Автор будет стараться давать все цитаты из Библии по Синодальному переводу, за исключением случаев, когда перевод искажает смысл оригинала. В тех случаях, когда перевод отступает от оригинала, автор будет руководствоваться достижениями библеистики и здравым смыслом. В частности, в данной цитате в Синодальном переводе вместо оригинального «Господь войск» стоит «Господь Саваоф». Такого персонажа в Торе не существует. Господь Саваоф – это искаженное еврейское Яхве Цеваот, т.е. Господь войск или Господь воинств. После длительных колебаний автор выбрал вариант «Господь войск» как более простой и наглядный, несмотря даже на то, что у нас в дальнейшем будет много разговора о «Небесном воинстве». В ряде случаев – например, херем или бама – ключевой древнееврейский термин будет оставлен без перевода, но снабжен толкованием. Псалмы цитируются с двойной нумерацией – общепринятой международной и, в ссылке, с греческой. В случае, если автор цитирует текст Нового Завета в переводе, отличающемся от Синодального, в скобках, как правило, будет приведено спорное слово по-гречески, чтобы читатель мог судить сам. То же самое правило действует относительно цитат из отцов церкви и Иосифа Флавия. Многие русские переводы отцов церкви не очень хороши. Если различия в переводе носят принципиальный, а не чисто эстетический характер, в скобках будет приведен греческий оригинал.
Bart Ehrman. Misquoting Jesus, HarperCollins, 2005, p. 188.
Иосиф Флавий. Иудейские древности, 20, 9, 1.
Robert Eisenman. James, Brother of Jesus, London, 2012, p. 35–36.
Ориген. Против Цельса. 1.47, 2.13; Комментарий на Евангелие от Матфея, 10:17.
Евсевий Кесарийский. Церковная история, 2, 23, 20.
Hieronymus. De Viris Illustribus, 2; Commentarii in epistulam Pauli apostoli ad Galatas, 396 (1:10).
Евсевий Кесарийский сообщает, что преемником Иакова стал двоюродный брат Иисуса Симеон бар Клеопа. Однако затем он сообщает, что Симеон бар Клеопа был казнен при Траяне, во время преследований, начавшихся, вероятно, в 117 г.н. э. Чтобы взрослый человек, ставший преемником Иакова в 62-м, дожил до 117-го, мягко говоря, маловероятно. Это был бы абсолютный гиннессовский рекорд по правлению среди глав церкви, далеко оставляющий позади даже 31-летнее правление Пия IX.
Евсевий Кесарийский. Церковная история, 3, 12.
Там же, 3, 20.
Там же, 3, 32, 6.
Berakhot 28b-29a.
M. Sordi, I. Ramelli. Il senatoconsulto del 35 contro i Cristiani in un frammento porfiriano, Aevum 78 (2004), 59–67; cм. также: M. Sordi, «I cristiani e l’impero romano», Milano, 2004, p. 27–29.
Robert Eisler, The Messiah Jesus and John the Baptist, New York, 1931, p. 252.
Иосиф Флавий. Иудейская война, 1, 10, 5.
Там же, 1, 16, 5.
Ygael Yadin. Masada: Herod’s Fortress and The Zealot’s Last Stand, London, 1966, p. 201.
Там же.
Иосиф Флавий. Указ. соч., 7, 8, 7.
Там же, 4, 7, 2.
Daniel Boyarin. Border Lines: The Partition of Judaeo-Christianity, University of Pennsylvania Press, 2004, p. 89.
Юстин Мученик. Разговор с Трифоном Иудеем, 60.
Сократ Схоластик. Церковная история, 2.30 5.30.
Richard Elliot Friedman. Who Wrote the Bible? HarperCollins, 1997.
В данном случае я разделяю высказанное Ричардом Эллиотом Фридманом предположение о том, что автор Яхвиста был тот же человек, который написал «Придворную историю царя Давида»; см. Richard Elliot Friedman. The Lost Book of the Bible.
Richard Elliot Friedman. Указ. соч., p. 75.
Thomas Römer. The Invention of God, Harvard University Press, 2015, p. 147.
Синодальный перевод – 131:2.
Richard Elliot Friedman. Указ. соч, ch.6.
Israel Finkelstein. The Bible Unearthed, Simon and Schuster, 2001, p. 107.
Adam Zertal. Has Joshua’s Altar Been Found on Mt. Ebal? Biblical Archaeology Review, 11:01, Jan-Feb 1985.
James H. Breasted. Ancient Records of Egypt, Vol No.4, (1906), p. 198–199.
Marvin H. Pope. El in the Ugaritic Texts, Brill, 1955, p. 34–35.
C. F. – A. Schaeffer. Les Fouilles de Ras Shamra-Ugarit. Huitieme campagne. Syria. vol. 18 (1937). pl. XVII (ANEP, pl. 493).
Frank Moore Cross. Canaanite Myth and Hebrew Epic, Harvard University Press, 1973, p. 36.
Frank Moore Cross. Указ. соч., p. 19; Mark S. Smith. The Early History of God: Yahweh and the Other Deities in Ancient Israel, Grand Rapids: Eerdmans, 2002, p. 38.
Frank Moore Cross. Указ. соч., p. 39.
Там же, p. 26.
Иосиф Флавий. Иудейские древности, 15, 7, 9.
Lauren A. S. Monroe. Israelite, Moabite and Sabaean War-ḥērem Traditions and the Forging of National Identity: Reconsidering the Sabaean Text RES 3945 in Light of Biblical and Moabite Evidence, Vetus Testamentum, Vol. 57, Fasc. 3 (2007), p. 318–341.
Julius Wellhausen. Prolegomena to the history of Israel, NY, 1957, p. 440.
Mark S. Smith. Указ. соч., p. 96.
CAT 1.IV 46, The Ugaritic Baal Cycle, Supplements to Vetus Testamentum, vol. 114, Brill, 2009.
P. Skehan. «A Fragment of the „Song of Moses“ (Deut. 32) from Qumran», Bulletin of the American Schools of Oriental Research 136 (1954):12–15.
William G. Dever. Did God Have a Wife?; в: Archaeology and Folk Religion in Ancient Israel, Grand Rapids, Michigan, 2005; Saul M. Olyan. Asherah and the Cult of Yahweh in Israel, Atlanta: Scholars Press, 1988; Judith M. Hadley. The Cult of Asherah in Ancient Israel and Judah: Evidence for a Hebrew Goddess, Cambridge University Press, 2000.
John Day. Asherah in the Hebrew Bible and Northwest Semitic Literature, Journal of Biblical Literature, Vol. 105, No. 3 (Sep., 1986), p. 391.
K. Kenyon. Digging up Jerusalem, London, 1974, p. 142.
Синодальный перевод – 81:1.
Синодальный перевод – 88:7–9.
Синодальный перевод – 67:18.
Avigdor Shinan, Yair Zakovitch. From Gods to God, The Jewish Publication Society, 2012, p. 193.
Thomas Römer, The Invention of God, Harvard University Press, 2015, p. 154.
Patrick D. Miller. The Religion of Ancient Israel, Westminster John Know Press, 2000, p. 61.
О битве Яхве с чудовищами см.: Umberto Cassuto. A Commentary on the Book of Genesis: From Adam to Noah, Jerusalem: Magnes Press, 1973–1975; John Day. God’s conflict with the dragon and the sea, Cambridge University Press, Cambridge, 1985; Avigdor Shinan and Yair Zakovitch. Указ. соч.
* Синодальный перевод – 73:13–14.
Синодальный перевод – 88:26.
John Day. God’s Conflict with the Dragon and The Sea, p. 142.
Филон Александрийский. О жизни Моисея, 1, 155-8.
Eusebius. Praeparatio Evangelica, 29.
Margaret Barker. Gate of Heaven: The History and Symbolism of the Temple in Jerusalem, London: SPCK, 1991, p. 134–135.
* Синодальный перевод – 109:1.
Синодальный перевод – 44:7–8.