Примечания

1

Первоначальное название данных воспоминаний Г.К. Графа. На титульном листе машинописной копии рукописная помета: «Отец переименовал в: “На Балтийском флоте с 1906 г. по 1914 г.”».

2

Фон Эссен Николай Оттович (11.12.1860—07.05.1915), адмирал (14.04.1913).

3

Разоружены в нейтральном порту до окончания войны. При этом обычно в береговые склады сдавались замки орудий, а иногда и части машин, что должно было гарантировать неучастие корабля в боевых действиях.

4

Иванов Николай Иудович (22.07.1851—11.02.1919), генерал от артиллерии (13.04.1908), генерал-адъютант (1907).

5

Автор не точен, речь идет о строительстве 11 эсминцев типа «Лейтенант Бураков».

6

На добровольные пожертвования были построены восемь кораблей типа «Украйна», четыре – типа «Охотник», четыре – типа «Финн», а также два типа «Всадник» («Амурец» и «Уссуриец») – итого 18 кораблей.

7

На казенный счет были построены минные крейсеры «Всадник» и «Гайдамак».

8

Эскадренный броненосец «Цесаревич», флагманский корабль командующего 1-й эскадрой флота Тихого океана контр-адмирала В.К. Витгефта, после сражения с японским флотом 28.07.1904 отделился от других кораблей, стремясь выполнить решение о достижении Владивостока. Серьезные повреждения труб и фок-мачты вынудили зайти в германский колониальный порт Циндао (Киао-Чао) и интернироваться. В Шанхае же после указанного сражения разоружился крейсер «Аскольд».

9

Ливен Александр Александрович, светлейший князь (07.07.1860—22.02.1914), вице-адмирал за отличие (25.03.1912).

10

Эбергард Андрей Августович (09.11.1856—19.04.1919), адмирал (14.04.1913) в отставке (13.12.1917).

11

Русин Александр Иванович (08.08.1861—17.11.1956), адмирал (10.04.1916) в отставке (01.06.1917).

12

Щеглов Александр Николаевич (03.04.1875—09.12.1953), капитан 1-го ранга за отличие (06.12.1913).

13

Пилкин Владимир Константинович (11.07.1869—06.01.1950), контр-адмирал (06.12.1916).

14

Беренс 1-й Евгений Андреевич (30.10.1876—06.04.1928), капитан 1-го ранга за отличие (10.08.1916).

15

Капнист Алексей Павлович, граф (17.05.1871—18/31.10.1918), контр-адмирал за отличие (28.07.1917), в отставке (15.11.1917).

16

Римский-Корсаков Михаил Михайлович (25.02.1872—.02.1950), контр-адмирал (24.11.1919).

17

Кедров Михаил Александрович (13.09.1878—29.10.1945), вице-адмирал (16.11.1920).

18

Развозов Александр Владимирович (23.07.1879—14.06.1920), контр-адмирал (07.07.1917).

19

Бахирев Михаил Коронатович (17.07.1868—16.01.1920), вице-адмирал за отличие (06.12.1916) в отставке (12.01.1918).

20

Гельмерсен Павел Васильевич (01.04.1880–1953), капитан 1-го ранга за отличие (06.12.1916).

21

Альтфатер Василий Михайлович (04.12.1883—20.03.1919), контр-адмирал (30.10.1917).

22

Немитц Александр Васильевич (26.07.1879—01.10.1967), контр-адмирал русского флота (18.07.1917), вице-адмирал советского (21.05.1941).

23

Бубнов Александр Дмитриевич (06.05.1883—02.02.1963), контр-адмирал за отличие (28.07.1917) в отставке (19.12.1917).

24

Колчак Александр Васильевич (04.11.1874—07.02.1920), адмирал (18.11.1918).

25

Черкасский Михаил Борисович, князь (26.09.1882—.11.1918), контр-адмирал за отличие (28.07.1917).

26

Бок Борис Иванович (12.07.1879 – 04.03.1955), капитан 2-го ранга за отличие (10.11.1914).

27

Руднев Владимир Иванович (03.11.1879—25.02.1966), капитан 1-го ранга за отличие (06.12.1916).

28

Григоров Николай Митрофанович (11.01.1873—14.02.1944), контр-адмирал за отлично усердную службу (03.06.1915, старшинство с 10.06.1916) в отставке (18.11.1917).

29

Непенин Адриан Иванович (21.10.1871—04.03.1917), вице-адмирал за отличие (06.09.1916).

30

Никольский Михаил Ильич (25.10.1877—28.02.1917), капитан 1-го ранга за отличие (22.03.1915, старшинство с 01.01.1915).

31

Сведения не точные. Председателем Санкт-Петербургского военно-морского кружка был капитан 2-го ранга М.М. Римский-Корсаков, вице-председателями – лейтенанты В.К. Пилкин и А.Н. Кирилин, казначеем – лейтенант А.Н. Щеглов, секретарем – лейтенант Е.А. Беренс. Действительные члены: лейтенанты Г.К. фон Шульц, А.Н. Воскресенский, М.А. Кедров, Н.Л. Подгурский, А.В. Колчак, Н.Н. Шрейбер, П.В. Гельмерсен, М.И. Никольский, А.П. Зеленой, В.Н. Черкасов, С.Н. Власьев, А.К. Петров, Е.Н. Мандражи, А.В. Витгефт, В.И. Руднев, Н.В. Кротков, Домбровский, В.К. де Ливрон, С.А. Невражин, граф А.Г. Кейзерлинг, мичман В.В. Витгефт, инженер-механики Н.В. Афанасьев, В.А. Винтер, корабельный инженер Н.Н. Кутейников.

32

Санкт-Петербургский военно-морской кружок (первоначальное название – «Общество младших офицеров флота») начал деятельность с осени 1905 г., причем с 9 ноября началась разработка сперва общих принципов его устава, а затем и отдельных параграфов. На заседании 28 ноября были приняты первые 16 параграфов устава, составлена докладная записка на имя морского министра по поводу разрешения кружка. Ознакомившись с проектом, и.о. начальника Главного морского штаба контр-адмирал А.А. Вирениус сделал замечание, касающееся необходимости разрешения допуска на собрания старших офицеров флота; соответствующие изменения в проект были внесены 12 декабря. 17 января 1906 г. морской министр А.А. Бирилев потребовал изменения названия организации и увеличения прав присутствующих на заседаниях адмиралов и штаб-офицеров флота. На общем собрании 23 января соответственно последнему пожеланию был переписан проект устава, а 6 февраля избрано новое наименование – «Санкт-Петербургский военно-морской кружок». Когда в начале марта 1906 г. Бирилев вновь не утвердил устав, к нему «для личного доклада о деятельности кружка» были направлены председатель М.М. Римский-Корсаков и лейтенанты Г.К. фон Шульц и А.Н. Кирилин. На общем собрании 28 апреля составили список членов – учредителей кружка (см. предыдущий комментарий). Несмотря на все усилия, устав кружка был утвержден лишь спустя полтора года, 11 сентября 1907 г., новым морским министром И.М. Диковым. За это время часть учредителей «поднялась» в чинах (так, капитанами 2-го ранга стали Г.К. фон Шульц, В.К. Пилкин, А.П. Зеленой, А.Н. Кирилин и Н.Н. Шрейбер, капитан-лейтенантами Н.В. Кротков, А.В. Колчак и В.К. де Ливрон, лейтенантом – В.В. Витгефт), а Е.Н. Мандражи ушел в запас (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 2462. Л. 9—29, 47–54).

33

Григорович Иван Константинович (26.01.1853—03.03.1930), адмирал (27.09.1911) в отставке (31.03.1917).

34

Стеценко Константин Васильевич (21.05.1862—?), адмирал (06.12.1916) в отставке (15.06.1917).

35

Канин Василий Александрович (11.09.1862—17.06.1927), адмирал (10.04.1916) в отставке (13.12.1917).

36

Муравьев Петр Петрович (30.01.1860—12.07.1940), адмирал (06.12.1916), в отставке (05.03.1917).

37

Бирилев Алексей Алексеевич (16.03.1844—06.02.1915), адмирал (01.07.1907).

38

После А.А. Бирилева морским министром был адмирал И.М. Диков (11.01.1907—08.01.1909) и лишь затем С.А. Воеводский.

Воеводский Степан Аркадьевич (22.03.1859—18.08.1937), адмирал (06.12.1913).

39

Имеется в виду Морской технический комитет.

40

Романов Алексей Александрович, великий князь (02.01.1850—01.11.1908), адмирал (01.01.1888).

41

Романов Константин Николаевич, великий князь (09.09.1827—13.01.1891), адмирал (09.09.1855).

42

Часть указанных реформ начала осуществляться ранее. Так, генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович был уволен от управления флотом и Морским ведомством 02.06.1905, затем 29.06.1905 последовало снятие с должности управляющего Морским министерством вице-адмирала Ф.К. Авелана. В тот же день был назначен первый в XX веке морской министр – А.А. Бирилев.

43

В этом месте в рукопись вложен лист с дополнительным текстом автора: «Ввиду огромного значения, которое имело учреждение Морского Генерального штаба, мы здесь приводим факты, сопровождавшие его учреждение. Он был учрежден 23 апреля старого стиля 1906 г., и первым его начальником назначили капитана 1-го ранга Льва Брусилова (скоро по болезни оставившего пост; вместо него был назначен контр-адмирал князь Ливен).

Основоположником осуществления идеи создания Морского Генерального штаба явился лейтенант А.Н. Щеглов. Он по своей инициативе разработал законопроект о его создании и при особой записке представил морскому министру вице-адмиралу Бирилеву, но тот не дал ей хода. Испробовав все легальные пути безрезультатно, А.Н. Щеглов на свой риск подал записку и законопроект начальнику Походной канцелярии его величества флигель-адъютанту капитану 1-го ранга графу А.Ф. Гейдену, и последний поверг законопроект на благоусмотрение государя. Его величество, ознакомившись с запиской, повелел морскому министру немедленно же осуществить проект. Отчего и последовал высочайший указ от 23 апреля 1906 г.

Как указано выше, первым начальником МГШ был назначен капитан 1-го ранга Л. Брусилов, скоро произведенный в контр-адмиралы). А.Н. Щеглов был назначен начальником отдела, разрабатывающего защиту вод Балтийского моря, который и разработал “малую судостроительную программу”. Она называлась “малой” потому, что Государственная дума тогда еще не давала кредитов на осуществление “большой” программы, так как не были еще готовы наши судостроительные заводы. Когда заводы были расширены и соответствующим об[разом]…»

Здесь автор пересказывает (местами – дословно) статью: Щеглов А.Н. К истории возникновения Морского Генерального штаба (Письмо в редакцию) // Морской журнал. 1928. № 6–7. С. 17–20 (121–124).

Более подробные воспоминания об образовании данного учреждения см.: Щеглов А.Н. Предисловие к материалам истории Морского Генерального штаба / Подг. публ. и комм. А. Емелина // Цитадель. 1998. № 1 (6). С. 56–62.

44

Небогатов Николай Иванович (20.04.1849–1922?), контр-адмирал за отличие (06.12.1901), в отставке с лишением чина (22.08.1905).

45

Рожественский Зиновий Петрович (30.10.1848—01.01.1909), вице-адмирал (04.10.1904) в отставке (08.05.1906).

46

Смирнов Владимир Васильевич (08.12.1856– не ранее 1918), капитан 1-го ранга за отличие (06.12.1904), в отставке с лишением чина (22.08.1905).

47

Лишин Николай Григорьевич (30.09.1856—16.04.1923), капитан 1-го ранга (06.12.1902).

48

Григорьев Сергей Иванович (07.05.1855– не ранее 1918), капитан 1-го ранга (06.12.1902), лишен чина (22.08.1905).

49

Коссович Иосиф Васильевич (08.09.1855—?), контр-адмирал в отставке (30.04.1907).

50

Витгефт 2-й Владимир Вильгельмович (21.11.1884—04.04.1917), капитан 1-го ранга (08.09.1915, старшинство с 14.04.1914).

51

Бартенев Алексей Александрович (27.02.1885—08.03.1907), лейтенант «за отличие в делах против неприятеля» (09.01.1906, старшинство в чине с 25.11.1905).

52

Коссаковский Борис Дмитриевич (05.11.1882–1918?), капитан 2-го ранга за отличие (06.12.1916).

53

Скрыдлов Николай Илларионович (01.04.1844—04.10.1918), адмирал в отставке (28.08.1909).

54

Макаров Степан Осипович (27.12.1848 – 31.03.1904), вице-адмирал (20.08.1896).

55

Гильбих Карл-Гарри-Герберт Эрнестович (29.08.1879—?), подпоручик по Адмиралтейству (19.09.1916).

56

Имеется в виду торжественный парад в Столовом зале Морского корпуса во время ежегодного праздника – дня Св. Павла Исповедника, в честь которого была освящена корпусная церковь. В этот день также проходил торжественный обед, а затем бал, открывавший зимний бальный сезон в столице. В период эмиграции 6 ноября являлось фактически общим праздником бывших офицеров, днем памяти о невозвратно ушедшем прошлом.

57

Ирецкой Александр Александрович (1848—?), адмирал в отставке (07.05.1913).

58

Плотников Николай Иванович (09.12.1867—?.12.1917), капитан по Адмиралтейству (18.04.1910). Офицер армии (1896), переведен по Адмиралтейству (1903).

59

Анцов (Анцев) Михаил Рейнгольдович (20.02.1879—?), капитан 1-го ранга за отличие (28.07.1917).

60

Миноносцев типа «Лейтенант Бураков», фактически повторявших предвоенный проект «Осетр», было построено 11 единиц. Заказ выполнил завод фирмы «Forges et Chantiers de la Mediterranee» в Гавре. Их водоизмещение составляло 402 т.

61

Барщ 1-й Витольд Людвигович (15.02.1859—?), контр-адмирал в отставке (24.12.1912).

62

Прохоров 1-й Константин Викторович (22.10.1873—22.05.1915), капитан 1-го ранга за отличие (06.12.1914).

63

Старк 3-й Георгий (Юрий) Карлович (20.10.1878—03.03.1950), контр-адмирал за отличие (28.07.1917).

64

Минами Уайтхеда в то время в русском флоте называли торпеды, так как англичанин Роберт Уайтхед (1823–1905) был одним из изобретателей этого нового вида оружия да и большинство находившихся на вооружении русского флота образцов торпед являлись модификациями изделий завода Уайтхеда в австрийском порту Фиуме (ныне Риека).

65

Миноносец носил имя офицера, погибшего во время героического боя миноносца «Страшный» с шестью японскими кораблями того же класса под Порт-Артуром ранним утром 31 марта 1904 г.

Дмитриев Павел Михайлович (04.01.1872—31.03.1904), младший инженер-механик (1897).

Проектное водоизмещение корабля составляло 350 т, фактическое – 400 т, наибольшая длина – 63,5 м, ширина – 7 м, наибольшая скорость на испытаниях составила 27,77 узла. Вооружение по проекту: 1 – 75-мм, 5 – 47-мм орудий, 3 – 450-мм торпедных аппарата. В ноябре 1905 г. Морской технический комитет по опыту войны принял решение установить вместо указанного артиллерийского вооружения 2 – 75-мм орудия и шесть пулеметов.

66

Веселаго Алексей Михайлович (29.05.1875—11.09.1909), капитан 2-го ранга (02.04.1906).

67

Веселаго 1-й Михаил Герасимович (07.11.1843—20.09.1929), адмирал в отставке (28.08.1909).

68

Шафров Александр Алексеевич (29.01.1879– до дек. 1945), инженер-механик капитан 2-го ранга (14.04.1913).

69

Светлик Павел Алоизиевич (20.11.1880—17.04.1966), капитан 2-го ранга «за отличную ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами войны» (01.01.1915).

70

Девиация компаса, отклонение подвижной системы компаса от положения, фиксирующего направление на магнитный полюс Земли (у магнитного компаса) или на географический полюс (у гирокомпаса). Девиация магнитного компаса устраняется с помощью вспомогательных магнитов, создающих систему компенсирующих магнитных полей.

71

Герасимов Александр Михайлович (14.11.1861—02.03.1931), вице-адмирал за отличие (29.04.1913).

72

Курош 1-й Александр Парфенович (30.03.1862–1919?), вице-адмирал за отличие (30.07.1916) в отставке (07.12.1917).

73

Де Ливрон Александр Карлович (21.02.1886—18.07.1906), мичман (21.05.1905).

74

Автор не совсем точен. Контр-адмирал Э.Н. Щенснович являлся заведующим подводным плаванием во флоте, в связи с чем ему и подчинялся Учебный отряд подводного плавания.

75

Щенснович Эдуард Николаевич (25.12.1852—20.12.1910), вице-адмирал (28.08.1909).

76

Фон Шульц Макс Константинович (30.08.1870—17.01.1917), капитан 1-го ранга за отличие (06.12.1911).

77

Языков Дмитрий Михайлович (29.05.1857—?), капитан 1-го ранга. Окончил Морское училище (1879). Командовал пароходом «Красноводск» на Каспии (1901–1904). Уволен от службы с производством в капитаны 1-го ранга (29.05.1908), в связи с Первой мировой войной вновь определен на службу капитаном 1-го ранга (16.03.1915), служил в Черноморском флоте.

78

Шпиль – особый ворот, применяемый на судах для выбирания якорных цепей и осуществления иных тяжелых работ по тяге тросов и цепей. Шпили имеют несколько классификаций, в том числе по характеру силы, приводящей их в движение. В данном случае речь идет о ручном шпиле.

79

Вымбовки – деревянные рычаги, служащие для вращения шпиля вручную.

80

Панер – такое положение выбираемого якоря, когда якорная цепь (или якорный канат) уже находится в вертикальном положении, но якорь еще не оторвался от грунта.

81

Фон Барлевен Арвид Константинович (07.06.1884—?), старший лейтенант (01.01.1915).

82

Романов Александр Михайлович, великий князь (01.04.1866—26.02.1933), адмирал (06.12.1915).

83

Такого «экзотического» министерства не существовало. После бегства с флота великий князь продолжал председательствовать в Особом комитете по усилению флота на добровольные пожертвования (с 6 февраля 1904 г.), в рамках которого с 1910 г. занимался организацией авиации.

84

Посохов Сергей Андреевич (15.10.1866—02.02.1935), контр-адмирал за отличие (30.07.1916) в отставке (06.10.1917).

85

В связи с революционным движением в Прибалтике и недостатком войска для защиты имений от погромов в конце ноября 1905 г. было принято решение о формировании батальонов из состава флотских экипажей. 1-й и 2-й батальоны под командованием капитана 2-го ранга О.О. Рихтера и капитана 1-го ранга барона В.Н. Ферзена (он же – начальник отряда морских охранных батальонов в Эстляндии) покинули Кронштадт 19 и 24 декабря 1905 г. Разделившись на роты, а иногда и на более мелкие отряды, приступили к поимке «зачинщиков». Решительность действий моряков, по распоряжению военных властей расстреливавших местных жителей зачастую без суда и следствия, заслужила высокой оценки императора Николая II, который в письме матери 29 декабря писал, что они «…действуют отлично; много банд уничтожено, дома и их имущество сжигаются. На террор нужно отвечать террором. Теперь сам Витте это понял». О стиле действия личного состава дают представление строки рапорта капитана 2-го ранга О.О. Рихтера: «Нужно сказать, что экзекуция действует также на команду, и она становится одичалой, кровожадной, и ее приходится удерживать. Очень был обрадован, что команда поняла, что имеет дело со зверским, мстительным народом, и, конечно, не ждет, пока ее заденут, а стреляет во всякого». Показательно, что данные батальоны были укомплектованы преимущественно матросами 14-го флотского экипажа, чуть не взбунтовавшегося за месяц до того (напомним – за допущение волнений в экипаже был уволен в отставку бывший командир крейсера «Варяг» капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев). Фрагменты рапортов командиров этих батальонов опубликованы: Из записной книжки архивиста. Морские карательные батальоны в Прибалтийском крае / Публ. А. Дрезена // Красный архив. 1930. № 1 (30). С. 165–169.

3-й охранный батальон (фактически – полубатальон) под командой капитана 2-го ранга П.А. Зеленого 1-го в последний числах декабря ледоколом «Ермак» был доставлен на о. Эзель. После «усмирения» (судя по телеграммам – почти бескровного) местных жителей личный состав к 3 февраля был переброшен в Ригу для патрулирования улиц.

По просьбе Министерства внутренних дел дальнейшее формирование батальонов продолжалось, 7 и 8 января из Ораниенбаума отправились 4-й и 5-й батальоны кронштадтцев (командиры – капитаны 2-го ранга Протопопов и Г.П. Пекарский). Их разместили в Лифляндии на железнодорожной линии Рига – Двинск, где они входили в состав Виленского летучего отряда. 6-й батальон капитана 2-го ранга В.И. Галанина формирования не закончил, надобность в его посылке отпала.

1-й и 2-й батальоны (2-м батальоном с 27 января командовал капитан 2-го ранга В.Ф. Пономарев) вывели из Эстляндской губернии 12 и 15 марта, 4-й и 5-й из Лифляндии – 7 апреля. В общей сложности в составе пяти батальонов в Прибалтике действовали 1868 нижних чинов.

Отзывы о деятельности батальонов были, естественно, самые противоречивые. Гражданские власти не скупились на похвалы за решительность и дисциплину, часть местных жителей писали благодарные письма морскому министру, сообщая, что чувствовали себя за моряками, «как за каменной стеной». С другой стороны, даже в скупых рапортах командиров батальонов находим сведения о жесткости действий и не всегда трезвом поведении нижних чинов. А вот фрагмент из дневниковой записи контр-адмирала В.К. Пилкина от 1 ноября 1918 г.: «Темный народ всюду ужасен. Вернее – темные люди, так как жестокости, утонченные только по форме, проделывают, казалось бы, и более интеллигентные, а на самом деле тоже темные господа. Помню, как Типольт (мичман Н.А. Типольт служил в 4-м батальоне. – Прим. ред.) рассказывал мне о смертных приговорах, выносимых во время карательных экспедиций в Прибалт[ийском] крае мертвецки пьяными судьями, которые ему приходилось приводить в исполнение».

86

Никонов Константин Петрович (14.04.1844—?), адмирал (13.10.1908) в отставке (01.10.1908).

87

Упомянутый скандал в Либавском цирке произошел 13 октября 1905 г. О прежних похождениях А.М. Веселаго дает представление шифрованная телеграмма командира Владивостокского порта контр-адмирала Н.Р. Греве морскому министру А.А. Бирилеву от 2 октября 1905 г.: «Лейтенант Веселаго в нетрезвом виде, сидя в театре в партере, мочился и, выйдя затем из театра, произвел ряд бесчинств. Суд посредников, возбудив по этому поводу дело, на днях постановил лейтенанту Веселаго подать в отставку, что он отказался сделать. Дело должно перейти в суд флагманов и капитанов, который в настоящий момент за болезнью адмирала Иессена и отсутствием некоторых командиров созван быть не мог. Рассчитываю это сделать на будущей неделе. <…> Греве». В тот раз заступничество отца оказалось эффективным, и 4 октября 1905 г. во Владивосток была отправлена ответная телеграмма за подписью и.о. начальника Главного морского штаба контр-адмирала А.А. Вирениуса: «Министр желает, чтобы Вы выслали лейтенанта Веселаго в Петербург, не приводя в исполнение приговор суда» (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 1305. Л. 143, 143 об). Данная история показательна как пример пренебрежительного отношения власти к мнению личного состава флота, выраженному в решении суда посредников.

Загрузка...