Борис Поломошнов Ильенков: «Откуда берется ум?»

«Все глухие по природе своей глупы», – сказано.

Аристотелем.

В его работе «О чувственном восприятии и чувственно воспринимаемом» (Περὶ αἰσθήσεως καὶ αἰσθητῶν).

И – там же: «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки ребёнка кормить не следует».

Не ищите эту работу в четырехтомном академическом издании собрания сочинений Аристотеля.

Не надо.

Потому что ее там нет.

Ведь во времена публикации «собрания» «верхи» всегда знали лучше «низов», что тем положено читать, а что им – зась.

В Средневековье верхи поступали проще: сказано у Аристотеля: «глухие – глупы», значит – изгонять их из храмов.

Так и делалось: не могут глухие «нормально» общаться с богом и его полномочными представителями – служителями церкви – «нечего им там делать».

«Не могут учиться, как нормальные люди? Пусть же будут неграмотными, так им и надо», – ведь первая в мире школа для глухих была основана лишь в 1760-м году.

Это – что касается глухих.

А что же тогда говорить о слепо-глухих?

А с ними тогда – и подавно все ясно.

Казалось бы.

А как на самом деле?

Читаем.

У Эвальда Васильевича Ильенкова:

«Случается, к счастью, редко, но все же случается, что в руки педагога-воспитателя попадает существо, по всем биологическим показателям принадлежащее к виду «homo sapiens» («человек разумный»), но не обнаруживающее никаких признаков не только «разума», но и какой бы то ни было человеческой психики. Ни речи, ни сознания, ни самых примитивных проявлений целенаправленных действий, целесообразного поведения.

Загрузка...