страхователю ущерба невелика, потому страховые взносы накапливаются у предпринимателя, а это и составляет его доход.

Фактически, страховое предпринимательство, в сравнении со степенью риска других видов предпринимательской деятельности, уверенно можно поставить на самую высшую ступень. Это наиболее рискованное предпринимательство. Несмотря на малую вероятность наступления страхового случая, может случить и так, что первый клиент, первый договор и, пожалуйте, – платите. Как говорится «сальдо, бульдо» и – «пролет», одни убытки. Потому с уверенностью можно констатировать, что при наступлении страхового случая предприниматель, занимающийся страховым предпринимательством, возмещает не ущерб страхователю, а выплачивает некую компенсацию.

Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник ‒ центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое.

Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса – это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

Предприятия малого бизнеса играют решающую роль в таких сферах экономики как бытовое обслуживание населения, консультационные услугу, технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.

Каждый предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве-времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими словами, предпринимателю нужно обладать информацией об «общем климате предпринимательства»: условия и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, предприниматель находит приемлемую среду обитания.

Список литературы

1. Экономика предпринимательства: изучение с помощью программы КАРЛ: Учебное пособие. Н.А.Исаева, Е.Г. Лиманова, С.Е. Уварева и др. – М., 2000.

2. Боровский А.В., Буянов В.П. Регистрация предприятия: Как зарегистрировать свое дело: Практич. пособие. М.: Экзамен, 2005.

3. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: Юнити-Дана, 2004.

4. http://b2bfirma.ru/entry/13-vidy-predprinimatelstva.

МЕТОДИКА КАЧЕСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ РИСКАМИ В ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Галанцев А.С
(научный руководитель Галанцева И.В. доцент, к.э.н.)
Альметьевский филиал Института экономики, управления и права (г.Казань)

Формирование инвестиционной отрасли в индустриальных организациях предполагает проведение исследования точки и значения риска в инвестиционном движении. Большинство значительных индустриальных организаций в данное время используют значительные инновационные проекты. Создание и осуществление таких проектов проходит в соглашениях присутствия некоторого уровня неточности.

Устройство правления производственными и другими действами организации должно учесть вероятность понижения неточности при осуществлении инвестиционных проектов. Неточность, связанная с вероятностью происхождения в ходе осуществления проектов неблагополучных обстоятельств и результатов, характеризуется определением риска.

Так как любая процедура, исполняемая в целях увеличения результативности функционирования или модернизации организации, постоянно реализуется в соглашениях неточности, то формирование доказанных ориентиров систем формирования предполагает проведение исследования точки и значения риска в инвестиционном процессе.

Рассмотрение рисков, связанных с реализацией инвестиционного проекта, позволяет оценить восприимчивость экономических показателей проекта. Модификация внешней среды под влиянием неблагополучных аспектов (финансовая неустойчивость, инфляция, конкуренция и т.п.), которые используются для российской экономики.

При применении способов нужно соблюдать последовательность оценки риска и неблагополучия:

‒ создание наибольшего допустимого числа вариантов осуществления проекта;

‒ различие допустимых зон риска и неточности при помощи способов качественной оценки;

‒ избрание одного или нескольких способов количественной оценки в зависимости от требуемой полноты оценки и вероятностей ее реализации.

Разнообразие аспектов риска упрощает процесс приобретения конечных данных и проведение самой оценки риска. В соответствии с этим из допустимых способов оценки риска инвестиционных ценностей нужно применять только те способы, которые дают многокритериальность и многовариантность воздействия разнообразных типов риска на инвестиции.

Приведенные способы качественного исследования риска наиболее часто используются на практике в инвестиционном исследовании. Абсолютно, они не в совершенной границе захватывают все вероятные формы оценки инвестиционных рисков, но дают довольно широкое представление о рисках определенного проекта, что на практике обнаруживается полным для принятия инвестиционных проблем.

Для удачного осуществления инвестиционных проектов в индустриальных организациях нужно вводить и применять устройства. Они должны соединять комплекс процедур по уменьшению инвестиционных рисков и управлению ими в зависимости от величины каждого конкретного рискообразующего аспекта и уровня его воздействия на последний итог инвестиционной деятельности.

Список литературы

1. Воропаев Ю. Н. Риски, присущие бизнесу // Бухгалтерский учёт. 2013. – № 4. – С. 29-31.

2. Клейнер Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г. Б. Клейнер, В. Л. Тамбовцев, Р. М. Качалов; Рос. акад. наук. М.: Экономика, 2014. – Б. П.

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Галяутдинова Алсу Наилевна
(научный руководитель Нагматуллина Л.К., к.с.н.)
ФГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева – КАИ», г. Казань

Туризм является одной из крупных и динамично развивающихся отраслей экономики. Высокие темпы ее развития, огромные объемы денежных поступлений активно влияют на различные секторы экономики.

В настоящее время в Республике Татарстан имеются благоприятные условия для развития внутреннего туризма. Основой для его развития, в первую очередь, служат природные и географические условия. Природные рекреационные ресурсы включают рекреационные ландшафты, биоклимат, гидроминеральные ресурсы. Обязательным условием пригодности природных рекреационных ресурсов является экологически благополучное состояние природной среды. Однако ни самые великолепные природно-климатические условия, ни наличие замечательных историко-культурных ресурсов не позволят успешно функционировать сфере туризма без развитой материально-технической базы. В состав материально-технических ресурсов входят средства размещения, транспорт, предприятия общественного питания, рекреационной сферы и розничной торговли. [1]

Республика Татарстан уникальным образом сочетает в себе богатые природно-ресурсные возможности, неповторимые культурно-историческое наследие, а также развитую инфраструктуру, которые делают привлекательным республику и ее столицу для туристов и способствуют развитию внутреннего туризма. Чтобы к республике было приковано не только общероссийское, но и общемировое внимание, необходимо последовательное внедрение инноваций в этой области. Это предполагает более активное развитие, в частности, таких видов внутреннего туризма, как речной круизный туризм и событийный туризм.

В последние годы наблюдалось снижение интереса к этому виду туризма в республике, а между тем, круизы по Волге всегда были визитной карточкой Татарстана. Это очень комфортный и удобный отдых. Поэтому необходимо искать новые подходы к его развитию, создавать новые маршруты, предлагать новые программы обслуживания туристов, учитывая их потребности и интересы. Интересным представляется организация «зеленых стоянок» на Волге, Каме и Свияге во время круизных маршрутов.

Бесспорно, интересными для туристов являются стоянки у Древних Болгар и острова-града Свияжск. Посещая эти объекты, сочетающие в себе национальный колорит и историю народов, туристы погружаются в атмосферу древних исторических эпох, знакомятся с традициями, культурой и обычаями проживавших здесь народов. Так, например, в музее Болгарской цивилизации представлены многогранные исследования Болгарского городища, интересна Белая мечеть, представляющая собой комплекс мечети, медресе и резиденции мусульманского духовенства. Ремесленные мастерские предлагают туристам огромный выбор сувениров, изготовленных местными мастерами. На острове-граде Свияжск можно ознакомиться с памятниками архитектуры острова, узнать его историю. Древний Болгар и остров-град Свияжск предлагают интересные интерактивные программы, которые позволяют туристам почувствовать себя участником событий прежних эпох.

Важным и перспективным представляется развитие и событийного туризма в Республике Татарстан. Тем более есть все возможности использовать наследие Универсиады 2013 года для развития этого вида туризма. Новейшие, современные спортивные сооружения и спортивные мероприятия различного уровня – регионального, всероссийского, международного ‒ вызывают огромный туристский интерес.

Таким образом, развивая внутренний туризм, необходимо постоянно обновлять и разрабатывать новые туристические программы, которые не имеют аналогов на внутреннем рынке, чтобы увеличить поток туристов в республику.

Список литературы

1. Миличенко В.М. Анализ туристско-рекреационных ресурсов РТ и их роль в формировании турпродукта. [Электр. ресурс] // http:// www.bibliofond.ru.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ 1С

Галяуова Р.Р
(научный руководитель: Галанцева И.В., к.э.н.)
ЛФ КНИТУ-КАИ им.Туполева

В текущей непростой экономической ситуации перед большинством предприятий остро стоят задачи повышения эффективности своей деятельности, мобилизации ресурсов для продолжения своей работы и будущего устойчивого развития. Полноценное решение невозможно без анализа сложившейся ситуации. На уровне предприятия или группы предприятий одним из основных инструментов аналитического обследования является финансовый анализ.

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации.

«1С: Предприятие» является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. «1С: Предприятие» может быть использована для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: учета товарных средств, и материальных средств, взаиморасчетов с контрагентами и др.

С её помощью можно решать разнообразные задачи:

• составлять неограниченное количество взаимосвязанных коммерческих бюджетов, как стандартных, так и специализированных;

• оперативно отслеживать текущую рентабельность и структуру средств предприятия, с последующим взаимным контролем оперативных и бухгалтерских данных;

• получать отчеты о фактически отраженных хозяйственных операциях в разрезах, требуемых для финансового менеджмента фирмы, путем организации связи с другими (бухгалтерскими, торговыми) учетными системами;

• проводить финансовый и статистический анализ плановых и фактических учетных данных;

• осуществлять план-фактный анализ исполнения бюджетов, с расчетом абсолютного и относительного отклонения от запланированных.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости.

2) Коэффициент текущей ликвидности.

3) Коэффициент быстрой ликвидности.

4) Рентабельность собственного капитала

5) Рентабельность продаж, рентабельность по чистой прибыли.

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – предоставляют возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно взять отчеты о движении денежных средств и капитала организации. Еще более детальный анализ деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, данных текущего бухгалтерского и производственного учета.

«Финансовое планирование» позволяет работать с величинами, которые измеряются в денежных единицах и имеют определенное значение в каждый момент времени. Для определения величин в конфигурации «Финансовое планирование» используется термин «финансовые показатели». Для показа цельного плана собранных на основе данных, содержащихся в разных документах, в конфигурации «Финансовое планирование» предназначены отчеты. Их можно разделить на несколько групп. В первую группу входят отчеты, с которых можно увидеть основные результаты: значения финансовых показателей или обороты планирования в разных разрезах. Это отчеты «Значения показателей» «Обороты по статьям», «Обороты по подразделениям», «Обороты по проектам».

Вторая группа состоит из отчетов, с помощью которых можно детально рассмотреть данные из отчетов первой группы. Это отчеты «Движения по показателям» и «Движения по статьям».

В третью группу входят специальные отчеты, с помощью которых можно сравнивать данные по различным планово-учетным вариантам в различных аналитических разрезах. Это группа отчетов «Сравнение значений показателей», «Сравнение оборотов по статьям», «Сравнение оборотов по периодам», «Сравнение оборотов по подразделениям» и «Сравнение оборотов по проектам».

В четвертую группу входят отчеты, применяющиеся для контролируемых, планово-учетных вариантов. Это отчеты «Контроль оборотов по статьям», «Контроль оборотов по подразделениям» и «Контроль оборотов по проектам».

В пятую группу входят аналитические отчеты. Это отчеты «Финансовый анализ» и «Статистический анализ». Все данные из отчетов можно представить в графическом виде, с помощью отчета «Диаграмма».

Итак, по мнению автора, чтобы выжить в кризис и быть конкурентноспособным в будущем, нужно выстраивать эффективный бизнес с помощью мобилизации ресурсов для продолжения своей работы и для будущего устойчивого развития.

Список литературы

1. Боровков П. Методы финансово-экономического анализа // Справочник экономиста. – 2012. – № 3. – С. 82-90.

2. Заров К. Г. Обобщённый анализ возможностей повышения прибыли коммерческого предприятия//Финансовый менеджмент.2010. – № 1. – С. 3-8.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ ГРАЖДАНАМ

Гимазетдинова Диляра Анваровна
(научный руководитель Рахимова Г.М., к.э.н., доцент)
БФ ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Бугульма

Под социальной защитой населения понимают гарантии, которые предоставляет государство и обеспечение прав граждан, связанных с удовлетворением их насущных потребностей. К правам граждан относят: право на труд, право на жизнь, выбор профессии, право на отдых, на социальное обеспечение (по возрасту, инвалидности, болезни), право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д. Все эти права прописаны в Конституции РФ и являются социальной гарантией, которые должны обеспечивать достойную жизнь.

Гарантии государства в реализации права граждан на труд и дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения установлены Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-11 (статьи 12 и 13).

Гражданам Российской Федерации гарантируются:

1) свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

2) защита от безработицы;

3) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

4) информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:

5) социальная поддержка;

6) осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

7) бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службами занятости на профессиональное обучение;

8) финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Все права гражданина реализуются через социальные программы, составной часть которой является защита населения. Социальная защита населения со стороны государства необходима, т.к. люди беспомощны перед силами природы и ее последствиями и их преодолеть иногда помогает государство, используя механизм государственного вмешательства с помощью социальных выплат.

Среди мер социальной защиты большое внимание должно уделяться поддержанию достойного уровня жизни. Нормативами социальной защиты населения являются величина потребительской корзины, прожиточного минимума, минимальной зарплаты, минимальной пенсии.

Рассмотрим потребительскую корзину. Потребительская корзина устанавливается как в целом по России, так и в каждом ее субъекте. Она включает в себя:

1) продукты питания – хлеб, крупы, картошка, фрукты и овощи, мясо, рыба, молоко и т.д. (надо отметить, что в России доля затрат именно на продукты питания в семьях очень велика и может составлять 50 % и более от общих семейных расходов);

2) непродовольственные товары – одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства;

3) услуги, к которым относится плата за жилье, отопление, водоснабжение, электроэнергия (коммунальные услуги), а также расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочие.

Потребительскую корзину разрабатывают для основных социально-демографических групп населения России – детей, пенсионеров, трудоспособного населения.

По нынешним нормам, оказывается, что одному трудоспособному человеку России в месяц полагается около 9 кг картофеля, 8 кг овощей и бахчевых, 2 кг фруктов, около 3 кг продуктов из мяса, чуть более 1 кг рыбы, 17 яиц. Из непродовольственных товаров, судя по нормам, предметов верхней одежды пальтовой группы полагается 3 ед. на 7,5 лет (детям – 3 ед. на 2,5 года), чулочно-носочных изделий – 7 пар на 17 месяцев, (это где-то полтора года). Обуви полагается 6 пар на 3 года, постельного белья – 2 комплекта в год. На услуги культуры предусматривается, около 5 % от общей величины расходов на услуги в месяц.

Очень часто «потребительская корзина» упоминается в связи с выяснением прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума – это оценка потребительской корзины в денежном выражении, а официально бедными считаются люди, чей размер дохода на одного человека в семье ниже прожиточного минимума. Размер прожиточного минимума устанавливается в каждом регионе России. Если у какого-нибудь региона минимальный прожиточный минимум меньше, чем федеральный, то, по закону, должны быть выделены дополнительные денежные средства из государственного бюджета.

Прожиточный минимум является стоимостной оценкой потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов.

Рассмотрим величину прожиточного минимума в России за 2010-2013 гг. (табл.1)


Таблица 1

Величина прожиточного минимума в России за 2010-2013 гг.


Как следует из таблицы 1, за рассматриваемые 4 года величина прожиточного минимума возросла не так, как хотелось бы гражданам России.

Одним из показателей уровня жизни населения является величина заработной платы. Минимальный размер оплаты труда – это размер месячной оплаты труда работника за определенный период, ниже которого платить нельзя. Рассмотрим МРОТ в России за 2007-2014 гг. (табл.2)


Таблица 2

Размер минимальной оплаты труда в России за 2007-2014 гг.


Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2013 года увеличился с 4611 рублей до 5205 рублей, что составляет 76 % от текущей величины прожиточного минимума (в процентном отношении +13 %).

Повышение минимального размера оплаты труда в 2013 году стало возможным, потому что не требует дополнительных расходов бюджета, а отражает уже произведенные расходы на индексацию зарплат. В России минимальный размер оплаты труда повышается ежегодно, но до сих пор не достиг текущего прожиточного минимума. На первый квартал 2012 года около 13,5 % населения России получали доходы ниже величины прожиточного минимума.

Таким образом, перед российским рынком труда стоит множество проблем. Для их решения надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет снизить уровень безработицы.

Размер социальных гарантий работодателя определяется общим компенсационным пакетом работника, который помимо заработной платы включает в себя еще ряд опций:

– добровольное медицинское страхование (ДМС);

– дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО);

– санаторно-курортное обслуживание и летний отдых (СКО);

– жилищные программы в различной форме (бесплатное предоставление жилья, жилищные ссуды, ипотечное кредитование и т.п.).

Общий компенсационный (социальный) пакет работника либо большой, либо маленький (вообще нет), либо оптимален. Оптимален, если он способствует стимулированию персонала и появлению у него мотивации трудиться на этом предприятии, рожать и обучать детей, содержать родителей и обустраивать жилье.

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ

Гильфанова Р.Л
(научный руководитель Галанцева И.В. доцент, к.э.н.)
Альметьевский филиал Института экономики, управления и права (г.Казань)

Российские организации не с чужих слов имеют сведения, что такое бюджетирование. Однако когда бизнес достигает до проверки осуществления бюджета и его рассмотрения, большинство предприятий встречаются с массой вопросов: каким способом исполнять проверку, кто должен ее производить, как оценивать появившиеся изменения.

Понятие бюджетной проверки включает два понятия: план и факт. Задача проверки ‒ рассмотрение плановых бюджетных показателей, влияющих на финансовый результат. В ходе проверки бюджетный контроль, во-первых, рассматривает фактические итоги финансово-хозяйственной деятельности; во-вторых, раскрывает изменения в плановых ценах и устанавливает их причины; в-третьих, приобретает административные постановления по изменению планов и бюджетов в возможных происшествиях.

Для того чтобы реализовать эти цели, значительно исправляют эффективную систему контроля. В организациях может быть осуществлено множество разнообразных способов проверки бюджета. Мы остановимся на двух установленных методах:

‒ проверка бюджетов по изменениям;

‒ казначейский контроль.

Бюджет организации исполняет финансовый план влияний по приобретению величины доходности. Для исполнения применяется расчет изменений, в ходе которого:

‒ обнаруживают изменения вследствие данных управленческого учета;

‒ называют цену изменения с точки зрения воздействия на итог;

‒ устанавливают характер изменений и их основания;

‒ Подготовка назначения и вероятные решения на рассмотрении изменений.

План-факт рассмотрение, возможно, протягиваться как для всех главных, так и для некоторых операционных бюджетов. Его главная задача – раскрыть основания изменений, а именно установить, какие из показателей, бюджетных статей подействовали на реализацию бюджета организации.

Основа системы проверки – казначейский контроль реализации бюджета, то есть проверка оттока и притока денежных средств, которые намечены в бюджете движения денежных средств.

Контроль бюджета движения денежных средств осуществляет бюджетный контроль. Он руководствуется лимитами денежных средств, назначает статьи бюджета для финансирования сверхплановых расходов. Финансовый контролер оценивает каждую поступающую заявку на осуществление расчетов и выясняет, не превышает ли она лимит по соответствующей статье бюджета. Превышение лимитов в бюджетном периоде может допускаться только по специальному распоряжению уполномоченного должностного лица. Обычно им является финансовый или генеральный директор. Но когда речь идет о перераспределении расходов между различными бюджетными статьями, эти полномочия, как правило, закрепляются за самими финансовыми контролерами.

Казначейский контроль очень часто применяется в холдингах, где управляющая компания распоряжается денежными средствами филиалов. Сами филиалы лишь инициируют платеж, а финансовое управление головной компании сравнивает его сумму с данными, заложенными в бюджете, и после этого принимает решение об оплате. Однако не всегда эта методика является действенной. Типичная ошибка при таком виде контроля – жесткое закрепление лимитов по всем статьям и неотлаженная система корректировки бюджета.

Список литературы

1. Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова В., Матвеева А., Привалов А., Хорошавина Н. Семь нот менеджмента. М.: ООО «ЖУРНАЛ ЭКСПЕРТ», 2012., 64 с.

2. Техника эффективного менеджмента. Бюджетирование. // Carana Corporation (USA). 2013., 273 с.

РЕЙДЕРСТВО КАК ФОРМА ПЕРЕДЕЛА СОБСТВЕННОСТИ

Ильина Ольга Андреевна
(научный руководитель Рахимова Г.М., к.э.н.)
БФ Институт Экономики Управления и Права, г. Бугульма

В настоящее время мы стали свидетелями наступления новейшего этапа передела собственности во всех отраслях промышленности, на рынке недвижимости. Анализ информации, поступающей из СМИ, от граждан и руководителей различного рода организаций, позволяет с полной уверенностью сказать об определенно процентом соотношении незаконного передела.

Передел собственности, заключающийся в перераспределении капитала, своеобразный оздоравливающий фактор для экономики страны, обусловленный так называемым влиянием свежей крови в производство, в реформирование отраслей. Вместе с тем несовершенство законодательства позволяет осуществлять недружественные поглощения предприятий, цель которых вовсе не развитие какой-либо структуры, а получение в собственность крупных строений и завладение земельных участков путем относительно небольших затрат.

Захваты предприятий в России процветали целое десятилетие, однако широко эта тема стала обсуждаться лишь в конце 1990-х гг. Поэтому мне кажется, что рейдерские захваты закончились, но это не так. В 2013 г. в производстве только Следственного комитета МВД находилось 346 уголовных дел, связанных с незаконными слияниями и поглощениями. Объем захваченных активов только по этим делам составил 120 млрд руб. Проблема рейдерства остается актуальной, и случаи захвата предприятий имеют место по всей России. В Москве ежегодно возбуждается около 20 уголовных дел против “черных рейдеров”. И это лишь надводная часть айсберга – общее количество таких “войн” исчисляется тысячами. Доходы от рейдерства во много раз превосходят доходы от продажи наркотиков. Потратив один миллион на корпоративный захват успешной компании, рейдер получает до 40 миллионов прибыли.

Мне кажется в России рейдерам действительно весьма вольготно живется. Одна из причин вольготной жизни российских рейдеров – высокая степень криминализации бизнеса.

Главная причина расцвета рейдерства – полная “зараженность” российской власти коррупцией. В 75 % случаев в “черном” рейде участвуют представители власти. В практику вошел шантаж собственников и бизнеса со стороны государственных структур. Правоохранительные органы зачастую рассматривают корпоративные конфликты как сферу своих интересов. Госструктуры шантажируют собственников и менеджмент компаний.

Пример такого союза – ситуация в области ареста и продажи конфискованного товара, принадлежащего захватываемой компании. Рейдеры и правоохранители действуют на взаимовыгодных условиях. Первые ослабляют компанию, вторые арестовывают имущество; и через 3 дня это имущество уже реализовано в десятки раз меньше его стоимости. Если не залатать дырки в законодательстве, десятки и сотни миллиардов долларов будут разворовываться. Любой вид имущества, попадающий чиновникам, продается через афилированные структуры по стоимости, заниженной в десятки раз.

В России наблюдается поразительное равнодушие к такому разрушительному явлению, как незаконный захват предприятий. К примеру, в Англии проявилось всего два случая недружественного захвата предприятий, после этого Палата общин в течение месяца приняла необходимый закон, а еще через дне недели Палата лордов его утвердила, увидев опасность развала производственного сектора своей страны, и поэтому немедленно были предприняты превентивные меры.

В России от факта обнаружения проблемы до принятия по ней решения проходят годы. Правоохранительные органы не знают, что предпринимать в такой ситуации.

Мы сейчас переживаем такой период развития отношений, когда необходимо быть юридически и экономически грамотным, подкованным и находить средства защиты своего бизнеса.

Механизмы захвата предприятий

Далеко не всякий рейд носит незаконный характер. Рейдерство может быть “белым”, когда агрессоры действуют исключительно экономическими методами, оставаясь в правовом поле. Эксперты считают, что бороться с “белым” рейдом бессмысленно – он законен, это часть конкурентного противостояния.

Стремясь захватить предприятие, “белые” рейдеры идут на различные вполне законные уловки, например, присмотрев одно сибирское предприятие – единственный на весь район жироперерабатывающий комбинат, они скупили все молоко в округе. Комбинат лишился сырья, влез в долги и стал их легкой добычей.

Главные враги экономики – “черные” рейдеры. Основные их инструменты: использование коррумпированных чиновников; подделка документов; подделка решения суда, вынесенного в другом регионе, желательно максимально удаленном с максимальной разницей во времени.

Одним из способов такого захвата является юридическое блокирование пакета акций. Его суть – в наложении через суд ареста на право голосования акциями. Как правило, такое решение получают путём подкупа судьи или предоставления подложных документов. Его суть в том, что захватчики блокируют пакет акционера, причём с таким расчётом, чтобы при проведении общего собрания был кворум. Это приводит к уменьшению доли собственников предприятия и может позволить рейдерам принять нужные решения. Разновидность этого способа – физическая блокировка акций. Достигается она простыми, но действенными мерами: например, по «нелепой случайности» акционеру неправильно сообщают место проведения собрания, по пути его может задержать работник ГАИ, он может попасть в аварию или застрять в лифте. В отдельных случаях акционера могут просто физически не допустить на собрание.

Следующий способ отличается откровенным беззаконием, однако вследствие пороков законодательства он весьма эффективен и часто применяется. Это манипуляции с реестром акционеров. Этот способ основан на том, что доли акционеров определяются записью в реестре акционеров. Отсюда напрашивается вывод, что можно не покупать акции, а просто изменить реестр, увеличить свою долю акций и на «законном» основании принять решение о продаже активов. Такая подмена осуществляется довольно просто. Мошенники приходят в налоговую инспекцию с “липовым” протоколом о якобы прошедшем заседании акционеров, на котором было принято решение об изменении в составе руководства. Поскольку на сегодняшний день налоговые инспекции не наделены правом проверять достоверность предоставляемой им информации, они регистрируют “липовые” документы. Затем в сопровождении многочисленных вооруженных людей в униформе преступники приходят в здание компании и нередко силой выгоняют ничего не понимающее руководство фирмы и ее сотрудников. И пока руководство компании обратится с иском в суд, пройдет достаточно времени, чтобы мошенники успели распродать имущество предприятия и бесследно исчезнуть.

Рабочих способов захвата в несколько раз больше. Вообще, разнообразие схем захвата ограничено лишь фантазией рейдера. При этом все перечисленные способы, как правило, не используются по отдельности, а комбинируются.

Защита от недружественного поглощения

Недружественный захват, как правило, происходит внезапно и защититься от него практически невозможно. Подчас, криминальный захват – это подделка документов, подписей, в том числе внесение изменений в реестр акционеров, в ЕГРЮЛ, с последующей максимально быстрой продажей имущества организации или хищением денежных средств со счета.

Еженедельное получение выписки из Реестра прав на недвижимое имущество и ЕГРЮЛ поможет организации, получившей сведения о захвате, вовремя заморозить счет или спасти имущество. Еще более действенная мера – налаживание личных контактов, в том числе в налоговом органе, правоохранительных органах, чтобы предотвратить внесение изменений в реестр юридических лиц, а также обращение в правоохранительные органы с заявлением о возможных махинациях с реестром.

Загрузка...