Великая Скифия

К середине второго тысячелетия до н. э. границы Скифии достигают своих максимальных размеров: от Вислы на западе до Тихого океана на востоке. Эти земли получают название Великая Скифия, что означает «Большая Скифия». Такое название Скифия получила из-за того, что в Нижней Мёзии на правом берегу Дуная, при впадении его в Черное море, скифскими переселенцами была основана Малая Скифия.

Кроме собственно скифов на территории Скифии проживало и множество других народов. Это киммерийцы или кимвры (финно-угорские народы), андрофаги (самодийские народы Севера), мосохи (народы Кавказа), магоги (монгольские народы) и др. Со временем скифы, смешавшись со всеми этими народами и дав им свое имя, разделились на множество племен, скрепленных между собой Договором о Вечном Союзе. Над всеми племенами, у каждого из которых был свой князь, по словам Якова Рейтенфельса [15], стоял один верховный правитель (далее я буду называть его «царь»). Великая Скифия была, как сказали бы сейчас, федеративным и многонациональным государством. Такое государственное устройство позволило огромной Империи Скифов, просуществовавшую многие тысячелетия, в то время как другие великие империи приходили в упадок и разрушались. Таким образом, все современные народы бывшего СССР частично являются потомками скифов, а частично народов, живших на скифских землях до их прихода или пришедших позже.

Такие обширные земли не могли оставить равнодушными сверхдержавы того времени, такие как Египет, Греция и Персия. Начав против Скифии захватнические войны, они получили достойный ответ. Об этих событиях упоминает и древнерусское «Сказание о Словене и Русе»: «Ходили (авт. – скифы) и на Египетские страны воевать, многую храбрость показали в эллинских и варварских странах, и был от них тогда великий страх» [7].


Война с Египтом

Согласно античным авторам, таким как «отец истории» Геродот [1], Диодор Сицилийский [18], Страбон [4] и др., первым историческим царем скифов второго тысячелетия до нашей эры был Танай, Геродот также называет его Таргитаем. Во времена его царствования (XIV в. до н. э.), в Египте правил воинственный фараон, называемый античными историками Сесострисом или Весозисом. По их словам, Сесострис первый объединил Северный и Южный Египет, а затем, пойдя в поход на другие народы, ему удалось покорить практический весь Мир. Ориентировочно в 1380 г. до н. э., захватив Фракию (совр. Болгария, часть Турции), он отправился в поход на Скифию. Орозий [25] пишет, что Весозис вступил в ее пределы, «отправив предварительно послов, чтобы те передали условия подчинения: на них скифы ответили послам, что могущественнейший царь напрасно затеял против бедного народа войну, которую скорее он сам должен бояться из-за превратностей войны: успехи будут ничтожны, потери же очевидны». Скифы во главе со своим царем Танаем впервые применили тактику «выжженной земли». Она заключалась в следующем. Не вступая в серьезные схватки, скифское войско отступало, сжигая на своем пути поселения и посевы, отравляя колодцы, тем самым изматывая противника. Впоследствии такая тактика применялась скифами и их потомками много раз, принося им победы над сильнейшими полководцами мира, такими как французский император Наполеон и немецкий фюрер Гитлер. Продолжу изложение войны с Сесострисом. Египтяне, во главе с фараоном, преследовали скифов до Кавказа. Дойдя до туда, египетское войско было полностью обескровлено, а сам Сесострис бросил его и бежал. Брошенное войско скифы без труда перебили и отправились в поход на Египет. По дороге они захватили большую часть Азии, а Египет им помешали захватить только вырытые Сесострисом каналы. Скифы правили Азией пятнадцать лет и, как пишет Орозий, «в конце концов возвратились назад, движимые настоятельными требованиями своих жен, которые угрожали, что если мужья не вернутся, то детей они себе будут искать от соседних народов» [25]. Покинув Азию, они заставили покоренные народы платить дань своему союзнику царю Мидии.

Кто же такой был загадочный египетский царь античных авторов Сесострис-Весозис? Современные историки говорят, что фараона с таким именем в Египте никогда не существовало, однако Эккехард из Ауры в своей «Всеобщей хронике» пишет: «Меносес, 20-й царь Египта, правил 40 лет. Некоторые называют его Везосисом» [26]. А Меносес это уже исторический фараон XIX династии Мернептах, сын Рамзеса II. Если проанализировать сведения античных авторов о Сесострисе и древнеегипетские мифы о боге загробного мира Осирисе, то можно без труда заметить, что это одно и то же лицо. Т. е. исторический фараон Мернептах был обожествлен египтянами под именем Осирис. Таким образом, скифами был обращен в бегство сам Осирис.

Часть скифов, не пожелавших возвращаться на родину, остались в Средней Азии – в области, находящейся на севере современного Ирана, юге Туркменистана. Они получили название парфяне, а их область – Парфия. Иордан в книге «Гетика» со ссылкой на более раннего античного автора Помпея Трога пишет: «Многие победители из его (авт. – Таная) войска, обозрев подчиненные провинции во всем их могучем плодородии, покинули боевые отряды своего племени и по собственному желанию поселились в разных областях Азии. Помпей Трог говорит, что от их имени и рода произошли поколения парфян. Потому-то и до сего дня их называют на скифском языке беглецами, т. е. парфянами» [2]. Впоследствии парфяне, объединив земли Ирана, стали основателями могущественной Парфянской Империи.


Войны с Грецией

Во второй половине второго тысячелетия до н.э. из небольшого племени эллинов, живших в балканской области Фессалия зарождается сильная эллинская или древнегреческая цивилизация. Греки, как по-другому называли эллинов, заняли большую часть Балканского полуострова и Малой Азии. Их мореплаватели постоянно бороздили просторы морей с целью создания новых колоний. Заветной целью греческих завоевателей было занять северное побережье Черного моря, принадлежащее скифам. Как гласит древняя легенда «Понт Аксинский и Понт Эвксинский», записаная М. Лезинским, греческий военный флот, под покровом ночи, подошел к берегам скифской Тавриды (Крыма). Греки хотели застать скифов врасплох, однако те их уже ждали и смогли дать достойный отпор, сбрасывая со скал на греческие корабли огромные камни: «Страх обуял эллинов, и они повернули корабли назад. Но мало кто достиг своих берегов. С того времени древние греки стали называть Черное море Понтом Аксинским – Негостеприимным морем. И наказали детям своим, чтобы они никогда не появлялись в Понте Аксинском и не поднимали оружия против жителей далекой Тавриды» [27].

Но не в традициях скифов было так заканчивать войну – любую войну они заканчивали на вражеской территории. Примерно в конце XIII в. до н. э. полчища скифов ринулись разорять греческие земли на Балканах и в Малой Азии. Эти походы продолжались много столетий. Античные авторы описывают их походы во втором тысячелетии до н. э. на Афины и на Византий, будущий Константинополь (сейчас Стамбул в Турции), вторжение скифов в союзе с фракийцами в 1085 г. до н. э. в Малую Азию и многие другие.

Желая положить конец скифским набегам, греки отправили послов к скифам с предложением о заключении вечного мира. Мир был заключен, и греки получили возможность торговать со Скифией, а затем и получили разрешение строить на скифских землях свои торговые города-колонии. В легенде «Понт Аксинский и Понт Эвксинский» говорится об этих событиях: «С тех пор поселились эллины здесь (в Крыму), далеко от Эллады, и счастливо зажили на этой прекрасной земле. Они выращивали виноград, плоды и розы. Греки торговали с горцами (авт. – крымскими скифами) и дивились, почему такое ласковое море называется Аксинским – Негостеприимным? Нет, это доброе и Гостеприимное море. И назвали греки Черное море Понтом Эвксинским – Гостеприимным морем» [27].

С этих пор греками в скифском Причерноморье было построено множество городов первым из них был Ольвиополь (с. Парутино, Очаковского района, Одесской обл.), затем были построены Мелитополь (в устье Днепра, рядом с Ольвиополем), Патикампей (Керчь), Херсонес (Севастополь), Танаис, Феодосия, Кареон, Мирмикий, Трапезунта… Потомки греческих поселенцев компактно проживают в северном Причерноморье и в наше время.


Мидийские войны

Далее история Скифии неразрывно связана с ее южной соседкой Арианой, одно время называвшейся Мидией, позже – Персией, сейчас Ираном. В начале I тысячелетия до н. э. Мидия была оккупирована Ассирией, а в 70 гг. VII в. до н. э. мидяне начали борьбу против ассирийского владычества. На помощь им пришли скифы во главе с царем Ишпакаем. Об этом сообщают ассирийские надписи царя Асархаддона [33]. Благодаря помощи скифов Мидии удалось обрести независимость и стать мощным государством. Несмотря на это, через пару десятков лет, Мидия стала главным врагом Великой Скифии.

В 636 г. до н. э., двинувшись от Днепра, скифский царь Мадий изгоняет остатки киммерийцев, живущих возле Азовского моря. Преследуя их, он разбил преградивших ему путь мидийцев и завладел большей частью Азии, которой скифы правили больше 28 лет. Владея Азией, Мадий в 631 г. до н. э. отправился в поход на Египет. В Египте в это время правил фараон Псамметих I, основатель XXVI династии. Когда скифы достигли Палестины, Псамметих мольбами и деньгами склонил их не нападать на его страну. В 608 г. до н. э. царь Лидии (государства в Малой Азии) Галиарт, устроив пир и напоив скифов вином, предал их главному врагу – царю Мидии Киаксару, который умертвил большую часть их войска. В 607 г. до н. э. остатки скифов вынуждены были вернуться в Скифию.

Согласно античным авторам, во время похода скифов в Азию их жены вступили в связь с рабами-киммерийцами. К возвращению остатков скифского войска, дети от этих браков уже были взрослыми и не пожелали пустить скифов обратно и попасть в рабство. В 607 г. до н. э., выкопав ров на Керченском полуострове, они стали обороняться, и скифы не могли одолеть их. Тогда один из скифов сказал: «Что же мы делаем, мужи-скифы? Сражаясь с нашими рабами, мы и сами становимся малочисленнее и, убивая их, мы впредь будем властвовать над меньшим их числом. Теперь, мне кажется, нужно отбросить копья и луки и, взяв каждому по конскому кнуту, подойти к ним. Пока они видели нас с оружием в руках, они считали себя подобными нам и равного с нами происхождения. Когда же увидят они у нас кнуты вместо оружия, они поймут, что они наши рабы, и, признав это, не устоят». Выслушав это, скифы, взяв кнуты и дубины, пошли на рабов. Рабы, ошеломленные увиденным, обратились в бегство. Остатки рва, построенного рабами-киммерийцами, известного под названием Киммерийский вал, существуют и в наше время.

Об этом азиатском походе сохранились подробные сведения и в тюркских (восточноскифских) древних источниках, таких как уйгурская «Огуз-наме» [29], «Родословное древо тюрков» и «Родословная туркмен» Абуль-Гази [30] и [31], «Огуз-наме» Фазлуллаха Рашид ад-Дина [28], «Акбар-наме» Аллами Абу-л-Фазла [32], в которых скифский царь Мадий назван Огузом. Такой вывод я сделал исходя из того, что, согласно этим источникам, Огуз, как и Мадий, жил во времена мидийского царя Киаксара и в это же время владел большею частью Азии. Об Огузе рассказывается следующее. Он захватил власть в государстве (Скифии), победив в бою своего отца Кара-хана, затем объединил все тюркские (скифские) племена и отправился в поход на Азию. Захватил и обложил данью Индию, Иран (Мидию), Китай, Малую Азию, Сирию, Египет и другие азиатские страны. После возвращения Огуза из азиатского похода против него подняло восстание племя Кыл-Барак, что соответствует восстанию рабов-киммерийцев из античных источников. Рашид ад-Дин пишет об этом: «Однажды Кыл-Барак отложился и перестал посылать дань. Огуз направил туда кыпчаков и приказал им достигнуть берегов Атиля (авт. – Волги) и Йаман-су (авт. – скорее всего, Урала) и поселиться там, превратив тамошние края в свои юрты» [28].

Далее уже мидийский царь Киаксар, вероломно убивший скифских воинов в 608 г. до н. э., педпринял поход против Скифии. Причина была следующая: Скифская царица Зарина вышла замуж за князя парфян Мармарея. После этого Парфия, находящаяся до этого под властью Мидии, отошла к Великой Скифии, а Мармарей стал ее царем. Киаксар начал войну за возвращение Парфии под свой контроль. Мармарей, в результате заговора, возглавленного его женой, был убит, а Зарина стала единовластной правительницей Скифии. Уступив Парфию обратно мидянам и положив конец войне, ей удалось прекратить полувековое противостояние двух держав.

О правлении Зарины Диодор Сицилийский, со ссылкой на Ктесия, пишет следующее: «Зарина же, всех красотою превосходя, дивила как предприимчивостью, так и удачею в своих действиях. Варваров соседних, которые, возгордясь, хотели подчинить себе саков (авт. – одно из названий скифов), покорила она силою оружия, значительную часть страны привела в возделанный вид, немало городов выстроила и вообще своему народу создала счастливую жизнь. Поэтому подданные, по кончине Зарины, в знак признательности за благодеяния ее и в память ее добродетелей, соорудили ей гробницу, далеко превосходившую прочие, именно – остроконечную трехстороннюю пирамиду в 9 стадий объемом и высотою в 3 стадии, на вершине которой поставили колосальную золотую статую покойной, и воздали ей почести несравненно большие, чем всем ее предкам» [18].


Войны с Персией

На юге Мидийской империи на берегах Персидского залива находилась область Персия (сейчас Фарс в Иране). Персидский правитель Кир, начав войну за независимость, победил мидийского царя Астиага, сына Киаксара, и, присоединяя к своей державе Мидию и новые области, стал основателем Персидской империи под именем Кира II Великого.

В 530 г. до н. э. Кир Великий предпринял поход против Великой Скифии. Поводом к нему послужил отказ скифской царицы Томиры выйти за него замуж. Вторгнувшись в пределы Скифии, Кир начал сооружать переправу через приграничную реку. Томира прислала к нему посла и объявила следующее: «Царь мидийцев, перестань добиваться того, чего ты добиваешься. Ты ведь не знаешь, будет ли удачным для тебя выполнение твоего плана. Прекратив поход, царствуй над своими и смирись, видя, как мы правим подвластными нам. Конечно, ты не захочешь воспользоваться этим советом и вообще предпочтешь все что угодно, лишь бы не оставаться в покое. Если же ты так горячо желаешь померяться силами с массагетами (авт. – одно из названий скифов), оставь ты этот тяжелый труд и перестань сооружать переправу, и когда мы отойдем от реки на расстояние трех дней пути, переходи на нашу сторону. Если же ты предпочитаешь принять нас на вашей стороне – сделай то же самое». Выслушав это, Кир собрал военный совет. Большинство предлагало встретить скифов на своей территории, однако бывший лидийский царь Крёз посоветовал перейти на скифскую сторону реки. Он предложил такой план: перейти реку и продвинуться вглубь страны; разбить лагерь и оставить в нем худшую часть войска, остальным отойти к реке; в лагере устроить пиршество, разложив много разнообразных блюд, мяса и неразбавленного вина. Когда скифы захватят лагерь, то примутся отмечать победу, накинувшись на оставленную еду и вино, а персам останется лишь перебить их. Кир принял этот план и возвестил Томиру, чтобы она отступила. Персы, переправившись на скифский берег и пройдя один дневной переход, приступили к осуществлению плана Крёза. Оставив часть войска, они отошли к реке. Третья часть скифов напала на оставленных воинов и захватила лагерь. Увидев оставленную еду и вину, скифские воины устроили пир и, напившись вина, уснули, не оставивши дозоров. В это время пришли персы и многих убили, а еще больше захватили в плен. Пленен был и сын царицы Томиры Спаргапис. Томира, узнав о случившемся, обратилась к Киру со словами: «Алчущий крови Кир, нечего тебе гордиться тем, что случилось. Ведь, напившись виноградного вина, вы сами так беснуетесь, что, когда вино разливается по вашему телу, на поверхность у вас всплывают скверные слова. Ты одолел моего сына, обманув его с помощью такого зелья, а не в честном бою. Теперь же прими во внимание мои слова, так как я даю тебе хороший совет: отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно, хотя ты дерзко поступил с третьей частью войска массагетов. Если же ты не сделаешь этого, то, клянусь тебе Солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен». Кир не обратил никакого внимания на эти слава. Спаргапис же, протрезвев и поняв, что произошло, покончил с собой. Томира же вступила с персами в бой. Сначала скифы и персы стреляли друг в друга из луков, потом сошлись врукопашную. Битва продолжалась долго, но, в конце концов, скифы одержали верх. Томира нашла среди трупов тело убитого Кира и, сказав: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью», опустила его голову в кожаный мешок, наполненный кровью. В «Деяниях венгров» сообщается, что в этом бою потери персов составили 330 тыс. воинов.

В основе рассказа о войне Томиры с Киром, лежат сведения, взятые мной из труда Геродота «История» [1]. Другой античный автор Ктесий Книдский в своем труде «Персика» [19] приводит альтернативную версию этих событий. Согласно ей, в первом бою Кира со скифами в плен был взят не сын, а муж скифской царицы, звали которого Аморг. Во втором сражении царица, которую у Ктесия зовут не Томира, а Спаретра, во главе войска «в триста тысяч мужчин и двести тысяч женщин», разбила персов и взяла в плен родственников Кира, однако сам он спасся. Царица обменяла у Кира его пленных родственников на своего мужа. Впоследствии скифский царь Аморг стал союзником Кира в войне против Лидии. Не смотря на некоторую разницу, смысл рассказа остался тот же. Проиграв в первом сражении, скифы, во главе со своей царицей, нанесли сокрушительное поражение армии Кира Великого во втором бою.

В 524 г. до н. э. следующий персидский царь Камбиз II, сын Кира Великого, как и его отец, совершает неудачный поход на Великую Скифию. Подробности этого похода неизвестны.

В 522 г. до н. э. персидским царем стал Дарий I, как и Кир, за свои многочисленные завоевания, получивший прозвище Великий. Также как и Киру, ему не давали покоя богатые и обширные скифские земли. Для нападения Дарий нашел стандартный для того времени повод. Он сватался к дочери скифского царя Антира и, получив отказ, с огромным войском, по свидетельству античных авторов, в 700 000 воинов, напал на Великую Скифию. Этот поход состоялся примерно в 512 г. до н. э. Антир применил древнюю скифскую тактику «выжженной земли», измотав персидское войско долгим отступлением. Так как персы никак не могли сразиться со скифами, Дарий послал гонца к Антиру со словами: «Странный человек, что ты все время убегаешь, хотя у тебя есть возможность сделать одно из двух? Ведь если ты считаешь, что ты сам способен противостоять моему могуществу, тебе следует, остановившись и прекратив блуждания, сражаться; если же ты сознаешь, что ты слабее, то и тогда, прекратив бегство и неся своему владыке в дар землю и воду, приди для переговоров». На что Антир, со слов Геродота [1], ответил: «Мои дела, о Перс, обстоят таким образом: я и прежде не бегал в страхе ни от кого из людей и теперь от тебя не бегу; и я не делаю ничего нового сравнительно с тем, что привык делать в мирное время. Объясню и то, почему я не вступаю с тобой немедленно в сражение. У нас нет ни городов, ни возделанной земли, и боязнь, что они будут захвачены и разорены, не заставляет нас скорее вступать с вами в сражение. Если же тебе нужно во что бы то ни стало спешно вступить в битву, то у нас есть отчие могилы. Попробуйте найти их и попытайтесь разрушить, и тогда вы узнаете, будем ли мы сражаться из-за могил или не будем. Но прежде, если у нас к тому не будет основания, мы с тобой в сражение не вступим. Относительно битвы сказано достаточно. Владыками же своими я считаю только Зевса, моего предка, и Гестию, царицу скифов. А вместо даров земли и воды я пошлю тебе такие дары, которые тебе подобает получить, а за то, что ты объявил себя моим владыкой, тебе придется плакать». Вместе с этим посланием Антир передал Дарию следующие дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел, что означало: «Если только вы, персы, не улетите в небо, обратившись в птиц, не укроетесь в земле, став мышами, или не прыгнете в болото, обратившись в лягушек, вы не вернетесь назад, поражаемые вот этими стрелами». В это время персидское войско, из-за нехватки продовольствия и постоянных нападений скифов, оказалось в очень тяжелом положении. Поняв безвыходность создавшейся ситуации, Дарий, бросив в лагере часть своего войска, обратился в бегство и покинул пределы Скифии. Желая окончательно покончить с ним, Антир отправил к царю Спарты Клеомену Эврисфениду посольство, договориться о совместном нападении на Персию. Клеомен слишком часто выпивал со скифскими послами неразбавленное вино и от этого сошел с ума, с тех пор спартанцы, если хотели выпить вина покрепче, говорили: «Налей по-скифски».

Союз Скифии и Спарты так и не был заключен, что дало возможность сыну Дария персидскому царю Ксерксу, желавшему отомстить за бесчестие своего отца, около 483 г. до н. э. предпринять поход на Великую Скифию. Античные авторы говорят о численности его войска в миллион воинов. Придя в Скифию, от ужаса он не смог даже сразиться и ушел обратно ни с чем. Позже Ксеркс стал известен своим походом на Грецию и победой над 300 спартанцами.


Мирная жизнь

Сами скифы о себе практически ничего не писали, а античные авторы восхищались, в основном, их военными победами, не уделяя внимания мирным достижениям. Такое положение вещей сформировало у современного человека образ скифов как воинственных дикарей-кочевников. На самом деле в Скифии жило множество народов и, как писал Геродот, среди них были как кочевники, так и земледельцы. В древних источниках есть множество упоминаний о больших укрепленных скифских городах, например, Жан Боден Скифию описывал так: «За галлами, в Германии размещались немцы, а также Италия, Британия, Греция, Средняя Азия и даже отдаленная Скифия со своими владениями, обустроенными городами, возделанными полями, утвержденными законами» [8]. Также в Скифии были свои ученые и философы, и даже, проводилась перепись населения. Хотя, как я писал выше, данных о мирной жизни Скифии очень мало, все же мне удалось собрать некоторые сведения о этом:


Перепись. В середине VIII в. до н. э. царь Ариант провел первую в Скифии перепись населения, приказав каждому из своих подданных принести ему по наконечнику стрелы. Из переплавленных наконечников был отлит огромный медный котел, который Ариант установил как памятник своему правлению.


Дипломатия. Сведения о мирных контактах скифов с Иудейским царством на рубеже II и I тысячелетий до нашей эры мне удалось найти в древнерусских источниках, опирающихся на древние скифские сказания. Это апокрифы: «Голубиная Книга» [20], «Беседа Иерусалимская» [21], «Повести о рождении и похождениях царя Соломона» [22]. В этих произведениях говорится о визите русского, т. е. скифского, царя Волотомона Волотомоновича в Иерусалим к иудейскому царю Давиду. В беседе с Двидом Волотомон получает ответы на интересующие его вопросы об устройстве Мира. Также они договорились о браке сына Давида Соломона, будущего иудейского царя, на дочери Волотомана Соломониде, впоследствии ставшей первой женой царя Соломона.

Далее в истории очень часто иностранные правители брали в жены скифских царевен, например македонские цари Филипп II и Александр Великий, персидский царь Дарий III, датский король Фротон III.


Изобретатели. Согласно античным источникам, скифский царь Инд первый в мире нашел серебро, царь Саневн впервые изготовил железное оружие. Это были очень древние скифские цари, в более позднее время в конце VII – первой половине VI в. до н. э. жил скифский царевич Анахарсис, который изобрел якорь с рогами и усовершенствовал гончарный круг. Кроме того, что он был изобретатель, он был еще и великим философом, поэтому далее я напишу о нем более подробно.


Анахарсис. Анахарсис много путешествовал по миру и долгое время жил в Греции в Афинах, где прославился как великий философ. Он был известен своим красноречием. По этому поводу в то время в Греции даже появилась поговорка: «Говорить как скиф». Вот некоторые из его высказываний: «Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения»; «Удивительно, как это в Элладе участвуют в состязаниях люди искусные, а судят их неискусные»; «Удивительно, как это эллины издают законы против дерзости, а борцов награждают за то, что они бьют друг друга»; «Как можно запрещать ложь, а в лавках лгать всем в глаза?». Прибыв в Афины, Анахарсис пришел к дому Солона (греческого реформатора и поэта) и велел одному из рабов передать, что он пришел к хозяину, чтобы его видеть и стать, если можно, его другом и гостем. Услышав такое, Солон велел рабу передать, что друзей обычно заводят у себя на родине. Но Анахарсис тотчас нашелся и сказал, что Солон как раз у себя на родине, так почему бы ему не завести друга? Пораженный его находчивостью, Солон впустил его и впоследствии стал ему лучшим другом. Вернувшись в Скифию в 571г. до н. э., Анахарсис был застрелен из лука своим братом скифским царем Савлием за совершение греческих обрядов. Умирая, он произнес: «Разум оберег меня в Элладе, зависть погубила меня на родине». На его могиле было написано: «Обуздай язык, чрево, уд».

Загрузка...