Индоевропейские языки – одна из самых больших группировок семей родственных языков. К числу индоевропейских языков относятся следующие языковые группы (семьи), а также отдельные древние и новые языки: индийские, иранские, славянские (в том числе русский язык), балтийские, германские (в том числе английский и немецкий языки), армянский, албанский, греческий, кельтские, италийские, в число которых входил латинский язык, а также романские языки (в том числе французский язык), развившиеся позднее из так называемой народной латыни, тохарские языки и некоторые из древних языков Малой Азии (клинописный хеттский, иероглифический хеттский, лувийский и др.). Многие индоевропейские языки сохранились только в надписях, к ним относят ликийский и лидийский языки, минойский и др. Некоторые языки исчезли, не оставив следов в виде письменных памятников, почти ничего не сохранилось от фракийского и фригийского языков, от македонского (не путать с современным македонским языком славянской группы), который был, вероятно, близко родственен греческому; мало сведений дошло о скифском языке, входившем в иранскую группу. Широко распространённые в Древней Европе иллирийские языки также засвидетельствованы очень скудно.
Исторические судьбы отдельных групп индоевропейских языков сложились очень неравномерно, отразив этим конкретные условия исторического развития народов, их носителей. Некоторые индоевропейские языки получили очень широкое распространение, например, индийские, иранские, славянские, германские, романские.
Родство индоевропейских языков проявляется в общности значительной части корнеслова, составляющего ядро основного словарного фонда каждого из языков, относимых к этой группе, а также в сходстве их грамматического строя. Одной из характерных черт грамматического строя древних индоевропейских языков было наличие флексии; словоизменение осуществлялось с помощью специальных окончаний, тесно связанных с основой, а также путём изменения огласовки корня и основы. Все языки древних индоевропейцев обладали богато развитой системой словообразовательных аффиксов.
Выявляемая путём сравнительно-исторического анализа грамматическая структура, общая в своих основных чертах для всех индоевропейских языков в их древнем состоянии, составляет историческую основу развития грамматического строя каждого из них. На протяжении своего развития некоторые языки устойчиво сохранили унаследованный от древности морфологический тип (например, славянские, балтийские), другие же подверглись сильным изменениям, утратив старые флективные формы словоизменения (новоиндийские, новоиранские, германские языки). Но каковы бы ни были эти изменения, все индоевропейские языки обладают известной суммой общих черт, говорящих о родстве этих языков и общности их происхождения. В определении принадлежности того или иного языка к индоевропейской группе основную роль играют морфологические признаки. Родство языков индоевропейцев является предметом научного изучения с начала XIX века. На основе сравнительного исследования индоевропейских языковых материалов был выработан сравнительно-исторический метод в языкознании.
Очертания материка Европы в раннем плейстоцене. Всемирная история, т. I, Академия наук СССР, под ред. Е. М. Жукова, Госполитиздат, М., 1956, с. 23.
В картах приведённых в книге «Всемирная история», т. I, Академия наук СССР, под ред. Е. М. Жукова, Госполитиздат, М., 1956, можно видеть, что очертания материков на протяжении тысячелетий постоянно менялось, что приводило к изменениям и в жизни древних людей. Появлялись и исчезали общности древних людей, их объединяла совместная охота, труд по изготовлению различных изделий. А главным объединителем становится языковое общение. Ледник отступает на север, начинают формироваться крупные языковые семьи, что как раз показано в виде стрелок на картах, приведённых ниже. В районе большого Южного Урала формируется будущая индоевропейская группа народов.
Очертания материка Европы в раннем плейстоцене. Всемирная история, т. I, Академия наук СССР, под ред. Е. М. Жукова, Госполитиздат, М., 1956, с. 44—45.
Южный Урал вполне может быть родиной индоевропейцев. Это связано с такими природными явлениями как оледенения, неоднократно имевшими место в истории Земли. Последнее оледенение было в четвертичное время на севере Европы и Северной Америки. Валдайская ледниковая эпоха, территория ее охвата включала и территорию Южного Урала длилась от 70 до 11 тысяч лет назад. Оледенения Восточно-Европейской равнины доходили до современной Валдайской возвышенности. Периоды оледенения сменялись периодами потепления. Соответствует по времени вюрмскому и вислинскому оледенениям Западной Европы и висконсинскому оледенению Северной Америки.
Существуют различные теории о причинах возникновения ледников (гляциализм). Согласно ледниковой теории, в истории Земли неоднократно повторялись холодные периоды разной длительности, способствовавшие развитию больших ледников. Вот только некоторые: дрифтовая теория, моногляциализм, полигляциализм и др. Американец Чарльз Хэпгуд полагает, что причина нарастающей ледовой шапке на обоих полюсах заключается в том, что Земля вращается и неравномерно располагаемые ледовые шапки рано или поздно приводят к появлению центробежной силы. В один «прекрасный» день шапки съезжают, а вместе с ней и земная кора (происходит литосферная катастрофа). Так как недра Земли являются раскаленной массой, а затвердевшая кора составляет лишь относительно тонкий слой. За очень короткое время полюс может оказаться на месте тропиков, а тропики – на полюсе. Именно поэтому вдруг «вымерли» мамонты, динозавры, произошел «мировой потоп».
Но как бы то ни было, постепенное потепление вызывало таяние ледников, которые отступали к северу, и земля начинала пробуждаться к жизни, появлялись молодая поросль – растения, их с удовольствие поедали животные, которые мигрировали вместе с таянием ледников. Следом за животными передвигались и первобытные охотники, которые охотились за мигрирующими животными.
Известный индийский общественный деятель и исследователь Балгангадрах Тилак (1856—1920 гг.) в 1903 г. написал книгу «Арктическая родина в Ведах», где утверждает, что родина индийцев – Арктика, так как в древнейших Ведах описывается территория, где полгода день, а полгода – ночь. В Ригведе бог Индра «поддерживает небо и землю, как колесо повозки поддерживаются осью» и вращает «отдаленную сферу, как колеса повозки». Если мы объединим эти два указания на то, что небо поддерживается на оси и движется, как колесо, то четко увидим, что описываемое движение соотносится только с той небесной полусферой, которую можно наблюдать лишь на Северном полюсе. В Ригведе (I.24.10) созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее, что говорит о положении, видимом только в циркумполярной области. Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндийской литературе. Гора Меру признается нашими астрономами земным Северным полюсом. «На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли».
Античные авторы до нашей эры называли Урал – Ликосом, (что по-гречески означает «волк», здесь водились стаи волков, как и выражение «тамбовский волк тебе товарищ», под Тамбовом еще в недавнее время было много волков – А. Тихомиров), у Птолемея – II в. н.э. – Даикс, Земарха – 568 г. – Даих, Ибн Фадлан – 921—922 гг. – Джаих, ал-Идриси – 1154 г. – Руза (финно-угорское название, связанное, по-видимому, с древними венгерскими племенами, кочевавшими в здешних местах), Русская летопись – 1229 г. – Яик, Виллем Рубрук – 1253 г. – Ягак, Н. и М. Поло – 1265 г. – Ягат, Ибн Баттута – 1333 г. Улусу (что на тюркских языках означает родоплеменное объединение на определенной территории, в это время здесь располагались зависимые территории «Золотой Орды» – А. Тихомиров), Карта Московии С. Герберштейна 1549 г. – Яик, К. Х. Джалаири – 1592 г. – Яик, «Книга большому чертежу» – 1627 г. – Яик, Русские источники – XVII – XVIII – Запольная река (река, расположенная за степями), Указ Екатерины II о переименовании реки – 1775 г. – Урал (после подавления восстания Пугачева).
Фантастическая версия утверждает, что гипербореи жили у северного полюса, посреди их континента (Арктиды) располагалась внутреннее Гиперборейское море – Великое Вращающееся озеро, там же располагалась гигантская впадина земно коры, по глубине превышающая современную Марианскую. Арктида была «сконструирована» для предотвращения образования опасной ледяной шапки. Но потом произошел потоп, связанный с непропорционально разрастающимися ледниками на южном полюсе и случилась мировая катастрофа.
Научные исследования последних лет показывают, что 4,5 миллиарда лет Земля возникла в практически современном виде и с тех пор практически не меняла своего первоначального облика. С помощью радиоизотопного анализа ученые установили, что континентальная кора, которая отличается от расположенной под океанами своим строением и толщиной, было сформирована же 4,4 – 4,5 млрд. лет назад, т.е. практически сразу после рождения планеты. Возможно придется переписывать историю человеческих цивилизаций, которые считались раньше совершенно фантастическими. Согласно современным научным теориям кислород в атмосфере Земли появился около 2,4 млрд. лет назад, а 600 млн. лет назад его содержание в атмосфере резко возросло и приблизилось к современному уровню.
Недостаточное количество питательных веществ в сырой растительной пище было главной причиной небольшого объема мозга у далеких предков людей, что подтверждает ключевую роль огня и «поваренного искусства» в эволюции человека, заявляют антропологи. А собаки помогли древним людям превзойти неандертальцев, считают ученые. В первой книге Авесты Вендидаде две главы посвящены собаке и наставлениям, как с ней общаться. За убийство собаки следует наказание более тяжкое, чем за убийство человека, что отражает тотемическое поклонение собаке в древности. Само слово «собака» иранского происхождения, по-славянски это животное называется «пес».
Группа археологов под руководством Франческо Берны из Бостонского университета США полагает, что человек впервые начал использовать огонь около 1 миллиона лет назад. К такому выводу ученые пришли, обнаружив следы очагов в пещере Вондерверк на территории ЮАР. Для защиты своего «ноу-хау» (использование огня в различных целях) и строились сооружения с несколькими рядами стен. Связи между континентами существовали всегда, прерываясь на некоторое время по военным и природным причинам. Аналогичные сооружения (культура кольцевых канав), известные как «круги совета», обнаружены археологами при раскопках поселений 15 – 17 вв. н. э. племени уичита – когда-то одного из крупнейших племен Северной Америки. Данные сооружения располагались в центре поселений; практически все артефакты неместного происхождения были обнаружены внутри данных кругов (Vehik, Susan C. 2002. Conflict, Trade, and Political Development on the Southern Plains. American Antiquity, 67 (1), 37—64). При раскопках некоторых поселений обнаружены останки необычных сооружений, известных как «кольца совета». Это кольца обычно располагаются в центре поселений, и как показали результаты археологических раскопок, обычно они состояли из центрального патио в окружении полуподземных сооружений. Назначение данных кругов остается неясным. Уолдо Уэдел (Waldo Wedel) предположил, что это могли быть церемониальные сооружения, возможно, обсерватории для наблюдения солнцестояний, то есть имели то же назначение, что и кольцевые канавы в мезолитической Европе. Недавний анализ показал, что большинство артефактов неместного происхождения встречаются почти исключительно внутри данных кругов, что свидетельствует о принадлежности этих кругов местной знати или жрецам. Некоторые археологи все же допускают возможность, что круги играли оборонительную роль. (Википедия).
Многочисленные легенды индейцев обеих Америк повествуют о том, что некогда на берега их страны высадились белые бородатые люди. Они принесли индейцам основы знаний, законы, всю цивилизацию. Они прибыли на больших странных судах с лебедиными крыльями и светящимся корпусом. Подойдя к берегу, корабли высадили людей – голубоглазых и светловолосых – в одеяниях из грубого черного материала, в коротких перчатках. На лбу у них были украшения в форме змеи. Эта легенда почти без изменений дошла до наших дней. Ацтеки и тольтеки Мексики называли белого бога Кецалькоатль, инки – Кон-Тики Виракоча, для чибча он был Бочика, а для майя – Кукулькан. Мощная цивилизация ацтеков с прекрасной военной организацией и многомиллионным населением уступила немногочисленным испанцам. В 1519 году отряд Кортеса свободно шел через джунгли, поднимаясь к столице ацтеков. Ему почти не препятствовали. Войска Писарро также использовали как могли заблуждение инков. Испанцы ворвались в храм в Куско, где стояли золотые и мраморные статуи белых богов, разбили и потоптали украшения, поражаясь странному поведению инков. Им, испанцам, не оказывали сопротивления. Жители Перу опомнились слишком поздно. Ацтекские жрецы высчитали, что Белый бог, покинувший их в год Ке-Акатль, вернется в этот же «особый» год, повторявшийся каждые 52 года. По странному стечению обстоятельств Кортес высадился на американском берегу как раз при смене определенных жрецами циклов. По одежде он тоже почти полностью «совпадал» с легендарным богом. И понятно, что индейцы нисколько не сомневались в божественной принадлежности конкистадоров. А когда засомневались, было уже поздно. Еще один интересный факт. Правитель ацтеков Монтесума послал одного из своих сановников (история сохранила его имя – Тендиле или Теутлиле) к Кортесу с подарком – головным убором, наполненным золотом. Когда посланник высыпал украшения перед испанцами и все сгрудились посмотреть, Тендиле заметил среди конкистадоров человека в шлеме, отделанном тончайшими золотыми пластинками. Шлем поразил Тендиле. Когда Кортес предложил ему отнести ответный дар Монтесуме, Тендиле умолил его дать только одну вещь – шлем того воина: «Я должен показать его правителю, ибо эта каска выглядит точно так же, как та, что однажды надел белый бог». Кортес отдал ему шлем с пожеланием, чтобы его вернули наполненным золотом.