Шесть религий существует в Индонезии, и только шесть. Какая религия у человека, указано в его удостоверении личности, указывается при поступлении в школу, при написании заявления в полицию, при лечении в больнице. Атеистов официально быть не может. Вот какие шесть религий тут присутствуют, вот что пишется в графе «Агама» (вера):
А) Ислам, его исповедует около 88% населения,
Б) Христиане-католики, порядка 4%,
В) Христиане-протестанты (все не-католики считаются одной специальной религией), порядка 5%,
Г) Буддизм, порядка 0,5%,
Д) Индуизм, порядка 1,5%,
Е) Китайская религия (даоизм), порядка 1%. Проценты указаны предположительно.
Граждане, не верящие не во что, всё равно записаны под одной из религий. Исповедовать еврейскую религию, зороастризм, религию летающего макаронного монстра заперещается. Сикхи (их есть немного в Джакарте) записываются индуистами. Если кто-то из индонезийцев примет православие, то он, стало быть, протестант. Перейти из религии в другую можно, но непросто.
Теперь подробней расскажу о религиях, и свойствах их последователей.
Индонезия – самая мусульманская страна на свете: тут есть 220 миллионов человек, исповедующих ислам (около 88% населения). Ислам проник сюда в средневековье и распространился сперва по Суматре (в XIII – XV веках), затем по Яве (в XV – XVII веках), затем по другим, более восточным островам. В целом и среднем, индонезийский ислам отличается мягкостью и миролюбивостью; никакие иноземные мусульманские захватчики не насаждали тут ислам силой – всё распространилось мирным путём, вот и народ тут такой мирный, добродушный. При этом процент соблюдающих законы ислама здесь выше, чем в регионах Средней Азии и выше, чем даже в Иране, где ислам поддерживается и внедряется государственной пропагандой.
По соблюдению заветов мусульманской религии, самый строго соблюдающий регион – это самый западный край Ачех. В христианских регионах (Флорес, Тимор, Папуа), и на буддийско-индуистском Бали, мусульмане составляют меньшинство. Поэтому, находясь в христианском обществе, вы можете не заметить, например, что наступил месяц мусульманского поста Рамадан, или проходят какие-то общеисламские праздники. Но оставшийся процент мусульман и на этих островах там довольно строго соблюдает религиозные правила.
Наименее соблюдающие религию граждане, и вовсе не религиозные, обитают в Джакарте. Имеется и проявляется и тут общемировая зависимость: чем крупнее город, тем меньший процент людей там религиозен. Процент мусульман, которые совершают регулярные пятикратные молитвы, варьируется от 20 до 80% в разных регионах. Пятничную молитву старается посетить большинство мусульманского взрослого мужского населения везде, кроме Джакарты; в городах среднего и небольшого размера в пятницу с полудня до двух часов дня будут закрыты почти все лавочки и магазинчики – все ушли на молитву и проповедь.
Мечетей в Индонезии больше, чем в любой другой стране мира – их тут насчитывается, по некоторым оценкам, более шестисот тысяч; кроме мечетей, есть и небольшие молельные комнаты (musholla) и молельные уголки; желающий совершить молитву не останется без чистого и опрятного местечка, в любом районе страны, от Джакарты до Джайпуры.
Ислам в Индонезии – достаточно единая религия: разделения на секты народу не свойственно. Шииты и ахмадиты, исмаилиты и другие …иты составляют ничтожную долю населения страны, один процент еле набежит; сам я не видел ни одной шиитской или ахмадийской мечети. Все в целом ощущают себя единой умой (общиной), жителям свойственна взаимопомощь и взаимовыручка, а миллион имамов могут считаться самой действенной пропагандистской силой страны. Каждую пятницу 70% мужского населения (в столице 50%, а в деревнях 100%) отправляются на пятничную проповедь.
Их довольно много, около 10%; в каждом городе они есть. В каждом крупном городе, даже в Бандар-Ачехе, есть как минимум пара церквей – одна католическая, одна протестанстская. Некоторые острова почти полностью христианские, на некоторых христиане составляют большинство: это Папуа, Флорес, Тимор и многие мелкие острова восточней Тимора и Флореса. Ислам-то дошёл примерно до Тернате, а тут европейские миссионеры опередили, и покрестили население. Также есть и христианские районы в мусульманских провинциях, самый известный – район озера Тоба.
Христианские девушки обычно не носят платков; в городах, где большинство составляют христиане, можно приобрести спиртные напитки; христиане видят белого человека коллегой и будут рады знакомству. В глухой местности староста местной церкви – гуру гережа (guru gereja) будет рад приютить вас в церкви или домике при ней.
Нередко христианами являются и граждане-иностранцы, живущие в Индонезии по работе.
На островах, где много христиан, воскресенье – более чёткий выходной, чем в других, мусульманских местах. Большинство людей отправляется в воскресный день по своим церквям (кроме Адвентистов Седьмого Дня, которые то же самое делают в субботу). А вот пятница, как день полу-отдыха, на христианских островах очень слабо выражена. Во время месяца Рамадан ограничения в питании, свойственные мусульманам, у христиан отсутствуют; на Папуа, Флоресе и Тиморе вы особо и не заметите, что начался Рамадан.
Православие в Индонезии очень мало распространено. Большинство индонезийцев даже не знают, что это такое, или читали в школе в книжках, да забыли уже. В 1980-е годы православная церковь в Индонезии стремилась добиться признания от индонезийских властей; в 1991 году православие юридически было признано и помещено под наблюдение Протестантской секции Государственного департамента религий. В настоящее время в Индонезии имеются последователи Константинопольской православной церкви, Антиохийской православной церкви, а также действует миссия Русской православной церкви за границей. Приходы Русской церкви существуют в Джакарте, Порт-Нумбае, Сурабайе. Интернет говорит, что большинство православных в Индонезии составляют местные жители, перешедшие в православие, но встретить таковых – нужно очень постараться, одна тысячная процента едва наберётся.
Их крайне мало. Небольшой промилль есть на Яве (Джакарта, Джокьякарта и Сурабайя), есть процентик на Бали, есть крупная община в Макассаре. Но буддийского большинства нигде, ни на одном острове нет. Свойства буддийских монастырей в Индонезии не изучены. Буддийский храм есть почти в каждой столице провинции, но если он не совмещён с китайскими божествами – обычно он простаивает пустым. Если буддисты в городе «спарены» с китайцами, тогда в нём будут стоять большие свечи и стоять идолы китайских божеств, а Будды и не будет видно.
Возможность ночевать в буддийском монастыре или храме (vihara buda) в Индонезии не изучалась, за малочисленностью сих объектов.
Хотя ИНДонезия начинается на буквы ИНД, – индуизм (agama hindu) тут мало распространена. После могущества в древние века, очаг индуизма остался только на Бали. Здесь существуют сотни и тысячи индуистских храмов, посвящённых разным божествам; пышно отмечаются индуистские праздники, проходят разные церемонии, процессии, а 22 марта весь Бали отмечает «День тишины», когда ничего не ездит, свет не включается, и даже международный аэропорт закрывается и на сутки тушит свои огни.
Сикхи тоже числятся индуистами. Сикхские храмы (гурдвары) официально называются «Индуистский сикский храм» – могут быть обнаружены только в Джакарте и Медане; в Джакарте их четыре (мы видели два), в Медане – несколько. В других городах сикхи как бы имеются, но найти их крайне затруднительно.
Сторонники традиционных местных верований, встречающиеся в далёких уголках страны, иногда тоже причислены к индуистам, но особенности стародавних культов я не исследовал.
При Сухарто китайцев, исповедующих традиционную религию (культ предков или даоизм) индонезийские власти не считали за верующих – считались таковые неверными, со всеми юридическими последствиями. Таким людям нужно было срочно перевоспитываться, иначе они вообще были как бы не люди. Китайцы поняли и стали массово принимать буддизм, а верней – записываться в буддисты, а в свои непонятные храмы с божками ставить ещё и идола будды. После того, как Сухарто отрёкся от своего трона, при президенте Абдурахман Вахиде, мусульманские улемы и другие учёные собрались и китайскую религию исследовали. Оказалось, что у них тоже есть своё понятие Единого, и свой пророк – Конфуций, и свои священные книги, и стало быть китайская религия, хоть и устаревшая, тоже имеет право на существование.
Теперь китайцам не нужно притворяться буддистами, они могут свободно пользоваться своим мировоззрением, а мусульманам не нужно мыть руки после прикосновения к китайцу. Даже в самолётах появилась, в дополнение к остальным пяти молитвам, молитва для китайцев. Китайский новый год стали отмечать по всей стране. А вот количество этнических китайцев в стране относительно невелико – от силы пара-тройка процентов. Многие из них живут в Макассаре, некоторые – в других больших городах, занимаются там торговлей и крупным бизнесом, имеют свои рыночки и закусочные. В небольших городах также бывают китайские общины, торговцы.
Перспектива захвата Индонезии китайцами – малореальна, опасности китайцы для остальной Индонезии не представляют. Для вольного путешественника китайцы в быту мало понятны, всё-таки разный у нас менталитет. Но по интернету можно найти хозяина-китайца, который приютит вас, это тут нормально – китайцы тут вписывают у себя, как и все остальные народности.
Как и во многих больших странах, – на перефирии Индонезии сохранились народы, исповедующие свои традиционные религии, бывшие у них до прихода ислама, христианства и буддизма. Некоторые народы Сулавеси, Папуа и далёких восточных осторовов сохранили свои прежние веры. Кое-где они постепенно отмирают, кое-где сливаются и переплетаются с христианством или исламом, а где-то ещё и успешно противостоят религиозной глобализации. Официальное правительство, и мусульманские и христианские проповедники, много лет уже борятся с язычеством, итог борьбы простейший: многие приверженцы древних религий записываются христианами (особенно на Папуа) или индуистами даже (в хитросплетениях и разветвлениях индуизма сам Саи Баба ногу сломит), и тихонько продолжают свои культы предков, деревьев, духов и т.д.. Подробно изучать традиционные лесные религии мне не пришлось.