Существует множество критериев отнесения предприятий к тому или иному типу. Так, исходя из формы собственности различают частные и государственные предприятия, исходя из размеров предприятий – мелкие, средние и крупные, исходя из их функций в экономике – промышленные, торговые, финансовые и др., исходя из целей, стоящих перед предприятием, – коммерческие и некоммерческие и т. п.
Нас интересуют два первых критерия предприятий – юридическая форма частных предприятий и их величина, причем речь пойдет только о коммерческих предприятиях, так называемых деловых фирмах.
Если исходить из деления теорий по принципу О. Уильямсона на институциональные и технологические, то юридическая форма как признак в большей мере относится к первым, а величина – ко вторым.
Когда речь идет о юридической форме, то можно выделить два подхода – правовой и институциональный.
Начнем с определения правовой, или юридической, формы фирмы, которое нормативно закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), где фирма представлена юридическим лицом. Определение юридического лица дается в ст. 48 ГК РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
В этом определении можно выделить четыре основных признака юридического лица (Андреев В. К., и др., с. 10–13):
1) организационное единство, т. е. фирма – это организация, зарегистрированная в установленном законом порядке;
2) наличие обособленного имущества, титул обладания которым может быть различным;
3) способность от своего имени приобретать и осуществлять права и нести обязанности;
4) быть истцом и ответчиком в суде.
С позиций институционального подхода, фирма не обязательно должна быть организацией. Фирма определяется как сеть долгосрочных двусторонних контрактов между экономическими агентами, которые преследуют свои интересы, согласно распределенному между ними реальному набору правомочий. К тому же в некоторых формах предприятий отношения строятся не только на формальных, но и на неформальных правилах.
Таким образом, принципиальное различие между этими двумя подходами невелико, ибо оба они базируются на теории прав собственности, в основе которой лежит принцип распределения пучка правомочий между различными экономическими агентами. Р. Коуз определял собственность как «пучок или долю прав по использованию ресурса».
Полный пучок прав состоит из следующих 11 элементов:
1) право владения, т. е. право исключительного физического контроля над благами;
2) право использования, т. е. право применения полезных свойств для себя;
3) право управления, т. е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;
4) право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ;
5) право суверена, т. е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;
6) право на безопасность, т. е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;
7) право на передачу блага в наследство;
8) право на бессрочность обладания благом;
9) запрет на использование способов, наносящих вред внешней среде;
10) право на ответственность в виде взыскания блага в уплату долга;
11) право на остаточный характер, т. е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий.
Комбинация этих прав, которыми могут обладать физические и юридические лица, составляет основу многообразия форм собственности.
Правовой подход представляет фирму как юридическое лицо, чей статус закреплен в своде формальных правил. Согласно институциональному подходу отношения в фирме и между фирмами строятся не только на формальных, но и на неформальных правилах. В дальнейшем мы используем оба подхода, не делая различий между ними.
В западной экономике различают три основные юридические формы предприятий – индивидуальную, партнерство и акционерную (корпоративную).
Индивидуальное предприятие, или единоличная форма собственности, означает, что владелец на свои или заемные средства, на свой страх и риск организует производство и несет неограниченную ответственность за его деятельность. Особенностью этого типа предприятий является то, что собственником и предпринимателем выступает одно и то же лицо. Отсюда и сравнительные преимущества этой формы, выражающиеся в концентрации пучка правомочий в руках одного экономического агента, принятии им решений в рамках системы правил, установлении собственных неформальных правил в рамках своего предприятия и др.
Другое сравнительное преимущество этой формы – отсутствие проблемы «безбилетника», которая состоит в затрудненности осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках.
Из этих двух преимуществ вытекает третье – минимизация внутренних трансакционных издержек, связанная с отсутствием необходимости согласовывать с кем-либо свои решения или, как в других формах, устранять противоречия, порождаемые расчлененной структурой правомочий.
В условиях совершенной конкуренции предприятия являются наиболее эффективными, поскольку полностью используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Контроль за деятельностью предпринимателя осуществляется извне, механизмом рынка. Все зависит от самого предпринимателя, ибо его свобода в принятии решений совпадает с его же экономической ответственностью за свои действия.
Мотивация индивидуального предпринимателя напрямую связана с его доходами, а поскольку остаточные доходы, т. е. прибыль, как правило, невелика, а иногда и отсутствует, то в этом случае цель бизнеса превращается в средство поддержания жизни.
Как видим, достоинства часто перерастают в свою противоположность – недостатки. Среди недостатков индивидуальной формы бизнеса наиболее существенные связаны с недифференцированностью функций предпринимателя, управленческой некомпетентностью, трудностями с внешними инвестициями и др. Рассмотрим их кратко.
В индивидуальной фирме предприниматель сам должен осуществлять все функции. Как правило, открывая собственное дело, предприниматель хорошо знает его техническую сторону, но мало сведущ в вопросах управления, бухгалтерии, учета и отчетности, маркетинга, т. е. плохо знает не только правила игры, но и не информирован о соответствующих институтах.
Индивидуальная фирма постоянно испытывает трудности с финансированием, особенно из внешних источников, поскольку небольшой остаточный доход не позволяет прибегать к инвестициям из внутренних источников. Банки и другие кредитные учреждения предпочитают не иметь дела с подобными фирмами, что связано с высоким уровнем риска и значительными трансакционными издержками. Поэтому перспективы роста индивидуального предприятия невелики.
Индивидуальные фирмы в значительной степени нуждаются в поддержке и помощи со стороны государства как в упрощении для них правил игры, так и в плане создания гарантий для получения кредитов (подробно институциональные аспекты сравнительных преимуществ и недостатков различных форм предприятий изложены в работе А. Шаститко (1996, гл. 4).