Психология является одним из важнейших факторов успеха, поэтому здесь имеет смысл выделить несколько факторов:
Последняя мировая тенденция в области обучения состоит в том, что люди хотят не просто учиться, а делать это с удовольствием, то есть совмещать учебу с развлечением. Даже появился термин эдьютейнмент (англ. «edutainment», образованный от двух слов: «education» – обучение и «entertainment» – развлечение). А. Попов использует определение «обучение как развлечение». В методике обучения смысл этой технологии заключается в том, что знания должны передаваться в понятной, простой и интересной форме, а также в комфортных условиях. Эдьютейнмент – это сочетание традиционного содержания и методов обучения в контексте новых технологий. В отношении иностранных языков сочетание учебы и развлечения может быть выражено в просмотре фильмов или прослушивании песен на изучаемом языке.
Высокая мотивация = Эффективные цели + Техника ПАКПРРЭ
Первым заданием должно стать выделение 10 причин, к которым Вы можете привязать изучение языка.
Второе задание – это Техника ПАКПРРЭ («Эффективная постановка цели»).
Термин ПАКПРРЭ – аббревиатура, образованная по начальным буквам основных шагов, которые необходимо совершить для достижения желаемого результата.
П – Позитивная формулировка. Сформулировать то, что актуально лично для Вас. Если Вы хотите свободно общаться с иностранцами, такой формулировкой может быть: «Я свободно и уверенно общаюсь с иностранцами во время своих поездок за границу». Если Вы работаете и Вам нужно успешно контактировать с иностранными клиентами или партнерами, тогда формулировка может звучать так: «Я успешно провожу переговоры на иностранном языке и заключаю сделки со своими коллегами из заграницы».
А – Активная позиция (делаю сам). Должна относиться лично к Вам. Неправильно, если преподаватель говорит: «Я хочу, чтобы Вы бегло говорили на иностранном языке», правильно, когда Вы говорите: «Я бегло говорю на иностранном языке».
К – Конкретность (что, где, когда). Здесь нужно быть предельно конкретным в своих целях (какие страны посетить, с какими фирмами сотрудничать).
П – Подтверждение (сенсорное). Вы представляете, что будете видеть, слышать и чувствовать, когда добьетесь своей цели.
Р – Ресурсы (что поможет). Определить, что будет необходимо, какие учебные материалы, навыки и умения понадобятся. Сориентироваться помогает преподаватель. Также следует подумать о том, что может помешать, какие препятствия могут возникнуть.
Р – Размеры (огромную цель разбить на более мелкие). Если у Вас уровень elementary, то такую большую цель, как выступление с презентацией на иностранном языке перед иностранными инвесторами, Вы вряд ли сразу осилите, поэтому имеет смысл разбить ее на промежуточные этапы: сначала освоение активного языкового минимума, отработка соответствующей специализированной лексики и только затем публичные выступления.
Э – Экологическая рамка (последствия). Последствия, которые будет иметь достижение цели (как позитивные, так и негативные) и чем Вы готовы пожертвовать ради этого (затраты времени, психические и физические силы).
Записанные таким образом мысли и намерения определенным образом организовывают мышление и настраивают, фокусируют на достижение положительного результата. Так считает эксперт быстрого обучения иностранным языкам М. Сафин.
Его я рекомендую вести на протяжении всего процесса обучения. Если Вы решили изучать язык в течение 10 дней, просто возьмите обычную тетрадь и разделите ее следующим образом: одна страница – один день. Каждый день Вы должны описывать собственный прогресс:
Для примера:
Мои успехи за день (минимум 3):
Прошла весь урок с начала до конца
Выучила 50 новых слов по теме «Знакомство»
Выучила 10 новых фраз
Смогла рассказать о себе 10 предложений
Написала о себе и своей семье
Разобралась с глагольно-временной матрицей, поняла ее смысл и структуру
Почему мне это удалось сделать?
У меня есть цель выучить язык, и я к ней стремлюсь
Выполняла все строго по инструкции, не раздумывая
Не хотела, но помогло то, что вечером ждал отчет с преподавателем. Это меня обязывало учиться.
Планы на завтра (с указанием точного времени):
Завтра с 5 до 7 утра я буду заниматься (пройду 1 урок, поработаю над грамматикой)
В течении дня, по дороге на работу и с работы, я буду слушать полилоги в плейере
Вечером, перед сном я повторю новые слова
То есть какие ассоциации у Вас возникают с тем языком, который Вы собрались выучить. Например, если Вы учите английский, то Ваши ассоциации могут быть связаны с английской литературой, культурой, бизнесом, карьерой и т. д. С чем угодно, лишь бы ассоциация было позитивной. Вы должны увидеть Биг-Бэн или какой-то английский фильм, услышать музыку, почувствовать на вкус какое-то блюдо, представить себя на трибуне говорящим по-английски и т. д.