Различные архитектурные загадки всегда увлекают умы человечества. Заставляют застыть словно на мгновение окаменели возле изыскано обработанных массивных камней. Особенно если эти камни древние. ⠀
Многовековой загадкой для современного человека остаются кружевные индуистские храмы. Громадные резные колонны и ажурные элементы храмов вызывают жаркие споры о том как могли древние индийцы изваять такую красоту при помощи молотка и зубила. Или всё же у них были токарные станки или ещё какие-то более хитрые инструменты? ⠀
Белур – вторая столица Хойсала, принимавшая беженцев из Халебида во время войны с мусульманами. На строительство храма Ченнакешавы в Белуре ушло 103 года. Построил его хойсальский царь Вишнувархана. Архитектурный стиль Хойсальский. В основании храм напоминает звезду.
Стены фасадов выполнены горизонтальными фризами, демонстрирующими сцены из Пуран, Упанишад, Рамаяны и Махабхараты.
Из скульптур особо выделяются фигуры танцовщиц – апсары. Особенно знаменита скульптура Драпана сундари – красавица, смотрящая в зеркало. Апсары из храма Белур, штат Карнатака 1117 г. н.э.
Полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды. Прекрасные женщины, в богатых одеждах и носящие драгоценности. В ведийской мифологии – жёны и возлюбленные гандхарв. Небесные танцовщицы и куртизанки. Также, по преданиям, апсары ублажают павших в бою героев в раю Индры.
Есть несколько версий происхождения апсар. В «Рамаяне» упоминается, что апсары возникли при пахтании океана богами и асурами, ни те, ни другие не захотели брать их в жёны, и они стали принадлежать всем. По другим легендам наиболее знаменитых апсар (таких как Менака, Урваши, Тилоттама и др.) создал Брахма, а остальные были дочерями Дакши. Апсары, находившиеся в непосредственном услужении у богов, часто использовались ими для соблазнения аскетов или святых отшельников, которые путём аскезы могли бы стать равными богам. Фигуры хорошо детализированы, но, к сожалению, элементы некоторых скульптур утрачены.
Внутри храм поддерживают 22 колонны из цельного камня. На центральном столбе Нарасимхи (аватар Вишну) изображено более сотни божеств. Столб Нарасимхи выполненный из мыльного камня когда-то имел способность вращаться. При прикосновении к столбу создаётся впечатление что касаешься мыла. Физические свойства мыльного камня – это мягкость, непористость, низкая электропроводность и высокая теплоёмкость, термостойкость и устойчивость к кислотам и щелочам.
В храме довольно темно, поэтому индийские гиды периодически включают фонарь для подсветки резных потолков и мурти Вишну. Вишну держит раковину в верхней правой руке, чакру (диск) в верхней левой руке, лотос в нижней правой и палицу в нижней левой. По обеим сторонам стоят его супруги Шридэви и Бхудэви.
Внутри храма у одного из входов можно увидеть Ананта-шеша – одна из форм Бога в индуизме и ведийской религии – тысячеголовый змей, царь всех нагов. Его изображают 5-7-головым, и наиболее часто – с множеством голов, на каждой из которых он носит разукрашенную драгоценными камнями и узорами корону.
Храм использовался не только как религиозное сооружение, но и для заседаний раджи и его советников, а также здесь вершилось правосудие.
На территории храма расположен пруд с рыбками и черепахами.
Доехать до храма можно из Белура.
Удобнее всего авиаперелёт из Майсура. Также есть перелёты из Гоа до Бангалора далее на автомобиле или такси.
Поездку в Белур удобно совместить с поездкой в Майсур.
Координаты: 13.16293,75.860593
Храм Ченнакешава в Белуре