Буддизм впервые объединил Индию и оказал формирующее влияние не только на эту цивилизацию, но и на весь азиатский менталитет. Государственные символы страны – львы на колонне и колесо Дхармы – являют собой образы провозглашения буддийских истин. Поэтому паломничество по местам, освященным присутствием Будды, не только вхождение в сферу доброжелательного благословления «Мудреца из рода Шакья», но и знакомство с основами индийской цивилизации. Благодаря буддизму Индия – священная страна для сотен миллионов, если не миллиарда, рассеянных по всему миру буддистов.
Описанию буддийских мест и посвящена эта книга. Помимо важнейших сведений о буддизме, рассказа о событиях, связанных с каждым местом, обозначения и описания особенностей и достопримечательностей, в этом путеводителе также приведено немало общей информации об истории страны.
Колесо Дхармы. Китайский монастырь, Сарнатх, Индия. 2015.
О буддизме в Индии написаны десятки тысяч книг, а пути современного паломника, обычно располагающего ограниченным временем, проходят лишь по нескольким областям. Последнее определило последовательность изложения материала: вначале идут восемь важнейших мест Северной Индии, которые вполне можно объехать за две недели, а затем следует описание известных на настоящий момент памятников буддийской деятельности, включая современные центры.
В сутре «Великая Нирвана» Будда рекомендует своим ученикам посещать четыре места, связанные с главными событиями возникновения буддизма: где родился Татхагата (Лумбини, ныне в Непале); где он достиг Пробуждения (Бодхгая, штат Бихар); где впервые «повернул колесо Учения» (Сарнатх близ Варанаси, штат Уттар); и место, где Шакьямуни ушел из нашего мира (Кушинагара, Уттар). «И кто, Ананда, умрет во время такого паломничества с сердцем, исполненным веры, по разрушении этого тела обретет существование на высших уровнях!»
Ступы Нисхождения с небес, Единения, Победы и Лотосовая в монастыре Карма Самтенлинг, Лумбини, Непал. 2023.
После смерти Татхагаты было воздвигнуто восемь ступ с его реликвиями, которые сразу же стали местами поклонения, – к упомянутым четырем местам добавились еще четыре, связанные с важными и чудесными событиями: Санкисса (место нисхождения Будды с небес Тушиты), Шравасти (Будда провел здесь двадцать пять ежегодных отшельничеств и совершал чудеса), Раджгир (устранил раскол буддийской общины и изложил второй цикл Учения) и Вайшали (демонстрация власти над протяженностью жизни и другие события).
Беспримерна деятельность царя Ашоки (III в. до н. э.), перераспределившего реликвии Будды по десяткам тысяч построенных им ступ, храмов и алтарей. В последующие века буддийские общины возводят величественные шедевры в Бхархуте, Санчи, Аджанте, Эллоре, Канхери, Нагарджунаконде, Амаравати и множестве других мест; появляются многочисленные памятники и ступы достигших реализации учеников и последователей Будды – архатов; становятся известны памятные места Будд прежних эпох; основываются и развиваются монастырские университеты Такшашилы, Наланды, Викрамашилы, Одантапури.
Новые, бесчисленные места паломничества появляются в связи с деятельностью «героев Пробуждения» – бодхисаттв Авалокитешвары, Манджушри, Нагарджуны, Падмасамбхавы и Наропы в Гималаях. Мир современного, живого буддизма ваджраяны (Алмазного пути) существует в Гималаях и на юге, и значительное внимание уделено описанию многочисленных монастырей и памятников Ладакха, Спити, Химачала, Сиккима и других знаменитых мест. Последующее разрушение памятников и рассеивание реликвий сделали, с точки зрения буддиста, священной всю страну.
Добро пожаловать в Индию Будды.
Украшенный молитвенными флагами перевал Кхардонг (5360 м), Ладакх, Индия. 2010.
Одна из крупнейших стран мира с площадью почти 3,3 миллиона кв. км, Индия расположена в южной части Азии; это огромный ромб плодородной земли с диагональю около 3200 км. Его северо-восточная грань образуется хребтами самых молодых и самых высоких гор в мире – Гималаев. Снижаясь к юго-западу, отроги Снежных гор переходят в равнину, на которой расположена современная столица страны – Дели. Уклону в сторону Бенгальского залива следует течение самой важной и священной реки Ганги с ее притоками – Ямуной, Гандаки и другими. В нижнем течении Ганги, на одном из ее рукавов, находится второй по величине город Индии – Кольката (Калькутта), некогда столица Британской Индии. Совсем рядом – граница с Бангладеш, территория которого в Средние века была частью буддийской Бенгалии; сегодня это отдельное, исключительно бедное мусульманское государство, в восточной части которого сохранилась горстка буддистов. Узкий коридор у подножия Гималаев, где с севера расположены Сикким и Бутан, ведет в Северо-восточное Приграничье – штаты Ассам, Аруначал, землю Нагов, Манипур и другие, где в джунглях живет немало первобытных племен; лишь немногие туристы добирается сюда.
На западном побережье плоскогорья Декан, образующего Центральную и Южную Индию, расположен крупнейший мегаполис страны, построенный англичанами, Мумбаи (бывший Бомбей) – столица Махараштры, одного из крупнейших штатов, где сейчас проживает почти три четверти индийских буддистов. Сходящиеся к югу полуострова хребты, Западные и Восточные Гхаты, омываются Аравийским морем и Бенгальским заливом.
Древние буддийские места особенно многочисленны в граничащих с Непалом штатах Уттар и Бихар, где Будда провел большую часть своей жизни.
Население Индии составляет более 1,4 миллиарда человек. Крупнейшая демократия мира (парламентская республика) является федерацией из 29 штатов и 7 территорий, населенной более чем двумя тысячами этнических групп и народностей, говорящими на 356 языках и диалектах. Почти 75 % населения грамотны; столько же живет в сельской местности. Бурно растущая (до 8 % в год) экономика выводит Индию в ранг мировых держав. Атомная и космическая программы поддержаны самодостаточностью в промышленном производстве, энергетике, сельском хозяйстве. Индийские информационные технологии и специалисты весьма востребованы в мире.
Доминирующая религия в стране – индуизм в его вариациях (около 80 % населения). Кроме него, главными религиями также считаются ислам (14 %), христианство (2,3 % в том числе православное), сикхизм (почти 1,7 %), буддизм (8,45 млн. человек, или 0,7 %) и джайнизм (0,4 %). И лишь 0,1 % индийцев при опросе сознались, что они не следуют никакой религии!
Под названием «Индия» в этой книге понимается весь субконтинент Большой Индии, в наше время разделенный на многие государства – саму Республику Индия, Пакистан, Непал, Бангладеш, Бутан, Шри-Ланку, отчасти Афганистан, – которые связаны общим менталитетом, историей, языками, образом жизни. На этот «подконтинент» очень значительное воздействие оказали англичане, правившие страной около двух столетий. Политическая система, структуры органов власти, армии, суда, коммерции и финансов, железные дороги – все это и сегодня несет отпечаток британской цивилизации. Наконец, несмотря на постоянные усилия властей сделать хинди основным языком в стране, английский остается важнейшим средством межнационального общения. Так что, оправляясь в путь, стряхните пыль со своих знаний этого языка.
К России и ее гражданам индийцы испытывают симпатию, памятуя о военной, промышленной и прочей помощи, оказанной СССР в годы становления независимой Индии. С ними у нас также довольно близкий склад ума с азиатским приоритетом личных связей, некоторой необязательностью, надеждой на авось, перерастающей в фаталистическое равнодушие к этой жизни в уповании на следующую.
Грязь, мухи, москиты, огненная еда в грязных харчевнях или отсутствие оной; назойливые нищие – прокаженные, инвалиды, мамаши с одурманенными младенцами; торговцы, ориентирующиеся на парижские цены за негодное барахло; торговые агенты, карманники и мошенники; переполненные автобусы, вагоны и отложенные рейсы; не спящие сутками, держащиеся только на бетеле водители дребезжащих колесниц; грязные гостиницы и туалеты «open air» – такова Индия.
Роскошные отели, покачивающиеся на зеркальных водах жилые лодки-шикары, лотосы в зеркальных прудах, душевные разговоры с дружелюбными спутниками, таинственные развалины и пещеры, неожиданные приюты во дворцах и старых особняках, наконец, то самое благословление – это тоже Индия.
Наслаждайтесь.
Такси в Шринагаре, Кашмир, Индия. 2008.
Буддийский взгляд на историю. Сансара – обусловленное существование, то, что мы называем нашим миром, – известна своей беспредельностью и безначальностью. «Малые» кальпы – периоды, длящиеся миллиарды лет, образуют «неизмеримые» кальпы, а те, в свою очередь, сменяют друг друга в непостижимой обыденным разумом последовательности. И все это время мы из-за незнания собственной сущности скитаемся и страдаем, переселяясь из тела в тело, в бесчисленных мирах и сферах.
Колесо сансары. Фреска в монастыре Ньингма, Калимпонг, Западная Бенгалия. 2013.
Изредка, когда хорошие впечатления скитальцев (а они возникают вследствие их добрых действий – кармы) пересиливают омрачения и невежество, в Центральной стране появляется Будда. Он – просветленная суть каждого существа, воплощенное сочувствие как историческая фигура; Будда дает наставления и методы, благодаря которым можно достичь его непревзойденного состояния. На протяжении нескольких тысячелетий в мире существуют освобождающие из сансары учения, но, постепенно приходя в упадок из-за снижающегося потенциала существ, исчезают, чтобы опять появиться с новым Буддой.
Настоящий мировой период – особенный благодаря тому, что за это время, согласно «Сутре благоприятной кальпы», в мир должна прийти тысяча Будд. Шакьямуни («Мудрец из рода Шакья»), принадлежащий нашей исторической эпохе – четвертый в этой череде. Центральная страна – это, конечно, Индия, где в строго определенном месте Будды и становятся просветленными. Мировые катаклизмы могут опустошать и разрушать континенты, но южный, Джамбудвипа, всегда всплывет в нужный момент, расцветет и к приходу Будды предоставит Алмазный трон этому Победителю.
Мир в представлении древних индийцев. Фрескав монастыре Нала, долина Катманду, Непал. 2016
В соответствии же с научными изысканиями история индийских народов выглядит следующим образом.
Племена человека разумного появились здесь не позднее пятидесяти тысяч лет назад, эмигрировав из Африки. Первые поселения в долине реки Инд датируются 8‑7 тысячелетием до н. э., и археологические находки указывают на их преемственность с возникшей позднее цивилизацией эпохи бронзы. Жившие тогда люди, вероятнее всего, говорили на протодравидийском языке, как и в остальной Индии.
Первые города цивилизации долины Инда (Хараппской) возникли около 3200 лет до н. э., и расцвет этой земледельческой, лишенной военных амбиций культуры пришелся на 2500‑1800 гг. до н. э. Торговля, наземная и морская, активнее всего происходила с государствами Месопотамии, где было найдено много следов этих связей.
Таинственная, немая для нас цивилизация, ведь ее письменность до сих пор не расшифрована, простиралась на огромные территории – от границ иранского нагорья до предгорий Гималаев. В поздние времена ее существования самые южные поселения встречаются недалеко от современного Мумбаи. Объединяющим началом протоиндийской культуры были реки долины Инда.
Каждый из крупных, тщательно распланированных городов Хараппской цивилизации населяло до ста тысяч человек – невероятная цифра для такой древности. Искусная ирригация обеспечивала высокие урожаи, ремесленники производили необходимую утварь и создавали прекрасные произведения искусства, уклад жизни был разумным и размеренным, культ чистоты и санитарии (души, туалеты, канализация) предполагает некую религиозную подоплеку; войны практически не отслеживаются.
В сохранившихся изображениях и структуре погребений можно проследить высокий уровень духовной жизни, связанный с практикой медитации, лесного отшельничества, и концепцию перерождений. Поклонение дереву пипала (которое в наши дни буддисты называют деревом Бодхи), богине-матери (впоследствии, возможно, Кали) и трехликому божеству в йогической позе, которому поклоняются животные (возможно, впоследствии Шива), указывают на истоки последующих религиозных традиций Индии.
*Листья дерева Бодхи на печати из Мохенджо-Даро. Середина 3-го тыс. до н. э. Национальный музей, Дели. 2012.
*Прото-Шива на печати из Мохенджо-Даро. Середина 3-го тыс. до н. э. Национальный музей, Дели. 2012.
После 1800 года до н. э. цивилизация долины Инда приходит в упадок, вызванный одной или сразу несколькими причинами природного характера: наводнениями, засухами, сведением лесов – и/или болезнями – холерой, малярией… Люди покидают города и переселяются по побережью южнее, а также на восток, вверх по течению Инда.
Индоарийские племена появились в бассейне Инда с Иранского нагорья в середине II тысячелетия до н. э. До III тысячелетия до н. э. их предки обитали на обширной степной территории бассейнов Волги и Кубани и до 2500 г. до н. э. говорили на протоиндоевропейском языке. Предки индоиранцев располагали лучшими породами лошадей и были самыми опытными наездниками того времени. Около 1800 года до н. э., построив армию легких колесниц, индоиранцы двинулись из «страны городов» Синташты, или Аркаима, в предгорьях юго-восточного Урала на Кавказ, Малую Азию и Иран. В XVI‑XIV вв. до н. э. касситы, хетты, митанни, говорившие на индоиранском языке и поклонявшиеся арийским богам, покоряли государства Месопотамии и Ближнего Востока. Балто-славянские народы оставались в Восточной Европе.
Кшатрий на колеснице. Ступа в Бхархуте. III век до н. э. Индийский музей, Кольката. 2015
На северные индийские равнины племена ариев (это их самоназвание – «благородные») начали переселяться в XV веке до н. э. Главные города Инда в то время уже лежали в развалинах – древнейшие Веды ничего не знают ни о больших городах, ни о пшенице и рисе – основной пище жителей Хараппы. Процесс захвата территорий Северной Индии длился около 300 лет, и в это же время составлялись тексты древнейших Вед, где в форме гимнов богам излагался миропорядок и устанавливалось разделение общества на страты – варны. Так происходила ассимиляция местных племен на основе кастовой системы.
Кочевые скотоводы арии сильно отличались от местных жителей – оседлых земледельцев. Воинственные захватчики, они совершали жертвоприношения богам, чтобы обеспечить победу в войне, мужское потомство, благополучие в этой жизни, верность сподвижников, в конечном итоге – обретение состояния бога.
Брахман. Ступа в Бхархуте. III век до н. э. Индийский музей, Кольката. 2015
Первоначально общество ариев делилось на три сословия: брахманы – идеологи (поэты, провидцы, хранители знания, ритуалисты), кшатрии – воины и управляющие, вайшьи – производители и торговцы. Уже в Индии появилась четвертая группа – шудры, крестьяне и рабочие, хотя и низкого статуса, но все же допускаемые в приличное общество; известно немало царских династий, основанных шудрами. Есть предположение, что эта система была введена, чтобы создать барьер между светлыми пришельцами и смуглыми аборигенами (ригведийские даса). И в наше время белая кожа считается признаком благородства. Объясняя это разделение космическими законами, брахманы сумели сохранять эту систему на протяжении тысячелетий.
Донаторы строительства пещерных храмов. Пещеры Карла. II век до н. э. Махараштра. 2010.
Уже в Индии появилась четвертая группа – шудры
Самую низшую часть общества составляли неприкасаемые, чандалы, выполнявшие самую грязную работу, отверженные, чье прикосновение оскверняет высших людей, храмы, пищу, источники воды (но деньги категорически исключены из списка подверженного осквернению). Источником пополнения этого сообщества были лесные люди, изгнанники и иноземцы, если только они не были завоевателями.
Жесткая в своем неприятии смешанных браков, разделении в общежитии и общественных функциях, эта дожившая до наших дней система смягчалась житейски необходимыми послаблениями, исключениями, нововведениями и в современной запутанной форме отражает процесс и способ ассимиляции пришельцев, позднее приходивших сюда из неведомых далей, обычно через северо-западные перевалы. В касту включали не индивидуально, а целыми группами и народностями. В наши дни учет каст, а их сейчас более 3000, не проводится, поскольку их как бы не существует – по Конституции, но не по страницам брачных объявлений в газетах.
Благодаря своей многочисленности и жесткой структуре общества арии не растворились среди аборигенов, но вобрали столько черт местной культуры и философии, что можно говорить о равноправии этих двух составляющих в дальнейшем развитии индийской цивилизации. Заимствование происходило на языковом уровне: более 30 % словарного состава классических индийских языков заимствовано из местных языков. Культурно-религиозный пласт вобрал в себя идеи перерождения, кармы, освобождения от мирских забот. Отказ от убийства и жертвоприношений неизвестен древним Ведам, но просматривается в дравидийских культурах. В пантеоне появляются новые божества и переосмысливаются старые. То, что сейчас известно как индуизм, – это продукт тысячелетних заимствований из буддизма, джайнизма, племенных верований, объединенных на основе брахманизма. Индуизм в значительной степени полагается на тексты пуран, мифолого-эпическом корпусе текстов IV‑XV вв., которые дописываются и меняются даже в наше время, и на устной, семейной передаче.
Общество перед появлением Шакьямуни. К концу VII века до н. э. северо-западные районы полуострова, охватывавшие обширные долины Инда и верхнее течение Ганга, уже считались древними, коренными странами «благородных». Ни Бенгалия, ни Одиша, ни Махараштра, ни большая часть Бихара еще не входят в сферу арийской культуры.
Львы и тигры, слоны и обезьяны, змеи, шакалы и носороги населяют джунгли, а на редких освоенных полях люди выращивают ячмень, пшеницу, рис, бобовые (рис с гороховой подливкой – дхал – и поныне являются базовой пищей индийцев) и выпасают главную валюту эпохи – коров, овец, коз, лошадей, недавно прирученных слонов. Корова пока еще не священна – из ведических текстов известно, что брахманы охотно убивали их для еды и бытовых надобностей – но молочные продукты в большой чести. Ремесленники становятся все искуснее, развивается специализация. Железо стало известно ариям уже с Х века до н. э., и его применение немало способствовало освоению новых земель.
Нага, дух вод и земли. Фреска в монастыре Шангпа Кагью, Киртипур, Катманду, Непал. 2012.
Мирские боги внемлют учению Будды. Фреска в Ступе Мананг, Лумбини, Непал. 2017.
Деревня, состоящая из нескольких патриархальных семейных кланов, – основная социальная единица. Ее структура сохранилась до сегодняшнего дня, и никакие власти особенно не старались перестроить ее организацию, довольствуясь налогами и общим подчинением.
Главы государств ограничены обычаями, должны подчиняться брахманам и учитывать мнения советов именитых граждан. Их первоочередная обязанность – всемерно расширять территорию, заключая союзы и нападая на слабого, или, в знак своего особого величия, используя ритуал ашвамедхи – «жертвенного коня». Выбрав наилучшего жеребца, его освящают и отпускают бродить на протяжении года; за ним следует армия во главе с царем или принцем. Жители местности, куда приблудит конь, должны подчиниться или сразиться. После года странствий все земли входят в царство, жеребца приносят в жертву, и участники, особенно брахманы, получают щедрое вознаграждение.
Риши-отшельник и животные. Археологический музей, Матхура, Уттар. 2012
Строятся первые укрепленные города. Развивается торговля, появляются состоятельные люди, готовые поддерживать духовные поиски, а они были в моде. Казалось, что в то время Землю орошал дождь мудрости – столько выдающихся мыслителей и учителей появлялось в отдаленных краях – Греции, Ближнем Востоке, Китае, – заложивших основы классических систем взглядов и религий. В Индии десятки, если не сотни школ мысли соревновались и воевали друг с другом, отвечая на духовные запросы тогдашнего общества.
Якша, дух местности. II век. Махараштра. Национальный музей, Дели. 2012.
Окружающий людей мир мифологически чудесен. В каждой реке, озере, холме, даже в большом дереве обитают дружелюбные (или не очень) духи – якши, наги, ракшасы, пишачи. Могущественные боги, чьи драгоценные дворцы вздымаются в северных снежных горах и на небесах, ведут борьбу с ракшасами и полубогами-асурами; к ним на помощь спешат могучие герои, а люди взывают к божественному вмешательству в свои семейные и политические дела. В лесах и Снежных горах – Хималая – ищут совершенства святые отшельники, которые, как очевидно всем, не только обладают сверхъестественными способностями, но уже сейчас живут жизнью богов, тесно с ними общаясь. Продвинутые модники подражают манерам и облику этих богов, не слишком скрывающихся от людских глаз.
Из множества племен в Северной Индии образуются шестнадцать государств, которые во время и после Будды объединяются в четыре. Есть царства, и есть республики. Шесть государственных образований – Магадха, Кошала, Каши, Вридджи, Вамса и Аванти – стали основной областью деятельности Будды.
Приблизительно 2600 лет назад в маленьком вассальном государстве, где гордые главы местных родов шакья подчинялись царю Шуддходане из рода Гаутама, у царицы Махамайи родился долгожданный сын. Множество чудесных событий сопровождало появление на свет ребенка. Призванные царем мудрецы, найдя особые приметы при осмотре мальчика, пришли к выводу, что он может стать или вселенским монархом, или – если столкнется с печальными реалиями жизни – пробужденным мудрецом, Светочем Мира. Как и всякие благоразумные родители, царственная чета постаралась оградить свое чадо от неприятных обстоятельств духовного поиска.
Сиддхартха в окружении супруг. Фреска в храме Камбоджи, Лумбини, Непал. 2023
Принц рос в роскоши. Он превзошел всех в науках, боевых и спортивных искусствах и наслаждался обществом сотен своих восхитительных подруг. Яшодхара, главная жена Сиддхардхи, родила сына Рахулу. И вот, в расцвете мужественной зрелости, во время прогулки будущий Будда увидел то, что показало ему ненадежность всех мирских удовольствий: старого человека, больного, и труп. Более того, в глазах встретившегося ему затем отшельника принц уловил отблеск истинной сути – вневременное осознавание, сам ум, свободно играющий любыми проявлениями. Оставалось только выявить это в себе.
Сиддхартха отказывается от мира. Фреска в северо-западной ступе около Сваямбху, Катманду, Непал. 2012
И принц покинул свой дворец. Шесть лет он скитался по равнинам Северной Индии, обучаясь у лучших наставников своего времени и совершенствуясь в различных практиках медитации, которые и поныне используются индуистскими школами. Они были хороши, но не приводили к цели. Поэтому отшельник Гаутама решил положиться лишь на свою интуицию. Он сел под деревом Бодхи и сказал себе, что не встанет до тех пор, пока не достигнет окончательного освобождения. И это произошло в ту же ночь – все завесы, омрачавшие присущее уму всеведение, рассеялись, и беспрепятственно засияло полное осознавание.
Состояние Будды – это пребывание здесь и сейчас, без разделения на субъект, объект и взаимодействие, сияющий момент блаженства в промежутке меж мыслей, само зеркало без привязанности к мелькающим в нем картинкам, сияющее и полное постижение всего, как оно есть, всегда и везде. Это абсолютный опыт ума, природа которого – всеведущее бесстрашное пространство, а проявление – постоянная высшая радость.
Шакьямуни некоторое время оставался поблизости от места своего Пробуждения, свыкаясь с беспредельностью своих возможностей и знания. Будды не навязывают своих учений слушателю, если тот не проявляет интереса или не готов; поэтому только после просьбы владыки вселенной Брахмы, движимый безграничной любовью и состраданием к бесчисленным скитальцам в кругу обусловленного существования, Совершенный повернул колесо Дхармы, Учения.
Раннее изображение Будды Шакьямуни. II век до н. э. Гандхара, Афганистан. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия. 2013
Три цикла буддийских учений. Оставшиеся 45 лет жизни Шакьямуни посвятил изложению Дхармы. Первыми учениками стали его компаньоны по годам духовного поиска. Как и другие искатели, они получили способы, ведущие к личному избавлению от круговерти сансары. Их суть на умозрительном уровне изложена в учениях о четырех Благородных истинах и теории всеобщей причинно-следственной связи (законе кармы), на уровне поведения – в рекомендациях избегать дурных действий и совершать добрые, и на уровне практики – в цикле медитаций умиротворения ума. Впоследствии этот «первый поворот колеса Учения» стал называться тхеравадой, «Учением Старейшин», или южной традицией.
Бодхисаттва Тара, «Освободительница». Фреска в монастыре Трангу (район Юшу – Джекундо), пров. Цинхай, КНР. 2015
Бодхисаттва Авалокитешвара, «Любящие Глаза». Фреска в монастыре Зилнён, Западный Сикким, Индия. 2013
Спустя семь лет Татхагата («Ушедший к Таковости, или Истине» – эпитет Будды) в Раджгире положил начало изложению второго цикла Дхармы. Учения Запредельной Мудрости, или праджняпарамиты, особенно глубоки в изложении сути всех явлений – пустотности, а также обширны разнообразными методами, применяемыми для достижения состояния Будды. Последователи этого Великого пути, или махаяны, усердно трудятся на благо всех, развивая и используя сочувствие, искусные методы и мудрость бодхисаттвы, «героя Пробуждения». Высшее знание и постижение пустотности не следует понимать как «голое ничто», как это делают многие мыслители, в особенности христианские. Это подобная пространству открытость, позволяющая всему происходить. Применяемые на этом пути методы заключаются в совершенствовании качеств щедрости, правильного поведения, терпения, усердия и медитации. Здесь полная реализация, состояние Будды, достигается гораздо быстрее, чем личное освобождение от сансары – цель последователей тхеравады.
Третий цикл учений Будды был раскрыт в Вайшали, Айодхье, Малаве в Тамилнаду и в других местах – на вершинах снежных гор, в чистых странах бодхисаттв; это были прямые указания на природу ума любого существа как на природу Будды. Ваджраяну практикуют те, кто чувствуют особое доверие к своей природе Будды, кто готов использовать особые практики отождествления с просветленными формами. Мирные и гневные, одиночные и в союзе, они как зеркала, показывающие просветленные качества ума самого практикующего.
Современные великие учителя считают, что учения ваджраяны исходят от исторического Будды, который может проявляться в неисчислимых формах. Шакьямуни объяснял их сообществу бодхисаттв, представляя их мандалами – «кругами силы» йидамов, форм Будд. С IV в. н. э. эти практики стали открываться выдающимся йогинам, и их ученики начали широкое распространение мощных, искусных, магических методов в мире людей. Для этого уровня учений также характерен акцент на неразрывной связи «учитель – ученик». Именно благодаря постоянной поддержке, благословению и защите гуру (по-тибетски – ламы) ученик, в зависимости от способностей и усердия, может достичь окончательного освобождения за очень короткий срок, иногда всего за одну жизнь. При практике также часто возникают вопросы, ответы на которые может дать только опытный наставник.
Йогины внимают учениям ваджраяны. Фреска в северо-западной ступе около Сваямбху, Катманду, Непал. 2012
Пережив свой расцвет в Индии, учения ваджраяны широко распространились в Тибете, где сохранился их наиболее полный и точный комплекс, и отчасти в Китае, а затем в той или иной форме достигли сопредельных стран. В настоящее время эта ветвь учения Будды является наиболее динамично развивающимся направлением буддизма в Европе и Северной Америке.
Цель практик Алмазного пути – непосредственное переживание того, что все фантастические качества природы Будды свойственны всем существам. Постижение собственного ума как изначально незапятнанного, неразрушимого, игриво-свободного, радостного и сочувственного приводит к трансформации восприятия всего мира, когда чистое видение, соответствующее истинному положению вещей, открывает неограниченные возможности.
Представив перед собой образ в форме энергии и света, медитирующий сосредотачивается на его различных аспектах и качествах, повторяя мантру – вибрацию, соединяющую истину внутри и снаружи, а также поддерживающую концентрацию, и в конце сливается с объектом медитации, оставаясь в безыскусном состоянии пребывания здесь и сейчас.
Приверженность третьему пути не означает отказа от более простых методов предыдущих уровней; более высокий уровень предполагает использование дополнительных методов на основе более простых, и это приводит к несравнимо более быстрому достижению окончательного Освобождения.
Годы странствий и наставлений были годами упрочения Сангхи – буддийского Сообщества друзей на пути. Число последователей Шакьямуни все время росло; кто‑то из учеников оставался рядом, другие отправлялись на родину и образовывали собственные группы. Благодаря щедрости последователей-мирян было возможным существование монашеской общины, правила в которой были положены весьма строгими. Монахи – бхикшу, «добродетельные нищие» – брали более 250 обетов, обеспечивавших их отстраненность от мирской жизни и добродетельность поведения, возможность медитировать и слушать учения, довольствуясь лишь самым необходимым. Грубейшие нарушения монашеских обетов (сексуальная связь, убийство, воровство, претензия обладать волшебными способностями) карались изгнанием из Сангхи; в менее тяжелых случаях нарушители публично раскаивались или изгонялись на время. Каждый мог снять с себя обеты «отказавшегося от мира».
Будда излагает учения разным видам существ. Фреска в северо-западной ступе около Сваямбху, Катманду, Непал. 2012
Утро в монастыре начиналось рано – вставали до рассвета и занимались медитацией. Умывшись и одевшись, отшельники, взяв деревянные чаши, направлялись к ближайшим жилищам и молчаливо стояли у ворот, ожидая подаяния. В благодарность за пищу они произносили небольшое наставление-афоризм. Вернувшись и омыв ноги, последователи «срединного пути» вкушали свою единственную за день еду – только до полудня. Затем сразу следовали лекции и наставления, после чего, сидя под деревом или в келье в самую жару, предавались медитации. На закате начиналась лекция, на которую мог прийти любой. Поздним вечером монахи мылись и затем снова собирались на беседу с наставником, которая могла затянуться далеко за полночь.
Путь мирян был беспокойнее, но и веселее. Избегая совершения десяти негативных действий, они осуществляли всю активность мирской жизни, материально поддерживая Будду, Дхарму и Сангху, и развивали в себе мудрость и знание, в том числе умения обыденной жизни.
Десять негативных действий: на телесном уровне – убивать, воровать и наносить сексуальный вред; на уровне речи – лгать, клеветать, ругаться, болтать; умственно – завидовать, ненавидеть и разделять ложные взгляды.
Сутра – записанное наставление Будды – обычно начинается словами «так я слышал однажды», что указывает на достоверность этого текста. Все обстоятельства – место поучения, имена главных учеников и пригласивших хозяев, задаваемые ими вопросы и темы беседы – указываются точно. Речь Татхагаты обладает бесчисленными уровнями безошибочного смысла, постигаемого каждым из присутствующих – будь то люди, боги или любые другие существа – в соответствии со своими склонностями и потенциалами, на своем языке, отчетливо и вдохновляюще, всегда лицом к лицу.
Страница сутры Запредельной Мудрости санскритской рукописи на пальмовых листьях с изображением паринирваны Будды. Стиль Пала, Бенгалия, ок. 1025 г. Национальный музей, Дели. 2012
Южная традиция придерживается мнения, что Будда говорил на пали – и на этом языке записано собрание Трипитаки, «трех разделов»: бесед на общие темы (сутр), наставлений о правилах поведения (виная) и учений о мире (абхидхарма). Сутры Великой колесницы становятся известны с I в. до н. э.; они были записаны на санскрите и в I‑II в н. э. начинают переводиться на китайский. В этой книге имена собственные и термины в основном следуют санскритскому варианту.
События жизни Шакьямуни – Татхагаты, Бхагавана, Сугаты, Победителя, Совершенного – подробно описаны в этих сутрах. Были и возвращение на родину, и интриги, и соперничество, и нападения с целью убить, и невероятные жизненные драмы его учеников, и многочисленные чудеса. Самое же распространенное обобщение жизни Будды – это двенадцать деяний, среди которых главные – рождение в нашем мире, отречение от наслаждений царской жизни, занятие аскетическими практиками, достижение Пробуждения, поворот колеса Учения и уход из мира. Три месяца в году Будда со своими учениками во время дождливого сезона проводил в удобном для медитации месте. Последние несколько месяцев его жизни в деталях описаны в «Махапаринирвана-сутре».
Предвидя, что многие из ближайшего окружения вслед за ним покинут этот мир, Будда, озабоченный будущим Сангхи, просил шестнадцать великих Старейшин-архатов оберегать и поддерживать Дхарму до прихода следующего Будды, Майтрейи. Они и поныне пребывают в своих резиденциях – в Кашмире, Раджагрихе, на горе Кайлаш, и недоступных обычным людям сферах бытия.
Будда Шакьямуни, окруженный архатами. Художник Дава Йолмо. Фреска в монастыре Шангпа Кагью, Лумбини, Непал. 2023
Учения Будды в мире людей были собраны на Первом совете в Раджгире через год после его смерти; мудрые архаты помнили их наизусть. Спустя сто лет собрался Второй совет, посвященный в основном дисциплинарным вопросам монашеской жизни, в Вайшали. Третий совет с его горячими дискуссиями произошел в Паталипутре в IV или III веке до н. э., когда буддийское сообщество разделилось на консервативную и модернистскую части, а Четвертый, обозначивший возвышение махаяны, – в I веке н. э. в Кашмире.
Преемники Аджаташастру и правители следующих династий вели успешную завоевательную политику и в целом поддерживали буддизм. К 364 году до н. э. в Центральной Индии образовалось еще небывалое по своему размеру государство, в первом приближении осуществившее идею объединения Индии. В общественном укладе начали происходить невозможные прежде преобразования. Первый правитель династии Нанда Махападма был низкого происхождения, из прислужников, и, возможно, вообще иностранец. Римлянин Курций Руф описывает его как авантюриста – сына куртизанки и цирюльника, красавчика, сумевшего обольстить королеву, убить ее мужа, стать регентом при наследниках, погубить их тоже и, наконец, узурпировать высшую власть. Отрицательное отношение буддизма к кастовой системе совпадало со взглядами состоятельного революционера, и в его лице буддисты обрели щедрого покровителя и защитника. Впрочем, другие традиции, особенно джайнизм, также получали государственную поддержку.
Воззрение джайнов, распространенное Махавирой, современником Шакьямуни, многими чертами весьма схоже с буддизмом, – закон кармы, отказ от дурных действий, окончательное освобождение как блаженство и умиротворение, но не согласуется в признании существования души, материальности кармы (из-за чего ее лучше выжигать физическими методами аскетизма) и пр. Современные последователи в большой степени соотносят себя с индуизмом.
320‑е годы до н. э. были временем великого, в европейском понимании, завоевания, которое сама Индия не заметила: Александр Македонский вторгся с запада и покорил несколько государств в долине Инда. В дальнейшем эллинистическая цивилизация оказала значительное влияние на формирование буддийского искусства Гандхары.
*Александр Македонский. Мозаика в Доме Фавна, Помпеи.
Родоначальник следующей династии Маурья Чандрагупта (321‑300 гг. до н. э.) стал первым великим властителем Индии. Начав свою карьеру вождем племени мория, он вытеснил греческие гарнизоны, оставшиеся в северных областях после завоеваний Александра. Заключая союзы и получив поддержку священников-брахманов, Чандрагупта взял столицу наследников Нанды и подчинил Магадху. На севере в новую империю входили предгорья Гималаев, на юге ее границы проходили недалеко от южной оконечности полуострова. Это время было звездным часом джайнов: всемогущие чиновники принадлежали этой традиции, и сам Чандрагупта в конце жизни обратился к этой религии. Он отрекся от престола, поселился в пещере в горах Южной Индии и благочестиво уморил себя голодом, таким образом, по джайнистским воззрениям, истощая свою дурную карму.
Успехи этого правителя во многом, если не целиком, были обусловлены рачительностью его министра Каутильи, которому приписывается авторство «Артхашастры», знаменитого трактата о государственном обустройстве и управлении, важного источника наших знаний о Древней Индии. К этой эпохе относятся сообщения об Индии греческих послов, описывавших пышную жизнь столицы, диковинные обычаи и новые идеи, вероятно, буддийские, также обнаруживаемые у эллинистических философов, начиная от Пиррона.
Длительное правление Биндусары (299‑274 гг. до н. э.), второго властителя династии Маурья, было временем относительного спокойствия и процветания. Главными развлечениями повелителя обширной империи, как сообщают греческие историки, были скорее вино, инжир и философские беседы, чем войны и репрессии. Впрочем, избыток наследных принцев провоцировал частые заговоры.
Сын Биндусары рассматривается индийским сознанием как величайший владыка древности – не столько благодаря величине своей империи, но из-за мудрости, миролюбия и любви ко всем подданным. Первые восемь лет своего долгого правления (268‑236 гг. до н. э.) Ашока следовал модели управления своего отца и деда, интригуя и захватывая по мере возможности области и царства. Переломный момент в его судьбе произошел на поле битвы.
Ашока на колеснице. Рельеф ступы в Санчи. II век до н. э. Мадхья-прадеш. Фото ©Sadao, Thailand. (CC BY 2.0)
Царство Калинга примерно соответствовало территории современного штата Одиша. Оно было последним крупным противником империи Маурья, и Ашока начал военную кампанию. Решающая битва произошла в восточной части страны, и здесь лучше предоставить слово главной фигуре.
XIII наскальный эдикт императора Ашоки:
«Возлюбленный Богами царь Пиядаси завоевал Калингу через восемь лет после своей коронации. Сто пятьдесят тысяч человек было уведено, сто тысяч – убито, и гораздо больше умерло. Когда жители Калинги были покорены, Возлюбленный Богами почувствовал сильную склонность к Дхарме, любовь к Дхарме, желание учиться Дхарме. И теперь Возлюбленный Богами глубоко раскаивается в том, что покорил жителей Калинги. Его глубоко мучают произошедшая резня, массовые смерти и вывод людей, сопровождавшие завоевание независимой страны. Но Возлюбленный Богами еще больше мучается тем, что живущие в тех странах брахманы, шраманы и домохозяева разных религий, уважительно относящиеся к старейшинам, матерям, отцам, пожилым людям, ведущие себя должным образом, честные с друзьями, знакомыми, товарищами, родными, слугами и работниками, – что они уязвлены, убиты или разлучены с любимыми. Даже тот, кто не пострадал, мучается, видя терзания друзей, знакомых, товарищей и родственников. Эти несчастья обрушились на всех, и это причиняет боль Возлюбленному Богами. Он считает, что завоевание благодаря Дхарме – самое лучшее завоевание».
Идея отказа от насилия овладела умом Ашоки, и уже через два года вся внешняя и внутренняя политика государства изменилась, оказав формирующее влияние на последующее развитие национального духа. Для буддистов он стал чакравартином – вселенским монархом, не только самым могущественным властителем на континенте, но и самым мудрым, милосердным владыкой Дхармы. Кровавые царские охоты сменились паломничествами по местам, связанным с Буддой. Новые идеи доносились до всех посредством регулярных публичных чтений надписей, высеченных на скалах и колоннах по всей стране, а также благодаря просветительской деятельности специальных чиновников. Сейчас в Индии и сопредельных странах найдено более двухсот надписей; их язык преисполнен и величия, и глубокой личной интонации владыки.
Под властью Ашоки находилась необозримая по тем временам территория – от Пакистана, Афганистана и предгорий Гималаев на западе и севере до Бенгалии на востоке и южного рубежа, отстоящего всего на 400‑500 километров от крайней точки полуострова. Империя управлялась искусно, что обеспечивало благосостояние и спокойствие всех подданных. Вводились новые гуманистические принципы общежития, а мирная внешняя политика даже приводила к присоединению новых территорий.
Правление Ашоки признано вершиной славы Индии на протяжении всей ее истории. Безопасные, обсаженные деревьями дороги с гостиницами и колодцами через каждый десяток километров позволяли путешествовать со всеми удобствами. Кроткие и мудрые законы и постановления призывали к терпимости и добродетели. В надписях сообщается об облегчении участи заключенных, о развитии образования, о необходимости почитать Дхарму. Устанавливаются правила выполнения общественных обязанностей, запрещается насилие над животными и их убийство.
Размах деятельности чакравартина в распространении Учения Будды поражает. Всемерно поддерживая буддийские общины, он также осуществил грандиозный проект перераспределения реликвий Будды по всей Индии. Собрав большую их часть, Ашока воздвиг по всей стране 84 000 ступ и поместил туда эти святыни. В самых важных для буддистов местах были установлены величественные колонны, и в наши дни они считаются символами величия Индии. Как показывают археологические исследования, почти все буддийские памятники были или заложены, или великолепно отстроены во времена Ашоки. В величественных палатах столицы прошел третий буддийский Совет.
Два сына и дочь Ашоки стали великими распространителями буддизма. Старший сын Кунала проследовал караванными путями на север и восток и основал в Средней Азии государство со столицей в Хотане. Первый монастырь был заложен там Вайрочаной в 211 году до н. э. Укрепившись в Восточном Туркестане, учение Будды постепенно распространилось по Китаю и проникло на Дальний Восток – в Корею (первые сведения о нем относятся к IV веку н. э.) и Японию (VI век). К VIII‑Х векам относятся буддийские находки в Приамурье на территории России.
Второй сын Ашоки, Махинда, сыграл выдающуюся роль в укоренении тхеравады на Шри-Ланке. После первого же наставления царь и его ближайшее окружение приняли буддийское прибежище. В подаренном парке столицы Анурадхапура была построена ступа с реликвиями Будды. Несколько позднее с целью основать сообщество монахинь прибыла сестра Махинды, Сангхамитра, привезя с собой побег дерева, под которым Шакьямуни стал просветленным. С тех пор Шри-Ланка стала цитаделью буддизма в его тхеравадинском варианте.
Миссии были посланы не только в ближайшие земли – Махараштру, Кашмир, Гандхару, но и во все стороны света – в Бирму, Индонезию, к грекам. Юго-восточное направление распространения буддизма стало главенствующим на протяжении последовавших веков. Считая буддизм явлением своей национальной культуры, индийцы с гордостью отмечают ее доминирование от Индонезии до Малайзии и Филиппин, как и во всем Индокитае – Таиланде, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме. Есть сведения, что даже в Александрии Египетской и Сирии существовали буддийские храмы. Именно во времена Ашоки буддизм стал мировой религией.