Роман Хрущев Институт омбудсмена Дании. Правовая база и основные направления деятельности

Одним из важнейших органов защиты прав человека в большинстве демократических стран сегодня является парламентский омбудсмен. Не является исключением и Дания, закон об омбудсмене, на основании конституции 1953 г. принят в 1954 г. [1; 2]. В последующий период законодательство, регулирующее деятельность омбудсмена в Дании практически оставалось неизменным, вплоть до принятия нового закона в 1996 г. [3].

Данный факт, с одной стороны, говорит о стабильности в деятельности данного института, а с другой – о недостаточно оперативном реагировании со стороны датского законодателя на появление совершенно нового уровня задач, стоявших перед датским омбудсменом в связи с появлением домашнего самоуправления Гренландии в 1978 г. и развитие ее институтов, в том числе органов административной, судебной и исполнительной власти [4].

Создание по закону 1978 г. парламента Гренландии (законом от 7.05.1979) поставило проблему деятельности или наличия собственно гренландского омбудсмена на совершенно иной уровень [5].

В тоже время расширение прав и сферы действия самоуправления по акту 2008 г. [6], с учетом эволюции гренландской системы исполнения наказаний [7] тем более предполагало наличие собственного, гренландского омбудсмена.

Действующее в Гренландии законодательство позволяет обратится к омбудсмену в случае несогласия граждан с действиями органов власти самоуправления, местных муниципалитетов, и т.п. Также омбудсмен имеет право принимать жалобы на частных лиц и частные же компании; органы, принадлежащие датскому государству (полиция, суды, служба тюрем и пробации, и т.п.).

Для осуществления своих полномочий, омбудсмену парламента Гренландии, безусловно, необходим определенный штат сотрудников. По состоянию на конец 2006 г. штат омбудсмена составлял такие должности: главный судья (Retschef), главный переводчик, переводчик, 4 клерка, офисный служащий.

Вопросы, которыми занимались в 2006 г.: посещение парламента и министра юстиции Дании по вопросам доклада юридической комиссии, вопрос судебного контроля со стороны административных органов Гренландии; общение с представителями Европейского верховного комиссара по правам человека; Встреча с Советом по социальным апелляциям по поводу сомнений относительно ограничений апелляции и социальное законодательство и т.п. [8].

Исполнительный приказ по Гренландии о законе о парламентском омбудсмене от 10.11.2021 г. [9], базирующийся на нормах закона № 473 от 12.06. 1996 г. о Парламентском омбудсмене с поправками, внесенными Законом № 556 от 24.06.2005 г., и следующими поправками, регулирует порядок и вопросы назначения и увольнения омбудсмена; максимальный срок его полномочий – 10 лет (§ 1.2); запрет на выполнение обязанностей омбудсмена со стороны членов датского парламента, муниципальных советов и региональных советов (§ 2.1); уровень образования (§ 2.2); увольнения, отставки (§§3-6).

К компетенции омбудсмена закон относит все сферы государственного управления, находящиеся в ведении национальных властей; условия содержания лиц, лишенных свободы в частных учреждениях и т.д., если лишение свободы произошло по решению национального органа власти, по просьбе национального органа власти, с согласия или молчаливого согласия национального органа власти. Кроме того, деятельность омбудсмена включает условия содержания детей в частных учреждениях и т.д., которые выполняют задачи непосредственно в отношении детей в областях, относящихся к компетенции национальных властей (§ 7.1).

Загрузка...