Взаимная ответственность государства и личности является неотъемлемым показателем демократического и правового характера государственности. Конституционно-правовой принцип ответственности органов публичной власти перед человеком реализуется многими юридическими инструментами, в том числе посредством права индивида на реабилитацию. Институт реабилитации служит важнейшей гарантией признания, соблюдения и защиты государством прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственным выражением принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости, законности, равенства, презумпции невиновности и др. (статьи 2, 21, 45, 46, 49 Конституции Российской Федерации 1993 года). Юридические нормы о реабилитации развивают конституционные права потерпевших от злоупотреблений властью и право на возмещение вреда, причиненного субъектам правоотношений незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статьи 52, 53 Конституции России).
Анализ проведенного социологического исследования и обобщения правоприменительной практики свидетельствует о том, что в настоящее время законодательство о реабилитации не удовлетворяет потребностям общества. В 2011 году суды и другие органы государственной власти признали право на реабилитацию за 20 460 гражданами, в 2012 году – 20 378, в 2013 году – 20132, в 2014 году – 18 7811. При этом в суд за компенсацией причиненного ущерба обратился только каждый десятый из числа получивших данное право2. Остается нерешенной проблема многоступенчатости и сложности механизма реабилитации граждан, в том числе порядка компенсации морального вреда в денежном выражении.
Нормы института реабилитации не применяются в полном объеме в отношении граждан, чей правовой статус был нарушен в результате незаконного или необоснованного административного преследования, хотя речь идет о тысячах граждан.
Актуальность изучения института реабилитации сквозь призму конституционного права обусловлена рядом факторов.
Во-первых, положение взаимной ответственности государства и личности является неотъемлемым показателем демократического и правового характера государства, с устойчивым публичным порядком, под которым мы понимаем фундаментальные правовые начала (принципы), обладающие высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы государства.
Институт реабилитации служит важнейшей гарантией признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан. Реабилитация является непосредственным выражением конституционных принципов, в том числе гуманизма, справедливости, уважения достоинства личности, ответственности государства за причиненный вред. Как известно, органы публичной власти в своей деятельности допускают ошибки, влекущие для человека негативные последствия. В этом случае государство обязано обеспечить восстановление нарушенного статуса человека и гражданина, а также репрессированных народов в упрощенном публично-правовом порядке.
Во-вторых, достаточно остро стоит вопрос архаичности, коллизионности и пробельности нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы реабилитации. Например, 9 марта 2016 года в Закон о реабилитации жертв политических репрессий введена статья 18.1, устанавливающая для органов публичной власти право осуществлять меры по увековечению памяти жертв политических репрессий и поддерживать деятельность организаций и граждан в этой сфере.
В-третьих, до настоящего времени существуют проблемы в области реабилитации жертв политических репрессий и репрессированных народов. Этот тезис, в частности, подтверждает открытие 10 марта 2016 года прокуратурой республики Крым горячей линии по вопросам реализации Указа президента РФ о мерах по реабилитации народов крымского полуострова. Вместе с тем была организована рабочая группа, которая во главе с прокурором республики проводит выездные приемы граждан, – представителей депортированных народов, по месту их проживания.
Следует полагать, что развитие института реабилитации в пределах и границах, предоставленных Конституцией РФ, придаст дополнительный импульс для совершенствования законодательства, устранения правовых коллизий и научного осмысления принципа ответственности государства перед человеком и народами, населяющими территорию нашей страны.
В настоящее время теоретические знания в области института реабилитации характеризуются несколько узким подходом. Вопросы реабилитации человека, как правило, рассматриваются в рамках теоретико-правового, уголовно-процессуального или гражданско-правового направления познания. При всем обилии литературы, посвященной различным аспектам геноцида, депортации и реабилитации народов, комплексных научных правовых исследований по данной проблематике не так много. В большинстве эти работы выполнены учеными-политиками, историками и имеют целью адресный анализ реабилитации конкретных народов. Конституционно-правовое содержание института реабилитации, базирующееся на демократическом видении проблем ответственности государства и восстановления правового статуса субъектов реабилитационных отношений, в полной мере еще не определено.
В данной монографии были достигнуты следующие результаты:
рассмотрены понятия и конституционно-правовое содержание следующих категорий: реабилитация, институт реабилитации, основное право человека и гражданина на реабилитацию;
проанализирован генезис и развитие конституционно-правовых основ отечественного законодательства о реабилитации;
изучен опыт зарубежных государств по вопросам конституционного закрепления права человека на реабилитацию и его гарантий;
исследованы особенности конституционно-правовой реабилитации репрессированных народов и жертв политических репрессий;
рассмотрен комплекс конституционно-правовых мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению народов, подверженных депортации, геноциду;
определен конституционно-правовой механизм обеспечения института реабилитации, а также исследованы структурные элементы данного явления;
проанализирована роль судебной защиты как основополагающей гарантии реабилитации человека;
рассмотрены конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации в механизме реабилитации;
выработаны рекомендации по совершенствованию конституционно-правового регулирования и юридической практики в указанной сфере.
Обобщая свои исследования в области реабилитации человека и репрессированных народов автор книги стремился показать более широкий государственно-правовой характер таких правовых явлений как: «конституционно-правовая реабилитация человека и гражданина», «конституционно-правовая реабилитация репрессированных народов», «конституционное право на реабилитацию человека и гражданина». Исследованы конституционно-правовые гарантии реализации права на реабилитацию.
Совокупность рассмотренных в книге признаков конституционно-правовой реабилитации позволили дать ее авторское определение как обеспеченное государством восстановление социального, правового, имущественного и морального статуса личности в связи с признанием действий (бездействий) органов публичной власти незаконными, необоснованными и/ или антиконституционными.
Доказывая, что право человека и гражданина на реабилитацию является субъективным конституционным правом, автор анализирует его правомочия.
В отдельном параграфе исследуется история развития нормативно-правовых актов, имеющих конституционное значение, с точки зрения закрепления в них ответственности государства.
Проводя сравнительно-правовое исследование, обращает внимание, что реабилитация и право на реабилитацию закрепляется в некоторых конституциях зарубежных стран. Кроме того, установлено, что используются и иные формулировки с целью конституционного закрепления идеи ответственности государства за причиненный вред, такие как: репарация, восстановление прав и репутации, компенсация, возмещение вреда и др.
Отдельная глава посвящена рассмотрению проблем реабилитации репрессированных народов и жертв политических репрессий. Опираясь на исследование понятия «народ» и анализируя существенные признаки реабилитации репрессированных народов, предлагается авторское определение. Это признание и обеспечение государством права на восстановление политико-правового, государственно-территориального, национально-культурного и социального статуса народа в связи с проведением государственной властью в отношении его антиконституционных актов.
Проводя исследование конституционно-правовой реабилитации человека, выделяется реабилитация жертв политических репрессий в связи с действиями органов власти, признанными антиконституционными актами. Данный вид реабилитации возникает по особым основаниям и имеет свои особенности осуществления. Субъектом права на реабилитацию в данном случае выступает не только непосредственно человек, в отношении которого государством применялись меры принуждения по политическим, религиозным или национальным мотивам, но и его близкие родственники.
Проведен анализ конституционно-правового механизма обеспечения права на реабилитацию, под которым мы понимаем систему органов публичной власти, а также условий и средств, гарантирующих возможность эффективной реализации права личности на реабилитацию. На основе проведенного исследования механизма выделяются его структурные элементы: субъекты обеспечения, объект и гарантии права на реабилитацию.
Основополагающая роль в механизме обеспечения права на реабилитацию отводится институту судебной защиты. Судебная власть выполняет функцию конституционного контроля. Выявляя конституционно-правовой смысл реабилитации, Конституционный Суд РФ формулирует правовые позиции, что служит действенным средством по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной области. В судебном порядке происходит признание человека невиновным, признание права на реабилитацию, определение размера возмещения вреда.
Недостаточная эффективность судебной защиты в данной сфере обосновывается тем, что многие вопросы, в связи с реабилитацией, подлежат рассмотрению как в порядке уголовно-процессуального судопроизводства, так и гражданского процесса, что приводит к дополнительным судебным разбирательствам, доказыванию гражданином своего права на реабилитацию. В связи с этим предлагается оптимизировать данную процедуру. Обосновывается необходимость формирования административных судов, а спорные вопросы реабилитации человека, в том числе возмещение вреда, рассматривать не в гражданском и уголовном процессе, а в едином публично-правовом процессе, возникающем из незаконных или необоснованных действий органов публичной власти, для чего следует закрепить процедуры реабилитационного производства в Кодексе административного судопроизводства РФ.
Важной является роль прокуратуры РФ и исследование конституционно-правовых основ ее деятельности в механизме обеспечения права на реабилитацию. Обязанность органов прокуратуры в реализации права человека на реабилитацию не ограничивается только лишь исполнением требования о принесении официального извинения от имени государства за незаконное или необоснованное уголовное преследование, но и надзор за исполнением законов, проверка законности и обоснованности принятия процессуальных решений и производства процессуальных действий. Большое значение имеет деятельность прокуратуры в сфере реабилитации репрессированных народов и жертв политических репрессий.
Исследование конституционно-правовых основ реабилитации в Российской Федерации привело к выводу, что наиболее приемлемым образом институт реабилитации закреплен в Уголовно-процессуальном кодексе РФ в виде отдельной главы. В иных отраслях отечественного права данный институт представлен фрагментарно. Это позволило определить и обосновать приоритетные направления по совершенствованию законодательства о реабилитации.
В завершении хотелось бы отметить, что выявление конституционно-правового смысла реабилитации, исходя из ее правовой природы, позволяет отойти от формального применения принципов гражданского права в области публичных правоотношений и выявить как компенсационные, так и более масштабные общественные, идеологические, политические и нравственные задачи государства. Обозначить проблему восстановления статуса человека и репрессированных народов на уровне государственной политики.
Автор выражает благодарность рецензентам рукописи И. Г. Дудко, Г. Н. Банникову, а также В. А. Терехину – заведующему кафедрой правосудия Пензенского государственного университета, за ценные конкретные замечания, которые позволили улучшить содержание монографии.