Главе «Введение» и книге в целом название подсказала строка стихотворения русского поэта Михаила Зенкевича «Металлы».
Платон, архиепископ. Программная речь на епархиальном съезде духовенства // Американский православный вестник, май 1914, № 10,197.
Святейший синод опубликовал следующий состав русской епархии в Америке на 1901 год: 725 русских, 2448 галичан, 4450 русинов (карпатороссов), 1420 сербов и южных славян, 541 грек, 3596 арабов, 2234 креола, 2121 индеец, 3767 алеутов, 8750 эскимосов, 77 других. «Сообщения из-за границы», Церковные ведомости, 14 (1901), 289. За 14 лет (к началу войны) в русскую епархию вошло еще более сотни карпаторосских приходов.
Сазонов С.Д. Воспоминания, Мн. Харвест, 2002, 7.
См.: Записка Петра Николаевича Дурново императору Николаю II, http://www.mysteriouscountry.ru/wiki/index.php
«В Австрии проходит выставка, посвященная истории лагеря для русских военнопленных времен Первой мировой войны» // Северный Кавказ, Межрегиональная еженедельная газета, 05.06.2013, мобильная версия, www.sknews.ru. http://www.sknews.ru/chron/24198-v-avstrii-proxodit-vystavka-posvyashhennaya.html
«В 6 часов принял гр. Бобринского-Галицийского». 2 мая, суббота, 1915 г. «Дневник Николая П, 1915», http://www.russky.com/history/library/ diaris/1916.htm
Государственный Совет в 1906–1917 гг. из высшего совещательного органа превратился в верхнюю палату законодательного учреждения Российской империи. См.: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=341
См.: Записка Петра Николаевича Дурново императору Николаю II, http://www.mysteriouscountry.ru/wiki/index.php
В качестве небольшого периодического издания эта газета, скорее даже листок, сохранилась до наших дней. Она издается по-английски под названием Truth и посвящена каждодневным практическим проблемам ПЦА с акцентом на жизнь русинской общины. Возможно, что именно эта униатская газетка и стала прородительницей органа КПСС «Правда». «Правда: Рабочая газета», редактором которой стал Троцкий в 1908 году во Львове и Женеве, а затем в Вене, была первоначально органом Украинского социал-демократического союза «Спилка»: отсюда ее возможная преемственность с «Правдой» Луцика, первоначально органом русинов-униатов, проукраинцев в Америке. В 1912 году в Петербурге уже по настоянию Ленина стала издаваться газета чисто ленинского большевистского направления с тем же названием «Правда».
Луцик Я. (Роман Сурмач), иероним. Народная история Руси от наидавнейших времен до нынешних дней. С коротким очерком истории Русской Церкви и с приложением истории Угорской, Буковинской и Американской Руси, Нью-Йорк: Иван Борух, 1911, 325.
Dyrud К. Р. The Quest for the Rusyn Soul: The Politics of Religion and Culture in Eastern Europe and in America, 1890-World War I, Pliladelphia: The Balch Institute Press; London & Toronto: Associated University Presse, 1992, 22.
Замлелова С. Русины многострадальные, Омилия: международный клуб православных литераторов, 27/01/2010 – 01:30, http://omiliya.org/ content/rusiny-mnogostradalny.html
Замлелова С. Русины многострадальные.
См.: Ruthenians.http://www.encyclopediaofukraine.eom/pages/R/U/ Ruthenians.htm
Подробно см.: Карташев А. В. Очерки по истории русской Церкви, Париж: Имка-Пресс, 1959. Т. I, 536.
http://www.1911encyclopedia.org/Ruthenians
Библиография по истории Западной Руси:
Пресняков А. Е. Лекции по русской истории: Западная Русь и Литовско-Русское государство. М., 1939. Т. 2, вып. 1, 58; Пашуто В. Т, Образование Литовского государства. М., 1959, 319; Его же. Страны Прибалтийского региона // Пути развития феодализма. М., 1972, 296.
Подробнее об участии Юго-Западной Руси в международной торговле в XIV в. см.: Пашу то В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950,166-175; Крип'якевич /. П. Галицько-Волинське князівство. К., 1984, 44-46,112-114; Котляр М. Ф. Галицька Русь у другій половині XIV – першій чверті XV ст.: Іст.-нумізмат, дослід. К., 1968; Батура Р. Борьба Литовского великого княжества против Золотой Орды: от нашествия полчищ Бату до битвы v Синих вод: Автореф. дис.... канд. ист. наук. Вильнюс, 1972, 21; Дашкевич И. Заметки по истории Литовско-Русского государства. Киев, 1885. Кхенатский П. Г. Очерки по истории Киевской земли. Одесса, 1912.
См.: Иванов П. А. Исторические судьбы Волынской земли с древнейших времен до конца XIV века. Одесса, 1895; Бушков А., Буровский А. Россия, которой не было. Часть вторая.
«…В верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат». См.: Гумилев Л. Н. От Руси до России, М.: Акт. Хранитель, 2006, 29.
«Рускиї народ ωт Ияфета, сн̃а Нωева, ведетъ свое поколЂние и ωт его сн̃а Мосоха, ωт которого первеи мосохами албо мосхами называлися, бо по потопЂ, гды розделил Гс̃дь Бг̃ь языки во столпотворениі, розышлися по всемъ свЂте сн̃овъ Ноевых потомки Симовы, особно Хамовы, особно сЂли Иафетовы потомки. Тым /2зв./ Бгъ дал языкомъ славеснымВ мовити. Пошли ωсобно и шероко, розсЂялися на полнωчных краях, на всходнихъ, на полуденных і к заходу засЂли почавши ωт 1—Каппадоцких краинъ—1 и цр̃ствъ КолхинскихъГ , ωколо Черногω моря и около рЂкъ Дунаю, АкиД , Волги, Хамы, Днепра, Богу, Десны, Днестря, Дуная ажъ до Двины и Немна, всЂ береги и краины осЂли. На остаток ажъ до Ледоватого и Балтиіского моря, которое Варажскимъ Рус называет. Силу і владзу словеского языка розширили за бл̃гословениемъ Ноевым, имя сн̃а его Иафета в том разширению своем выражаючи, бо Иафетъ толкуетъся «розширение, розпространене». Для /3/ того потомъ россиянами и земля ихъ Россия ωт широкого ихъ по свЂту розсияния назвалися.
Глава 1 QТ ПОЧАТКУ СЛОВЕНЬ И РУСИ. (КРОИНИКА 3 ЛЂТОПИСЦОВ СТАРОДАВНИХ, 3 СВЯТОГО НЕСТОРА ПЕЧЕРСКОГО КИЕВСКОГОА, А ТАКЖЕ ЗЪ КРОИНИК ПОЛСКИХЪ Ω РУСИI, ΩТКОЛЪ РУСЬ ПОЧАЛАСЯ, И О ПЕРВЫХ КНЗЕХЪ РУСКИХ, И ПО НИХЪ ДАЛШИХЪ НАСТУПУЮЧИХЬ КНЯЗЕХ, И Ω ИХ ДЕЛАХ, СОБРАНАЯ Б-ПРАЦОЮ ИЕРОМОНАХА ФЕОДОСИЯ СОФОНОВИЧА, ИГУМЕНА МОНАСТЫРЯ МИХАЙЛОВСКОГО ЗОЛОТОВЕРХОГО КИЕВСКОГО,/1зв./РОКУ ΩT СОТВОРЕНЯ СВЂТА 7190, А ОТ РОЖДЕСТВА ХРСТВА 1672. http://litopys.org.ua/sofon/soflO.htm
Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви, т. II, 288–289.
Зелинский В., свящ. Объятия Отча… Очерки по истории Почаевской лавры, Свято-Успенская Почаевская лавра, 2000, 7.
Бушков А., Буровский А. Россия, которой не было. Часть вторая, 131.
Там же, 179; An Encyclopedia of World History, ed. William L. Langer, Boston: Houghton Mifflin Company, 1940, Lithuania, Russia, 316–317; Poland-Lithuania, 413–415.
Бушков А., Буровский А. Россия, которой не было, 181.
Там же, 152.
Ср.: там же, 158.
Карташев А. Б., цит. соч., 536–537.
Там же, 143.
О древних истоках рода Ольшанских, http://olshansky2004.narod.ru/ fon2.htm
Ключевский В. О. Курс русской истории, часть Ш, Лекция XLV, соч. в 9 томах, М.: Мысль, 1988, 88.
Там же, 91.
«Магдебургское право», Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Также см.: Магдебургское право и его роль в социально-экономическом развитии городов Беларуси. Белорусский государственный университет. Кафедра экономической истории. Курсовая работа. http://kropka.ru/refs/33/6718/l.html
Бушков А., Буровский А., цит. соч., 207.
Ключевский В. О., цит. соч., 88.
Там же, 90.
Карташев А. В., цит. соч., 536.
Там же, 544.
Там же, 554–555.
Федотов Г. Святой Филипп, митрополит Московский, М.: Мартис, 2000,163.
Подробно о подготовке и проведении Унии, см.: Карташев А., цит. соч.
Dyrud К. Р., цит. соч., 13,19.
Пашаева Н. Очерки истории Русского движения в Галичине XIXXX вв. Государственная публичная историческая библиотека России, М., 2001, 23.
Там же, 49–50.
Луцик Я. (Роман Сурмач), иероним, цит. соч., 347.
Протест Канадийцев // Американский православный вестник, Нью-Йорк, 1899, № 2 (15–27 января), 70–71.
Капп R. A. A History of the Habsburg Empire 1526–1918. Berkeley: University of California Press, 1974. Цит.: Dyrud К. P., цит. соч., 18.
Луцик Я. (Роман Сурмач), иероним, цит. соч., 287–288.
Там же, 288–289.
Там же, 289–290.
Там же, 290. Сохраняется язык автора.
Dyrud К. Р., цит. соч., 24.
Там же, 30.
См.: Пашаева Н. М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX–XX вв. М.: Имперская Традиция, 2007.
Там же, 8.
Зубрицкий Д. Н. История древнего Галичско-русского княжества: ВЗч. Львов, 1852–1855.
Освободительное движение народов Австрийской империи; возникновение и развитие. Конец XVIII века – 1849 г. М.: Наука, 1980, 475.
«Русалка Днестровая. Ruthenische Volkslieder. Будим, 1837, стр. IX. Пашаева Н. М., цит. соч., там же.
Ср.: Там же. С. 26, сн. 12; С. 34–35; «В национальном вопросе Зубрицкий стоял на погодинских позициях, признавая российский («русский») народ единым народом от Карпат до Тихого океана». Цит.: Пашаева Н. М., цит. соч., 39, сн. 24.
Таврило Русин (Яков Головацкий), Положение русинов в Галиции, Летописи славянской литературы, искусства и науки, написано и издано по-немецки: Holowacky J. Die Zustande der Russinen in Galizien: Ein Wort zur Zeit von einem Russinen. Leipzig: Slawische Buchhandlung Ernst Keil & Comp, 1846, 20–22. Цит. по кн.: Пашаева H. M., цит. соч., 27.
Там же, 4. Цит. по кн.: Пашаева Н. М., цит. соч., 26.
Головацкий, цит. соч., 9-10, цит. по кн.: Пашаева Н. М. Первое издание, Государственная публичная библиотека России, 2001, 65–66. Цит. соч., 65.
Луцик Я. (Роман Сурмач), иероним, цит. соч., 326.
Jaromir Necas, Politicka situace na Podkarpatske Rusi (Rok, 1921), Praha, 1997, s. 6–7. Цит. из: Шевченко К. В. Русины и межвоенная Чехословакия. К истории этнокультурной инженерии. М.: Модест Колеров, 2006,117.
См.: Пашаева Н. М., цит. соч., 2-е изд., М., 2007, 52.
Там же, 63.
Мончаловский О. А. Житье и деятельность Ивана Наумовича. Львов: Изд. полит, об-ва. «Русская Рада», 1899, 112 с. Цит по кн.: Пашаева Н. М., цит. соч., 2-е изд., 63–64.
Пашаева Н. М., цит. соч., 2-е изд., 56, сн. 31.
Там же.
Там же, 56–57.
Там же, 57–58.
Там же, 58–59.
Там же, 61.
Magocsi, Paul Robert, The Shaping of the National Identity: Subcarpathian Rus', 1848–1948. Cambridge: Harvard University Press, 1978, 56–57.
Athanasius Pekar, Historic background of the Eparchy of Prjashev, Pittsburgh, Pa.: Byzantine Semanary Press, 1968, 3–7.
Карпато-русский сборник, 25–30, 31–32. Цит. в: Dyrud К. Р., цит. соч., 31–32.
Dyrud К. Р., цит. соч., 29–32.
Пашаева Н. М., цит. соч., 2-е изд., 86.
Письма К. П. Победоносцева Александру Ш, http://www.hrono.ru/ libris/lib_p/pobedl883.html
Константин Победоносцев, 11 марта 1883, Петербург, Письма К. П. Победоносцева Александру Ш, http://www.hrono.ru/libris/lib_p/ pobedl883.html
Цит. по кн.: Пашаева Н. М., цит. соч., 2-е изд., 87.
Шевченко К. В. Славянская Атлантида, Карпатская Русь и русины в XIX – первой половине XX вв., М.: Ретнум, 2010, 76–77.
Gerald Р. Fogarty S. J. «The American Hierarchy and Oriental Rite Catholics, 1890–1907», in Records of the American Catholic Historical Society of Philadelphia 85 (Mar.-June 1974), 20; цит. no: DyrudK. P., цит. соч., 104.
Пашаева Н. М., цит. соч., 2-е изд., 9.
Bishop Nicholas, «On the Duty Incumbent Not Alone on the Orthodox Russians But on the Orthodox of all Nationalities», Russian American Orthodox Messenger, 1 Oct., 1894, p. 34–40. Цит. по kh.: Dyrud К. P., цит. соч., 55.
См. о нем в предыдущем очерке.
Кюропас, «Украинские американцы», 55, цит. по: John Matusiak, «Orthodox Church in America following the Russian Revolution, 1917–1922». M.D. thesis St. Vladimir's theological seminary, 1975, гл. 2; 7.
Этим наблюдением я обязан проф. Ольге Меерсон.
Луцик Я. (Роман Сурмач), иероним, цит. соч., 343.
Там же, 347.
Тихон, архиепископ, Ход совещаний на первом Соборе Северо-Американской православной церкви, 20 февраля 1907 г. // АПВ, v. XI, № 5, март 1907, 83.
Двадцатилетний юбилей Русского православного Петро-Павловского братства в г. Бриджпорт, шт. Конн. // АПВ, № 16, v. XVIII, август 28,1914.