«Все глухие по природе своей глупы», – сказано.
Аристотелем.
В его работе «О чувственном восприятии и чувственно воспринимаемом» (Περὶ αἰσθήσεως καὶ αἰσθητῶν).
И – там же: «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки ребёнка кормить не следует».
Не ищите эту работу в четырехтомном академическом издании собрания сочинений Аристотеля.
Не надо.
Потому что ее там нет.
Ведь во времена публикации «собрания» «верхи» всегда знали лучше «низов», что тем положено читать, а что им – зась.
В Средневековье верхи поступали проще: сказано у Аристотеля: «глухие – глупы», значит – изгонять их из храмов.
Так и делалось: не могут глухие «нормально» общаться с богом и его полномочными представителями – служителями церкви – «нечего им там делать».
«Не могут учиться, как нормальные люди? Пусть же будут неграмотными, так им и надо», – ведь первая в мире школа для глухих была основана лишь в 1760-м году.
Это – что касается глухих.
А что же тогда говорить о слепо-глухих?
А с ними тогда – и подавно все ясно.
Казалось бы.
А как на самом деле?
Читаем.
У Эвальда Васильевича Ильенкова:
«Случается, к счастью, редко, но все же случается, что в руки педагога-воспитателя попадает существо, по всем биологическим показателям принадлежащее к виду «homo sapiens» («человек разумный»), но не обнаруживающее никаких признаков не только «разума», но и какой бы то ни было человеческой психики. Ни речи, ни сознания, ни самых примитивных проявлений целенаправленных действий, целесообразного поведения.