См.: Хвольсон Д. А. Известия о хозарах, буртасах, мадьярах, славянах и русских Абу Али Ахмед бен-Омара ибн-Даста. СПб., 1869. С. 23.
Наиболее четкое концептуальное понимание феномена см.: Худяков М. Казанское ханство. Казань, 1992.
Пинегин М. Казань в ее прошлом и настоящем. СПб., 1890. С. 149–150.
Ташкин С. Ф. Инородцы Приволжско-Приуральского края и Сибири по материалам Екатерининской законодательной комиссии. Казань, 1922. С. 130–132.
Несмотря на попытки дать другое название языку (старотатарский, поволжский тюрки и т. п.) он четко называется татарским в русских источниках, и почти не отличается грамматически от современного литературного языка.
См.: Хабутдинов А. От общины к нации: татары на пути от средневековья к новому времени. Казань: Таткнигоиздат, 2008.
Франк А. Исламская историография и «булгарская» идентичность татар и башкир в России. Казань, 2008. С. 57–72, 237–241.
Хабутдинов А. Начальные этапы формирования татарского управленческого аппарата // Вестник Евразии. 1999. № 1–2. С. 61–64.
Косач Г. Г. Политика в области просвещения казахов: роль Оренбурга // Ислам на Урале. М., Н. Новгород, 2009. С. 285–287.
Франк А. Исламская историография… С. 114–115.
Хабутдинов А. Проект «Идель-Урал»: история и современность // Конфликт – диалог – сотрудничество. 2001. Бюллетень № 8. С. 50–59.
Асфандияров А. З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина XIX в.) Уфа: Китап, 2006. С. 197–202; Материалы по истории Башкирской АССР. М., 1960. Т. 5. С. 9–11.
Миллер А. Империя Романовых и национализм. М.: НЛО, 2006. С. 168; Geraci R. Window in the East.-National and religious identities in late tsarist Russia. Ithaca and London: Cornell University Press, 2002. P. 71–76, 108–116.
Муслими Х. Рисаляи Таварихы Болгария фи зикри мауляня хазряте Аксактимер ва харабе шаhре Болгар. Казань, 1887.
Мэржани Ш. Мукаддима. Китаб вафийат аль-аслаф ва тахийат аль-ахлаф. Казань, 1883; Он же. Вафийат аль-аслаф ва тахийат аль-ахлаф. Т. 1–6. Казань: ОРРК НБЛ КГУ, б.г. С. 609–615; Он же. Мустафад аль-эхбар фи ахвали Казан ва Булгар. Казань, 1887; Он же. Аль-кыйсме ас-сани мин китаби мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. Казань, 1900.
Фэхретдин Р. Асар. 1–15 жозья. Казань – Оренбург, 1900–1908.
Издана в Казани в 2010 г.
Биги М. Мюляхиза. Пг., 1914; Он же. Ислахат эсаслары. Пг., 1914; Фэхретдин Р. Русия муселманнарынын ихтыяжлары вэ анын хакында интикад. Оренбург, 1910; Он же. Исламнэр хакында хокумэт тэдбирлэре. 2 жозья. Оренбург, 1908; Баруди Г. Основы Ислама. Казань, 1906; Баязитов А. Возражение на речь Эрнеста Ренана: ислам и наука. СПб., 1883.
Акчура Й. Юченче июнь вакыйгаи мюэсэффэсе. Оренбург, 1907; Гаспринский И. Рухбар мугаллимин яки мугалимлэре юлдаш. Бакчасарай, 1898; Гобейдуллин Г. Миллетчелекнен бэгъзе эсаслары. Казань, 1918; Он же. Тюрекме, татармы? Казань, 1918; Кэрими Ф. Аурупа сэяхатнамэсе. СПб., 1902.; Он же. Г. Кырыма сэяхэт. Оренбург, 1904; Он же. Аннан-буннан. Оренбург, 1907; Он же. Истанбул мектуплэре. Оренбург, 1913; Максуди С. Англиягэ сэяхэт. Казань, 1914; Гаспринский И. Русское мусульманство: мысли, заметки и наблюдения мусульманина. Симферополь, 1881; Исхаки Г. Идель-Урал. Набережные Челны, 1993; Agaev A. Turk galeme // Turk Yurdu. 1911. № 2–7; Akcura Y. Eski «Sura-i Ummet» de cikkan makalelerimden. Istanbul, 1329 (1913); Akcura Y. Textes // Georgeon F. Aux origines du nationalisme Turc: Yusuf Akcura (1876–1935). Paris, 1980.
См. тексты по: Кулбахтин И. Н., Кулбахтин Н. М. Наказы народов Башкортостана в Уложенную комиссию 1767–1768 гг. Уфа: Китап, 2005; Ташкин С. Ф. Инородцы Приволжско-Приуральского края и Сибири по материалам Екатерининской законодательной комиссии. Казань, 1922.
Биги М. 1906 сэнэ 16–21 августта ижтимаг итмэш Русия муселманнарнын нэдвэсе. Казань, 1906; Биги М. Ислахат асалары. Пг., 1915; Максуди С. 1910 сэнэ 23 октябрьдэ Думада тэгълим гомуми мэсъэлесе каралганда депутат Садри эфэндн Максудовнын беренче нотыгы. Б. м., б. г.; Манифест. 1905-нче ел 17-нче октябрьдэ чыгарылышы. Казань, 1907; Топчибашев Г.-М. Русия муселманнары иттифакынын программасы. СПб., 1906.; Шершеневич Ф. Машрутыят гавамия – конституцион-демократия партиясенен программы. Казань, 1906; Государственная Дума. Стенографические отчеты. Созыв 1–4. СПб. – Пг., 1906–1917; Постановления III Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде. Казань, 1906; Цаликов А. Мусульманская фракция в Учредительном Собрании. Казань, 1917.
Эмирхан Ф. Сайланма эсерлэр. Т. 2. Казань, 1958; Борынгы татар эдэбияты. Казань, 1963; Исхакый Г. Эсерлэр. Т. 1. Казань, 1998; Тукай Г. Эсэрлэр: Биш томда. Т. 2–3. Казань, 1985; Утыз Имэни эл-Болгари Г. Шигыйрьлэр. Поэмалар. Казань, 1985; Галяу М. Муть. Мухаджиры. Казань, 1982.
Журналы совещания при Уфимской губернской управе по вопросу о типе начальной общеобразовательной мусульманской школы 23–25 мая 1911 г. Уфа, 1911; Медресе г. Казани XIX – начала XX в. Сборник документов и материалов / Под. общ. ред. Д. И. Ибрагимова. Казань: Гасыр, 2007; Мусульманская печать России в 1910 г. Оксфорд, 1987; Обзор учебников, принятых к употреблению в татарских конфессиональных школах (мектебах и медресах) и изданных большей частью за последние три года. Казань, 1917; Обухов М. И. Конфессиональные начальные народные училища Уфимской губернии: 1914–1915 учебный год. Статистический очерк. Уфа, 1915; Коблов Я. Д. Конфессиональные школы казанских татар. Казань, 1916; Сборник журналов Уфимского Губернского Земского собрания XXVIII очередной сессии за 1911 г. Уфа, 1912; Сборник журналов Уфимского Губернского Земского собрания XXVIII очередной сессии за 1911 г. Уфа, 1912; Систематический сводный сборник постановлений Уфимского Губернского Земского собрания за 35-летие 1875–1909 гг. Т. 1–2. Уфа, 1913; Четвертая очередная сессия Оренбургского Губернского Земского Собрания. Оренбург, 1917.
См.: Полное собрание законов Российской империи, особенно: Полное Собрание законов. Т. 23–25. СПб., 1830, а также: Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев, высочайше утвержденные 26 марта 1870 г. // Сборник постановлений Министерства народного просвещения. СПб., 1884; Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России, утвержденные Министерством народного просвещения 31 марта 1906 г. и дополненные в 1907 г. СПб., 1907; Труды Особого совещания по вопросу образования восточных инородцев / Под ред. А. С. Будиловича. СПб., 1905.
Материалы по истории Башкирской АССР. Т. 1–5. М.–Л., 1936–1960.
Ислам в Российской империи (Законодательные акты, описания, статистика) / Сост. Д. Ю. Арапов. М., 2001.
Арапов Д. Ю. Россия и мусульманский мир. М., 2006.
Сборник циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского Магометанского Духовного Собрания 1836–1903 гг. Уфа, 1905. (репринт: Казань: Иман, 2004).
Усманова Д. М. Мусульманская фракция и проблема «свободы совести» в Государственной Думе России. (1906–1917). Казань, 1999. С. 137–146.
Мэржани Ш. Аль-кыйсме ас-сани… С. 17.
Мэржани Ш. Вафийат аль-аслаф… Т. 1–6; Он же. Мустафад аль-ахбар…; Он же. Аль-кыйсме ас-сани….
Алексий [епископ]. Современное движение в среде русских мусульман. Казань, 1910; Багин С. Об отпадении в магометанство крещеных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления. Казань, 1910; Ильминский Н. И. Письма к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Петровичу Победоносцеву. Казань, 1895; Он же. О системе просвещения инородцев и Казанской Центральной Крещено-Татарской Школе. Казань, 1913; Миссионерский съезд в Казани: 13–26 июня 1910 г. Казань, 1910; Коблов Я. Д. Мечты татар-магометан об общеобразовательной школе. Казань, 1908; Он же. Конфессиональные школы казанских татар. Казань, 1916; Малов Е. А. Книга казанского муллы Шигаб-ед-дина Марджани // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. XXVI. Вып. 1–2. Казань, 1910; Миропиев М. А. О положении русских инородцев. СПб., 1901; Чичерина С. В. Положение просвещения у поволжских инородцев. СПб., 1904; Она же. О приволжских инородцах и современном значении системы Н. И. Ильминского. СПб., 1906; Она же. Как началось дело просвещения у восточных инородцев. СПб., 1907.
Акчура Й. Дамелла Галимжан эл-Баруди. Казань, 1907; Кэрими Ф. Мэрхум Гыйльман ахунд. Оренбург, 1904.
Фэхретдин Р. Рихлэте-л Мэржани. Казань, 1902; Он же. Мэшhур хатыннар. Оренбург, 1903; Он же. Ибн Гарэби. Оренбург, 1912; Он же. Ахмат Мидхат эфэнде. Оренбург, 1913; Он же. Шэех Зэйнулла хэзретенен тэржэмэи хэле. Оренбург, 1917.
Ибрагимов Г.-Р. Тэржэмэи хэлем. СПб., б.г.
См. например: Баруди Г. Мэулид эл-Мэржани // Эд-дин вэ эл-эдэб. 1915. № 2; Баттал Г. Мэгьнэви вэ хэкыйкэт эзлеуче галим // Йолдыз. 1915. 9 января; Ибраhимов Г. Боек остазымызнын кайбер тээлифлэре // Анг. 1915. № 1; Ибраhимов Г. Боек остазымызнын тарихы бер тэнкыйде // Анг. 1915. № 2; Кадыйри З. Мэржани туды // Тормыш. 1915. 9 января; 11 января; Р.Ф. (Р. Фахретдин. – А. Х.). Мэржани // Шура. 1915. № 8–10; Валидов А. З. К столетию со дня рождения татарского ученого историка Шигабуддина Марджани // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. XXIX. Вып. 1–3. Казань, 1915.
Мэржани. Жыентык. Казань, 1915.
Газиз Г., Рэхим Г. Татар эдэбияты тарихы. Казань, 1923; Газиз Г., Рэхим Г. Татар эдэбияты тарихы. Борынгы дэвере. Казань, 1922. Т. 1. 1-нче булэк. Казань, 1923; Гобейдуллин Г. Тарихи сэхифэлэр ачылганда. Казань, 1989; Рэмиев И. Вакытлы татар матбугаты. Казань, 1925; Рэхим Г., Газиз Г. Татар эдэбияты тарихы. Борынгы дэвер. 1 жилд. 3 булек. Казань, б.г.; Рэхим Г., Газиз Г. Татар эдэбияты тарихы. Феодализм дэвере. Казань, 1925; Сагьди Г. Татар эдэбияты тарихы. Казань, 1926; Губайдуллин Г. Из прошлого татар // Материалы по изучению Татарстана. Вып. 2. Казань, 1925; Он же. Развитие исторической литературы у тюрко-татарских народов // Стенографический отчет I Всесоюзного тюркологического съезда. Баку, 1926; Он же. К вопросу об идеологии Гаспринского // Известия восточного факультета АзГУ. Вып. IV. Баку, 1929.
Валидов Дж. Очерки истории образованности и литературы татар. М. – Пг., 1923. (имеется ряд переизданий).
Казаков И. Кара Чулман (Кама) – Кара Идел тюбегенен мэркэзе. Казань, 1923; Мансуров Г. Беренче революция елларында татарлар. М., 1926; Он же. Татар провокаторлары. М., 1927.
Ибраhимов Г. Бюек Октябрь революциясе hэм пролетариат диктатурасы. Казань, 1922; Он же. Ижтимагый-эдэби хэрэкэтлэр тарихын тикшеренуде марксизм ысулы // Безнен юл. 1922. № 1–2; Он же. Кара маяклар. М., 1924; Он же. «Урал» hэм «уралчылар». Казань, 1927; Касыйми Г. Милли Идарэдэ татар кадетлары нишлэгэннэр? Б.м., 1918; Он же. Революция коннэрендэ. Казань, 1927; Он же. Солтангалиевчелек hэм анын тарихи тамырлары. Казань, 1930; Контрреволюцион Солтангалиевчелеге каршы. Казань, 1929; Аршаруни А., Габидуллин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М., 1931; Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 г. Казань, 1926; Касымов Г. Пантюркистская контрреволюция и ее агентура султангалеевщина. Казань, 1931.
Каюм Насыйри мэжмугасы. Казань, 1922.
Климович Л. Ислам в царской России. М., 1936.
Раимов Р. М. 1905 год в Башкирии. М.–Л., 1941; Он же. Образование Башкирской АССР. М., 1952.
Юлдашбаев Б. Х. История формирования башкирской нации (дооктябрьский период). Уфа, 1972.
Хасанов Х. Х. Формирование татарской буржуазной нации. Казань, 1977.
Давлетшин Т. Советский Татарстан: теория и практика ленинской национальной политики. Мюнхен, 1974. (репринт – Казань, 2005).
Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. Les mouvements nationaux chez les musulmans de Russie: le “sultangalievisme” au Tatarstan. Paris; La Haye, 1960; Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. La presse et le mouvement national chez les musulmans de Russie avant 1920. Paris, 1964; Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. Sultan-Galiev: le père de la rèvolution tiers-mondiste. Paris, 1986; Bennigsen A., Wimbush S.E. Muslims of the Soviet Empire. London; Bloomington, 1986; Bennigsen A., Wimbush S.E. Mystics and Comissars: Sufism in the Soviet Union. London – Los Angeles, 1986.
Zenkowsky S.A. Pan-Turkism and Islam in Russia. Сambridge: Mass, 1960.
Georgeon F. Aux origines du nationalisme Turc: Yusuf Akcura (1876–1935). Paris, 1980; Georgeon F. Des Ottomans aux Turks: naissance d’une nation. Istanbul, 1995.
Kanlidere A. Reform within Islam: The Tajdid and Jadid Movement among the Kazan Tatars (1809–1917). Conciliation or Conflict? Istanbul, 1997.
Kemper M. Sufis und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789–1889: der islamische Diskurs unter russischer Herrschaft. Berlin, 1998. В русском переводе: Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане [1789–1889]. Исламский дискурс под русским господством. Казань, 2008.
Frank A. Islamic Historiography and «Bulghar» Identity among the Tatars and Bashkirs of Russia. Leiden: Brill, 1998. Русский перевод: Франк А. Исламская историография и «булгарская» идентичность татар и башкир в России. Казань, 2008.
Khalid A. The Politics of Muslim Cultural Reform: Jadidism in Central Asia. Berkeley– Los Angeles – London, 1998.
Geraci R. Window in the East. National and Religious Identities in Late Tsarist Russia. Ithaca – London: Cornell University Press, 2002.
Crews R. For prophet and tsar: Islam and Empire in Russia and Central Asia. Сambridge: Mass – London, 2006.
Азаматов Д. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание в конце XVIII–XIX в. Уфа: Гилем, 1999.
Арапов Д. Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII – начало ХХ в.). М, 2004.
Косач Г. Г. Город на стыке двух континентов: оренбургское татарское меньшинство и государство. М., 1998.
Исхаков С. М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. – лето 1918 г.). М., 2003; Он же. Первая русская революция и мусульмане Российской империи. М., 2007.
Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999.
Ямаева Л. А. Мусульманский либерализм начала XX века как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний). Уфа: Гилем, 2002.
Загидуллин И. К. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (Европейская часть России и Сибирь). Казань, 2006; Он же. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири Казань, 2007; Сенюткина О. Н., Загидуллин И. К. Нижегородская ярмарочная мечеть – центр общения российских и зарубежных мусульман (XIX – начало XX в.). Нижний Новгород, 2005; Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.). Казань, 2006; Татарские мусульманские приходы в Российской империи. Казань, 2006; Источники существования исламских институтов в Российской империи. Казань, 2009.
Бартольд В. В. Культура мусульманства. М., 1998; Бертельс Е. Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М., 1965; Грюнебаум фон Г.Э. Классический ислам: 600–1258. М., 1988; Иванов Н. А. Труды по истории мусульманского мира. М., 2008; Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. М., 1980; Ислам: Историографические очерки. М., 1991; Мейер М. С. Османская империя в XVIII веке: черты структурного кризиса. М, 1991; Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996.
Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991; Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905–1911 и 1978–1979 гг. М., 1998; Левин З. И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. М., 1993; Милославский Г. В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М., 1991; Общественная и философская мысль в Татарии начала XX века. М., 1990; Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX–XX вв.). М., 1988; Она же. Философские аспекты суфизма. М., 1987; Gellner E. Postmodernism Islam ve US. Ankara, 1994; DeWeese D. Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tukles and Conversion to Islam in Historical and Epic Tradition, 1994; Schamiloglu U. The Formation of Tatar Historical Consciousness: Sihabaddin Marcani and the Iimage of the Golden Horde // Central Asian Survey. 1990. Vol. 9. № 2.
DeWeese D. Op. cit; Georgeon F. Aux origines du nationalisme Turc: Yusuf Akcura (1876–1935). Paris, 1980; Georgeon F. Des Ottomans aux Turks: Naissance d’une nation. Istanbul, 1995; Zarcone T. Mystiques, philisophes et francs-macons en Islam. Paris, 1993.
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001; Геллнер Э. Указ. соч.; Каппелер А. Россия – многонациональная империя: Возникновение, История. Распад. М., 1997; Хобсбаум Э. Век революции: 1789–1848. Ростов н/Д, 1999; Он же. Век капитала: 1848–1875. Ростов н/Д, 1999; Он же. Век империи: 1875–1914. Ростов н/Д, 1999; Hroch M. The Formation of National Elites: Comparative Studies on Governments and Non-Dominant Ethnic Groups in Europe. Vol. VI. Dartmouth, 1992; Smith A.D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford – New York, 1989; Smith A. National Identity. Reno, 1993.
Hobsbawm E. The Invention of Tradition // The Invention of Tradition / Ed. by E. Hobsbawm and T. Ranger. Oxford, 1983. P. 9.
Милославский Г. В. Указ. соч. С. 67.
См. определение джадидизма: Хабутдинов А. Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII – начале XX в. Казань, 2001. С. 31–32; Хабутдинов А. Ю. Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце XVIII–XIX в. Казань, 2000. С. 116–151.
См. о кадимизме: авторское определение кадимизма: Республика Татарстан: свобода совести и религиозные объединения. Словарь-справочник. Казань, 2001. С. 272; Татарстанский правозащитный энциклопедический словарь. Казань, 2001. С. 62; Дюдуаньон С. Кадимизм: элементы социологии мусульманского традиционализма в татарском мире и в Мавераннахре (конец XVIII – начало XX века) // Ислам в татарском мире: История и современность: Материалы международного симпозиума. Казань, 1997. С. 57–69; Очерки истории татарской общественной мысли. Казань, 2000. С. 153–156; Салихов Р. Татарский традиционализм и проблема сохранения многовековых религиозных устоев // Ислам в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. Казань, 2001. С. 132–144.
Ra’anan Uri. The national fallacy // Conflict and peacemaking in multiethnic societies. N.Y., 1991. P. 17.
Мэржани Ш. Аль-кыйсме ас-сани мин китаби мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар. Казань, 1900. С. 285.
Georgeon F. Des Ottomans aux Turks: Naissance d’une nation. Istanbul, 1995. P. 12–13.
Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996. С. 46, 54.
Грюнебаум фон Г.Э. Классический ислам: 600–1258. М., 1988. С. 72–73.
Каппелер А. Россия – многонациональная империя: возникновение, история, распад. М., 1997. С. 30–31, 120.
Ташкин С. Ф. Указ. соч. С. 130.
Кулбахтин И. Н., Кулбахтин Н. М. Наказы народов Башкортостана в Уложенную комиссию 1767–1768 гг. Уфа: Китап, 2005. С. 92–93.
Там же. С. 114.
Там же. С. 207–208.
Там же, С. 250.
Там же. С. 254.
Там же. С. 259.
См. наказ башкир Исетской провинции и близкий ему башкир Уфимской провинции // Там же. С. 93, 114.
См. наказ башкир Уфимской провинции // Там же. С. 92–94.
См. упоминание ахунов из челобитной башкир 1722 г.: Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. 1. М.–Л., 1936. С. 113.
Мэржани Ш. Аль-кыйсме ас-сани… С. 186–188; Фэхретдин Р. Асар. Т. 1. Казань, 2006. С. 40–41.
Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. 1. С. 253.
Мэржани Ш. Аль-кыйсме ас-сани… С. 209; Фэхретдин Р. Асар. Т. 1 Казань, 2006. С. 209.
Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. 1. С. 343.
Полное собрание законов Российской Империи (далее ПСЗРИ). I. Т. 9. 1830 г. № 6890. C. 741–745; комментарии см.: Азаматов Дж. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание в конце XVIII–XIX вв. Уфа: Гилем, 1999. С. 17.
Денисов Д. Н. Габдессалям б. Ураи // Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. Москва – Н. Новгород: Медина, 2009. С. 79.