Глава 1 Цель и задачи инновационного менеджмента

1.1. Роль научно-технического прогресса в развитии производства

1.2. Цель инновационного менеджмента

1.3. Предмет и задачи изучения инновационного менеджмента

1.4. Связь инновационного менеджмента с другими дисциплинами

1.1. Роль научно-технического прогресса (НТП) в развитии производства

Главной отличительной особенностью развития современного производства во всех отраслях является его всесторонняя ориентация на результаты НТП.

Основной причиной, заставляющей промышленные предприятия в условиях рыночной экономики вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически любому предприятию, разрабатывающему новую технологию, выпускающему продукцию или оказывающему какие-либо услуги. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособности и получении прибыли. Следовательно, оно должно отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке, учитывая линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону достигнутое на данный момент рыночное равновесие.

Это обусловлено следующими факторами:

1) определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники и технологии;

2) необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники и технологии;

3) повышением технического уровня производства;

4) возможностью получения отрицательных результатов;

5) увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;

6) быстрым моральным старением техники и технологии;

7) объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д.

Приоритет в области решения названных проблем принадлежит инновационному менеджменту, под которым в широком смысле понимается управленческая деятельность, ориентированная на достижение в производстве нового положительного качества рассматриваемого свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.

Слово «менеджмент» происходит от английского слова manage – управлять.

Менеджмент – это искусство ведения дел, управление тем или иным объектом или процессом [9].

Инновационный менеджмент (ИМ) – управление применением новых научных знаний, технологических и организационных идей.

Упрощенное толкование термина «инновация» – это нововведение.

Анализ понятия «инновации» приводит к выводу, что содержание любой инновации связано с изменениями, как правило, связанными с использованием новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа), внедрением продукции с новыми свойствами, использованием нового сырья или преобразованием организационных структур.

На современном этапе инновационный менеджмент в основном ориентирован на решение следующих проблем:

1. Поиск идеи инновации (захват проекта):

анализ рынка (внутреннего и внешнего);

создание информационного банка идей, инвестиционных предложений;

поиск региональных и межотраслевых задач.

2. Организация исследования:

поиск средств финансирования, в том числе инвестиционных проектов с возвратом денежных средств;

разработка новых механизмов экономических взаимоотношений;

создание страховых (рисковых) фондов.

3. Организация конструкторско-технологических проектов:

преодоление оторванности разработчиков проектов от реальных условий производства;

расширение использования CAD-CAM систем.

4. Поиск партнеров в производственной сфере:

подготовка промышленных предприятий к восприятию инновационных путей;

переоснащение технической базы производства;

создание надежных систем обеспечения качества;

ориентация на наукоемкие изделия и процессы;

создание новых производственных предприятий, в том числе в составе научных и образовательных учреждений (льготное налогообложение).

5. Поиск инвестора:

получение гарантий;

подготовка научных кадров к работе с инвестором;

обучение составлению бизнес-плана.

6. Маркетинговые исследования:

участие в выставках;

организация рекламы;

создание специальных групп для проведения маркетинговых исследований;

7. Подготовка кадров:

индивидуальная подготовка студентов к участию конкретных проектах;

переподготовка инженерных кадров для предприятий;

становление новых дисциплин, специализаций и специальностей (маркетинг, инновационный менеджмент, менеджмент в проектной деятельности, инвестиционное планирование).

8. Компьютерная поддержка всех этапов инновационного менеджмента.

1.2. Цель инновационного менеджмента

Основная цель инновационного менеджмента – управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения с помощью адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т. е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Кроме этого, одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

Основные элементы инновационной среды:

– собственно инновации, т. е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;

– товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;

– инвесторы, финансирующие весь комплекс работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;

– соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие проблемы.

1.3. Предмет и задачи изучения инновационного менеджмента

Предмет изучения инновационного менеджмента – целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.

Любые изменения всегда привносят в стабильную и оптимальную с точки зрения статики систему состояния неопределенности и нестабильности, которое принято характеризовать как состояние кризиса. Долгое время в процессах управления на кризис начинали реагировать только с его появлением, когда ситуация уже становилась реальностью и катастрофу предотвратить было невозможно. В настоящее время в действиях ведущих организаций все более явственно прослеживается стратегия предупреждения кризисных ситуаций. Действительно, гораздо разумнее предусмотреть кризис, т. е. разработать и ввести в систему такие инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность будущих последствий.

Предмет изучения инновационного менеджмента – кризисные явления в организации и сопровождающие их процессы изменений. Цель деятельности менеджмента по инновациям – обеспечение безопасности жизнедеятельности организации в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях.

Загрузка...