1.1. Роль научно-технического прогресса в развитии производства
1.2. Цель инновационного менеджмента
1.3. Предмет и задачи изучения инновационного менеджмента
1.4. Связь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
Главной отличительной особенностью развития современного производства во всех отраслях является его всесторонняя ориентация на результаты НТП.
Основной причиной, заставляющей промышленные предприятия в условиях рыночной экономики вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически любому предприятию, разрабатывающему новую технологию, выпускающему продукцию или оказывающему какие-либо услуги. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособности и получении прибыли. Следовательно, оно должно отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке, учитывая линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону достигнутое на данный момент рыночное равновесие.
Это обусловлено следующими факторами:
1) определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники и технологии;
2) необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники и технологии;
3) повышением технического уровня производства;
4) возможностью получения отрицательных результатов;
5) увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;
6) быстрым моральным старением техники и технологии;
7) объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д.
Приоритет в области решения названных проблем принадлежит инновационному менеджменту, под которым в широком смысле понимается управленческая деятельность, ориентированная на достижение в производстве нового положительного качества рассматриваемого свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.
Слово «менеджмент» происходит от английского слова manage – управлять.
Менеджмент – это искусство ведения дел, управление тем или иным объектом или процессом [9].
Инновационный менеджмент (ИМ) – управление применением новых научных знаний, технологических и организационных идей.
Упрощенное толкование термина «инновация» – это нововведение.
Анализ понятия «инновации» приводит к выводу, что содержание любой инновации связано с изменениями, как правило, связанными с использованием новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа), внедрением продукции с новыми свойствами, использованием нового сырья или преобразованием организационных структур.
На современном этапе инновационный менеджмент в основном ориентирован на решение следующих проблем:
1. Поиск идеи инновации (захват проекта):
анализ рынка (внутреннего и внешнего);
создание информационного банка идей, инвестиционных предложений;
поиск региональных и межотраслевых задач.
2. Организация исследования:
поиск средств финансирования, в том числе инвестиционных проектов с возвратом денежных средств;
разработка новых механизмов экономических взаимоотношений;
создание страховых (рисковых) фондов.
3. Организация конструкторско-технологических проектов:
преодоление оторванности разработчиков проектов от реальных условий производства;
расширение использования CAD-CAM систем.
4. Поиск партнеров в производственной сфере:
подготовка промышленных предприятий к восприятию инновационных путей;
переоснащение технической базы производства;
создание надежных систем обеспечения качества;
ориентация на наукоемкие изделия и процессы;
создание новых производственных предприятий, в том числе в составе научных и образовательных учреждений (льготное налогообложение).
5. Поиск инвестора:
получение гарантий;
подготовка научных кадров к работе с инвестором;
обучение составлению бизнес-плана.
6. Маркетинговые исследования:
участие в выставках;
организация рекламы;
создание специальных групп для проведения маркетинговых исследований;
7. Подготовка кадров:
индивидуальная подготовка студентов к участию конкретных проектах;
переподготовка инженерных кадров для предприятий;
становление новых дисциплин, специализаций и специальностей (маркетинг, инновационный менеджмент, менеджмент в проектной деятельности, инвестиционное планирование).
8. Компьютерная поддержка всех этапов инновационного менеджмента.
Основная цель инновационного менеджмента – управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения с помощью адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т. е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.
Кроме этого, одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
Основные элементы инновационной среды:
– собственно инновации, т. е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
– товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;
– инвесторы, финансирующие весь комплекс работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
– соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие проблемы.
Предмет изучения инновационного менеджмента – целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.
Любые изменения всегда привносят в стабильную и оптимальную с точки зрения статики систему состояния неопределенности и нестабильности, которое принято характеризовать как состояние кризиса. Долгое время в процессах управления на кризис начинали реагировать только с его появлением, когда ситуация уже становилась реальностью и катастрофу предотвратить было невозможно. В настоящее время в действиях ведущих организаций все более явственно прослеживается стратегия предупреждения кризисных ситуаций. Действительно, гораздо разумнее предусмотреть кризис, т. е. разработать и ввести в систему такие инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность будущих последствий.
Предмет изучения инновационного менеджмента – кризисные явления в организации и сопровождающие их процессы изменений. Цель деятельности менеджмента по инновациям – обеспечение безопасности жизнедеятельности организации в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях.