Формирование информационного общества связано с развитием и широким использованием информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности. В настоящее время информационные технологии стали привычным инструментарием как в учебной, научной, так и практической деятельности. Эффективная деятельность специалиста любого профиля сегодня не мыслится без применения современных информационных технологий.
Многообразные информационные технологии, функционирующие в образовании, финансовых операциях, проектировании и т.п., имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой. Объединить их в одном подходе призвана информатика.
Сегодня информатика занимает достойное место среди базовых дисциплин и является неотъемлемой компонентой учебных планов всех без исключения направлений и специальностей высших учебных заведений, в том числе гуманитарных. Информатика – одна из немногих дисциплин, развивающих такие практические навыки, которые востребуются напрямую и немедленно, сразу после включения молодого специалиста в профессиональную деятельность.
Процесс изучения информатики и информационных технологий направлен на формирование общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. В частности, студент должен быть способным самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию (ОК); быть способным использовать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК).
У выпускника должно быть сформировано на достаточном уровне умение самостоятельно расширять и применять полученные знания в профессиональной сфере, осваивать новые программные продукты.
Для плодотворного применения персонального компьютера в профессиональных областях деятельности пользователю следует знать, что означают такие информационные термины, как «бит», «байт», «файл», «информационная система» и др., уметь работать с системным и прикладным программным обеспечением, владеть технологиями подготовки документов, обработки и анализа данных, разработки баз данных, основами алгоритмизации, программирования, моделирования, что позволит автоматизировать расчеты и облегчить работу с массивами информации.
Коренное отличие информатики от других дисциплин, изучаемых в высшей школе, состоит в том, что предметная область информатики изменяется чрезвычайно динамично. Сегодня в среднем один раз в полтора года удваиваются основные технические параметры аппаратных средств, один раз в два-три года меняются поколения программного обеспечения, и один раз в пять-семь лет меняется база стандартов, интерфейсов и протоколов.
Формат электронного учебника, в отличие от традиционных учебников, представляет собой динамичную структуру, что позволяет своевременно вносить изменения и дополнения, соответствующие современному развитию живой науки – информатики, ее аппаратных и программных средств. На современном этапе такая возможность является одной из ключевых для организации учебного процесса в высшем учебном заведении.
Современные образовательные технологии (дистанционное образование) также требуют современного методического обеспечения учебного процесса, и в первую очередь, электронных учебников с удобной навигацией, развитым поисковым механизмом, встроенным автоматизированным контролем уровня знаний студента.
Ныне информатика сталкивается с парадоксальным фактом. Ее основная задача состоит в преодолении общечеловеческого кризисного явления, называемого «информационным бумом», путем внедрения средств и методов, автоматизирующих операции с данными. Однако в собственной предметной области информатика испытывает такой информационный бум, какого не знает ни одна область человеческой деятельности. Например, мировой ассортимент изданий, имеющих прямое отношение к информатике (не считая периодических и электронных), составляет порядка десяти тысяч томов в год и полностью обновляется не реже, чем раз в два года.
Таким образом, для преподавания информатики в современных условиях необходимо расширенное взаимодействие между учебными программами общих и специальных дисциплин и учебной программой курса информатики. Формат электронного учебника позволит решать эту задачу наиболее эффективно.
Не только по форме, но и по содержанию учебник является актуальным. Необходимость разработки данного электронного учебника вызвана отсутствием подобного издания для подготовки бакалавров в вузах министерства культуры. Данное электронное издание учитывает специфику гуманитарного вуза и ориентировано на студентов гуманитарных специальностей и направлений. В книге отражены основные принципы и положения информатики как науки, современные аспекты и тенденции развития информационных технологий.
Электронный учебник содержит теоретические основы информатики, рассмотрены базовые виды информационных технологий для обеспечения основных видов информационных процессов (технологии создания текстовых документов, технологии обработки данных в электронных таблицах, технологии разработки баз данных, технологии алгоритмизации, программирования, компьютерного моделирования). В учебнике представлены эффективные приемы работы с распространенными программными продуктами.
Учебник обобщает многолетний опыт работы профессорско-преподавательского состава кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК), прошел успешную экспериментальную проверку при обучении студентов информационным дисциплинам. Содержание учебника соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к уровню подготовки бакалавров по направлениям, реализуемым в СПбГИК.
Электронный формат учебника позволяет повысить качество и эффективность самостоятельной работы студентов. Учебник может быть также использован в системах и учреждениях открытого и дополнительного образования.