Напечатаны в «Вестнике Европы» в майской книжке 1886 года; ныне же являются во вновь обработанном переводе. – Прим. перев.
Напечатано в «Северном вестнике», в сентябрьской, ноябрьской и декабрьской книжках 1885 г. и также переработано. – Прим. перев.
Современное название «Или – или». – Прим. ред.
В настоящий сборник добавлено эссе «Несчастнейший», также входящее в сборник «Или – или». – Прим. ред.
Перевод П. Ганзена.
Величие, мудрость, громкое имя,
Дружба, удовольствия и добродетель —
Не что иное, как ветер, как дым,
Иными словами, – ничто (фр.).
Фаларис, тиран Агригентский, родом с Крита, или скорее из Агригента, захватил власть в 568 г. до P. X. Медный бык его, в котором сжигались живые человеческие жертвы, был изобретен скульптором Периллом. Изобретатель был сожжен первым в своем изобретении. – Прим. перев.
Драма Эленшлегера. Сюжет взят из «Тысячи и одной ночи». – Прим. перев.
Ты завершилась,
Ночная стража моего бытия! (нем.)
Буквально: «бичуемый» (греч.) – волчок, юла, запускаемая с помощью хлыста или прута. Ср. укр. «навiжений».
Дитя то – Божество, пока безмолвен ты,
Но – человек, коли залог нарушишь немоты (нем.).
Пер. М. Белорусца.
Перевод Ю. Балтрушайтиса.
Умирающие вместе, сотоварищи в смерти (греч.).
Отверженные (греч.).
См. Мф 22:14.
Персонаж христианской легенды позднего западноевропейского Средневековья, обреченный на скитания до второго пришествия Христа за то, что оскорбительно отказал Христу в кратком отдыхе во время его пути на Голгофу.
Восклицание лидийского царя Креза: когда его, побежденного, возводили на костер, он вспомнил слова греческого мудреца Солона о том, что при жизни никого нельзя считать счастливым. Геродот, История, 1.85.
Гегель, Феноменология духа.
Немецкий писатель-романтик (1778–1842).
Третий орешек смерть (лат).
По усам текло, да в рот не попало (греч.).
В греческой мифологии дочь титанов Коя и Фебы, родившая от Зевса Аполлона и Артемиду. Преследуемая Герой, испытывала трудности при их рождении, когда ни один клочок суши не мог ее принять. Гесиод, Теогония, 406–407.
В греческой мифологии дочь Тантала, жена царя Фив Амфиона. Имела многочисленное потомство, возгордившись которым перед Лето, имевшей только двоих детей (Аполлона и Артемиду), была наказана ими: Аполлон и Артемида убили из луков всех детей Ниобы, потрясенный горем Амфион покончил с собой, а сама Ниоба окаменела. Аполлодор 3. 5, 6.
Софокл, Царь Эдип, Эдип в Колоне.
Софокл, Антигона.
См. Книгу Иова.
См. Лк 15:13–32.
Перевод П. Ганзена.
Преобладающей его страстью были молоденькие девушки (ит.), «Дон Жуан», № 4, ария.
Последовательные заметки (лат.).