Каждой организации – и не только в сфере бизнеса – необходима одна стержневая компетенция: инновации.
Беларусь вступила во второе десятилетие XXI в., в ходе которого ей предстоит перейти на инновационный путь социально-экономического развития в сложных условиях развития мировой экономики. Мировые процессы определяются прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к информационному обществу, к новой экономике, основанной на знаниях.
Экономика знаний – это экономика, базирующаяся на знаниях и представляющая собой прежде всего тип экономики, в котором производство знаний является источником ее роста. В экономической литературе используются и такие термины, как «постиндустриальное общество», «инновационная экономика», «информационное общество», «высокотехнологичная цивилизация» и др.
Социологи выделяют три периода экономического развития государств мира: аграрную эпоху, которая длилась приблизительно с VIII тысячелетия до н. э до середины XVIII в.; индустриальную эпоху, в которой человечество пребывало до конца XX в.; и, наконец, период, называемый нами информационной эрой или эрой инноваций, который начался в 1960-е гг. и продлится еще не одно десятилетие. Эти даты, конечно, приблизительные.
Первоначально, в аграрную эпоху, основой любого благосостояния был физический труд.
Промышленная революция означала замену мускульного труда машинным, когда основными центрами производства стали крупные промышленные предприятия, что привело к гигантскому росту производительности как в аграрном, так индустриальном секторе.
Постепенно в промышленном производстве индустриально развитых стран стали наблюдаться негативные тенденции и проблемы, связанные с низким уровнем качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции; инерционностью экономических явлений, их нечувствительностью к изменениям внешней среды. Во многих промышленно развитых странах наступил так называемый феномен застоя в экономике.
При всем несходстве причин, породивших феномен застоя в американской и бывшей советской народнохозяйственных системах, многие причины застоя в какой-то мере можно считать общими:
– бюрократизация политической и экономической жизни;
– самоуспокоенность;
– монополизм;
– ограничение конкуренции;
– наращивание производства за счет экстенсивных факторов.
Данные явления обусловили вытеснение старой индустриальной экономики экономикой нового типа, основанной на информации, знаниях, на развитии высокотехнологичных наукоемких отраслей, а также таких отраслей, как торговля, услуги, в которых высока востребованность достижений в области техники, технологий и современного программного обеспечения.
Основным источником роста производительности труда и повышения конкурентоспособности становятся пришедшие на смену крупным субъектам хозяйствования мелкие и средние инновационные предприятия.
Экономика знаний – высший этап развития постиндустриальной и инновационной экономики.
Ведущие страны мира создали близкие к оптимальным условия для быстрого и эффективного воплощения идей ученых в конкретные товары и продукты. Именно фундаментальные исследования, повышенные инвестиции в человеческий капитал и новые прорывные технологии обеспечивают ведущим странам мира их лидерство.
В последние годы доля расходов на науку непрерывно растет. В ведущих странах она достигла 3 % ВВП, а доля государства в этих расходах превышает 40 %.
1. Стадии экономического развития государств мира (табл. 1.1).
2. Качественные особенности постиндустриальной экономики (рис. 1.1).
3. Характеристики индустриальных и интеллектуальных организаций (табл. 1.2).
4. Составляющие успеха интеллектуальных организаций (интеллектуальные активы) (рис. 1.2).
5. Необходимость и значение инноваций в новой экономике (рис. 1.3).
Таблица 1.1. Стадии экономического развития государств мира
Рис. 1.1. Качественные особенности постиндустриальной экономики
Таблица 1.2. Характеристика (корпоративные атрибуты) индустриального и интеллектуального предприятий
Рис. 1.2. Составляющие успеха интеллектуальных организаций (интеллектуальные активы)
Рис. 1.3. Необходимость и значение инноваций в новой экономике
В Беларуси решающий поворот в сторону новой экономики произошел в 2007 г., когда Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. была утверждена «Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг.».
Стратегическая цель программы – перевод национальной экономики на инновационный путь динамичного, конкурентоспособного развития и создание инновационной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие, повышение качества жизни белорусского народа.
В Программе 2007 г. определены:
– приоритетные направления инновационной политики государства;
– модель инновационного развития Беларуси;
– механизм реализации государственной инновационной политики.
Ядром Программы является «Концепция национальной инновационной стратегии» (концепция НИС), в соответствии с которой определяются основные направления государственной политики в области формирования и развития НИС.
В настоящее время наступил новый этап инновационного развития экономики Беларуси, цели, задачи и механизмы реализации которого определены в «Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.».
Программа направлена на перевод национальной экономики в режим интенсивного развития. В ней предусматривается решение важнейших для Беларуси задач по обеспечению сбалансированности экономики, значительного роста экспорта (в 2,2 раза), не менее чем трехкратного увеличения доли экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в объеме белорусского экспорта, обеспечение положительного торгового баланса, а также решение вопросов импортозамещения, повышения позиции страны в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности по показателям «Оснащенность новыми технологиями» и «Инновационный потенциал», индекса экономической свободы по показателю «Права интеллектуальной собственности».
Главным направлением преобразований производственного потенциала Республики Беларусь в 2011–2015 гг. должно стать внедрение новых и высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью, низкой энерго- и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов товаров и услуг, новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов, а также организации производства традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов.
Одним из крупных проектов, реализуемых в рамках данной государственной политики инновационного развития экономики нашего государства, является работа по созданию в Беларуси и Китае Китайско-белорусского и Белорусско-китайского технологических парков. Так, в октябре 2010 г. в ходе визита Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в Китайскую Народную Республику состоялось торжественное открытие Белорусско-китайского технопарка в г. Чанчуне (провинция Цзилинь, КНР).
Белорусско-китайский технопарк в г. Чанчунь – платформа и узел по международному научно-техническому сотрудничеству. Предприятия, зарегистрированные в технопарке, занимаются прикладными исследованиями, разработкой и внедрением высоких и новейших технологий на основе проектов сотрудничества. Основные направления деятельности Белорус ско-китайского технопарка: фотоэлектроника, лазерная тех ника, новые материалы и энергетика, технологии сельского хозяйства и биотехнологии, информатика. Преимущества технопарка – дешевые факторы производства (прежде всего рабочая сила), налоговые льготы, огромный рынок сбыта, благоприятные условия реинвестирования, расширение бизнеса, в том числе в других отраслях потенциально крупнейшей экономики мира.
Цели Белорусско-китайского технопарка в г. Чанчунь следующие:
– внедрение запатентованных технологий с привлечением зарубежных и китайских инвесторов при условии соблюдения прав интеллектуальной собственности;
– создание совместных лабораторий, институтов, научно-исследовательских центров;
– создание совместных предприятий на территории Китая для проведения НИОКР и коммерциализации разработок.
Одной из крупнейших хозяйственных систем в Республике Беларусь, требующих инновационного прорыва, является система потребительской кооперации (Белкоопсоюз). Потребительская кооперация занимается более чем десятью видами деятельности. Основной ее задачей является обслуживание жителей села, малых и средних городов, позволяющее улучшить качество жизни проживающего в них населения, создать современную инфраструктуру региональных рынков.
Система потребительской кооперации занимает десятую долю розничного рынка Беларуси, и это существенное завоевание рынка требует стратегически выверенных действий, чтобы в условиях глобализации сохранить свою нишу, упрочить позиции и успешно конкурировать на рынке. Вместе с тем действующие крупные муниципальные торговые объекты выходят на розничный рынок районной розничной торговли и входят в традиционное поле деятельности потребительской кооперации, усиливая тем самым конкуренцию. Усиливают конкуренцию также частные сетевые объекты торговли. В этой ситуации Белкоопсоюз в отраслевой программе развития потребительской кооперации на 2011–2015 гг. ставит задачу сформировать единую систему сетевой торговли, что обосновано и актуально.
Основной целевой установкой Белкоопсоюза в этих условиях является подготовка инновационно активных руководителей и специалистов для торговой отрасли и других видов деятельности. Именно современная кадровая стратегия Белкоопсоюза позволит ей сохранить свои позиции на розничном рынке, обеспечив должный уровень конкурентоспособности хозяйствующим субъектам.
1. Характеристика концепций инновационного развития (табл. 1.4).
2. Характеристика стратегий инновационной трансформации экономики государств, трансформирующихся в рыночную экономику (табл. 1.5).
3. Основная цель и задачи «Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.» (рис. 1.4).
4. Основные источники финансирования и мероприятия «Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.» (рис. 1.5).
5. Ожидаемые результаты от реализации «Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.» (рис. 1.6).
6. Задачи развития оптовой и розничной торговли в соответствии с «Отраслевой программой развития потребительской кооперации на 2011–2015 гг.» (табл. 1.6).
7. Направления развития оптовой торговли потребительской кооперации на 2011–2015 гг. (рис. 1.7).
8. Преимущества торговой отрасли потребительской кооперации Республики Беларусь (рис. 1.8).
9. Особенности кооперативной торговли Республики Беларусь (рис. 1.9).
10. Задачи создания торговых сетей потребительской кооперации Республики Беларусь на 2011–2015 гг. (рис. 1.10).
11. Рекомендуемая дислокация объектов розничной торговли в соответствии с «Отраслевой программой развития потребительской кооперации на 2011–2015 гг.» (табл. 1.7).
Таблица 1.4. Характеристика концепций инновационного развития
Таблица 1.5. Характеристика стратегий инновационной трансформации экономики развивающихся государств
Рис. 1.4. Основные цель и задачи «Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.»
Рис. 1.5. Основные источники финансирования и мероприятия «Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.»
Рис. 1.6. Ожидаемые результаты от реализации «Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.»
Таблица 1.6. Задачи развития оптовой и розничной торговли в соответствии с «Отраслевой программой развития потребительской кооперации на 2011–2015 гг.»
Рис. 1.7. Направления развития оптовой торговли потребительской кооперации на 2011–2015 гг.
Рис. 1.8. Преимущества торговой отрасли потребительской кооперации Республики Беларусь
Рис. 1.9. Особенности кооперативной торговли Республики Беларусь
Рис. 1.10. Задачи создания торговых сетей потребительской кооперации Рес публики Беларусь на 2011–2015 гг.
Основная задача развития оптовой и розничной торговли – повышение уровня и качества обслуживания и полное удовлетворение платежеспособного спроса обслуживаемого населения в товарах, приостановление тенденций снижения доли потребительской кооперации в общем объеме розничного товарооборота Республики Беларусь:
– исключается дублирование закупок;
– обеспечение льготных условий товарного кредитования и низкие цены;
– реализуется единая сбытовая политика в торговой сети потребительской кооперации.
Таблица 1.7. Рекомендуемая дислокация объектов розничной торговли в соответствии с «Отраслевой программой развития потребительской кооперации на 2011–2015 гг.»