(Предисловие к сборнику «Рассвет души»)
Судьба закинула меня далеко от цивилизации – на Урал, на край Европы, соприкасающийся с дикой Азией.
Как сказал бы Николай Васильевич Гоголь, отсюда можно скакать три года до любой границы. Белоруссия отсюда столь же далека, как Луна.
Но тем не менее я ощущаю внутреннюю близость с этой замечательной страной.
В Белоруссии живут два моих старых друга, бывшие сокурсники по Литинституту – поэт Анатоль Кудласевич и прозаик Виталий Сеньков.
Белорусская литература привлекает и прозрачностью языка и творческим мировоззрением. Одним из моих любимых «военных» писателей был Василь Быков.
Проведя пятьдесят два года жизни в литературе, я успел прочитать такое количество стихов, что меня трудно чем-то удивить. Да и само время диктует свои правила.
Наши дни характеризуются нивелированием культуры из-за гипертрофированности современного инфопространства. Доступно всё, стихи пишут все, но поэзия как сущность угасает.
Сегодня существует тьма окололитературных порталов; они именуют себя «союзами писателей», хотя являются лишь дилетантскими клубами по интересам. Трудно выразить словами радость, когда в подобной компании находишь настоящего писателя.
Виталий Шлабович, с которым мы познакомились случайно – не просто новое имя, а новое явление в современной поэзии.
В данном случае я не могу сказать ни «в белорусской» ни «в русскоязычной»: стихи Виталия имеют общечеловеческий уровень.
Если инструмент прозаика – слово, то в руках поэта – звук.
Поэзия – это не структурированная проза, а звукопись.
По-настоящему хорошие стихи характерны тем, что рождают некий образ, который отделяется от строк и существует самостоятельно, вызывая отклик, не всегда поддающийся анализу.
Стихи Виталия Шлабовича разнообразны. Одни лиричны, другие ироничны, иные полны гражданского самосознания.
Но все они – звукопись высшей пробы.
Их читаешь молча, но слышишь чей-то голос.
В полей обманчивую зелень
Тоски осенней дух проник.
Ворчит угрюмый дуб-старик…
Накидкой пенною застелен
Озябший берег…Чаек вскрик…
От этой строфы испытываешь иллюзию полета над осенью, над жухлыми полями и пустынным берегом под вскрики чаек, которым тоже холодно в предчувствии зимы.
Ритмика стиха отправляет на неспешные, плавные качели.
Проанализировав стихотворение, я отметил нестандартную рифмовку: «a-b-b-a-b». Сама по себе она завораживает. Картины природы, данные лаконично, почти скупо – по одной строчке на кадр – воздействуют дополнительно. В строфе звучит оргАн.
Впрочем, не вижу смысла разбирать поэзию и поверять алгеброй гармонию.
«Рассвет души» надо просто читать.
Завершу по существу, не опасаясь высоких слов.
Автор этого поэтического сборника – зрелый, уверенный, состоявшийся литератор.
Подобных ему немного в когорте современных стихотворцев.
Виталий Шлабович – поэт от бога.
Остается лишь пожелать ему дальнейших творческих удач!