Введение

Мяч величайшее изобретение человечества. По популярности мяч безоговорочно занимает лидерство среди всех известных людям игр. Его магнетическая сила притягивает к себе детей, стимулируя их неуемную фантазию и двигательное творчество.

Мяч – это рука ребенка, развитие ее связано напрямую с развитием интеллекта, мышления, творчества. Мяч – имеет идеальную форму, он круглый, как Земля, и в этом его сила.

Многим знакомы строчки из хрестоматийного стихотворения Самуила Яковлевича Маршака!

Мой веселый звонкий мяч!

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой –

Не угнаться за тобой!

В нашем детстве мяч был самой любимой игрушкой во дворе. А такие коллективные игры, в которые можно было играть с друзьями: «Съедобное – несъедобное», «Школа мяча», «Штандр», «Вышибалы»… Передаваясь «по наследству» детьми старшего поколения младшим братьям и сестрам эти игры и в наши дни актуальны. Потому что ничто так, как игра с мячом не развивает двигательное творчество: координацию движений, внимание, скорость реакции, мелкую моторику руки, речевую функцию. Не говоря уж о социальных навыках, формирующихся в коллективных играх.

Хотелось бы рассказать вам немного истории. Кто же все-таки изобрел мяч.

Раскопки археологов, записи в старинных книгах рассказывают, что мяч возник в глубокой древности. Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой, опилками и другим подобным материалом. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру. Поражает творческое воображение в разнообразии игр и упражнений с мячом у разных народов.

Игра (с мячом и битой) «Катхи-ценду» играла важную роль в деле объединения общин в Древней Индии (III–II тыс. до н. э.), которая стала прародительницей хоккея на траве. Мяч, сшитый из кожи и набитый сухой соломой, с изображенными на нем рельефов был найденный в древних египетских гробницах (3500 г. до н. э.). Этот мяч и игры с ним использовались для веселого времяпровождения. Такими мячами играли дети фараонов и их подданные. В Древней Греции, и Древнем Риме (III–II тыс. до н. э.) также были распространены упражнения и игры с мячом. Их шили из кожи, которые наполняли перьями, шерстью или фиговыми зернышками. А вот назначались эти упражнения врачами, и выполнять их нужно было в известной последовательности, придерживаясь определенных правил.

Рассказывают, что Колумб встретил в Центральной Америке индейцев, игравших в твердые мячи, изготовленные из каучука. Он взял несколько таких мячей с собой в Европу и, таким образом, познакомил европейцев с отскакивающими резиновыми мячами.

Среди средневековых спортивных игр были популярны такие, как «Же де пом» во Франции, чем-то напоминающая теннис, в которой по мячу ударяли ладонью, и «Суль» – прообраз футбола, зародившегося в Англии (IX веке). Игра типа русской «Лапты» пришла в Европу из Индии через Ближний Восток посредством торговли и получила свое распространение главным образом среди сельских жителей.

Некоторые игры с мячом имели обрядовый характер. Так, индейцы одного из племен Северной Америки могли бежать за мячом, толкая его перед собой, в течение двух или трех суток: так они пытались «узаконить» движение Солнца. Солнце все время должно двигаться – вставать и садиться, чтобы на Земле существовала жизнь.

Между прочим, игра американских индейцев с каучуковым мячом была делом далеко не безобидным. Игра заканчивалась жертвоприношением, а в жертву приносили капитана проигравшей команды.

Египтяне были среди первых людей, кто проводил обрядовые игры в мяч. Каждую весну две большие группы людей участвовали в состязании, выступая на стороне своих богов. В игре использовали круглый деревянный мяч и изогнутые палки. Задача состояла в том, чтобы провести мяч в ворота противоположной команды. Команда, действовавшая более слаженно и настойчиво, одерживала победу во имя своего бога.

У эскимосов игра в мяч тоже была обрядовым действом, которое совершалось во время празднества, знаменующего победу над зловредным мифическим существом по имени Седна.

Римляне наполняли кожаные мячи зернами плодов инжира. Были у них и стеклянные мячи для одиночных игр.

В России мячи были разные. В раскопках под Новгородом нашли мячи разных размеров, сшитые из кожи. Ими играли дети в XIII веке. Крестьянские дети прошлого века играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. В подмосковном Хотьковском девичьем монастыре шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, – получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч – это мягкий шар.

А на Крайнем Севере нашей страны у коренных народов, живущих в зоне полярной ночи и полярного дня, до сих пор популярны игры с мячом. Это отголоски древних обрядов заклинания Солнца. Не случайно мяч, сшитый из шкур животных, украшался орнаментом – магическими знаками племени.

В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

Современные мячи различаются по размерам и назначению. Разные мячи применяются для игры в волейбол, баскетбол, футбол, теннис, водное поло, регби и другие игры. У каждой из них – своя история.

Название игры в баскетбол получилось из английских слов «баскет» – «корзина» и «ball» – «мяч». Эту игру придумал спортивный инструктор одного из американских университетов Д. Нейсмит в 1891 году. По его указанию под потолком спортивного зала прибили большую корзину для фруктов и в нее забрасывали мяч. Когда игрокам надоело каждый раз лазить за мячом, кому-то пришло в голову просто выбить у корзины дно. Сначала баскетболисты пользовались кожаными мячами, а потом перешли на резиновые.

Ватерполисты, как известно, играют в воде, поэтому они смазывали кожаный мяч жиром, чтобы он не разбухал. Но в конце концов решили также играть резиновыми мячами.

А вот футболисты от резиновых мячей отказались, так как они скользкие, и водить такой мяч ногами тяжело. В футболе вообще все досконально продумано, вплоть до размера и веса мяча. Он должен быть не тяжелее 543 и не легче 396 граммов, а окружность иметь не больше 71 и не меньше 68 сантиметров.

Мячик для игры в бадминтон вообще делали из яблока. Да, брали твердое незрелое яблочко, втыкали в него гусиные перья и перебрасывали друг другу самодельными ракетками. Было это в Японии, оттуда игра попала в Индию, а из Индии ее привез в Европу один английский герцог, замок которого находился неподалеку от города Бадминтон. Игру так и назвали. А яблочко к тому времени, конечно, заменили на пробковый мячик.

Материалы для мячей использовались разные. Зато форма всегда была одинаковая – круглая. С одним только исключением. Мяч для регби – овальной формы (как дыня). Но не потому, что этого требует игра. Просто так получилось.

В английском городке Регби любили играть в мяч. Но тряпичный мяч был весьма непрочным. Тогда торговец требухой домашнего скота Уильям Гилберт взял и обшил кожей… мочевой пузырь свиньи. Мяч получился легким и прочным. Было это в девятнадцатом веке, но и до сих пор мячи для регби традиционно делают продолговатой формы.

А какое разнообразие впечатлений и действий дает ребенку обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение, мышление и двигательное творчество. В игре с мячом ребенок самостоятельно познает и открывает многообразные тайны волшебного мяча. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и двигательное творчество.

Какое многообразие упражнений и игр в мире существует с использованием мяча? При этом игры с мячом основаны всего на трех основных действиях: катать, бросать и ловить – руками, ногами, головой, посредством разных приспособлений. И в этом мячу равных не было, нет и наверно не будет.

Многие наблюдения за ребенком, играющим в мяч показывают, как сначала в значительной степени бессознательно, а взрослея – все более осознанно его практический опыт и экспериментирование с мячом становится для него основой важных самостоятельных физических наблюдений. В этой области в ребенке как никогда развивается двигательное творчество.

Мяч – средство общения. Сначала ребенок играет в мяч один. Но это не так привлекательно. Дальше появляется желание не просто бросать и катать, а делать это определенным образом или с определенной целью. Затем к игре можно привлечь кого-то из родителей. Дальше общение со сверстниками, когда, играя в мяч, они бросают и катают его друг другу, гоняют в футбол или играют в вышибалы. А это возможно только когда они смогут «договорится» поиграть. Мяч становится основой для важной социальной способности принимать и отдавать.

В заключении. Мяч – прообраз мироздания. Ребенок может завороженно рассматривать и нескончаемо долго поворачивать сферический предмет, удерживая его двумя ручками. Затем, ребенок радуется, удивляется или даже сердится на то, что мяч от него убегает, причем в самом неожиданном направлении. Самое главное волшебство мяча, заключается в том, что он призывает ребенка к движению. А движение – это жизнь!

Загрузка...