Часть «Информативность слова»

Информативность слова, текста и речи зависит от многих факторов: изначальный, объективный, задуманный смысл, мыслительные способности автора, восприятие читателем или слушателем, временные и языковые особенности.

Юрий Лотман в трудах по семиосфере выделяет понятие границы семиотического пространства, которые, в сущности, определяются сменами культур или развитием самой культуры во времени. И это влияет на степень информативности слова, текста и речи.

Заметка «Многомерность смысла, информативная составляющая произведений и коэффициент информативности»

Исследование интеграции литературы и информатики

Интеграция наук и искусств даёт поразительные результаты. Представьте себе сочетание информатики и литературы – более чем крепкий союз информации, смысла, содержания и форм его выражения. Исследуя интеграцию знаний в процессе разработки универсальных методов, я всегда поражаюсь многомерностью смысла информации, а потому интересует информативность текста, его информативная составляющая, и возможность измерения коэффициента данной информативности как «весовой категории» любого информационного обьекта. Если термин «информационный» воплощает собой статику – факт наличия информации, то информативность представляет собой динамику, степень эффективности передачи информации от источника (адресанта) к воспринимающему информацию субъекту (адресату), её усвоение.

Связанными с понятием информативности текста, документа, произведения являются понятия информационных технологий, представляющих собой систему, включающую в себя информацию, процесс её обработки, участников данного информационного процесса, деятельность по управлению данным процессом и приёмы, способы и устройства обработки информации.

Понятие информации является философской категорией и предметом науки информатики. Именно данной наукой вводится понятие единицы измерения размера и объема информации. Но названные понятия характеризуют информационный объект, тогда как степень усвоения информации требует введения термина коэффициента информативности. А сама информативность зависит от метода восприятия информации, который может быть прямым или контекстным. Восприятие информации и операции с ней, управление информационными процессами исследуются в рамках кибернетики.

Информативность является оценочной категорией, и для различных участников информационного обмена эффективность донесения информации посредством текста может быть разной. И информативность всего текста будет выражена в процентом соотношении усвоенной информации воспринимающим его субъектом и всего массива информации, содержащейся в тексте.

Именно в целях сохранения смыслового содержания и гарантии его передачи адресату, автор в процессе работы над текстом может оценить его информативность, способность этого «информационного сообщения» донести информацию без искажения и в максимальном объеме до слушателя, зрителя, читателя. Информационная составляющая произведения и смысловая нагрузка – акценты и распределение информации в нем – зависят от двух оснований: от функций, цели и задач, и от соседств выразительности, самих троп, несущих этот смысл, и от композиции произведения. Зависит информативность текста произведения и от самих участников информационного обмена, автора и чтеца, их способности соответственно донести и усвоить информацию. Оценка самим автором информативности составляемого текста, таким образом, должна основываться на соотнесении путём абстрагирования и объективного восприятия своего же произведения как стоонний незаинтересованный читатель – согласитесь, задача виртуозная. Это особенно важно при написании публицистики, обучающих текстов. А вот способности конкретного воспринимающего информацию субъекта к усвоению содержания данной информации – многообразие вариаций.

В контексте рассматриваемой темой перспективной является разработка системы оценки информативности текста. И в этой оценке в качестве измерительной категории может выступать коэффициент информативности, работу над которым я начала в 2016 году в связи с исследованиями информационных технллогий. И в этом измерении множество других категорий. Информация, которая передается с помощью носителя, и им, например, может быть сигнал. В литературе данным носителем является слово, которое обладает всеми свойствами информационного объекта. Особенности слова полностью раскрываются в речи и её хранителе – литературе. Так, в «Волшебной горе» Томас Манн приводит рассуждение о движущих силах прогресса – разуме, науке и праве, и указывает, что с помощью слова должно рождаться действие. Именно литература помогает реализовать в различных отраслях знания механизм цепочки от слова и мысли, или стиля, к деянию, действию. Действие идей в произведннии опирается на силу слова, эффективность его информативной составляющей. Такая ответственность лежит, например, на правовых текстах – так слово в действии наглядно демонстрирует общеизвестная фраза «закон гласит», то есть глаголет, действует.

В действии может быть любая информация, соединенная с энергией – все физические величины. И одно из известных говорящих слов – это и есть глагол. «Глаголом жги сердца людей» (А.С. Пушкин) – так и автор должен передавать свои мысли посредством текста для воплощения данных идей. И самая мощь слова – в литературе и информатике. В последней эта динамическая функция информации в определенной форме наиболее полно описывается в примере составленной на языке программирования из кода всего одной команде, которая приводит к реальному действию в нейронных сетях, кибеонетике. И в литературе – это воплощение нам известно – слово произведения оживает благодаря одному из сложных механизмов – тетру. Слово, информация – это колоссальный потенциал смысловой энергетики, рождающей действие, материю, энергию и новую информацию – в этом колоссальный жизненный смысл, заложенный информацией во всех сферах, науке и искусстве, биологии и технике, в самой Вселенной. Именно поэтому важно знать информативную составляющую – она и в нас, она – во всём.

Заметка Метаязык и всеобъемлющие слова

Именно в слове как части языка возможно прямое и переносное значение, и это дает слову большие возможности в отличие от любого другого информационного объекта: одно и то же слово может нести смысл сразу правды и лжи в зависимости от того, какое значение на самом деле понимается. Как указывает В.И. Апполонова, это понятие многозначности, и оно зависит от контекста [1].

Смыслы, заключенные в слова, связаны с информационным полем. И смысл может вбираться словом от другого, из группы слов. Само слово может быть словом-матрешкой, шкатулкой, словом-понятием, образом, символом. Информационное поле, смысловое и математическое пространство, в котором находится слово, играет роль глобального словаря, тогда как информативность и ее разный вес обретается словом разными способами. Например, это связи между словам. В тексте и речи, к примеру, это сочинительная связь [1].

И самое мощное в информатике слова – это механизм его действия, и постараемся по-другому взглянуть на понятие метаязыка, который универсален и не зависит от разных языков и позволяет понимать всем мир таким, коков он есть объективно.

О творении словом – это не только сама словесность, речь и красноречие, или предшественники данных слов – «добрословие» и «благословие» [2], не только написание текстов, но это и творение словом смыслов, идей или их помещение в слово, и претворение словом в жизни действий. Как из «Книги толкований» – «здравым глаголом последующе, поживите» – и глагол всегда означает действие [2].

Исследователи словесности отмечают единение в самом начале истории слова и действия [3], когда слова еще только начинали появляться, люди старались объясняться звуками и жестами, и то, что происходило в мире, как оно воспринималось и обрабатывалось разумом – требовало выражения – через слово. Слово очень динамично несмотря на кажущуюся статику – в нем огромный потенциал действия благодаря его природе, хотя самой информатикой, а еще ранее – всеобщими законами мира – заложено развитие и творение.

С древних времен продолжается словообразование, но происходит и другой процесс – создание словом действия – древняя история мира повторяется в разных направлениях. С помощью слова пишутся коды, надиктовываются команды, которые приводят в действие механизмы, приборы, а нейронные сети создаются с помощью слов и ими же творят новые смыслы. Это множественность понимания информатики слова, включающей семантику, информативность, созидание словом.

Сознание, наше мышление и слово связаны родимой связью: процессы, которые происходят в головном мозгу, рождающие мысли, эти самые мысли-содержание должны были облечь в форму-слова. И то, почему мы именуем что-либо так, а не иначе – во многом определяет точность в передаче действительности и ее «перетягивание» с помощью слова в будущее и сотворение новых слов и действительности и наоборот.

Связь мира, происхождения слов, их корней, мышления, выражения и восприятия действительности, передача смысла во времени, видоизменение слов – это информационный процесс большого масштаба. Вот, например, один из мета-смыслов слов, их информативности, способности вобрать смысл колоссальных процессов. И это действительно в самом прямом значении метафизика слова. Исследователи приводят пример этимологии и смыслового значения слова «место» и «мести» и «метла» [3] – из символики и устремления упорядочить саму Вселенную метла как слово-образ связывает место и всеобщий закон порядка, творимого из хаоса. С метлой через действие связано слово «уборка» – метла действительно берет, убирает, приводит в порядок, но, к примеру, семантика уже меняется в переходе от слова «убор» к слову «собор».

Загрузка...