Капитан Мартин Смирнов любезно пригласил Яна в свой офис. Это было просторное и светлое помещение с причудливой, но очень уютной меблировкой эпохи первых полетов в космос.
На одной из стен висело несколько больших фотографий. Ян узнал эти виды.
– Вы родом с Марса? – спросил Ян, усевшись в кресло, не дожидаясь приглашения.
– Да. Но очень давно там не был.
Капитан Смирнов уселся за стол. Он достал бутылочку питьевой воды, вскрыл ее и сделал несколько глотков, не предлагая гостю. Капитаном «Дюны» был мужчина чуть за пятьдесят с красивой рыжей бородой. Высокий и очень худой. Бледная кожа на фоне ярких рыжих волос, казалось, отливала зеленью. Он смотрел на Яна спокойно или даже немного безразлично.
– Что вы хотели спросить?
– Вы давно служите на эту компанию?
– "Транс Гэлэкси"? Не очень. Наверно года два-три. До этого я очень долго пролетал на пассажирских лайнерах "Винус-флай".
– И как вам новая работа?
– Спокойней. С пассажирами все время чувствуешь себя в напряжении.
– Были какие-то происшествия?
– Случались.
– Каков ваш личный состав?
– Всего лишь двенадцать человек.
– Немного.
– А много и не надо.
– Хорошие ребята?
– Дело своё знают.
– Они наверно сейчас отдыхают?
– Думаю да.
– Мне жаль, но нужно их пригласить всех сюда.
– Всех?
– А в этом есть проблема?
– Нет. Просто…
Капитан Смирнов взял свой юнифон и быстро написал сообщение.
– Нам придётся подождать, – капитан Смирнов поглядел на Яна острым пронзительным взглядом водянистых глаз, будто надеялся, что Ян испугается и уйдёт.
– Ничего страшного, – приняв ответ, Ян согласно кивнул головой и холодно улыбнулся.
Он поднялся и подошёл к стене с фотографиями. Особенно долго он разглядывал ту, где под гигантским стеклянным куполом раскинулся фруктовый сад. Фото было сделано с воздуха, на закате, и от этого снимок приобрёл желто-бурый оттенок. Далеко над горизонтом завис Фобос в своём пике.
– Вы знаете эти места? – спросил капитан, заметив излишнее любопытство гостя к снимкам.
– Я вырос там. Школьные экскурсии в ботанический сад были моими любимыми.
– Когда я учился, его заново отстраивали. Купол был поврежден метеоритным дождём. Ни одно растение не выжило. Следующие несколько лет были очень трудными. Еды хватало не всем.
– Консервы с Земли?
– С этими треклятыми лилиями на упаковке. У меня трое землян в экипаже. Но ни один не может объяснить, что особенного в этом цветке.
– Это началось намного раньше, чем мы родились. А люди любят поддерживать традиции, даже если не понимают их смысла. Они считают, что это сближает их с предками.
– Люди хотят так думать, – капитан вальяжно откинулся в кресле и закинул ноги на стол, цвета светлого дерева. – Потому что слишком бояться пустоты, которая нас окружает. Этот жестокий и бездонный космос… Особенно он пугает тем, что неизвестно, откуда все это взялось и к чему идёт. Невежественные Земляне использовали религию, чтоб объяснять явления на Земле. Когда человек начал экспансию по просторам космоса, в единого бога стало верить сложно. И теперь мы имеем поколения людей, носящихся с традициями предков, людей, надеющихся с помощью выполнения неясных обрядов забыться и не думать о том, как малы и беспомощны мы в сравнении со звёздами. Традиции нужны людям, как спасательный круг в этом океане бездушного и бескрайнего пространства. И каждое поколение привносит в традиции что-то своё.
– Может, вы и правы. Но слепое следование ни к чему хорошему не приводит. Древние Земляне наверняка вкладывали в лилию какой-то смысл. Но все слишком видоизменилось.
Распахнулась дверь и в комнату зашла команда капитана в полном составе. Двенадцать человек выстроились в ровную шеренгу.
Ян почувствовал былую гордость за себя. Прошло два года, но сноровку он не утратил. Ему даже подумалось, что он распутает это дело в два счета. И если комитет безопасности не вернёт Яну звание инспектора, то это не слишком расстроит его. Он будет знать, что звание – это всего лишь ярлык. Его могут дать, могут отнять. Но никто не сможет забрать у Яна его талант!
– Капитан Карел, может, теперь поделитесь причиной своего визита? – спросил капитан Смирнов.
– Начну с главного. Мои люди разгружали ваш трюм. Дело близилось к завершению, когда они, совершенно неожиданно для себя, нашли тело.
Лица команды корабля выглядели удивленными. Экипаж посмотрел на своего капитана.
– Тело человека? – уточнил Капитан Смирнов.
– Да. Первое заключение, которое мы сумели сделать, этот человек задохнулся в результате откачки кислорода из трюма. Бедняга немало настрадался. Если хотите взглянуть на тело покрытое инеем, приглашаю в медкорпус на вскрытие.
– Человек в трюме? Но этого не может быть! – воскликнул смуглый молодой мужчина. – Никого не было в трюме!
– Компьютер проверяет все отсеки и отделения перед прыжком, – пояснил капитан. – Он просто не позволит системе отключить подачу кислорода, если есть хоть малейший признак жизни. Да и камеры засекли бы движение человека. Мы бы узнали.
– Хорошо, что вы заговорили о камерах. Мне нужна запись из трюма J-14.
Капитан кивнул и погрузился в свой настольный компьютер. Сосредоточенное рыжебородое лицо минуту разглядывало экран, после чего, совершенно опешив, оглянулось на Яна.
– Записей нет! – капитан вопросительно оглянулся на свою команду.
– Перед отлетом с Осириса всё было в порядке, – отрапортовала мужеподобная женщина. Ян взглянул на нее и слегка поморщился.
– Значит, видео нет. И значит, когда в трюме был человек, камера его не видела?
– Сейчас камера исправна, – сообщил капитан, просматривая диагностику системы.
– Они управляются компьютером, – темнокожий пилот подошел к капитану и тоже уставился в монитор. – Систему можно запрограммировать, и в нужное время она выключиться, а затем снова включиться. Наша система запрограммирована на движение.
– Это лишь усугубляет ситуацию, – задумчиво произнес Ян.
– Почему? – спросил капитан.
– На вашем судне был посторонний. Оповещение не сработало. Значит, либо кто-то из этой доблестной команды отключил его, оставив человека умирать, либо посторонний здесь был не один. Был кто-то ещё. Но он успел сбежать с корабля до отправления с Осириса.
– Вы говорите невозможные вещи! – возмутился капитан. – Откуда на моем судне может взяться двое незнакомцев? Это не парк развлечений!
– Кто этот человек, если мы все здесь? – спросила та же рослая женщина. Ян постарался не глядеть на нее.
– Вы мне скажите, – Ян отчеканил слова с холодной жесткостью и суровым взглядом обвел экипаж корабля.
Он вынул свой юнифон и включил проекцию видеозаписи с места гибели незнакомца.
Команда проявила стойкость, не издав ни единого звука, однако в глазах стоял ужас с примесью скорби.
– Вам знаком этот человек? Он в вак-сюите с эмблемой вашего танкера, что означает, что он был здесь.
– Стажёр знает, кто это! – произнёс капитан Смирнов. – Не так ли, Стажёр?
Из шеренги вышла невысокая девушка.
– Стажёр Сименс, сэр.
Ян с интересом взглянул девушке в лицо. Маленькая, взъерошенная, с перепачканными щеками, она напоминала испуганного ребёнка.
– Сколько вам лет? – спросил Ян.
– Достаточно, чтобы чинить нашу проводку, – ответил капитан.
Стажёр покраснела, но сохранила во взгляде гордость и уверенность в себе.
– Я познакомилась с ним в порту на Луне, где судно грузилось земными консервами и одеждой. Я ужинала в кафешке. Он подсел, и мы разговорились. Он спросил, куда мы направляемся, после чего попросился лететь с нами. Никто не стал возражать. Капитан тоже, – стажер дрожащим взглядом на мгновение коснулась капитана Смирнова.
– А куда вы собирались лететь после Земли? – Ян тоже посмотрел на капитана. Смирнов выглядел отстраненным, будто всё происходящее его никоим образом не касается. Вероятно, капитан абсолютно уверен в невиновности своей команды.
– На Осирис, сэр.
– Сейчас все грузы летят на Осирис, – добавил капитан Смирнов.
– То есть он должен был сойти на Осирисе? – уточнил Ян, подойдя ближе к девушке и заглядывая в её напуганные, но уверенные глаза.
– Верно.
– Он был хорошим попутчиком, – вступил в беседу темнокожий юноша. – Кое-что помогал делать мне в машинном зале.
– Что же было на Осирисе?
– Там мы пробыли двое суток, – продолжала стажер, взволнованным и вздрагивающим на гласных голосом. – Он исчез по прибытии, и я решила, что он не вернётся.
– Я чувствую, что здесь кроется, какое-то "но", – сказал Ян.
Девушка взглянула на капитана Смирнова. Тот сидел не подвижно, бледный, как призрак, поглядывая на всех каким-то отстранённым прищуренным взглядом.
Стажёр Сименс снова покраснела.
– За пару часов до отправления с орбиты Осириса, он вдруг появился снова.
– Точнее он был здесь, когда мы вернулись готовить танкер к отправке, –снова вмешался темнокожий.
– Он выглядел напуганным, растерянным. Оправдывался, – продолжала стажёр.
– Где именно вы его нашли?
– В рулевой рубке. Оттуда мы управляем этой махиной, – ответил темнокожий.
– Что было дальше?
– Он извинялся, – продолжала Стажёр, – за то, что поднялся на борт без спроса. Говорил, что потерял кольцо и думал, что оно могло остаться здесь. Мы пробовали поискать, но ничего не обнаружили. Он выглядел обеспокоено и все время пытался нас остановить. Вроде как ничего страшного.
– Он все время оглядывался, – произнесла рослая женщина с грубыми чертами лица.
– Что это значит? – спросил Ян, с неудовольствием глядя на нее.
– Оглядывался по сторонам. Не знаю, может так ведут себя люди, которые что-то потеряли. А может люди, которые…
– Что-то скрывают? – опередил её Ян. – Как его звали?
– Рем, – ответила Стажёр Сименс и вновь залилась румянцем.
– И все?
– Он так себя назвал. О большем мы не спрашивали.
– Откуда он?
– Кажется, с Земли.
– Кажется? Вы провели с человеком бок о бок несколько недель и ни о чем его не спросили?
– Не было повода, – ответила Стажер.
– Послушайте, – вступился темнокожий, Рем был отличный парень! Он чего-то боялся. Убегал от кого-то. Мы позволили ему остаться, потому что думали, что сможем помочь.
– Убегал, говорите?! По всей видимости, его догнали. И что же, даже имени ни чьего не назвал? Или может, он произносил какие-то названия?
Экипаж разлаженным хором несколько раз ответил «нет». Ян всматривался в их лица, ища слабое звено – того, кто может знать чуточку больше прочих.
Но нет! Весь персонал танкера, как на подбор – уверенные и преданные.
– Ладно, что было дальше? – спросил Ян.
– Он ушёл. Трюм был загружен под завязку. Сухая нафта, руда и алмазы.
– Разоряете Осирис?
– Там этого полно, – вмешался в беседу Капитан Смирнов. – Пока будут строить города, бурение не остановиться. А полезные ископаемые нужны везде. Есть планеты, такие как Марс, которые нуждаются в материалах и в топливе.
– Это не мое дело, – отмахнулся Ян. – Что было дальше?
– Мы стали готовить танкер к отправке, – отвечала стажер.
Тяжело вздохнув, она произнесла:
– Он ушёл.
– Мы думали, он остался на Осирисе, – снова взял слово темнокожий пилот. – Компьютер сканировал корабль. Кроме нас здесь никого не было и мы отправились.
– Из рубки что-то пропало?
– Нет! – воскликнули несколько человек сразу.
Это показалось Яну одновременно странным и интересным. Он заметил в лицах экипажа полное и безоговорочное доверие к погибшему Рему. Что ж, вероятно он действительно был хорошим человеком, попавшим в трудную ситуацию не совместимую с жизнью. Либо он умело обвел двенадцать человек вокруг пальца.
– Я могу взглянуть? – спросил Ян.
Они перешли в рулевую рубку. Это было огромное помещение из нео-пластичных материалов, титана и кожи. Совершенно не уютное в сравнении с кабинетом Капитана Смирнова, но высокотехнологичное с точки зрения прогресса в космостроительстве. В центре кругом располагался пульт управления, рассчитанный на четверых пилотов. Вдоль обеих стен размешались компьютеры и кресла для остальных членов экипажа.
Ян осмотрелся, и очень быстро его взгляд привлёк один предмет на пульте второго пилота. Он направился к нему. Это был один из рычагов для управления скоростью. У каждого пилота было по три ручки управления на каждый двигатель. Ян обошёл пульт кругом, присматриваясь к каждому рычагу, и вернулся к первому, потому что тот, отчего-то, казался толще.
– Впечатляет? – спросил Капитан Смирнов. – Это одна из новейших моделей танкеров. Скоро все только на таких летать будем! Идёт мягко, слушается команды великолепно. Компьютер на ультрасовременных квантовых модулях.
– Вы хотите мне его продать? – Ян с любопытством взглянул на капитана.
– Я восхищён разработкой. Пока Вол Гришин не взялся за эту отрасль, мы вынуждены были летать на консервных банках.
– Слава инвестициям! – воскликнул Ян и стал откручивать рычаг управления, беспокоивший его внимание.
Рослая женщина кинулась к нему, но капитан её остановил.
– Что вы делаете? – спросил Смирнов.
Ян выкрутил рычаг и в руку ему упал цилиндр. Это была полая трубка из незнакомого Яну материала.
– Очень интересно, – произнёс Ян. – Такой тонкий, почти не заметный. Он всегда здесь был?
Команда во главе с капитаном выглядела озадаченно.
– Что это? – спросил капитан.
– По всей видимости, это то, что здесь спрятал ваш друг.
– Я сижу за пультом полгода и даже не заметил, что что-то изменилось! – пилот лет сорока, молчавший все это время, опустился на своё кресло и принялся бессмысленно крутить остальные рычаги.
На пульте загорелись красные лампочки, мерзкое дребезжание пронзило слух.
Капитан ввёл в своём юнифоне код отмены тревоги, и все прекратилось.
– Нам пора отправляться. Иначе мы не успеем к червоточине вовремя.
– Последний вопрос. Вам здесь что-то должны погрузить. Что это?
– Это конфиденциально.
– Вас не интересует, чем это может оказаться?
– Мне платят за транспортировку.
– Я могу потребовать распаковки. И вы здесь задержитесь ещё на сутки.
Капитан Смирнов раздумывал какое-то время. А может, просто пытался напугать Яна острым и пронзительным взглядом своих бледных глаз.
– Ладно. Давайте взглянем. Груз должно быть уже на борту.
Они прошли на первый уровень трюма для габаритных грузов. Комнаты с пустыми стеллажами выглядели удручающе. В углу на одной из полок стоял ящик с сенс-лок. Капитан поднёс ладонь к панели и ящик открылся.
– Это компьютер, – разочарованно произнёс Ян. – Это компьютер?
– О, это не просто компьютер, – смирнов трепетно провёл ладонью по выключенной панели. Зеленоватое лицо капитана неожиданно покрылось легким румянцем, а глаза вспыхнули, как у влюблённого подростка. – Это супер-компьютер от «ТрансГэлэксиАрм». Его сверхпроводники из пировскита, добываемого на Кеплере, что в созвездии Возничего, обеспечивают высокую скорость работы. Один такой компьютер может управлять в одиночку моей «Дюной» и даже ещё большим кораблем при броске на большие расстояния. Это потрясающее изобретение, которым мы обязаны инвестициям Вола Гришина.
– Осторожно, кэп, вы ходите по тонкому льду, – улыбнулся Ян и хлопнул капитана по плечу. – Вы восхищаетесь штуковиной, которая может лишить вашу команду работы.
– Нет. Компьютер нужен для поддержания работы корабля, когда люди погружены в анабиоз. Он один заменит шесть устаревших компьютеров. Прост в использовании и обслуживании. Это технический прорыв!
– Без обид, кэп, но вы снова пытаетесь мне это продать.
Капитан побледнел и поджал губы.
– Стажёр, отнесите компьютер в аппаратную, его нужно подключить. Капитан Карел, боюсь, время нашей беседы подошло к концу. Вы должны немедленно покинуть мой корабль.