1. Основные понятия и их классификация

1.1. Понятия «информация», «знания», «продуктивные социально-экономические отношения», «интеллектуальный капитал»

Информация и знания отличаются от других видов ресурсов, используемых человеком, являются «общественным благом» и не убывают по мере их тиражирования и социализации.

Представим понятия «информация» и «знание», раскроем их базовые свойства.

Информация (от лат. informatio – разъяснение, изложение) – это продукт исследовательско-поисковой интеллектуальной деятельности человека (группы людей, организации), представляющий собой изложение смыслового содержания элемента реальной действительности – сущности, явления, объекта, процесса – в определённой нематериальной форме, ценность которого для пользователя заключается в повышении содержательности отраженной в сознании действительности и в снижении неопределённости конкретной ситуации с учётом контекста его деятельности.

Отсюда можно выделить базовые свойства информации:

– является результатом исследовательско-поисковой деятельности человека;

– имеет определённое содержание, отражающее отдельные аспекты объективной реальности;

– нематериальна;

– формализована – представлена на определённом языке и носителе;

– для практического применения требует привлечения конкретных знаний;

– обладает ценностью и полезностью для пользователя;

– быстро устаревает;

– является внешней по отношению к интеллекту (сознанию) человеку, поступая из определённого источника;

– является объектом коммуникации, безгранично и свободно распространяясь в информационной среде;

– служит «сырьём» для создания знаний.

Знания – это продукт познавательно-созидательной интеллектуальной деятельности человека (группы людей, организации), на основе полученной информации системно отражающий реальную действительность и позволяющий ему более эффективно выполнять определённую практическую деятельность, то есть формирующий его экономический потенциал.

Исходя из определения, основные свойства знаний:

– являются результатом познавательно-созидательной, то есть исследовательско-аналитической и проектной деятельности человека;

– системно отражают реальность, объективную действительность;

– нематериальны;

– могут быть формализованы в определённом объеме (части) и форме;

– обладают возможностью безграничного распространения в социальной среде (социализация);

– имеют жизненный цикл развития – онтогенез знаний;

– обладают экономическим значением, возможностью практического применения и, вследствие этого, ценностью для человека, принося ему конкретную пользу;

– становятся неотъемлемой частью интеллекта человека (когнитивный, ментальный опыт);

– возможность создания знаний и эффективность их использования зависят от социально-психологических характеристик их владельца, его генетических данных.

Поскольку в состав интеллектуального капитала мы включаем и продуктивные социально-экономические отношения, которые в отличие от информации и знаний, не являются информационным ресурсом, то дадим определение данному понятию, являющимся видовым понятием по отношению к понятию «общественные отношения» и к категории «отношения».

Продуктивные социально-экономические отношения – это взаимосвязи, возникающие между разноролевыми субъектами в процессе их социально-экономической деятельности, неформальных и формальных коммуникаций, зависящие от уровня развития их интеллекта, носящие положительный (продуктивный, синергетический) характер и дающие данным субъектам благо.

Основные свойства продуктивных социально-экономических отношений:

– являются результатом взаимодействия субъектов;

– имеют как формальный, так и неформальный характер;

– зависят от социальных и экономических ролей субъектов, их статуса, выполняемых ими функций;

– зависят от уровня развития интеллекта, взаимодействующих субъектов;

– обеспечивают общую синергию;

– дают каждому субъекту благо.

Интеллектуальный капитал – это вид капитала, являющийся проявлением интеллекта социального субъекта, и представляющий собой результаты его деятельности – информацию, знания и продуктивные отношения, имеющие социально-экономическую ценность, обеспечивающие ему благо и конкурентные преимущества.

Основные свойства интеллектуального капитала:

– является результатом интеллектуальной деятельности;

– является комплексным – сочетает интеллект, информацию, знания, продуктивные социально-экономические отношения;

– нематериален;

– частью неформализован (интеллект, неявные знания), частью детально формализован для практического использования (продукты интеллектуальной деятельности);

– предназначен как для внутреннего использования (натуральный), так и для внешнего (продуктовый);

– его онтогенез и филогенез (жизненный цикл) тесно связаны с развитием науки и техники;

– имеет определённую социально-экономическую ценность, является объектом социально-экономических отношений;

– частью (объекты интеллектуальной собственности) имеет собственника и правовую защиту;

– предоставляет собственнику экономическое и неэкономическое благо;

– может накапливаться;

– является объектом инвестиций.



Рисунок 1 – Структура интеллектуальных ресурсов

В совокупности указанные понятия можно объединить в одно – интеллектуальные ресурсы, которые имеют структуру и отношения, представленные на рисунке 1.

1.2. Классификация информации

Как результат исследовательско-поисковой интеллектуальной деятельности человека информация может быть разделена на группы.

По степени упорядоченности этого результата, его полезности и истинности:

– сведения;

– данные;

– факты.

Сведения – это неформализованная или слабоформализованная информация, неполно отражающая объект исследования, познания, и требующая дальнейшей проверки и систематизации.

Данные – это формализованная систематизированная информация, отражающая объект исследования полно или в определенной его части (подсистеме), с определенной степенью вероятности являющаяся достоверной.

Факты – это подтвержденная, правдивая информация, отражающая реальные события, объекты, процессы.

Из множества собранных фактов можно выделить контекст-факты – те, которые относятся к определенной предметной области исследований.

При движении от сведений к контекст-фактам повышается степень понимания реального мира и растет ценность информации для пользователя (рисунок 2).



Рисунок 2 – Переход от сведений к контекст-фактам

По признакам «время» и «вид памяти»:

– мгновенная информация – зафиксированная органами чувств и существующая несколько секунд в иконической (зрительный канал), эхостической (слуховой канал), тактильной (канал рецепторных ощущений) памяти человека;

– оперативная информация – переданная в оперативную память для обработки;

– долговременная информация – хранящаяся в долговременной памяти и при необходимости воспроизводимая (припоминание).

По сенсорным системам восприятия выделяем виды информации:

– зрительная;

– слуховая;

– вкусовая;

– обонятельная;

– осязательная;

– кинестетическая;

– смешанная.

Нечётко можно выделить информацию по физиологической и психологической форме представления:

– физические ощущения;

– эмоции и чувства;

– мыслеформы;

– неясные образы, нечёткие представления.

По виду пространств (осей), в которых мы живем – это информация:

– о времени – временное пространство (временная ось: прошлое, настоящее, будущее);

– о расположении – геометрическое (трехосевое, объемное), географическое пространство;

– об эволюции (развитии) – эволюционное пространство (ось развития).

По масштабу распространения:

– глобальная: информация, охватывающая весь мир (интернет, международные соглашения);

– национальная: информация, относящаяся к одной стране (национальные законы, культура);

– региональная: информация, ограниченная одним регионом или областью (местные новости, региональные события);

– локальная: информация, действующая в пределах одного города, района или учреждения (местные правила, внутренние распорядки).

По области деятельности человека и ее широте выделяют следующие виды информации:

– межпредметная (межотраслевая);

– предметно-ограниченная (отраслевая);

– специализированная (внутриотраслевая).

По языковой форме представления:

– зрительная информация: символьная, графическая, видео;

– вербальная информация: устная речь, тексты;

– невербальная информация: жесты, поза, мимика;

– мультимедийная информация, объединяющая разные формы – текст, звук, графика, видео, – представленные в цифровом виде.

Также в связи с долевой структурой мозга можно определить виды информации:

– образная – это представления, зрительные образы, картинки, формируемые в правом полушарии мозга;

– символьная – это символы, знаки, обозначения, формируемые в левой и лобной долях мозга (отметим, что имеются и другие точки по вопросу ответственности долей мозга за работу с образной и символьной информацией).

По виду информационного сигнала в технических или физиологических системах выделяют:

– аналоговую информацию – непрерывный информационный сигнал;

– дискретную информацию – прерывистый информационный сигнал.

По месту относительно сознания человека информацию классифицируют:

– внешняя – идущая из внешней среды;

– внутренняя – информация, идущая от тела, сознания и подсознания;

– внутренняя о внешнем и внутреннем мире – ментальные модели человека, познавательные образы, отображение внешнего мира и внутренней системы.

Отметим также, что по проявлению относительно сенсорной системы человека существует:

– явная информация – то есть дающая о себе знать, внешне проявляющая себя («я здесь!»);

– неявная (скрытая) информация, для распознания которой необходимы интеллектуальные усилия.

По источнику получения:

– первичная информация – получаемая непосредственно от объекта исследования методами научных исследований – интервью, опрос, наблюдение, эксперимент и пр.;

– вторичная информация – информационное описание созданное ранее другим исследователем этого объекта для своих целей и требующее адаптации под новые цели;

– официальная: информация, предоставленная официальными организациями или лицами (законы, постановления, нормативные акты);

– неофициальная: информация, не имеющая официального статуса (слухи, мнения, информационные вбросы).

По степени достоверности:

– достоверная информация – подтвержденная надежными источниками и проверенными методами (факты);

– недостоверная информация – не подтвержденная или противоречивая (фейки, дезинформация, клевета, ложь, выдумка, утка);

– предположительная информация – основанная на гипотезах и предположениях;

– подтвержденная информация – прошедшая проверку и признанная истинной.

По характеру воздействия:

– информативная информация – предоставляющая новые сведения, данные, факты;

– убеждающая информация – направленная на изменение мнений и убеждений (реклама, пропаганда);

– манипулятивная информация – использующая методы психологического влияния для достижения определенных целей;

– развлекательная информация – предназначенная для развлечения и отдыха (фильмы, игры, музыка).

По уровню обобщения:

– фактографическая информация – содержащая конкретные факты и данные;

– статистическая информация – представленная в виде статистических показателей;

– аналитическая информация – включающая анализ и интерпретацию данных;

– прогностическая: информация – содержащая прогнозы и предположения о будущем развитии событий.

По степени доступности:

– открытая информация – доступная всем заинтересованным лицам без ограничений;

– закрытая информация – ограниченная к доступу определенным кругом лиц (государственная тайна, коммерческая тайна);

– конфиденциальная информация – требующая защиты от несанкционированного доступа (личные данные, медицинские записи);

– персональная информация – относящаяся к конкретному человеку и защищаемая законом о защите персональных данных.

1.3. Классификация знаний

Прежде всего, по направленности знания делятся на:

– теоретические (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – формирование в сознании человека общего, целостного отражения мира;

– практические (от греч. praktikos – деятельный, активный) – формирование умений деятельности в этом мире.

Теоретические знания, в свою очередь, по степени абстрагирования делятся на:

– абстрактные (от лат. abstractio – отвлечение) – большая степень обобщения объекта познания;

– конкретные (от лат. concretus, букв. – сгущенный, уплотненный, сросшийся) – концентрированное отображение определенного объекта.

Как самостоятельный вид выделяют эмпирические знания, которые создаются опытным путем в непосредственной практической деятельности, в контакте с реальным объектом. Поэтому их еще можно назвать чувственно-практическими.

Общие свойства эмпирических знаний представлены на рисунке 3.



Рисунок 3 – Свойства эмпирических знаний

Разновидностью практических, являются обыденные знания (житейские, знания здравого смысла), которые человек постоянно использует в своей повседневной жизни.

Как теоретические, так и практические знания делятся по различным сферам деятельности человека, то есть выделяются предметные (отраслевые) знания – технические, экономические, социальные, политические, юридические и т. д. Эта детализация продолжается в профессиях, специальностях, специализациях (рисунок 4).



Рисунок 4 – Классификация знаний


В экономике знаний важны когнитивные знания (лат. cognitio – знание, познание), то есть знания того, как формировать новые знания, создавать интеллектуальные продукты, инновации.

С точки зрения философии выделяют:

– гносеологические (греч. gnosis – знание, logos – учение) (научные) – обеспечивающие познание реального мира;

– онтологические (греч. on, ontos – сущее, logos – учение) – знания о бытии человека.

По степени формализации выделяют:

– внутренние (имплицитные, неявные, скрытые) – неформализованные, то есть не описанные на определенном языке и не представленные в определенной форме знания, неотделенные от их создателя;

– внешние (эксплицитные, явные) – формализованные знания, готовые для трансфера (передачи) и социализации (усвоение передаваемых знаний, опыта в социуме).

По степени структурированности знания делятся на:

– жесткие – формализованные и хорошо структурированные, дают четкие ответы на поставленные вопросы;

– мягкие являются слабо структурированными и формализованными, они обозначают объекты, указывают направления, дают рекомендации для действий, часто корректируются.

По степени обновления знания (достаточно условно) делятся на:

– долгосрочные – длительный срок, редкое обновление, порядка одного раза в 10 лет;

– среднесрочные – один раз в 3 – 5 лет;

– краткосрочные – один раз в 1 – 2 года;

– оперативные – обновляются в текущей деятельности, в связи со сменой ситуации, носят практический характер.

По предмету изучения можно выделить:

– знания объектов (системные, структурные) – это знания о строении и характеристиках материальных, социальных, экономических, информационных и других объектах как систем.

– знания процессов (процессные, процедурные, технологические) – это знания о структуре процессов, технологии их выполнения.

Структура знаний об объектах и процессах, связи между ними представлены на рисунке 5.



Рисунок 5 – Знания объектов и процессов


Отдельно выделяют интуитивные знания, которые приходит спонтанно, без осознанного анализа или размышлений как прямое усмотрение вероятной истины.

Социальные знания – это знания, формирующиеся в процессе взаимодействия людей в обществе. Они включают в себя нормы, ценности, традиции и обычаи, например, знания о правилах поведения в обществе.

Декларативные знания представляют собой набор фактов и утверждений, описывают происходящее или существовавшее ранее.

Метознание (знание о знании) описывает, как устроено само знание, как оно формируется, передается; какие ментальные процессы (восприятие, чувствование, мышление) происходят в психике человека и какие при этом технологии используются. Оно основано на рефлексии, осознании своих собственных когнитивных процессов.

По временному фактору выделяют:

– исторические знания – это знания о событиях и явлениях прошлого;

– современные знания – это знания о текущих событиях и явлениях, актуальных в настоящее время;

– прогностические знания – это знания о будущих событиях и тенденциях, основанные на прогнозировании и предсказаниях.

Релевантные знания – это знания, которые соответствуют текущему запросу, задаче или проблеме, и поэтому являются полезными и важными в данной ситуации.

Основные характеристики релевантных знаний:

1. Соответствие теме. Релевантные знания прямо связаны с рассматриваемым вопросом, проблемой, задачей.

2. Полезность. Эти знания приносят пользу, помогая найти нужное решение задачи, проблемы или ответ на поставленный вопрос.

3. Актуальность. Релевантные знания должны быть современными и соответствовать последним данным и открытиям в своей области.

4. Приемлемость. Знания должны быть приемлемыми для пользователей или контекста, в котором они используются.

В принципе, то же самое можно сказать и об информации, выделив как вид релевантную информацию. Отличие заключается в количестве и качестве содержания, глубине понимания, направлениях и способах использования.

По степени актуальности различают:

– устаревшие знания, которые были актуальными в прошлом, но потеряли свою значимость или точность в силу изменений в науке, технологиях, обществе или законодательстве;

Загрузка...