Часть I Теория, практика и техника индивидуальной психологии

Комплекс неполноценности, компенсация и стремление к превосходству

В работе «О неполноценности органов» (1907) А. Адлер высказал ряд идей, последующее осмысление которых легло в основу его исследовательской и терапевтической деятельности. Он обратил внимание на то, что врожденные конституциональные аномалии (недоразвитие органов, гистологические дефекты, функциональная недостаточность в послеутробном периоде и др.) могут служить источником и стимулом развертывания жизнедеятельности человека в направлении достижения им тех или иных успехов. В психике человека возникают особые механизмы компенсации, способствующие восполнению того дефицита, который ощущается им на основе неполноценности органов. Компенсация неполноценности принимает определенную ориентацию, связанную с целеполагающей деятельностью человека, направленной на достижение конкретной цели.

Процесс развертывания человеческой деятельности в рамках схемы «физическое несовершенство (неполноценность) – компенсация – цель – позитивный результат» можно проиллюстрировать на исторических примерах, взятых из жизни великих людей прошлого. Так, Демосфен, будучи заикой от рождения, благодаря психологическим механизмам компенсации стал со временем величайшим оратором Древней Греции. Бетховен, страдавший слуховыми дефектами, приобрел всемирную известность в качестве одного из знаменитых композиторов. Плохое зрение Шиллера способствовало развитию его драматического таланта, определило сценическую силу его творчества, сказалось на выборе и разработке литературного материала (в частности, в драме «Вильгельм Телль» компенсаторную роль играет описание картины ослепления одного из героев).

Подобное позитивное развертывание человеческой деятельности – один из возможных путей компенсации чувства неполноценности, возникающего у человека на основе его физических недостатков. Но может быть и другой путь развития, когда физические недостатки и соответствующее чувство ущербности уже в раннем детстве порождают у человека такое враждебное отношение к окружающему миру, которое будет сопровождаться постоянным тревожным ожиданием ущемленности, настороженности, необходимости ожесточенной борьбы за выживание путем активизации стремления к власти над другими людьми любыми средствами, вплоть до «бегства в болезнь».

Адлер не ограничился рассмотрением возможных последствий человеческой деятельности, связанных с врожденными конституционными аномалиями, порождающими у индивида чувство неполноценности. Он исходил из того, что, в отличие от животных, человек от рождения является слабым, беспомощным существом, в результате чего уже на ранних ступенях своего развития он испытывает чувство ущербности, неполноценности. Это чувство возникает у маленького ребенка на основе не только его возможных физических недостатков, но и экономических, социальных, возрастных отношений, имеющих место в его жизни. В начале жизни любой ребенок оказывается слабым и беспомощным, занимает подчиненное и зависимое положение. Он нуждается в помощи со стороны взрослых, ему необходима как физическая, так и психологическая поддержка со стороны родителей. Уже на ранних стадиях своего развития ребенок начинает испытывать чувство собственной неполноценности, которое способствует формированию у него компенсирующей психической надстройки и в конечном счете той или иной стратегии жизни. Таким образом, как считал Адлер, чувство неполноценности оказывается движущей силой, исходной точкой стремлений любого ребенка компенсировать свою ущербность. «Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута» (Адлер, 1997 г, с. 64–65).

В понимании Адлера чувство неполноценности свойственно всем людям и само по себе не является чем-то патологическим. Напротив, наличие данного чувства у человека – вполне нормальное явление, свидетельствующее о специфике его природы. Эта специфика состоит в том, что, с одной стороны, на протяжении всего своего развития ребенку присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, старшим братьям и сестрам, окружающим его людям, а с другой стороны, развивающееся чувство ущербности ребенка из-за физической незрелости, неуверенности в себе, несамостоятельности и подчиненного положения среди других людей порождает у него внутреннюю потребность в физическом и психическом совершенствовании. Другое дело, что чувство неполноценности может привести к возникновению комплекса неполноценности, который скажется на формировании невротических черт характера человека и его стремлении любой ценой добиться власти или превосходства над другими людьми.

Загрузка...