#Информация владеет миром
Сегодня мы можем наблюдать, что большинство людей реально не справляются с потоками информации. Ее объемы увеличиваются стремительно, мыслить самостоятельно нам все сложнее, удобнее поглощать информационные полуфабрикаты – чьи-то идеи. Все это не оправдывает нас, но закономерно, потому что выделять суть и превращать поток текстов в содержательную мысль, работающую на развитие личности, нас никто целенаправленно не учил и не учит до сих пор. В лучшем случае мы можем услышать, насколько происходящее вокруг нас плохо и как мы плохо с этим справляемся.
Ежедневное информационное потребление превратилось в жор: нет времени на «пережевывание», надо лишь успевать открывать свой «рот» и заглатывать месседжи, не задумываясь. Так же поступает типичный потребитель мира вещей – шопоголик. Сформировалась привычка поглощать, как под гипнозом, исключительно то, что навязывается и подсовывается информационной средой, и воплощать лишь ее указания, а не собственные замыслы.
В таких условиях давления и беспокойства происходит постепенное превращение человека из творца среды в ее заложника – он попадает в информационно-обильную ловушку, в которой отработанная веками биологическая программа адаптации дает сбой. Любому живому организму для существования и развития необходимо приспосабливаться к новым ситуациям и стимулам. Вот и человек пытается адаптироваться к цифровому коммуникационному пространству, свыкнуться с нескончаемым потоком информации и не потеряться в нем, но слишком много сигналов и слишком мало времени на обдумывание, что с ними делать – принимать их или бежать прочь.
Инфосреда овладела нами настолько, что без нашего осознанного участия формирует рельеф нашего «ментального тела», то есть наш образ мыслей – о чем думать, как думать, думать ли вообще. Мы не успеваем отработать мыслительный алгоритм освоения подаваемой нам информации.
В индустриальном обществе такого не было. Человек контролировал процесс познания от начала и до конца, например, самостоятельно выбирал книгу как необходимый ему источник информации. Читал, перерабатывал ее и превращал в индивидуальные знания и уникальный опыт. Выбор книги определялся исключительно интересами личности, пытливостью ума, любознательностью и увлечениями человека. В постиндустриальном же обществе – в эпоху постмодернизма – схема работы с информацией упрощена до предела: получаю – принимаю.
В гиперактивной и навязчивой среде наши мыслительные навыки не успевают совершенствоваться, среда взяла на себя эти функции, и мы уже не получаем ни нужных нам знаний, ни уникального опыта.
Таким образом, сейчас нас всех объединяет то, что мы ведем себя разумно, но не осмысленно, у нас нет умений работать с информацией, которые помогли бы сформировать устойчивый алгоритм мышления: получаю информацию – выделяю суть – принимаю.
Мы читаем, впитываем и, самое главное, делаем сейчас только то, что «разрешают» нам информационные «вбросы». В основе наших решений и поступков лежат не столько реальные потребности и интересы, желания и ценности, сколько внешние информационные послания. Они чужеродны нам, но при этом обладают такой силой проникновения в сознание, что растворяются в нем и смешиваются с личной информацией, с нашими мыслями. Мы становимся абсолютно зависимы от внешних информационных факторов: Карабас-Барабас дергает за веревочки марионеток – сюда смотри, а сюда не смотри, это читай, а это не читай. Особо зависимые даже ждут, что по веревочкам к ним «спустят» подсказки о том, как жить.
Становится очевидным, что в информационную эпоху уже не достаточно быть просто Человеком Разумным. В современной среде обитания «для выживания» мало просто уметь воспринимать и различать информационные сигналы, их надо обязательно подстраивать под себя – надо быть Человеком Мыслящим (Homo Cogitus), таким, который находится «над информацией», а не поглощен и внутри нее, таким, который не просто имеет разум, а умело им пользуется – мыслит.
Будьте внимательны, самое интересное начинается именно сейчас… Получается, что сфабрикованные «вбросы», диктуя нам наши же реакции, на самом деле намекали нам о том, что в нематериальной сфере есть свои универсальные законы функционирования, подобные законам развития материального мира. Намекали, что если мысль моделируется извне так, что возможен прогноз нашего поведения, значит, механизмы ее развития и регулирования можно однозначно проявить, «тайное сделать явным». И пока их «видит» только инфосреда. Поэтому она и будет служить нам лабораторией для изучения наших мыслей, в которой есть уникальная возможность осязать источник мысли, как табачный дым или парфюм, и есть возможность «дотронуться» до мысли (в виртуальном мире мы видим, как она зарождается, а в материальном – наблюдаем ее воплощение).
В этой своеобразной лаборатории есть информационные платформы, на каждой «сидит» свой тип пользователя, и он, этот пользователь – информационный резидент, видит мир именно таким, каким «видит» его платформа; он одобряет, тянется к ней и боготворит ее как носителя абсолюта информации, как истину в последней инстанции. Есть поклонники YouTube-каналов, инстаграм-аккаунтов, вк-пабликов, и эти поклонники в своих предпочтениях информационной пищи (инфопотребления) очень схожи между собой в поведении в реальной жизни. Одни из них поглощаются средой и становятся информационным планктоном, а у других получается сохранить баланс или даже преодолеть силу информационного давления.
Именно здесь, наблюдая виртуально-реальные процессы и анализируя поведение пользователей, мы с вами и можем рассмотреть человека как систему, которая, оттолкнувшись от стадии информационного планктона, научилась качественно мыслить.
Начнем с того, что разложим процесс качественного мышления до элементарных составляющих. В мире физических экспериментов с помощью большого адронного коллайдера так исследуют частицы материи, а мы будем исследовать ментальную материю[3] с помощью Ментального Коллайдера[4] как универсального инструмента умственно-психической адаптации человека к информационной среде, благодаря которому человечество обретает шанс не только успешно приспособиться, но и отлично жить и развиваться.
#Homo Cogitus владеет информацией
#Ходить мы учимся, а мыслить – нет