Эрик Берн получил образование в области психологии, общей медицины и хирургии в Канаде, где он появился на свет. Переехав в Америку, он прошел переподготовку, стал практикующим психиатром и увлекся психоанализом, который изучал под руководством Пауля Федерна, ученика и бывшего сотрудника Зигмунда Фрейда. Психоанализ, во многом основанный на изучении впечатлений детства и скрытых, подавленных иррациональных порывов, по сей день является весьма спорной теорией; но популярности уже много лет не теряет и используется, в частности, для лечения разнообразных расстройств и неврозов, а также в их диагностике.
Огромное значение психоаналитики придают так называемому «бессознательному» – так принято называть психические процессы, не контролируемые сознанием, интеллектом, социальными установками. Бессознательное, как считали Фрейд и его последователи, прорывается в нашу реальность в снах, оговорках, аффектах, и именно оно наиболее явно обрисовывает нашу истинную натуру и наши истинные желания. Конечно, этим постулатом психоанализ не ограничивается; но желающие могут окунуться в данную теорию при помощи соответствующей литературы, мы же поставим перед собой задачу более подробно познакомиться с «Играми…» Берна.
Теории Фрейда развивали такие столпы психоанализа, как Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрих Фромм, Жан Лакан.
Психоанализ весьма интересовал Берна и помогал ему в работе и научной деятельности, но оставлял множество вопросов. Он к этому времени много работал как психиатр в Армейском медицинском корпусе и часто имел дело не с конкретным пациентом, а с целыми группами – а в этом случае методики фрейдовского психоанализа помогали не всегда.
Используя идеи психоанализа, Берн дополнил их теорией о так называемых трансакциях и трансакционном (транзакционном) анализе. Основа этого анализа – представление о том, что каждый человек, вне зависимости от возраста, уровня интеллекта или образования, в определенные моменты может вести себя в соответствии с одним из так называемых «эго-состояний»: это состояния Взрослого, Ребенка и Родителя. Все эти состояния проявляются не только благодаря нашим природным задаткам, темпераменту и прочим личным особенностям, но и в зависимости от того, какие установки мы перенимали в определенное время от своего окружения.
• Эго-состояние Родителя – это то, чему мы учимся, в свою очередь, от своих родителей и перенимаем от них. Когда мы начинаем «включать маму (папу)», подражать им, копировать поведение наших родителей, мы находимся в эго-состоянии Родителя. Это может проявляться не только во вполне адекватной заботливости по отношению к окружающим, но и, например, в том, что совсем молодой человек проявляет «дедовские» предубеждения, резонерство, желание поучать…
• Эго-состояние Взрослого – это в первую очередь объективное восприятие реальности, ответственность, быстрота реакций, умение получать, обрабатывать и оценивать информацию. В этом эго-состоянии может находиться не только взрослый по паспорту, но и совсем юный человек.
• Эго-состояние Ребенка – это перенесение закрепившихся детских реакций во взрослую (биологически) жизнь. Человек, независимо от возраста, в определенных ситуациях ведет себя так, как делал это в детстве, находясь под влиянием мамы, папы, бабушек, дедушек, воспитателей детского сада, учителей…
Абсолютно любой человек в определенных ситуациях (а иногда и в довольно продолжительные периоды своей жизни) может проявлять себя в том или ином эго-состоянии: Взрослого, Ребенка или Родителя. Для кого-то это разовая акция, кто-то застревает в какой-либо из этих позиций надолго, кто-то легко и изящно переходит из одной в другую в зависимости от ситуации. Но не слишком ли ограниченный набор предлагает Эрик Берн? Нет, ведь каждое из трех эго-состояний – это не столько «роль по жизни», сколько богатый набор реакций на раздражители, а значит, «игр», основанных на трех состояниях, может состояться великое множество. Кроме того, мы все получали разное воспитание и накопили очень различные впечатления детства – следовательно, даже в одном и том же эго-состоянии два разных человека могут заварить весьма разнообразную кашу.
Как и в чем проявляются эго-состояния и к чему это приводит? Чтобы понять это, нужно в первую очередь призвать на помощь понятие трансакции (транзакции). Трансакция – это условная единица общения, состоящая из стимула и реакции на этот стимул: например, приветствие и ответ на него. Конечно, это самый элементарный пример, в реальности трансакции более сложны и показательны. И Берн делит их на несколько видов в зависимости от содержания и смысла:
• Дополняющие трансакции (их именуют еще параллельными). В большинстве случаев они складываются в случае, когда стимул, исходящий от одного человека, поддерживается и дополняется реакцией другого: «Иван Иванович, выйдите, пожалуйста, на работу в свой выходной через две недели – мы заплатим вам по двойному тарифу». – «Хорошо». В данном случае люди находятся в одинаковом эго-состоянии – два «Взрослых» поговорили, поняли друг друга, конфликта и пересечения интересов не возникло.