См. сайт Института американских ценностей (Institute of American Values) – Why Marriage Matters, Second Edition: Twenty-Six Conclusions from the Social Sciences, а также книгу Patricia Love, Steven Stosney, How To Improve Your Marriage Without Talking About It, Introduction, стр. 3: «Исследования и клинические данные также говорят нам о том, что брак и длительные любовные отношения приносят больше пользы здоровью мужчин, чем здоровью женщин. Разведённые мужчины работают не так хорошо, живут не так долго и не так успешно „выживают“ в любых обстоятельствах, как женатые мужчины, которые наслаждаются совсем иным качеством жизни. Холостяки подвержены существенно более высокому риску алкоголизма, суицида, физических и умственных расстройств, безработицы, автомобильных происшествий и других несчастных случаев. Они теряют связь с друзьями, перестают посещать церковь или бывать в обществе и в конечном итоге оказываются в полной изоляции, если не считать той компании, которую они могут найти в баре. Короче говоря, они теряют смысл и цель жизни. Без женщины мужчины просто плывут по течению».
См. John Gray Why Mars and Venus Collide, стр. 230: «Разведённые женщины зачастую становятся счастливее, поскольку они, наконец, берут на себя ответственность за собственное счастье». Обратите внимание на уменьшение числа замужних женщин в последние десятилетия:
Изображение со страницы www.biblenews1.com/marriage/marriags.htm#Total%20Marriages
Слова Джона Грэя из интервью с Кеном Уилбером: «Моя первая книга, „Мужчины и женщины в отношениях“, которая была впервые издана в 1993 году, была гораздо более глубокой работой, чем мои более поздние книги из серии „Марс и Венера“. Но эта книга оказалась слишком сложной для общей массы населения, поскольку мало у кого хватит времени и терпения на чтение столь сложно написанного, глубокого сочинения. Поэтому я несколько упростил и разбавил „водой“ эту книгу, так что она стала более развлекательной и простой для чтения, включая не так много важной информации, что позволило людям сразу же применять рекомендации на практике, в собственных отношениях. Эти более простые книги, первой из которых была „Мужчины с Марса, женщины с Венеры“, стали феноменом в популярной культуре, а продажи превысили 40 миллионов копий». См. страницу www.integrallife.com/editorial/resurrectingpostmodern-sex-life
См. страницу goo.gl/ILn8Vo, а также Helen Fisher, Why We Love, стр. 217.
См. Helen Fisher, Why We Love, стр. 217, а также www.datingsitesreviews.com/staticpages/index.php?page=Online-Dating-Industry-Facts-Statistics
См. страницу www.center.americanvalues.org/?p=5
См. страницу www.divorcerate.org о распределении разведённых мужчин и женщин по возрастным группам, а также статистику касательно первого, второго и третьего браков. На странице www.divorcereform.org/nyt05.html вы также найдёте объяснение расхождений в подобных статистических данных.
См. Gregory K. Popcak, The Exceptional Seven Percent, стр. 4 и 5, где он цитирует нескольких исследователей, таких как доктор Judith Wallerstein (автор книги «Хороший брак» (The Good Marriage), который обнаружил, что 15 % всех браков и 7 % первых браков являются исключениями); Lilo и Gerald Leeds пишут в книге Wonderful Marriage, стр. 2: «Некоторые исследования показывают, что только 7 % всех браков могут считаться действительно удачными»; см. страницу www.divorcemag.com/articles/us-divorce-statistics о статистике по бракам и разводам, а также исследование Steven L. Nock и W. Bradford Wilcox, University of Virginia: «What’s love got to do with it? Equality, equity, commitment and women’s marital quality».
См. статью John Tierney, The Big City; A New Look At Realities Of Divorce, опубликованную 11 июля 2000 года в «Нью-Йорк таймс»: «Исследователи, которые проводили опросы среди разведённых пар, постоянно подтверждают, что в случаях, когда решение о разводе не было обоюдным, женщины более чем в два раза чаще мужчин оказываются склонны становиться инициаторами развода. После расставания женщины обычно более счастливы, чем их бывшие мужья». Также см. работу Margaret Brinig (Notre Dame Law School) and Douglas Allen (Simon Fraser University), These Boots Are Made for Walking: Why Most Divorce Filers Are Women, книгу Patricia Love, Steven Stosney, How to Improve your Marriage Without Talking About It, а также статью организации AARP (American Association of Retired Persons) «The Divorce Experience: A Study of Divorce At Midlife and Beyond»: assets.aarp.org/rgcenter/general/divorce_1.pdf
См. Patricia Love, Steven Stosney, How to Improve your Marriage Without Talking About It, стр. 46: «Разрушительный эффект, который развод оказывает на мужчин, является серьёзным аргументов в пользу того факта, что женщина даёт мужчине смысл жизни». Также см. Laurie A. Rudman and Peter Glick, The Social Psychology of Gender, стр. 223–225: «Для мужчин мысли о расставании особенно физически неприятны и вызывают отвращение».
См. страницу www.fathersforlife.org/suicides/US_suicide_deaths.htm, а также работу Warren Farrell, Does Feminism Discriminate Against Men, стр. 8.
См. ссылки: www.archives.cnn.com/2000/HEALTH/03/15/divorce.suicide.wmd/ и www.afsp.org. «В 2004 году общее число самоубийств в США среди мужчин составило 25 907 из 145 973 538 = 17,8 на каждые 100 000, а общее число самоубийств среди женщин – 6730 из 150 533 523 = 4,5 на каждые 100 000».
Постсовременный (англ. postmodern) – то есть относящийся к эпохе постмодерна. Согласно представлениям К. Уилбера мы имеем дело с тремя основными эпохами: досовременность, современность и постсовременность, которая знаменуется зарождением постмодернизма и отказом от идеалов позитивизма. – Прим. пер.)
См. Warren Farrel, Why Men Are the Way They Are, стр. 105, – в основе этой книги лежат исследования Дональда Симонса, автора книги The Evolution of Human Sexuality.
См. книги из Приложения I, в частности, главу «How to dump the duds» («Как расставаться с неудачниками») из книги Is He Mr. Right; или An Intelligent Woman’s Guide to Online Dating, где автор описывает, как она отказала (а в некоторых случаях даже разбила сердце!) более чем сотне мужчин, до того как встретила «того самого мужчину». Она любит повторять фразу: «Следующий!»
Распределение мужчин и женщин по возрасту, 2000
См. Patricia Love and Steven Stosney, How to Improve your Marriage Without Talking About It, стр. 49: «Большая часть книг об отношениях и программ по улучшению супружеских отношений разработаны специально для женщин, которые являются потребителями 90 % таких книг и мероприятий».
На странице www.hai.org вы можете найти эффективные воркшопы на темы любви, близости и сексуальности. Многие другие организации, предлагающие воркшопы по тантрическому сексу, обыкновенно вывешивают списки ожидания для мужчин, которых зачастую просят заплатить женщинам, чтобы в группе установился баланс полов.
Как выразила это одна закоренелая одиночка, директор журнала «Science of Mind» и ведущая семинаров «Любовь без защит» (Undefended Love): «Мужчины, которые посещают эти семинары, в действительности не заинтересованы в работе над собой, они просто хотят познакомиться с женщинами». Когда мужчина говорит, что читает книги об отношениях и применяет приведённые там мудрые советы на практике, женщина также может ощущать, что теряет с ним контакт, что он пытается использовать её, манипулировать и управлять ею. В конце концов, женщина может чувствовать себя некомфортно, теряя «конкурентные преимущества» и «влияние» эксперта в сфере отношений, если мужчина наравне с нею или даже лучше осведомлён об отношениях, а также обладает более развитыми коммуникативными навыками.
Французская Энциклопедия была первой попыткой систематического анализа «порядка и взаимосвязей человеческого знания», который был предпринят в конце XVIII века. Дидро назвал её попыткой собрать воедино все знания, рассеянные на тот момент по свету, объяснить общую структуру этих знаний для людей, среди которых мы живём, а также передать их нашим потомкам. Целью энциклопедии было сделать людей не только мудрее, но также «добродетельнее и счастливее». Уилбер сделал существенный шаг вперёд, не только собрав воедино большую часть основных знаний и мудрости Востока и Запада, известных нам на сегодняшний день, но и объединив их в стройную карту, схему или модель.
Билл Клинтон называет Кена Уилбера блестящим автором и упоминает его в своих речах (см. http://www.youtube.com/watch?v=GEjKr2gA8Wk). Уилбер также общался с советниками Ал Гора, Тони Блэра и Джорджа У. Буша.
См., например, ключевую работу Шона Эсбьорна Харгенса и Майкла Циммермана «Интегральная экология» (Integral Ecology).
См., например, интегральное искусство Алекса Грэя и его эссе об Уилбере по ссылке: alexgrey.com/media/writing/essays/for-ken-wilber/, в котором он пишет: «Я впервые столкнулся с выдающимся философским гением Кена Уилбера около семнадцати лет назад».
Если по прочтении данного руководства вы захотели более глубоко познакомиться с моделью AQAL, вам, возможно, стоит прочесть некоторые книги Кена Уилбера. Наиболее краткий, простой и актуальный обзор его концепции вы найдёте в книге «Интегральное видение: краткое введение в революционный интегральный подход к жизни, Богу, Вселенной и всему остальному». Для более подробного ознакомления подойдёт «Краткая история всего». Последние идеи Уилбера можно найти в книге «Интегральная духовность» (которая местами может показаться спорной). Кроме того, настоятельно рекомендуем прочесть превосходную, актуальную книгу Аллана Комбса «Consciousness Explained Better» и книгу Лью Ховарда 2005 года о концепциях Кена Уилбера (хотя в неё не включены такие важные темы, как решётка Уилбера – Комбса и семь зон, которые позже были раскрыты Уилбером в книге «Интегральная духовность», в остальных отношениях она является достаточно полной и простой для чтения). Серию критических статей о модели Уилбера можно найти на сайте www.integralworld.net.
Обладать целостностью – значит сохранять свои ценности и представления даже в неблагоприятных условиях и при столкновении с противостоянием или поступать в соответствии со своими словами и говорить в соответствии с поступками.
Абрахам Маслоу выявил и сформулировал иерархию человеческих потребностей. Если говорить просто, он утверждает, что у всех людей есть потребность в жизни (выживании), любви (благополучных отношениях), обучении (развитии), в том, чтобы оставить свой след на Земле (сделать что-то такое, за что нас будут помнить), а также что все эти потребности реализуются в иерархической последовательности. Маслоу назвал процесс такой реализации самоактуализацией. Экхарт Толле дал своей книге «Новая земля» следующий подзаголовок: «Пробуждение к своей жизненной цели». В своей книге «Путь настоящего мужчины» Дэвид Дейда вдохновляет мужчин на поиск и следование своему истинному духовному призванию.
См. Irvin Singer, Philosophy of Love, стр. xvii: «Я осознал, что для того, чтобы понять любовь и связанные с ней состояния, мне необходимо углубиться в исследование смысла самой жизни и общих основ формирования человеческих ценностей».
Этими утверждениями мы ни в коем случае не намереваемся дискриминировать гомосексуалистов и лесбиянок. Автор книги просто незнаком с их миром. Большая часть принципов, изложенных здесь, может также применяться и к их отношениям.
См., например, Jenny Wade, Transcendental Sex, стр. 181: «Влюблённые говорят, что утрачивают всякий контакт с повседневной реальностью, чтобы ощутить Единство с бездонной, невыразимой тайной – настолько великой и лишённой содержания, что осмыслить её можно лишь тогда, когда человек возвращается [к состоянию двойственности]».
Лао Цзы, первый даосский философ, пишет в первых строках Дао дэ Цзин (перевод Ян Хин-Шуна): «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао». Далее он говорит: «Тот, кто знает, не говорит, тот, кто говорит, не знает». Также стоит ознакомиться с великолепной поэзией Руми и Хафиза, которая отражает стремление души и сердца к возвращению к этому единству, а также с короткой книгой Экхарта Толле «О чём говорит тишина».
Знаменитое высказывание Стивена Хокинга, который в течение тридцати лет является профессором математики в Кембриджском университете и написал множество научно-популярных книг, таких как «Краткая история времени».
Нашу глубокую жажду Любви – жажду возвращения к единству или неразделённости – также можно объяснить стремлением вернуться к слиянию с матерью, которое мы испытывали до рождения.
См. Hillary Mayell, National Geographic News, 16 февраля 2005.
Сравнение эволюционной теории Дарвина и кладогенеза можно найти в статье: www.en.wikipedia.org/wiki/Punctuated_equilibrium. Также см. книгу Руперта Шелдрейка «Morphic Resonance», стр. 131–143, где он приводит свою модель формирующей причинности.
Половой отбор (который также называют «выживанием наиболее привлекательного») происходит за счёт выбора партнёра, когда мужские и женские особи с более привлекательными показателями (к примеру, павлиний хвост) спариваются друг с другом и производят потомство, имеющее очень высокие шансы на выживание. Естественный отбор происходит в процессе выживания наиболее приспособленных особей после их рождения. Существует огромное количество подтверждений того факта (см. Geoffrey Miller, The Mating Mind), что половой отбор играет гораздо более существенную роль в процессе эволюции видов, чем естественный отбор.
См. подробное описание человеческой эволюции по ссылке: archaeologyinfo.com/human-evolution-timeline/.
Катарин Мильтон (Katharine Milton), физический антрополог из Университета Беркли, штат Калифорния, и эксперт по питанию приматов, отмечает, что наши человекообразные предки, которые странствовали по сухим и открытым африканским саваннам около 2 млн лет назад, стали на постоянной основе включать в свой рацион мясо, чтобы компенсировать серьёзное снижение качества растительной пищи. Именно новая мясная диета, насыщенная питательными веществами, стала катализатором эволюции человека, в особенности развития мозга.
Как утверждает Мильтон, маловероятно, что без мяса наши предки смогли бы только за счёт растительной пищи, доступной в их африканской среде обитания, обеспечить себе достаточно энергии и пропитания для того, чтобы превратиться в активных, общительных и умных существ, которыми они в результате стали. По словам Мильтон, поредение лесов лишило бы их большей части листьев и фруктов, за счёт которых выживают лесные приматы.
Это утверждение Мильтон дополняет открытие, совершённое профессором Университета Калифорнии в Беркли Тима Уайта (Tim White) и его коллегами: они выяснили, что человек убивал животных и ел их мясо уже 2,5 миллиона лет назад. В своей статье Мильтон связывает особенности питания с эволюцией физиологии человека, утверждая, что наши предки потребляли мясо на постоянной основе. Её статья опубликована в журнале «Эволюционная антропология» (Evolutionary Anthropology, Vol.8, #1).
Мильтон говорит, что её теория не противоречит принципам современных вегетарианских диет – они могут быть совершенно безвредны для организма благодаря нынешним знаниям об особенностях питания. См. ссылку: www.berkeley.edu/news/media/releases/99legacy/614-1999a.html
Большая часть антропологов убеждена, что стратегию моногамных отношений ввели досовременные женщины. Эта стратегия гарантировала верность одного мужчины-защитника и добытчика, избавляя женщину от необходимости пытаться завязать отношения с несколькими мужчинами, а потом гадать, кто отец её детей, притом что ни один из них не был ей верен. Весьма вероятно также, что у влиятельных мужчин были небольшие гаремы, а привлекательные женщины фертильного возраста последовательно вступали в несколько отношений либо практиковали полиандрию (то есть имели несколько мужей).
Идея о том, что люди по своей природе не склонны к моногамии, с эволюционной точки зрения не выдерживает критики, поскольку беременность у людей длится относительно долго, а время, необходимое на воспитание потомства, самое продолжительное среди других живых существ. См., к примеру, Geoffrey Miller, The Mating Mind, стр. 194–198, а также статьи в Интернете.
Нуклеарная семья – это женщина, мужчина и их ребёнок (или дети), в отличие от родителей-одиночек, бездетных семей и взрослых людей без пары, живущих в одиночку или с родителями, а также в отличие от любых других типов семей.
См. книги Хелен Фишер «Почему мы влюбляемся» (Why We Love), стр. 132, Дэниэл Гоулман «Cоциальный интеллект» (Social Intelligence, стр. 198–210), Харвилл Хендрикс «Как обрести любовь, о которой вы мечтаете» (Getting The Love You Want), стр. 6, Эрих Фромм «Искусство любить» (The Art of Loving), стр. 1–2, Джон Готтман «Семь принципов успешного брака» (The Seven Principles For Making Marriage Work), стр. 37–38 и др.
См. книгу Catherine Salmon and Donald Symons, Warrior Lovers, авторы которой утверждают, что шокирующий контраст между любовными романами и порнографией отражает различия между женскими и мужскими эротическими фантазиями. Эти различия связаны с эволюционной историей человека и в корне различными требованиями, которые отбор предъявлял к мужчинам и женщинам. Авторы обсуждают фундаментальное влияние, которое эволюция исторически оказала на человеческую психологию, рассматривают специфические особенности психологии мужчины и женщины, а затем показывают, что половые различия в восприятии эротики иллюстрируют эти выводы. Ещё более убедительным доказательством этих различий являются гомосексуальные мужчины, которые в течение жизни имеют от 100 до 1000 сексуальных партнёров, в то время как женщины-лесбиянки редко имеют больше 100 партнёрш.
См. также Nancy Etcoff, Survival of the Prettiest, стр. 58, Donald Symons, The Evolution of Human Sexuality, David M. Buss, The Evolution of Desire и Robert J. Sternberg and Karin Weis (editors), The New Psychology of Love, cтр. 65–86.
См. Geoffrey Miller, The Mating Mind, стр. 258–291, Helen Fisher,Why We Love, стр. 143–145, и ссылку: www.news.bbc.co.uk/2/hi/science/nature/733747.stm
С появлением сельского хозяйства впервые в истории человеческого развития производство пищи стало преимущественно мужской сферой деятельности, поскольку беременные и кормящие женщины не могли справиться с тяжёлым плугом. Теперь, когда новые технологии позволяли производить достаточно пищи, женщины смогли уделять больше внимания заботе о детях и о доме.
Патриархат – буквально означает «иерархия священников» (которых называли отцами-патриархами), или просто «власть отца». Это структура семьи, общин и общества, где отцы (мужчины) берут на себя большую часть ответственности за благополучие (защиту и обеспечение). Слово «патриархат» в наши дни зачастую используется неправильно, для обозначения подавляющего мужского контроля и доминирования над женщинами и детьми (и другими мужчинами), в то время как на самом деле патриархат был создан по обоюдному согласию полов и являлся взаимовыгодной системой, позволявшей выживать мужчинам, женщинам и их детям. Противоположность патриархата – матриархат. Теоретически матриархат может возникнуть тогда, когда люди живут в мирных условиях и имеют избыток пропитания. На данный момент считается, что матриархата никогда не существовало. Некоторые феминистки романтизируют матриархат, считая его отличной альтернативой патриархату. Кроме того, матриархат иногда путают с матрилокальными обществами. См. Laurie A. Rudman and Peter Glick, The Social Psychology of Gender, стр. 32 и 33, а также статью в Википедии: www.en.wikipedia.org/wiki/Matriarchy
См. работу Кена Уилбера «Краткая история всего» (A Brief History of Everything), стр. 47.
Философия – это любовь к знаниям. Философские дисциплины исследуют такие вопросы: как следует жить (мораль/этика), что существует (онтология), а также природу/границы нашего знания (эпистемология).
Греческие философы Сократ, Платон и Аристотель – во многих отношениях заложили основания для западной мысли, включая мораль, религию, и выросшие на их основе цивилизации.
Традиция Платона непрерывно влияла и продолжает влиять на нашу культуру. Его академия в Афинах, которая была основана в 387 году до нашей эры, cтала образцом, по которому создаются современные колледжи и университеты. Академия была школой, где занимались философией, правом и научными исследованиями – преимущественно математическими, – и просуществовала в качестве института до 529 года нашей эры, когда император Юстиниан закрыл её и другие школы не христианской направленности. Альфред Норт Уайтхед пишет в своей работе «Процесс и реальность» (Process and Reality), стр. 39: «Европейскую философскую традицию наиболее адекватным образом можно в общем охарактеризовать как серию комментариев к Платону».
См. список изобретателей по ссылке: www.en.wikipedia.org/wiki/List_of_inventors. Заметьте, что практически все из них мужчины. Это верно и в сферах искусства, философии, науки, сельского хозяйства, религии и т. д.
Более подробное описание человеческой эволюции можно найти в работе Кена Уилбера «Краткая история всего» (A Brief History of Everything), стр. 40–51.
В 1792 году Мэри Уолстонкрафт опубликовала своё эссе «Защита прав женщины», в котором она призывала к равенству полов в определённых сферах жизни, таких как образование и нравственность. Тем не менее она открыто не утверждала, что мужчины и женщины равны.
Существуют различные волны и виды феминизма: феминистки первой волны выступали за то, чтобы женщины имели равные с мужчинами права на совершение сделок, собственность, право голоса; они также боролись против собственнической власти мужей над своими жёнами.
Феминизм второй волны был заинтересован в устранении любых видов дискриминации женщин, при этом он стремится указывать женщинам, что для них хорошо, а что плохо, зачастую выставляя мужчин в дурном свете.
Феминизм третьей волны на данный момент существует одновременно с феминизмом второй волны; феминистки третьей волны развязали спор о том, существуют ли различия между мужчинами и женщинами, а также подняли вопрос о субъективизме суждений, их зависимости от класса и расы.
Постфеминизм утверждает, что равенство прав и возможностей уже достигнуто, а потому любая точка зрения, способствующая разделению полов, а не их единению, является сексистской, а не феминистской.
Либеральный феминизм настаивает на равенстве мужчин и женщин, которое может быть достигнуто за счёт политических и юридических реформ. Эта идеология заинтересована в том, чтобы через собственные действия и решения женщины проявляли и утверждали своё равенство.
Радикальный феминизм утверждает, что мужское господство, а также структуры, основанные на власти, ответственны за подавление женщин и за неравенство, и до тех пор, пока данная система с её ценностями существует, невозможно будет совершить хоть сколько-нибудь значимые преобразования в обществе. Радикальный феминизм – это анти-мужская в своей основе идеология.
Социальный феминизм связывает подавление женщин с марксистскими идеями эксплуатации, капитализма и труда. Социальные феминистки считают, что угнетение женщин – это результат их более низкого положения как на рабочем месте, так и дома.
Поборники экофеминизма убеждены, что подавление женщин связано с той же идеологией, что и уничтожение природной среды. Экофеминистки утверждают, что мужчины, обладающие властью, контролируют землю, могут эксплуатировать её в целях собственной выгоды и успеха, а также используют для собственного удовольствия женщин. Как и радикальные феминистки, экофеминистки склонны ненавидеть мужчин, а потому их часто называют радикальными экофеминистками.
В общем по США в 1920-х годах.
В начале XX века женщины составляли 19 % от общего числа студентов-бакалавров. К 1984 году их число возросло до 49 %. Число женщин, получающих магистерскую или кандидатскую степень также увеличилось. К середине 1980-х 49 % всех магистерских и 33 % докторских степеней принадлежало женщинам, в 1985 году женщины составляли около 53 % от общего числа студентов, из которых одна четвёртая часть была старше 29 лет. См. www.wic.org/misc/history.htm.
Миф о том, что женщинам платят меньше, чем мужчинам, за ту же работу, был развенчан Уорреном Фаррелом (Warren Farrel) в его книге «Почему мужчины зарабатывают больше: пугающая правда о разнице в зарплатах, и что женщины могут с ней сделать» (Why Men Earn More: The Startling Truth Behind the Pay Gap, and What Women Can Do About It). Автор задаётся вопросом, почему предприятия не разоряют своих конкурентов, если они могут нанимать женщин, которым можно платить меньше при равном объёме работы. Он выяснил, что женщины в среднем работают меньшее количество часов, а также не берутся за работу, которая требует стрессоустойчивости, соревновательности, напряжения сил или является опасной. В конечном итоге всё сводится к вопросу о спросе и предложении. Весьма парадоксально также и то, что женщины обыкновенно хотят, чтобы их муж зарабатывал значительно больше их, но при этом повсеместно требуют равной оплаты труда. Наконец, на сегодняшний день одинокие бездетные женщины в среднем зарабатывают на 20 % больше, чем их сверстники-мужчины.
Противозачаточные таблетки, как их теперь называют, были изобретены доктором Грэгори Пинкусом (Gregory Pincus) и одобрены комитетом США по пищевым продуктам и лекарственным веществам в 1960 году. Беременность перестала быть неизбежной для замужних, а затем и одиноких женщин (противозачаточные таблетки первоначально были запрещены в некоторых штатах, а в других их прописывали только замужним женщинам) и стала вопросом выбора, на который сегодня мужчины практически не влияют.
Утверждено на законных основаниях в 1969 году тогдашним губернатором Калифорнии Рональдом Рейганом и вскоре принято в других штатах США.
См. работу Margaret Brinig и Douglas Allen, These boots are made for walking: Why most divorce filers are women (American Law and Economics Review, Vol. 2, pp. 126–169, 2000), в которой авторы пишут: «Поскольку развод чреват финансовыми и социальными трудностями, многие люди предполагают, что, с тех пор как расторжение брака по взаимному согласию было узаконено, его инициаторами чаще становятся мужья. Тем не менее женщины тоже часто провоцируют разрыв, несмотря на сильную привязанность к своим детям и понимание того, что развод пагубно на них отразится. Более того, большое количество разведённых женщин признаются, что ощущают себя счастливее, чем когда были замужем. Они говорят, что чувствуют облегчение, и убеждены, что поступили правильно, расторгнув свой брак. Чтобы объяснить это странное положение дел, нам необходимо заново исследовать стимулы, которые заставляют людей расходиться, а также осознать, что факторы, определяющие общую успешность брака, являются достаточно сложными и, вероятно, несимметрично распределены между полами. В данной работе мы рассматриваем развод, инициированный женщинами, как рациональное действие, совершаемое на основании относительного влияния супругов в браке, их возможностей после развода, а также ожидаемых денежных выплат». Также см. www.divorcereform.org/rates.html
Феминизм требовал – и по большей части добился, – чтобы современные и постсовременные женщины имели равные с мужчинами права и возможности, но не выступал за то, чтобы мужчины получили те же права, которые есть у женщин. Он также не стремился к тому, чтобы женщины брали на себя равную с мужинами ответственность. Феминистки всё ещё полагают, что мужчины должны быть добытчиками, стремящимися к успеху, что они должны рисковать своей жизнью на рабочем месте и на войне, будучи защитниками, подвергаться опасности быть отвергнутыми, ухаживать за женщинами, придерживать перед ними двери и покупать им бриллиантовые кольца, в то время как женщины пользуются правом на самореализацию и используют внутренние эмоциональные ресурсы и сексуальную власть для того, чтобы управлять мужчинами.
Для более подробной информации смотрите любые книги Уоррена Фаррелла (Warren Farrell), в особенности «Миф о мужской власти» (The Myth of Male Power) и «Не дискриминирует ли феминизм мужчин?» (Does Feminism Discriminate Against Men), где автор определяет власть как «контроль над чьей-либо жизнью» и пишет, что «мужчины учатся понимать власть как обязанность зарабатывать деньги для того, чтобы их тратили женщины, поскольку мужчины умирают раньше». Фаррелл утверждает, что «мужская слабость – это внешнее проявление их силы, в то время как женская сила – это внешнее проявление их слабости». Он приходит к выводу, что мы не столько нуждаемся в мужском или женском движении, сколько в движении за преодоление гендерных ролей, которое освободит как мужчин, так и женщин от жёстких и устаревших гендерных стереотипов. Также Gail Sheehy в книге Understanding Men’s Passages, стр. 18, пишет: «До сих пор мужчины видят себя в первую очередь как хороших добытчиков. Однако ситуация серьёзно изменилась: всё меньше мужчин и всё больше женщин могут соответствовать этой роли» и Terrence Real, The New Rules of Marriage, стр. 6: «Причину проблем, возникающих между мужчинами и женщинами в последние десятилетия, можно свести к следующему: за последнее поколение женщины кардинально изменились, а мужчины, в общем и целом, остались такими же. Это не критика мужчин. Это просто факт».
См. Laurie A. Rudman и Peter Glick, The Social Psychology of Gender, стр. 25–28.
Согласно информации с сайта www.bls.gov/news.release/cfoi.t04.htm, за 2007 год в США на рабочем месте погибли 5071 мужчина и 417 женщин. См. также Patricia Love and Steven Stosny, How to Improve your Marriage Without Talking About It, стр. 65.
Количество мужчин/женщин, пострадавших во время войн в Америке:
Первая мировая война: погибли 116 516 мужчин и по меньшей мере 359 женщин-военнослужащих, последние – в основном от гриппа, а также в дорожно-транспортных и авиапроисшествиях.
Вторая мировая война: погибли 405 399 мужчин и 543 женщины, последние – по большей части в дорожно-транспортных и авиапроисшествиях. Шестнадцать армейских медсестёр погибли от вражеского огня.
Война в Корее: погибли 36 547 мужчин и 17 женщин, последние – в основном в дорожно-транспортных и авиапроисшествиях.
Война во Вьетнаме: погибли 58 190 мужчин и 8 женщин: одна от вражеского оружия, одна покончила с собой, а остальные – в дорожно-транспортных и авиапроисшествиях.
Война в Персидском заливе (Операции «Щит в пустыне» и «Буря в пустыне»): погибли 367 мужчин и 16 женщин, последние – по большей части в дорожно-транспортных и авиапроисшествиях и от вражеского огня.
Война в Ираке – по данным на 3 мая 2008-г.: 3965 мужчин и 94 женщины погибли от вражеского огня и 378 получили ранения во время военных действий.
За 2006 год на работе погибли 5396 мужчин и 444 женщины.
ИСТОЧНИКИ: Women in Military Service for America Memorial Foundation; Defense Department.
www.fas.org/sgp/crs/natsec/RL32492.pdf
www.purplemotes.net/tag/life-expectancy/
В книге Brett Tate, The Professional Bachelor, стр. 216–226, излагается мужской взгляд на женщин, которые «выгодно разводятся». Согласно автору, 45 миллионов долларов ежегодно переходит от мужчин к женщинам за счёт разводов.
В обязанности помощника Генерального секретаря ООН и специального советника генерального секретаря по гендерным вопросам и улучшению положения женщин входит надзор за реализацией стратегии достижения равенства полов, принятой во всём мире программы, направленной на утверждение гендерного равенства. Равенство между полами означает, что у женщин и мужчин, мальчиков и девочек должны быть равные права, обязанности и возможности. Равенство означает не то, что мужчины и женщины одинаковы, а что их права, обязанности и возможности не зависят от того, родились ли они мужчиной или женщиной. Гендерное равенство подразумевает, что интересы, потребности и приоритеты как мужчин, так и женщин принимаются во внимание – с учётом разнообразия, которое существует в разных мужских и женских коллективах. Гендерное равенство касается не только женщин, но в той же мере и мужчин. Равенство между мужчинами и женщинами воспринимается одновременно и как вопрос прав человека, и как предварительное условие, а также показатель устойчивого развития, ориентированного на интересы человека.
См. ссылку www.un.org/womenwatch/osagi/gendermainstreaming.htm
См. ссылку content.time.com/time/specials/packages/article/0,28804,1930277_1930145_1930309-2,00.html
См. интервью с Джин Хьюстон на сайте www.womenontheedgeofevolution.com, в котором она говорит следующее: «Чрезвычайно важно, что женщины становятся способны к полноценному партнёрству с мужчинами во всех сферах человеческой деятельности. Это происходит независимо от того, хотят этого мужчины или нет. По мере того как женщины развиваются, мужчины восстанавливают некоторые свои исконные способности, преодолевая ограничения традиционных ролей, перестающих отвечать вызовам времени – проблемам экологического и экономического кризиса. Пришло время женщинам объединиться с мужчинами и открыть им глаза на женственные качества – такие как чувствительность к процессам, способность устанавливать связь, и прежде всего способность безупречно и по-творчески решать проблемы в своих сообществах, используя при этом не власть, а любовь. Это открывает нам великолепную, совсем иную перспективу на отношения между полами: мужчины и женщины очень, очень, очень сильно нуждаются друг в друге».
Первичная фантазия (Primary Fantasy) – термин, введённый З. Фрейдом для обозначения некоторых детских сексуальных фантазий, которые могут способствовать формированию неврозов. – Прим. ред.
В главе 7 части II мы рассмотрим четыре квадранта, которые являются первым элементом исходной модели Уилбера AQAL.
Исследования показали, что соотношение бёдер и талии (индекс WHR) 0,7 для женщин и 0,9 для мужчин указывает на общее здоровье и фертильность. Женщины, чей индекс WHR не превышает 0,7, обладают оптимальным уровнем эстрогенов и меньше подвержены таким заболеваниям, как диабет, сердечно-сосудистые заболевания и рак яичников. Было установлено, что мужчины, чей индекс близок к 0,9, отличаются лучшим здоровьем и фертильностью, а также реже страдают раком простаты и яичек. Подробнее об этом: Helen Fisher, Why We Love, стр. 107, а также Nancy Etcoff, Survival of the Prettiest, стр. 140–143.
Cм., к примеру, Helen Fisher, Why We Love, стр. 108–113; David Deida, Intimate Communion, стр. 45; Alison A. Armstrong, Making Sense of Men, стр. 18–33; Ayala Malach Pines, Falling in Love, стр. 83-104, Harville Hendrix, стр. 5.
См. Nancy Etcoff, Survival of the Prettiest, стр. 172–176, и Malcom Gladwell Blink, The Power of Thinking, Without Thinking: «Существует множество доказательств того, что высокий рост – в особенности у мужчины – вызывает целый набор чрезвычайно положительных бессознательных ассоциаций». Gladwell провёл опросы в половине компаний из списка 500 лучших компаний журнала Fortune и выяснил, что директорами большинства из них были высокие мужчины белой расы:
Рост среднестатистического директора был чуть меньше 183 см (средний рост американца – 175 см)
Рост 58 % директоров – 183 см и выше
Только 14 % мужчин США – 183 см и выше
Рост около 30 % директоров 187 см или выше
Только 3,9 % мужчин в США – 187 см и выше
«Рост немаловажен для успеха в карьере», – говорит Тимоти Джадж, профессор в сфере менеджмента Университета Флориды, который участвовал в исследовании по этой теме.
Helen Fisher, Why We Love, стр. 114–116, и David Deida, Intimate Communion, стр. 44.
Весьма сложно оценить совокупный доход от порноиндустрии. Для США эта цифра варьируется от 5 до 10 миллионов долларов, а для всего мира она составляет примерно 40 миллионов долларов. Благодаря доступности видеотехнологий и Интернета создаётся множество бесплатных «фанатских сайтов», которые составляют конкуренцию журналам и продажам DVD. Фильмы для взрослых всё ещё находятся в топе продаж среди гостиничных развлечений.
Согласно отчётам, в 2008 году доход от продаж любовных романов составил 1,37 миллиона долларов, при этом они составляют крупнейший сектор на потребительском рынке литературы – 13,5 %. В чём же секрет популярности любовных романов?
Благодаря разнообразию внутри жанра, названиям, привлекательным для женщин, которые читают 90,5 % любовных романов, а также низким ценам на издания любовные романы смогли занять первое место в списке бестселлеров в 2008 году. См. www.rwanational.org/cs/the_romance_genre/romance_literature_statistics/industry_statistics
Во взрослом возрасте Махатма Ганди постоянно стремился побороть свою первичную фантазию, а в более поздние годы делил ложе с привлекательными девушками-поклонницами гораздо младше его, чтобы преодолеть сексуальные желания. См. книгу Yogesh Chadha, Gandhi: A Life, стр. 423: «Ганди публично заявил, что в своём стремлении в совершенстве овладеть сексуальными импульсами он экспериментировал, вступая в отношения со своими ученицами-женщинами. Ему на тот момент было 77 лет».
«Время, деньги и секс» (ВДС, иногда также называемые «большой тройкой» – не путать с «Благом, Истиной и Красотой») – как выяснилось, являются основными причинами, по которым люди вступают в отношения, А ТАКЖЕ основными причинами возникающих позже конфликтов и расставаний.
Глубокий анализ гормонов, которые влияют на сексуальность мужчин/женщин и на отношения, можно найти в работе Theresa L., Crenshaw, The Alchemy of Love and Lust и Harville Hendrix, Getting the Love you Want, стр. 47. Мира Киршенбаум (Mira Kirshenbaum) в книге «Он – тот самый мужчина?»(Is He Mr. Right) утверждает, что любовь к мужчине появляется, если 1) вам комфортно вместе, и вы близки; 2) он надёжен; 3) вам весело вместе; 4) он сексуально привлекателен; 5) его ум, статус и успешность вызывают у вас уважение, а он проявляет уважение к вашим амбициям и достижениям.
См. Helen Fisher, Why We Love — полностью, в особенности стр. 78 и 195–196.
См. Helen Fisher, Why We Love, стр. 153–180.
См. Alaya Malach Pines, Falling in Love, стр. 79, Nancy Etcoff, Survival of the Prettiest, а также многочисленные фильмы, в которых мужчина изначально сходит по ней с ума (и хочет с ней секса), а она не уверена и хочет получше его узнать.
За 2008 год прибыль от индустрии красоты и продаж косметики в Америке составила 20 миллионов долларов по большей части за счёт средств по уходу за волосами и кожей, которые постоянно рекламируются в печатных медиа и по телевизору. Продажи индустрии моды составили примерно 200 миллионов долларов.
Исследования показали, что мужчины, испытывающие сексуальное возбуждение, готовы идти на большие финансовые и физические риски. См.: www.huffingtonpost.com/2008/04/04/sex-drives-men-to-take-ri_n_95169.html и www.usatoday.com/tech/science/2008-04-07-sex-financial-risk_N.htm.
См. Geoffrey Miller, The Mating Mind, стр. 206: «Если женщина заинтересована в том, чтобы понять, каким человеком является мужчина, насколько он умён и каков его жизненный опыт, ей могут потребоваться недели бесед для того, чтобы (бессознательно) собрать всю необходимую информацию и влюбиться… при этом зачастую мужчина быстрее понимает, привлекает ли его женщина сексуально, поскольку оценить физические данные проще, чем характер», а также Donald Symons, The Evolution of Sexual Desire, стр. 166: «Поскольку вклад родителя женского пола в воспитание ребёнка обыкновенно больше вклада родителя мужского пола, от женщин ожидают большей избирательности при выборе партнёра, чем от мужчин».
См. Helen Fisher, Why We Love, стр. 116–118, и Geoffrey Miller, The Mating Mind, стр. 85–87, где он пишет: «Роберт Триверс отмечал, что женские особи вырабатывают меньше яйцеклеток (всего одну в месяц), чем мужчины – сперматозоидов (300–500 миллионов за эякуляцию). Это объясняет, почему мужчинам приходится более активно соревноваться за оплодотворение яйцеклетки, чем женщинам – за получение спермы, а также почему женщины более избирательны, чем мужчины. Мужчины стремятся завоевать большее количество женщин, а женщины – найти наиболее качественного мужчину».
Warren Farrell в своих книгах Father and Child Reunion и Does Feminism Discriminate Against Men утверждает, что отцы вносят такой же вклад в воспитание детей, поскольку им зачастую приходится платить качеством и продолжительностью своей жизни, усердно работая на пропитание ребёнка, которого они, возможно, и не хотели, и который, если мать возненавидит отца, станет оружием против мужчины. Хотя, возможно, всё так и есть, данный аргумент выглядит во многом рациональным и не выдерживает критики с эволюционной точки зрения.
См. Ayala Malach Pines, Falling in Love, стр. 89.
См. Patricia Love/Steven Stosny, стр. 66 в книге How to Improve your Marriage Without Talking About It: «Многие женщины просто не понимают, как они сильно критикуют и унижают мужчин», и Harville Hendrix, Getting The Love You Want, стр. 76–81: «Отчаявшись, люди начинают использовать негативные манёвры, чтобы принудить своего партнёра проявлять больше любви. Они сдерживают проявления нежности и эмоционально отстраняются».
Лишить силы, энергии или ослабить. Alison Armstrong, создательница сайта www.understandmen.com, называет это так: «Оторвать его яйца и оставить себе». См. также Patricia Love/Steven Stosny, How to Improve your Marriage Without Talking About It, стр. 65–71.
О мужской депрессии см. Terrence Real, I don’t want to talk about it.
Программа PAX, созданная Alison Armstrong, помогает женщинам научиться ценить мужчин, чтобы те, в свою очередь, стали превозносить женщин (см. сайт www.understandmen.com). Множество советов касательно понимания и разрешения этого конфликта можно найти в книге Джона Грэя Why Mars And Venus Collide.
Эти процессы очень точно отражены в фильме «Реальная любовь» в реплике Карен: «Так что, ты попытаешься выяснить, просто ли это ожерелье, или же секс и ожерелье, или в худшем случае, ожерелье и любовь?» Обратите внимание, она считает, что ожерелье – в порядке вещей (нет эмоциональной связи) и даже секс и ожерелье не так страшно, поскольку она не уверена, что за этим стоит, но ожерелье (материальная поддержка) и любовь (эмоциональная неверность) неприемлемы.
Patricia Love и Steven Stosny написали превосходную книгу о взаимодействии стыда/страха у мужчин и женщин под названием «Как улучшить отношения в браке, не обсуждая их» (How To Improve Your Marriage Without Talking About It).
Irvin Singer (профессор философии Массачусетского технологического института) пишет в своей книге Philosophy of Love на стр. xvi: «Я начал работать над своей философией любви в те времена, когда ни один уважаемый англоязычный философ не рассматривал данную тему как заслуживающую профессионального интереса и даже уважения». Далее на стр. 109: «Меня предупреждали, что лучше избегать этой темы, поскольку – как мне сказали – я разрушу свою карьеру, безрассудно уничтожу свою профессиональную репутацию и буду изгоем в Американской ассоциации философии». Geoffrey Miller отмечает в своей книге The Mating Mind: «Из-за напускной скромности половой отбор в обществе почти не обсуждается, поскольку он, в конце концов, связан с сексом. Многие люди, особенно учёные, двойственно относятся к сексу: он завораживает и смущает их, они увлечены этой темой, но испытывают чувство вины, ведут себя то похабно, то по-пуритански. Учёные всё ещё неловко себя чувствуют, рассказывая о половом отборе студентам, разговаривая о нём с журналистами, а также излагая письменно эту теорию для широкой публики».
См. главу «Millionaire Matchmake» из книги Patti Stanger Become Your Own Matchmaker, стр. 50–72. Под заголовком «Mirror mirror» она пишет: «… знаете, я могу быть резкой. Я говорю девушкам, [которые хотят встретить миллионера], что они слишком худые или толстые для него, у них слишком кудрявые/вьющиеся волосы не самого удачного цвета. Возможно, это звучит слишком неделикатно, но мужчины оценивают именно то, насколько им хочется переспать с женщиной».
Различные формы феминизма описаны в примечании 51 к Главе 1.
Достаточно грубый пример этого мы находим в документальной драме «Бункер» – хронике последних двух недель жизни Гитлера. В этом фильме женщины, которые наслаждаются безопасностью и живут достаточно роскошно рядом с Гитлером, уговаривают его не сдаваться, хотя тысячи других людей вокруг умирают.
См., в частности, Helen Fisher, Why We Love, стр. 103, 114, а также первые строки стр. 202; Daniel Goleman, Social Intelligence, стр. 199; Laurie A. Rudman и Peter Glick, The Social Psychology of Gender, стр. 211–222, а также Ayala Malach Pines, Falling in Love, стр. 83–104 – этот список можно продолжать.
Ознакомиться с отрезвляющим рассказом умной женщины о том, как она отвергла не больше и не меньше, а сто мужчин после встречи, можно в книге Dale Koppel, The Intelligent Woman’s Guide to Online Dating.
См. Ayala Malach Pines, Falling in Love, стр. 100–103.
См. David M. Buss, The Evolution of Desire. Автор обнаружил, что «выбирая партнёра, женщины предпочитают мужчин, у которых есть деньги, ресурсы, власть или высокий социальныйстатус, а мужчины склонны искать привлекательных, молодых женщин, которые будут хранить сексуальную верность». Эти выводы основываются на глобальном опросе, проведённом Buss и коллегами среди 10 047 взрослых людей 37 различных культур – от Австралии до Замбии. Также см. Donald Symons, The Evolution of Human Sexuality, стр. 191: «Одним из таких врождёных правил является склонность женщин находить и выбирать мужчин с высоким статусом».
См. Laurie A. Rudman и Peter Glick, The Social Psychology of Gender, стр. 6–24.
Некоторые типичные работы, которые мужчины и женщины выполняют по дому перечисляются в книге Warren Farrell et al., Does Feminism Discriminate Against Men, стр. 60–88, где развенчивается миф о том, что женщины работают в «две смены», а мужчины не выполняют практически никакой работы по дому (согласно Фарреллу, американские мужчины трудятся на работе и по дому в среднем 59,5 часа в неделю, а женщины – 56,4 часа).
См. See Laurie A. Rudman и Peter Glick, The Social Psychology of Gender, стр. 89.
См. наиболее популярную книгу Джона Грэя «Марс и Венера: почему мы ссоримся?», а также более ранние работы, такие как «Марс и Венера вместе навсегда», «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», «Марс и Венера в спальне», воркшопы на сайте www.understandmen.com, а также забавные видео и рекомендации на www.laughyourway.com.
См. Джон Грэй, Why Mars and Venus Collide, стр. 38–41.
См. Кен Уибер, Integral Spirituality, стр. 11–15. Обратите внимание, что в интегральной модели отношений полярности мужественности и женственности необязательно рассматриваются как типы, которые не меняются в процессе развития сознания человека по вертикали (как в модели AQAL), но скорее воспринимаются как потенциальные возможности, которые каждый пол может в различной степени реализовывать и выражать по мере взросления и развития, как пишет сам Уилбер на стр. 26 в этой книге: «Мужской принцип больше отождествляется с энергией действия, а женский – с энергией сообщности, но надо отметить, что в каждом человеке есть оба этих компонента». Также см. Эрих Фромм «Искусство любить», стр. 34: «Характер человека, как и его сексуальность, может быть мужественным или женственным… и всегда нужно иметь в виду, что эти характеристики перемешаны в каждой отдельной личности».
Качества, выражающие энергию восхождения, – это мудрость, пустотность и покой. Соответствующие практики включают в себя медитацию, созерцание и уединение. Архетипом этой энергии является мудрый отец. Люди с преобладанием энергии восхождения кажутся не от мира сего и мыслят метафизически. Они стремятся подняться от материи к духу.
Это любовь к высшему (Эрос), к небесному Богу, извечное стремление к большей целостности и обширному единству, стремление преодолеть границы и добраться до небес, удостоиться созерцания великого блага и великолепия, постоянно отвергая мелочное в поисках глубокого, а низшее – в поисках высшего.
Бог людей восходящего типа – это Бог совершенно потусторонний, и его царствие за пределами человеческого мира. Энергия восхождения связана с пуританством, монашеством и аскетизмом; с этой точки зрения тело, плоть и в особенности секс воспринимаются как исконно греховные. Люди восходящего типа пессимистически смотрят на возможность обретения счастья в этом мире и предпочитают времени вечность.
Нисходящая энергия воспринимается ими как зло и грех. Этот мир они считают иллюзорным, призрачным и испорченным. Здоровая энергия восхождения – это стремление к улучшению и совершенствованию, к преодолению границ и обретению (за счёт углубления взгляда на свою истинную сущность и на суть вещей) более просветлённой природы. Самотрансценденция – это путешествие личности, в котором она открывает себя. Оно требует личных усилий человека и готовности меняться, отпуская старые парадигмы. Духовными искателями самотрансценденция переживается как пустота, безграничное сознавание внутреннего мира, свободы и радости, которое достигается за счёт выхода за пределы Эго и признания высшего источника. Нездоровая энергия восхождения (её также называют Фобосом) подавляет низшее и диссоциируется от него, не принимая его. То есть отрицаются чувства, тело, сексуальность и земля (что можно наблюдать во многих религиях восходящего типа – в христианстве, буддизме и исламе). Человек нездорового восходящего типа боится, что низшее утянет его за собой и осквернит. Фобос является первичным источником всякого подавления, отрицания, страха и иногда даже ненависти ко всему, принадлежащему этому миру, – биологической жизни, сексуальности, чувственности, а также часто игнорирует тело и природу.
См. Кен Уилбер, A Brief History of Everything стр. 227–235.
Нисходящая энергия проявляется в хтонических религиях и религиях, связанных с поклонением богине, к примеру, в язычестве. Путь нисходящей энергии – это путь сострадания. На этом пути посюстороннего нисхождения духа в материю Многое воспринимается как проявление Единого, а поэтому ко всем формам жизни нужно относиться с равной добротой, состраданием и милосердием. Единое воплощается во всём творении, присутствуя во всех формах и прославляя видимое и ощутимое. Присутствие, самоотдача, наполненность жизнью, чувства и эмоции – всё это выражения нисходящей энергии. Это любовь, направленная к миру, проявляется в овеществлённости духа, телесном воплощении, отношениях, примирении с проявленным миром и его взаимосвязями, в равной ценности всех существ, во всепринятии и проявлении доброты и постоянной заботы по отношению ко Многому. Человек нисходящего типа влюблён в видимого, ощутимого Бога, он прославляет чувства, телесность, сексуальность и землю, проявляя духовность, направленную на видимый мир.
Духовные искатели такого типа ощущают само-имманентность, полную самоотдачу тому, что есть, – тесную связь с землёй и проявленным миром, полнотой бытия, миром форм и течением жизни.
См. Ken Wilber, Sex, Ecology, Spirituality, стр. 340.
Слово «agency» – «действие» – происходит от слова «agent», которое означает «сущность, способную совершать действия».
«Маскулинный» – означает «обладающий качествами, подобающими или обыкновенно приписываемыми мужчинам; похожий на мужчину». «Феминный» – означает «свойственный, подобающий или присущий исключительно женщинам; похожий на женщину».
См. David Deida, Intimate Communion, стр. 19–36.
Дэвид Гордон Уайт предлагает следующее определение: «Тантра – это восточный комплекс представлений и практик, который исходит из принципа, что Вселенная, в которой мы пребываем, является не чем иным, как явным проявлением священной энергии Божества, творящего и поддерживающего её; а потому тантра стремится к ритуальному переживанию и перенаправлению этой энергии внутри человеческого микрокосма в творческом и освобождающем ключе». www.en.wikipedia.org/wiki/Tantra
См. John Maxwell Taylor, Eros Ascending, стр. 18–19: «Сексуальный аспект [тантры] являлся лишь малой частью обширного целого и требовал от истинного адепта многих лет преданного служения, которое подготовит его к решающему просветлённому вечеру любви с тантрической богиней или «священной храмовой жрицей любви».
Линии развития являются вторым элементом из пяти в исходной модели Уилбера AQAL. Мы будем говорить о первом элементе, квадрантах в части II данного руководства.
В своей книге «Cтруктуры разума» (Frames of mind, 1983) Говард Гарднер предположил, что не существует единого интеллекта, который можно было бы выразить одной цифрой, как IQ. Он выделил 7 базовых типов интеллекта (а позже добавил ещё восьмой), которые могут развиваться независимо друг от друга:
1. Лингвистический интеллект: способность эффективно использовать слова как устно (как рассказчик, оратор или политик), так и письменно (как поэт, драматург, редактор или журналист).
2. Логико-математический интеллект: способность эффективно пользоваться числами (как математик, бухгалтер или статист), а также правильно рассуждать (как учёный, программист или логик).
3. Пространственный интеллект: способность точно воспринимать видимый и пространственный мир (как охотник, скаут или проводник) и трансформировать реальность на основе своего восприятия (как дизайнер интерьера, архитектор, художник или изобретатель).
4. Телесный-кинестетический интеллект: мастерство в использовании собственного тела для выражения идей и чувств (в качестве актёра, мима, атлета или танцора) и способность с помощью рук легко создавать и преобразовывать вещи (в качестве ремесленника, скульптура, механика или хирурга).
5. Музыкальный интеллект: способность воспринимать (в качестве меломана), оценивать (в качестве музыкального критика), создавать (в качестве композитора) и играть (в качестве исполнителя) различные музыкальные произведения.
6. Межличностный интеллект: способность ощущать и понимать настроения, намерения, мотивы и чувства других людей.
7. Внутриличностный интеллект: знание самого себя и способность гибко действовать, опираясь на эти знания.
8. Биологический интеллект: способность легко распознавать и классифицировать растения, животных и другие природные явления.
Более подробно о проблеме влияния наследственности и воспитания можно прочесть по ссылке www.wilderdom.com/personality/L4-1IntelligenceNatureVsNurture.html
В своей книге Introducing Ken Wilber на стр. 23 Lew Howard выделяет 27 линий развития/интеллектов, а Аллан Комбс приводит подобный список из десяти линий развития в своей книге Consciousness Explained Better на стр. 47–48.
David M. Buss, The Evolution of Desire, стр. 36; Helen Fisher, Why We Love, стр. 103; Ayala Malach Pines Falling in Love, стр. 48–60, и Nancy Etcoff, Survival of the Prettiest, стр. 147–149.
Безусловная любовь означает полное принятие, чувство единства с человеком, а также желание счастья ему/ей независимо от потребностей собственного Эго, оценок и личных мотивов.
См. John Welwood, Towards a Psychology of Awakening, стр. 236–237: «Становление в полной мере человеком подразумевает работу с нашей личностью в целом – и с нашей обусловленной природой (земля), и с нашей безусловной природой (небо). С одной стороны, у нас есть некоторые привычные личностные паттерны [интересы, образ жизни, увлечения, мечты и т. д.], с другой – в человеческом сердце есть безусловное пробуждённое присутствие, внимательный, вдумчивый ум и открытость к реальности. В каждом из нас действуют одновременно две этих силы».
На стр. 62 своей книги The Exceptional 7 Percent Gregory K. Popcak выделяет 28 ценностей и идеалов, а Абрахам Маслоу выделил 14 универсальных бытийных ценностей.
См. Erich Fromm, Art of Loving, стр. 20–21.
В книге Intellectual Foreplay Eve Eschner-Hogan и Steven Hogan выделяют 29 категорий ценностей, потребностей, интересов и увлечения, а также приводят для каждой из них множество вопросов, на которые вы можете ответить самостоятельно или с партнёром.
В книге If The Buddha Dated Charlotte Kasl на стр. 62–68 приводит 9 критериев, которые стоит учесть при выборе партнёра.
Список потребностей взят из книги «Ненасильственное общение» (Nonviolent Communication) Маршала Розенберга (Marshall Rosenberg), стр. 54–55, и иерархии потребностей Маслоу.
Манфред Макс Ниф (Manfred Max Neef), чилийский экономист и защитник окружающей среды, выделяет девять основных человеческих потребностей, которые он отличает от бесконечных и неутомимых экономических «желаний». По его мнению, эти потребности одинаковы во всех человеческих культурах, а также в разные исторические периоды. Эти потребности не образуют иерархии, за исключением базовой потребности в поддержании жизни или выживании. Ниф называет следующие потребности: «Выживание, защита, привязанность, понимание, причастность к сообществу, восстановление сил (то есть свободное время, которое можно посвятить размышлениям или праздности), творчество, чувство собственной идентичности и свобода». Он определяет эти потребности на основании экзистенциальных категорий «бытия», «обладания», «действия» и «взаимодействия», что позволяет создать на основании этих двух измерений матрицу из 36 ячеек.
См. книгу Undefended Love Marlena Lyons и Jett Psaris, стр. 139–150.
«Потребность» – это то, что вам необходимо прямо сейчас для вашего выживания и благополучия. Если потребность не удовлетворена, она, скорее всего, приобретёт для вас наивысший приоритет, и вы будете стремиться удовлетворить её как можно скорее. Удовлетворение потребностей обыкновенно требует чего-то извне, к примеру, воздуха, еды, воды, определённого поведения или действий со стороны других людей.
«Желание» – это то, чего вы в конечном итоге хотите: к примеру, желание быть любимым, желание путешествовать.
«Стремление» – это то, чего вы хотите, но без чего вы можете прожить. Вы будете рады получить это, но не чувствуете, что готовы активно добиваться или требовать этого от других людей: к примеру, у вас может быть стремление вступить в здоровые отношения.
«Предпочтение» – это склонность или тенденция выбирать определённое направление, при этом другие варианты также кажутся хорошими: к примеру, вы можете предпочитать рис вермишели или тёплую погоду холодной.
«Отсутствие предпочтений» – это духовное состояние принятия и отказа от выбора, которое требует высокоразвитого состояния присутствия и принятия реальности.
Весьма спорно, что кто-либо может быть полностью лишён потребностей, желаний, стремлений или предпочтений; что он или она может полностью включиться в жизнь, не прибегая к механизмам вытеснения и диссоциации.
David Richo в книге How to be an Adult in Relationship выделяет пять черт здоровых отношений («Five A’s»):
1. Внимательность к настоящему моменту; наблюдательность, умение слушать и замечать все те чувства, которые возникают в отношениях (Attention).
2. Принятие себя и другого человека таким, какой он есть (Acceptance).
3. Способность ценить все наши дарования, ограничения, стремления и нашу трудную человеческую судьбу (Appreciation).
4. Проявление привязанности через прикосновения и физический контакт, подразумевающий уважительное отношение к другому человеку (Affection).
5. Способность отдаться любви и жизни в их полноте, во всей их радости и боли, не пытаясь контролировать их (Allowing).
В качестве примера неясности в общении партнёров можно привести стремление завести детей, при котором не обсуждаются важные вопросы: когда, как (к примеру, посредством усыновления или беременности), сколько детей (эта причина, которая привела Элизабет Гилберт к разводу с мужем, – она описывает это в книге «Законный брак»). Другой пример – финансовые вопросы: как отнесутся супруги к долгу на кредитной карте (и есть ли у кого-то из них такой долг), как распределить ресурсы, если один из партнёров зарабатывает больше (разделить их поровну или тот, кто зарабатывает больше, получит и больше власти), копить ли паре на дом или брать в долг у родителей, а также готовы ли они принимать в дар деньги, машины и недвижимость от богатых родственников.