Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых человеком. Культура – это нечто, отдельное от природы, результат жизнедеятельности людей. Под культурой принято понимать язык, мораль, философию, предметы быта и произведения искусства. То есть, абсолютно все, что нас окружает, за исключением самой природы, является продуктом культуры.
Любой наш контакт с культурой обусловлен нашим восприятием. Наше восприятие работает всегда по схеме: субъект – объект – суждение. То есть я (субъект) воспринимаю нечто (объект) и делаю некий вывод (суждение). Наше восприятие всегда тройственно (созерцаю, чувствую, мыслю). То есть любой объект мы воспринимаем по трем каналам:
1. Физически (через какой канал я воспринимаю это?)
2. Чувственно (какие чувства возникают при взаимодействии?)
3. Мысленно (какой вывод я делаю?)
При этом, любое наше восприятие предопределено нашим знанием и прошлым опытом, то есть набором унаследованных или приобретённых ограничений и предрассудков.
Примеры: Я не люблю черных кошек, потому что с ними связана плохая примета. Мне не нравится желтый цвет, потому что злая учительница всегда была в желтом и кричала на уроках. Не люблю кашу, потому что в детстве меня заставляли ее есть, а она была невкусная.
Предрассудок – это ДО-рациональная константа в нашем сознании. Я всегда говорю, что мозг – самый ленивый наш орган. Он призван экономить нашу энергию, поэтому зачастую мы мыслим исключительно обобщениями и упрощениями («Все мужики сволочи», «Красивые девушки не блещут умом»). То есть абсолютно вся информация, которую мы получаем из окружающего мира с помощью органов чувств, обрабатывается и становится образом, который доступен нашему восприятию. Этот образ возникает в силу огромного количества факторов: наше состояние, настроение, воспитания и другие. Получается, что именно мозг ограничивает способность не только созерцать, но и понимать. Ведь то, что противоречит накопленному опыту и знаниям – непостижимо.
«Понять, это значит «по-настоящему принять, не присвоить, а отдать себя другому, другого узнать собой и себя узнать другим»1.
Ваш уровень понимания культуры (и, как следствие, – моды) напрямую зависит от того, насколько широки ваши горизонты: умственно, мысленно, чувственно. Но в то же время, в широком смысле этого слова, культура – ничто иное как совокупность накопленных обществом предрассудков.
Но наше восприятие культуры не останавливается на том суждении, которое мы делаем, или чувствах, которые мы испытываем. Этот процесс идет дальше, определяя наше целеполагание в жизни, наше общение с окружающими, наше творчество, в конце концов. То есть любой акт творения, будь то сочинение музыки, живопись, лепка или создание шедевра, гуляющего по подиуму в Париже во время недели моды Haute Couture, порождает следующий акт творения и так до скончания веков. Если переложить это на моду, то один дизайнер вдохновляется другим, третий – целой эпохой в истории моды, четвертый – продуктом творения первых трех. И возможность наблюдать этот процесс меня по-настоящему завораживает.
Что важно понимать про культуру? Она бывает трех видов: народная, массовая и элитарная.
И так как мы с вам договорились, что мода является видом искусства, она также присутствует во всех трех категориях.
Особенность народной культуры в том, что у нее нет автора. К ней причисляют легенды, мифы, сказки, анекдоты. Если мы говорим, например, про народную моду, то тут мы, конечно, имеем в виду национальный костюм. К национальным мотивам часто обращаются дизайнеры в своих коллекциях. Мне сразу вспоминается Ив Сен Лоран и его африканская коллекция (1968 г.), русская коллекция (1976 г.), китайская коллекция (1977 г.) и индийская коллекция (1982 г.).
Массовая культура всегда рассчитана на максимально широкий круг людей. Ее произведения обычно понятны многим без необходимости «считывать» референсы, чтобы понять смысл. Массовая культура – это легкие ромкомы, которые вы смотрите по вечерам, чтобы расслабиться после трудного дня. Это наши любимые ситкомы «Друзья» или «Офис». Произведения массовой всегда носят развлекательных характер. Если переложить это на моду, то это будут всем понятные дизайнеры и бренды. Например, Dior или Celine. Эти бренды являются трендсеттерами, но тем не менее никогда не предлагают ничего шокирующего своей аудитории.
Элитарная культура в отличие от массовой доступна далеко не всем. Ее понимание доступно узкому слою образованных и эрудированных людей с высокими эстетическими потребностями. Когда я много лет назад впервые увидела «Твин Пикс» Дэвида Линча по телевизору, я не поняла ничего. Мне понадобилось еще около 20 лет, чтобы осознать масштаб этого произведения. Еще один пример – «Молодой папа» Соррентино. Это произведение, полное символизима и отсылок. У него нет цели развлекать. Цель в том, чтобы поделиться видением, рассказать о своих открытиях и озарениях. Произведения элитарной культуры называют «странными» или «артхаусными». В моде «элитарными» брендами можно называть Rick Owens, Maison Margiela и Vetements.
Для того, чтобы «понять» и увидеть красоту элитарной культуры, необходимо постоянно накапливать опыт в смежных сферах, потому что в этом произведениях всегда будут отсылки к другим видам искусства: музыке, книгам, кино.
И вот в чем заключается парадокс: чем глубже вы будете погружаться в моду и изучать ее, тем больше для вас будет открываться красота «странного», тем больше вас будет тянуть ко всему необычному. Но чем больше вас туда будет тянуть, тем менее понятны вы будете окружающим, не обладающим таким опытом из знаниями в других сферах. Однако, умея разбираться в тонкостях имиджмейкинга, вы сможете сделать так, чтобы ваш визуальным образ работал на вас. Вы научитесь свободно «гулять» между уровнями и легко переключаться по собственному желанию.
Язык одежды
Многие совершенно не задумываются о том, что одежда – это полноценный язык. Это такое же средство визуального выражения как, например, живопись или скульптура. Ваш образ ежедневно рассказывает о вас историю, осознаете вы это или нет. Давайте попробуем разобраться, что же можно рассказать о себе на языке одежды.
Пол. Многие могут возразить, что сейчас, в эпоху расцвета гендерной флюидности это не так, но тот факт, что с помощью одежды вы можете «скрыть» или даже «изменить» свой пол на самом деле только это подчеркивает.
Возраст. Конечно, по-настоящему у моды нет возраста, но, наблюдая за тем, как некоторые женщины начинают одеваться в более элегантном возрасте, я расстраиваюсь. Ведь вместо того, чтобы открывать свои достоинства, они хотят, словно спрятать всю себя под тканью: укутаться в нее, убаюкаться. Кроме того, некоторые ткани и материалы сами по себе обладают свойством «добавлять возраста» тем, кто их носит. К примеру, твид или некоторые виды меха. А если мы попробуем нарисовать образ 70летней женщины в леггингсах из латекса, в оверсайз худи и массивных кроссовках, у нас будет ощущение того, что «что-то тут пошло не так». Возраст – не означает, что надо от чего-то отказываться в одежде. Он только означает, что время подчеркивать все, к чему вы пришли.
Социальный статус. Сложно себе представить, что Кейт Миддлтон будет одеваться как кумир gen Z. Социальный статус – это не только про дорогие ткани и брендовую одежду. Чем выше социальный статус, тем чаще вы, скорее всего посещаете мероприятия, подразумевающие дресс-код и определенные ожидания к вашему внешнему виду, и как следствие – ограничений в выборе нарядов и одежды. Но этим и интересна задача: выразить свое «я» при наличии всех этих ограничений.
Характер и настроение. Об этом мы уже немного говорили выше. Силу одежды, наверное, осознает каждая девушка. Поэтому, скорее всего, мы крутимся перед зеркалом и примеряем несколько образов перед первым свиданием, поэтому бежим за новым платьем перед важным мероприятием, тянемся к моде. Каждая девушка знает силу нового платья, и как оно влияет на наше настроение. Нам может откликаться какой-то модный бренд, а другой не вызовет вообще никаких эмоций. Одна одежда «попадает» в наш характер, другая – нет.
Вкус. С помощью одежды мы можем рассказывать не только о том, что нам нравится в моде, но и о своих музыкальных предпочтениях, например. С 80х годов прошлого столетия, музыка начала определять моду. Люди сначала подражали Майклу Джексону и Принсу, затем Мадонне, потом Spice Girls, представителям хип-хоп культуры. Один из моих go-to образов – черные брюки bootcut и белая рубашка навыпуск, как у Умы Турман в «Криминальном чтиве». Я этим образом могу даже сказать, какой у меня любимый фильм, представляете?
Одежда обозначает ваши границы. Проще всего это объяснить на примерах. Вспомните героиню Мэрил Стрип в «Дьявол носит Prada» Миранду Пристли. Представьте, могли бы вы свободно подойти к такой женщине и сказать: «Эй, ну че ты?». Вряд ли, правда?
А теперь представьте еще одну ситуацию. Вы пришли с подругой в бар. Подруга – в сексуальном мини платье с красивым декольте, на каблуках и с красной помадой на губах. А вы, вот в чем были днем, в том и пришли. Допустим, это свободные джинсы, грубые ботинки и оверсайз блейзер. С кем из вас двоих в баре будут с большей вероятностью будут знакомиться мужчины? Вот так работает одежда.
Получается, что все, что находится в наших гардеробах – это совокупность невербальных сигналов о том, что сами мы не рассказываем. Или даже о том, о чем мы предпочитаем умалчивать. Пока мы не начинаем разбираться в этом по-настоящему.
Давайте вспомним пирамиду Маслоу. Она делит человеческие потребности на пять уровней:
– Физиологические потребности (еда, вода, кров, сон);
– Потребность в безопасности (личная безопасность, здоровье);
– Потребность в принадлежности (любовь, дружба, общение);
– Потребность в признании (самооценка, потребность в уважении окружающих);
– Потребность в самоактуализации (личное совершенствование, персональное развитие).
Для нас с вами в этом контексте удивительно то, что «одежда» гуляет по каждому из этих уровней. На первом уровне одежда призвана защищать наши тела от холода, жары и ветра. Мы также удовлетворяем с ее помощью потребность в безопасности. Вряд ли вы станете разгуливать в вызывающем мини по гетто, правда? С помощью одежды вы можете показывать свою принадлежность к определенному классу или группе. Качественные ткани и брендовые вещи продемонстрируют ваш достаток, а образ в стиле рок или хиппи покажет ваши ценности и поможет выделить из толпы единомышленников. На уровне потребности в признании мы можем использовать вещи и аксессуары как трофеи. Последний модный must-have покажет, что вы можете себе его позволить и разбираетесь в моде. Именно эта потребность движет нами, когда нам хочется выложить в социальные сети фото в обновках, чтобы подписчики оценили.
Но самым интересным мне представляется высший уровень – потребность в самоактуализации. Имиджмейкинг подобен психотерапии. Надевая ту или иную одежду, мы исследуем самих себя. Мы примеряем платье, обращаем внимание на то, как мы себя в нем чувствуем, анализируем свои тактильные ощущения. «Как мне в этом?» – вопрос, который мы задаем себе на этом уровне. Одежда имеет удивительную способность рассказывать вам о ваших чувствах. Бывало ли у вас такое, что вы увидели девушку в образе, который запечатлелся в вашей памяти? А затем, найдя похожую одежду, вы ее примерили и поняли, что это «совсем не ваше»? Понравившийся образ оказывался чужим. Вы, словно в театре, примеряете на себя разные роли и маски, в поиске «той самой».
Это поистине удивительный процесс. Мне не раз приходилось наблюдать его со своими клиентами, которые после таких поисков наконец «находили себя». И это момент истинного прозрения, когда они надевают какие-то вещи, смотрятся в зеркало и восклицают «вот это по-настоящему я!». И здесь важно понимать: для того, чтобы прийти к этому необходимы годы проб и ошибок. Вы не сможете найти свой стиль, если не будете примерять разные образы и прислушиваться к собственным ощущениям. Это бесконечный процесс еще и потому, что ваша личность не статична, она меняется, мимикрирует под внешние обстоятельства, развивается. Со временем мы вырастаем из самих себя прежних и своей одежды. Существует феномен, который называется «износ» имиджа. Даже Леди Гага уже не ходит в платьях из мяса.
По моим наблюдениям, примерно каждые 3-5 лет у клиентов в возрасте от 20 до 40 лет возникает запрос на полную смену образа. То есть на познание себя, нового. И это абсолютно естественный процесс, поэтому большое заблуждение считать, что вы нашли свой стиль раз и навсегда. Кроме того, даже макро тренды сменяют друг друга в рамках каждых 5-7 лет, поэтому если сейчас посмотреть на подборку Vogue или Harper’s Bazaar “Best dressed 2012” при виде некоторых образов мы невольно хихикаем и восклицаем: «Неужели это было модно?!».
Еще одно наблюдение – существует две основные стратегии формирования своего собственного стиля и имиджа:
1. Отталкиваясь от того, как вы себя ощущаете сейчас.
2. Отталкиваясь от того, как вы хотите себя ощущать.
Ни одна из них не является плохой или хорошей. Они обе имеют право на существование, и скорее всего, на том или ином этапе вашей жизни, вы будете первую заменять на вторую и наоборот.
В первом случае, вы прислушиваетесь к собственным ощущениям и рассказываете свою историю через одежду. Вы можете показать, что чувствуете себя счастливой или не очень. Вы можете рассказать, что вы в активном поиске второй половинки, и у вас есть внутренний запрос на то, чтобы влюбиться, например.
Во второй стратегии от вас требуется немного больше усилий и внимания к самой себе. Задайте себе вопросы:
– Где я хочу быть через год/два/пять?
– Как я хочу себя чувствовать?
– Чего я хочу достичь?
– С какими людьми я хочу общаться?
– В какие заведения я хочу ходить?
– В каких магазинах я хочу покупать еду? Одежду? Товары для дома?
– Какие у меня будут интересы и увлечения.
Попробуйте в голове нарисовать максимально полную картину во всех красках. Представьте себе этого великолепного человека: какая у него будет походка, как он будет разговаривать, какие предметы будут его окружать. А теперь подумайте, как он будет одеваться. Как он расскажет о себе все это через одежду? Благодаря тому, что одежда имеет удивительное свойство «добавлять» нам того, чего нам по собственным ощущениям не хватает, одеваясь таким образом, мы можем очень быстро заметить, что постепенно, шаг за шагом, становимся тем человеком, образ которого нарисовали себе в голове.