В настоящее время трудно найти человека, который бы не знал, или хотя бы не слышал термин «маркетинг». В современной деловой практике, осознанно или нет, предприниматели, экономисты, менеджеры, да и просто обыватели широко его используют. Хотя в нашей стране еще совсем недавно, в период плановой экономики идеи маркетинга не только не использовались на практике, но и были запретной темой для научных дискуссий. Некоторые отечественные ученые, которые в то время рисковали заниматься изучением зарубежных маркетинговых технологий и пытались их адаптировать к отечественной экономической действительности, подвергались гонениям и преследованиям. Это, в свою очередь, привело, как и во многих прочих вопросах, к значительному отставанию нашей страны от передовых держав.
Несмотря на то, что в Советском Союзе под влиянием объективных причин внимание на маркетинг начали обращать в конце 70-х годов, период его активного применения в деятельности отечественных компаний можно отнести лишь к середине 90-х годов прошлого века, когда в Новой России зарождающиеся рыночные отношения стали принимать более цивилизованные формы. В то время, с одной стороны, маркетинг в своей деятельности активно использовали приходящие в страну зарубежные компании в целях освоения своей продукцией российского рынка, а с другой – его брали на вооружение передовые отечественные компании, к тому времени уже достаточно укрепившиеся на национальном рынке и искавшие новые эффективные решения для управления своим бизнесом. На заре нового российского капитализма для многих из них маркетинг был лишь модным атрибутом, в большей степени необходимым для поддержания реноме современной и сильной компании. При этом весь широкий арсенал функций маркетинга был не востребован в силу, во-первых, относительно невысокой конкуренции, а во-вторых, еще недостаточным профессиональным уровнем и опытом отечественных маркетологов.
Более двадцати лет, прошедшие с того времени, значительно изменении рыночную ситуацию. В России появилось множество как отечественных производителей продукции и услуг, так и их зарубежных конкурентов, разместивших здесь свои представительства и производственные мощности. Сейчас практически не осталось какой-либо неохваченной маркетингом сферы социально-экономических отношений. И это, безусловно, свидетельствует о возрастающей конкуренции, а как следствие этого о необходимости нахождения новых способов работы предприятий, удовлетворения растущих запросов потребителей, поиска новых способов гибкого управления бизнесом и т. д.
Естественно, что решение этих актуальных вопросов отечественными предприятиями невозможно без использования маркетинговых технологий. Об этом свидетельствует и тот факт, что к использованию маркетинга в своей практике стали прибегать не только крупные российские компании, но и субъекты среднего и малого бизнеса, вводя в свои организационные структуры штатные единицы маркетолога. Одними из последних в этот процесс включились российские государственные предприятия и правительственные структуры.
Глобальные экономические процессы, такие социально-экономические кризисы, необходимость модернизации отечественной экономики, инновационное развитие страны и диверсификация производства, импортозамещение еще больше повышают актуальность маркетинга в наши дни. Глобальная информатизация, ставшая основным трендом современного этапа развития современного общества, позволяет каждому человеку получать доступ к практически любой информации и одновременно усложняет решение этих задач.
Исходя из этого, потенциал дальнейшего развития и совершенствования методологии маркетинга заключается в исследовании информационной основы рыночной деятельности современных предприятий в новых экономических условиях[2]. Для всестороннего и объективного изучения проблемы применения информационных систем и технологий в маркетинге необходим ретроспективный обзор этапов эволюции его теоретических концепций и практических подходов, определения их отправной точки, основных вех становления и современного состояния.
Маркетинг как теория и практика рыночной деятельности предприятий к настоящему времени прошел достаточно долгий путь своего становления и развития. При этом надо признать, что он является достаточно молодым направлением в организации экономической деятельности и пока значительно уступает в совершенстве своей методологической основы многим видам управленческой деятельности, с чем зачастую связано поверхностное отношение к нему.
Спустя более 100 лет с момента своего возникновения как области научных интересов – с начала XX века – постоянно сменяются позиции и взгляды маркетологов на организацию рыночной деятельности. Безусловно, эти изменения связаны с глобальными процессами, происходящими в социально-экономической жизни в целом, и являются их непосредственным отражением, формами рыночной реакции предприятий на них. К настоящему времени в профессиональной среде сложилось несколько различных подходов к определению основных этапов развития маркетинга.
Наиболее широко известным подходом является рассмотрение эволюции маркетинга, состоящей из смены 5 маркетинговых концепций (в зарубежных источниках – «эр»): совершенствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий, маркетинга и социально-этичного маркетинга (рис 1.1). Все перечисленные концепции характерны для определенных этапов развития экономики в XX веке и отражают основные социальные перемены, происходившие в обществе в этот период. Возникновение и преобладание той или иной концепции соответствует определенному этапу развития экономики в целом. Необходимо отметить, что подход, реализованный в рассматриваемой концепции, больше относится к американской модели маркетинга. Нетрудно заметить, что каждая последующая концепция (эра) смещала вектор в рыночной деятельности предприятия с внутренних целей производственной и финансовой деятельности к потребителю, его нуждам и потребностям, а также благополучию общества в целом (см. рис 1.1).
Таким образом, происходил перенос основной функции маркетологов с обеспечения предприятия маркетинговой информацией к глубокому информационному взаимодействию между производителем и потребителем на основе гармонизации их интересов. Рассмотрим более подробно каждую из концепций.
1) Концепция совершенствования производства (производственная эра). Это один из первых подходов, которым руководствовались производители при организации своей деятельности на рынке. Он подразумевает, что предприятие может добиться успеха на рынке, если будет выпускать товары, которые широко распространены и доступны по цене. Следовательно, реализуя данную маркетинговую концепцию, руководство предприятий должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании технологий массового производства и снижении издержек. Основное внимание тогда уделялось таким элементам маркетинговой деятельности как «товар» и цена». Ярким выражением сути этой концепции стала известная фраза Генри Форда: «Каждый покупатель может заказать у нас автомобиль любого цвета, если этот цвет – черный». Иными словами, на заре становления маркетинга предприятиям было достаточно просто информировать потребителей о существовании их продукта, чтобы обеспечить его сбыт.
Рис. 1.1. Смещение вектора рыночной деятельности к потребителю в процессе смены концепций маркетинга:
1) совершенствование производства; 2) совершенствование товара; 3) интенсификации коммерческих усилий; 4) маркетинга; 5) социально-этичного маркетинга
2) Концепция совершенствования товара (товарная эра). Это одни из наиболее распространенных подходов, который используют производители и в наши дни, особенно в России. Концепция совершенствования товара заключается в необходимости улучшения и постоянного совершенствования качества товара в целях стимулирования потребителей к его приобретению. На этом этапе развития маркетинга возрастающее количество предприятий, а, следовательно, и растущая конкуренция вызвали необходимость распространение маркетинговой информации для потребителей, касающейся преимуществ и стоимости выпускаемых товаров, выгодно отличавшей их от конкурентов. Роль маркетинговой информации возрастала. Она становилась не просто полезными данными, а инструментом конкурентной борьбы за потребителей.
3) Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая эра). Этого подхода придерживаются многие производители и поныне. Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере формирования спроса и стимулирования сбыта. Необходимо отметить, что период возникновения этой концепции совпадает с периодом великой депрессии в США. Существовавшие тогда предприятия к этому времени нарастили достаточно большой производственный потенциал, а падающая вследствие разразившегося экономического кризиса покупательская способность мешала сбывать произведенную продукцию. Тогда и понадобилось увеличение информационного воздействия на потребителей, чтобы восстановить падающий спрос. Новые возможности, которое предоставило регулярное телевизионное вещание, начавшееся в США в конце 1920-х годов, позволили использовать информационные технологии в маркетинговой деятельности с большей силой.
4) Концепция маркетинга (рыночная эра). Это сравнительно новый подход в организации предпринимательской деятельности. Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами. Именно в рамках этой концепции сформировались теоретические основы маркетинга, которые применяются в практике и сейчас. Маркетинг стал системой, в которой информационное обеспечение потребовалось каждому элементу.
5) Концепция социально-этичного маркетинга (глобальная эра). Социально-этичный маркетинг – явление рубежа ХХ и XXI веков. Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Иными словами, предприятиям в рамках этой концепции уже недостаточно коммуницировать только со своими потребителями. Необходимо осуществлять разнонаправленное информационное взаимодействие со всеми субъектами внешней и внутренней маркетинговой среды предприятия, которое позволит выявлять и удовлетворять потребности всего социума.
Хронологию рассмотренных маркетинговых концепций, а также их сущность и ориентацию можно проследить в табл. 1.1.
Эволюция рассмотренных концепций маркетинга хорошо накладывается на комплекс маркетинга, состоящий из четырех элементов (т. н. «4P»): продукт, цена, продвижение, сбыт. Последовательное преобладание в рыночной деятельности каждого из этих элементов на ранних этапах становления маркетинговой науки и практики впоследствии привело к их интеграции и комплексному использованию в рамках концепции современного маркетинга и дополнению модели «4P» Дж. Маккарти другими переменными (процесс, персонал, физические атрибуты и пр.).
Существуют и альтернативные подходы к определению хронологии развития маркетинга. Так Е.П. Голубков представил его развитие с точки зрения поэтапной интернационализации бизнеса[3]. По его мнению, развитие глобальных процессов в экономике повлияло и на маркетинговую деятельность предприятий. Постоянно увеличивая масштабы производственной и коммерческой деятельности, современный бизнес прошел путь от локального маркетинга, осуществляемого на местном уровне (город, регион), до уровня всей страны (рис. 1.2).
Таблица 1.1
Концепции (эры) эволюции маркетинга
Дальнейшее развитие мировой экономики, геополитические процессы интеграции стран, совершенствование информационных технологий и появление систем электронной коммерции привели к возникновению международного маркетинга, который реализовывался на базе дочерних фирм, филиалов и отделений предприятий в зарубежных странах, связанных посредством сетей передачи данных. В этих условиях современные компании должны быть динамичными, надежными, прибыльными и конкурентоспособными, обеспечивая высокое качество продукции и услуг для потребителей.
В основе успешной деятельности таких компаний лежит рыночно ориентированное управление с помощью современных методов маркетинга, с применением информационно-коммуникационных технологий и систем[4].
Рис. 1.2. Этапы развития маркетинга в процессе глобализации по Е.П. Голубкову
Становление крупных транснациональных корпораций (ТНК), охватывающих своей деятельностью практически весь мир, послужило отправной точкой для появления современной фазы развития маркетинга – глобального маркетинга, который предполагает свободное перемещение материальных ценностей и нематериальных активов, рабочей силы и капитала по всему миру, быстрый обмен информацией и знаниями, стирание национальных различий между рынками отдельных стран, унификацию сбытовой и рыночной деятельности. По мнению Е.П. Голубкова, первым шагом в развитии глобального маркетинга является создание Европейского Союза.
Анализируя рис. 1.2, можно сделать вывод, что переход от локального к глобальному маркетингу стал возможен только за счет развития информационных технологий, которые позволили предприятиям выйти на новые для себя рынки и захватить их, а также обеспечили технологическую базу для внешнеэкономической деятельности. Злободневным примером развития глобального маркетинга в России можно считать коллапс ФГУП «Почта России», который в 2013 г. парализовал деятельность оператора государственной почтовой сети нашей страны. Тогда на таможенных постах и в аэропортах скопилось несколько сотен тонн посылок с международной почтой[5]. Причиной этому стали колоссальные объемы покупок российских граждан на американском интернет-аукционе E-bay. Выход из сложившейся ситуации, когда традиционные государственные институты не поспевали в своем развитии за темпами роста глобальной электронной коммерции, нашли как всегда простой – фискальный. Министр финансов России Антон Силуанов в конце 2013 заявил, что уровень не облагаемых таможенной пошлиной интернет-покупок предлагается снизить до 150 евро. Сейчас таможенная пошлина взимается с отправленных интернет-магазинами товаров задекларированной стоимостью более тысячи евро [6].
Другой концептуальный подход, разделяющий процесс эволюции маркетинга на три этапа, предложил Филип Котлер в одной из своих последних работ «Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе»[7]. В этой работе, как следует из ее названия, он и его соавторы предприняли попытку исследования развития маркетинга через призму смещения ориентации в деятельности компаний от их внутренних целей и задач к потребителям через более глубокое, сущностное познание их мыслей, чувств и эмоций. Такое понимание современного состояния маркетинга, который и получил название «маркетинг 3.0», стало возможно благодаря динамичному развитию его теории и методологии, новый виток которых происходил практические в каждом десятилетии ХХ века, увеличивая количество новых концепций и подходов. Ф. Котлер выделяет основные вехи в истории маркетинга второй половины прошлого века, которые характеризовались обогащением его методологии и в результате привели общество к современному этапу – «маркетингу 3.0» (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Эволюция методологии маркетинга во второй половине ХХ века по Ф. Котлеру, А. Сетиавану, Х. Картаджайя
Начальный этап развития маркетинга, который получил название «.маркетинг 1.0», связан, по мнению Ф. Котлера, с промышленным бумом, особенно резко проявившим себя в США в начале прошлого века. Главной задачей маркетинга в этот период, когда уровень технического развития определялся совершенством технологий производства и оборудования, было обеспечение продукцией всех желающих. Стандартизация и унификация выпускаемой продукции, снижение расходов на ее производство за счет передовых для того времени технологий, позволяли маркетологам сделать ее доступной для массового потребителя. Таким образом, главенствующим элементом первого этапа развития маркетинга был продукт.
Появление «маркетинга 2.0» Ф. Котлер связывает с развитием постиндустриального общества, основанного на информационных технологиях, и отмечает, что в этих условиях маркетинг значительно усложнился. Современные потребители отлично информированы и избирательны в своем поведении на рынке. Имея возможность получения информации практически мгновенно и в любом месте посредством мобильных телефонов, планшетов, беспроводных сетей передачи данных, они сравнивают различные предложения, оценивают их качественные характеристики, сопоставляют цены, получают оценки других потребителей, и только после этого принимают решение о покупке.
Третий этап эволюции маркетинга – «маркетинг 3.0» – пока находится на этапе своего зарождения. Согласно его автору, на современном этапе компании рассматривают своих потребителей как «полноценных человеческих существ, наделенных мыслями, эмоциями, душой»[8]. Ф. Котлер отмечает, что современный человек не просто стремится удовлетворить свои потребности, а должен сделать это таким образом, чтобы улучшить современный глобализованный мир или, по крайней мере, не нанести вреда социуму, экономике и природе. Таким образом, потребители получают не только удовлетворение своих функциональных, но и эмоциональных потребностей. Технологическую основу такой самореализации потребителей образуют возможности социальных сетей, мобильных устройств с практически неограниченным доступом в Сеть, новые формы коллективного взаимодействия людей на базе информационных технологий. Несмотря на некоторый кажущийся романтизм маркетинга 3.0, в настоящее время можно найти немало примеров его практической реализации. Так, в последнее время набирают популярность технологии фан-драйзинга[9] и краудсорсинга[10]. По сути, они основываются на добровольных коллективных действиях группы лиц, объединенных общими интересами или ценностями. В этой связи показательным примером может служить интернет-стартап Boomstartet.ru – краудфандинговая платформа для привлечения финансирования в авторские проекты или мероприятия [11]. Каждый желающий может ознакомиться на этом сайте с представленными портфолио различных проектов, как правило, обладающих некоторой социальной направленностью. Авторы проектов предлагают посетителям Boomstartet.ru финансировать сеть велопроката в г. Санкт-Петербург, фильм о подвиге 28 панфиловцев, древнеславянскую настольную игру «Оберег» и т. д. Таким образом, потребители получают возможность не только выразить свое мнение о том или ином проекте, но и проявить свою активную социальную позицию, внеся определенные средства на счет понравившегося им проекта и почувствовав сопричастность общему, благому начинанию. За весьма короткий срок своего существования – всего два года, стартап Boomstartet.ru запустил более 2300 проектов, привлек более 46000 спонсоров и собрал около 52 млн. руб. Он является ярким примером симбиоза нового этапа развития маркетинга и современных информационных технологий, приносящего пользу не только отдельным компания и потребителям, но и всему обществу. Этот проект был отмечен как лучший инновационный стартап 2012 г. в России.
В развитии маркетинга 3.0 Ф. Котлер определяет будущие направления изменения традиционных инструментов маркетинговой деятельности (табл. 1.3). Так, управление товаром, которое сейчас понимается как разработка предприятием комплекса маркетинга, в будущем будет осуществляться на основе совместного с потребителями творчества; управление потребителями, осуществляемое в настоящее время на базе STP-анализа[12], превратиться в содействие сообществам потребителей; бренд-менеджмент будет заключаться в создании аутентичных, вызывающих у потребителей доверие, персонажей[13] – носителей идеологии бренда. Такое тесное взаимодействие между предприятиями и потребителями, зачастую разделенными друг от друга тысячами километров, возможно только на основе информационных технологий.
Таблица 1.3
Будущие направления развития маркетинга 3.0 по Ф. Котлеру
В своих работах и выступлениях самого последнего времени Ф. Котлер уже намечает содержание двух будущих концепций – «Маркетинга 4.0 и 5.0», которые заключаются в оптимизации и автоматизации всех бизнес-процессов маркетинговой деятельности компаний. Главными движущими силами маркетинга 4.0 и 5.0 станут информационные технологии и интернет-маркетинг, которые позволят найти еще более тесные способы взаимодействия компаний со своими потребителями.
Легко заметить, что третий этап эволюции маркетинга по Котлеру очень близок рассмотренной ранее концепции «социально-этичного маркетинга», хотя и более явно постулирует гуманистическую природу современных рыночных отношений. «Маркетинг 3.0» выделяет те механизмы, которые позволяют воплотить идеи социально-этичного маркетинга в жизнь, посредством основной технологической базы этого нового этапа – технологий новой волны. С начала 2000-х годов информационные технологии, в основном Интернет, глубоко проникли на национальные рынки и развились в то, что ныне стали называть «технологиями новой волны». По своей сути, технологии новой волны сами являются эволюционной формой развития информационных технологий и их применения в маркетинге. Они базируются на четырех основных элементах: дешевые компьютеры, мобильные телефоны, недорогой интернет и программное обеспечение с открытым программным кодом. Таким образом, «маркетинг 3.0» является лишь новым технологическим витком развития применения информационных технологий в маркетинге – «маркетинга 2.0», в котором преобладали информационные системы и технологии, и сама маркетинговая информация.
Интересный подход к исследованию эволюции парадигм маркетинга содержится в работах С.П. Казакова рис. 1.3)[14]. На основе анализа исторических перемен, происходивших в XX веке и появления инновационных технологий в маркетинговой деятельности, автор выделяет 5 уровней и соответствующих им видов прикладного маркетинга. Под прикладным маркетингом С.П. Казаков понимает «совокупность тактических и оперативных управленческих действий в различных сферах деятельности, имеющих строгую внутрифирменную, отраслевую или рыночную специфику». Иными словами, прикладные виды маркетинга явились результатом исторического развития отдельных элементов комплекса маркетинга в практике рыночной деятельности конкретных предприятий, отраслей или рынков. Несомненно, что на возникновение такого многообразия прикладных видов маркетинга ощутимое воздействие оказало и развитие информационных технологий. Например, в предложенной С.П. Казаковым классификации, маркетинг интернет-торговли, относящийся к категории прикладных видов торгового маркетинга[15], является результатом появления и развития глобальной информационной сети Интернет.
Рис. 1.3. Хронология концептуальных и национальных подходов всеобщего маркетинга С.П. Казакова
С точки зрения анализа национальных подходов к эволюции маркетинга показательна японская модель. В табл. 1.4 приведена последовательность подходов в ее формировании в течение второй половины XX века. В японской модели очень явно прослеживается возрастающая со временем роль маркетинга в деятельности предприятия. Так, если на первых этапах своего развития он рассматривался лишь как узкофункциональная деятельность, направленная на решение задачи сбыта продукции, то в настоящее время маркетинг является кроссфункциональной деятельностью, охватывающей все предприятие и определяющей результаты его работы.
Таблица 1.4
Этапы формирование японской национальной модели маркетинга
На основе проведенного анализа подходов к определению этапов развития маркетинга можно заключить, что все они рассматривают информационное обеспечение маркетинговой деятельности. Если на ранних этапах эволюции маркетинга – совершенствования товара и совершенствования производства – основной упор делался на информационном обеспечении «продукта» как элемента комплекса маркетинга, то в концепции совершенствования интенсификации маркетинговых усилий основными переменными, требующими информационной поддержки стали «продвижение» и «сбыт». Впоследствии все элементы комплекса маркетинга получили комплексное информационное отражение в рамках концепции «современного маркетинга», а настоящее время маркетинг занимает центральное место в управлении предприятием.
В настоящее время главным направлением перестройки бизнес-процессов, осуществляемых предприятиями, стало их приспособление к современным условиям информационного общества путем широкого использования новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Четвертая информационная революция, связанная с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера в 70-х годах XX века, на многие десятилетия определила вектор социальной и экономической жизни современного общества. Информационные технологии проникли практически во все сферы человеческой деятельности от экономики и бизнеса до частной жизни и развлечений, заменяя сложившиеся подходы к организации бизнеса, технологии управления предприятиями и методы маркетинговой деятельности.
Если вопросам трансформации политических, социальных и общеэкономических процессов в условиях развития информационного общества посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых, таких как К. Э. Шеннон, Д. Белл, О. Тофлер, У. Мартин, М. Кассель, Й. Масуда, Дж. Несбит, В. Л. Иноземцев и др., то анализу его влияния на маркетинговую теорию и практику уделяется пока еще недостаточное внимание.
Информационное общество – понятие политологии и социальной философии, которое характеризует постиндустриальное общество в контексте «информационной революции»[16]. Зарождение этого понятия произошло еще в 40-х года ХХ в. Тогда австралийский экономист А. Кларк [17] писал о перспективе развития общества, где преобладающими факторами станут информация и услуги. Затем в 50-х годах американский экономист Ф. Махлуп[18] предрекал наступление информационной экономики и разработал теорию знания как товарного продукта, ставшую одной из теоретических основ информационного общества.
Авторство самого термина «информационное общество» приписывается различным авторам: в одних источниках – профессору Токийского технологического института Ю.Хаяши, в других – японскому теоретику К. Кояме, в третьих – японскому социологу и футурологу Й. Масуде. В свете их работ в Японии была поставлена задача информатизации общества, т. е. крупномасштабного перехода на использование информационных технологий во всех сферах социально-экономических отношений. В этих целях в конце 60-х – начале 70-х годов по заказу японского правительства были проведены исследования основ информационного общества такими организациями, как Агентство экономического планирования, Институт разработки и использования компьютеров, Совет по структуре промышленности. В 1973 г. известный американский ученый Д. Белл в работе «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» также выдвинул концепцию перехода западного общества, характеризуемого как «индустриальное общество», в постиндустриальную стадию.
Для информационного общества характерно преобладание информационного сектора над производством товаров и услуг. Дж. Несбит назвал переход к информационному обществу одной из десяти важнейших тенденций трансформации Запада, а в дальнейшем и мира в целом. М. Кассель в работе «Информационное общество. Экономика, общество, культура» рассмотрел суть информационной революции.