В этой главе рассматриваются некоторые психологические причины, вынуждавшие иностранных добровольцев воевать во Второй мировой войне на стороне немцев. Для многих западноевропейцев главным мотивом был антибольшевизм, а отнюдь не симпатии к нацизму. На Востоке надеть серые полевые шинели вермахта многих людей заставил национализм.
Было бы неверно предполагать, что существовала лишь одна причина, вынуждавшая сотни тысяч иностранных добровольцев вступить в части вермахта или войск СС. Было бы ошибкой утверждать, что большинство поступало так из-за симпатии к идеям фашизма или, скорее, германского националсоциализма. Причины, двигавшие добровольцами, так же как и их национальности, были разнообразны и многочисленны. Существовали определенные идеи, служившие мотивами и стимулами, которые подталкивали молодых людей добровольно идти на службу в германскую армию в годы Второй мировой войны.
Когда мы говорим об иностранных добровольцах, то имеем в виду молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет. Хотя призывники иногда бывали даже старше по возрасту, большинство их составляли все-таки молодые мужчины двадцати с небольшим лет. Это важно запомнить, потому что нацизм предлагал ряд идей, привлекательных именно для молодых, впечатлительных парней. Это в первую очередь брутальность, стигматизация определенных рас и групп населения, культура войны, призывы к мести и национальному возрождению. Все это апеллировало к первобытным инстинктам молодых мужчин. Однако существовали и другие, более позитивные атрибуты, которые были в равной степени притягательны: дух товарищества, критика и неприятие уродливых аспектов капитализма и борьба против политической и культурной деградации.
Разумеется, нацизм также делал попытки воззвать к более возвышенной и романтической стороне человеческой натуры. Хотя в 1930-х годах тоталитарная реальность часто бывала жестокой, особенно для тех индивидов и социальных групп, которые признавались врагами, нацистская идеология содержала немало идей, которые восходили к героям и сказаниям прошлого. Такие идеи включали в себя веру в проницательных вождей, которые железной рукой правят своей страной, получая в ответ на это обожание и уважение народа; веру в сильный единый народ и в его готовность жертвовать собой в интересах нации, а также в необходимость войн ради «расширения жизненного пространства». Нацизм и фашизм также старались укрепить веру в традиционные ценности в таких иерархических системах, как армия, семья и церковь. (В нацистской Германии роль церкви в жизни страны была сознательно снижена, потому что Гитлер и его сподвижники, крупные партийные функционеры, с подозрением относились к священникам, явно не желая делить с ними роль «духовных пастырей» немецкого народа.)
Эта фотография была опубликована в той же пропагандистской брошюре на французском языке и сопровождалась следующей подписью: «Сегодня войска СС стали армией Европы, которая включает в себя добровольцев из самых разных стран»