Развитие навыков общения детей: теоретический аспект

Воспитание гуманности у детей, формирование первичных гуманно-нравственных понятий и умений поступать гуманно как в привычных, так и нестандартных ситуациях у старших дошкольников является велением времени. Но здесь мы сталкиваемся с противоречием, когда, с одной стороны, на первый план государством выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, а с другой – когда мы сталкиваемся с необходимостью противостояния относительной жестокости современного общества, ведущего к дефициту добра и чуткости в отношениях людей.

В связи с устойчивой тенденцией демократизации педагогических систем появляется необходимость исследовать психолого-педагогические предпосылки к формированию умений межличностного общения на основе гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Эта проблема связана с условиями сегодняшней жизни – дефицит воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственные критерии в воспитании ребенка. Поэтому особое внимание в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения детей со сверстниками.

В рамках ФГОС ДО одно из интегративных качеств личности ребенка-выпускника – владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, использование вербальных и невербальных средств общения, владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей друг с другом обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у детей негативных форм поведения, ненужным конфликтам и ссорам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное отношение к ним, вести себя в разговоре в соответствии с нормами этикета, слушать партнера.

Интерес к процессам взаимодействия людей зародился на ранних этапах общественного развития. Первые наблюдения за социальным поведением людей при их взаимодействии зафиксированы еще в произведениях Платона, Аристотеля, Монтескье, Гольбаха, Дидро, Руссо, Фейербаха и многих других мыслителей прошлого. Ими было обращено внимание на то, что общение выполняет многообразные функции в процессе формирования личности, так как несет в себе социальные и культурные ценности, формирует духовный мир человека, его образ жизни, воздействует на сознание и поведение людей, является сферой реализации личностью своих сущностных сил. Иначе говоря, общение выступает в качестве одного из важнейших факторов и условий эффективности человеческой деятельности.

В настоящее время проблема формирования гуманистической направленности общения находится на стыке многих наук: общей и социальной психологии, социологии, педагогики, этики, что определяет ее комплексную разработку в различных направлениях. Заметим, что до сих пор в современной философской, психолого-педагогической литературе не существует какой-либо одной общепринятой точки зрения в определении самого понятия «общение». В современной философской литературе рассматривается процесс социального общения в целом и отдельные его аспекты: коммуникация, отношения, взаимопонимание, взаимовлияние, межличностный контакт. Большой вклад в философскую разработку этого понятия внесли труды Б.Д. Парыгина, М.С. Кагана. Так, М.С. Каган считает, что общение как коммуникативная деятельность реализуется в различных формах: во взаимодействии людей, в их материально-практической деятельности, поведении, в быту, при обмене разнообразной информацией с помощью бесед, писем, прессы. Б.Д. Парыгин определяет общение через три его стороны – «взаимоотношения», «взаимопонимание», «взаимовлияние». Философскую теорию общения стремится построить Е.Г. Злобина и, опираясь на его трактовку в психологии, понимает как «межличностный контакт». Анализ педагогических исследований проблемы общения показывает, что в большинстве случаев из них оно рассматривается либо как особый вид деятельности (А.В. Запорожец, В.А. Кан-Калик, М.И. Лисина, А.В. Мудрик), либо в русле концепции отношений (Я.Л. Коломинский). В связи с целью нашего исследования особое внимание обращает на себя определение понятия «общение», данное Б.Ф. Ломовым, позволяющее выделить гуманистический компонент его процесса. Исходя из этого, в качестве рабочего мы принимаем следующее определение: общение – это информационное, эмоциональное взаимодействие субъектов, в процессе которого формируются и реализуются гуманные отношения.

Тождественно ли понятие «общение» понятию «взаимоотношения»? Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик утверждают, что понятия «общение», «отношения» не тождественны. Сопоставляя понятия «общение» и «взаимоотношение» Я.Л. Коломинский утверждал: «Можно согласиться с тем, что общение обязательно предполагает взаимоотношения между общающимися, но понятия эти не совпадают друг с другом». Противоположную точку зрения высказывал В.Н. Мясищев, понимая под термином «взаимоотношения» «общение». В своей работе он прямо ставит вопрос о взаимосвязях общения и отношений. Принимая во внимание данные исследования при сопоставлении понятий «общение» и «взаимоотношения», мы можем рассматривать «взаимоотношения» как мотивационную основу общения и взаимодействия людей.

Особую значимость для успешного протекания общения приобретают умения общающихся «саморазъясняться». Умение общаться, отмечает Е.И. Пассов, «интегративно, ибо возникает на базе других умений, а в силу интеграции становится качественно новой ступенью». Что мы понимаем под умениями межличностного общения? Умения межличностного общения представлены в современной психолого-педагогической литературе как важная характеристика субъекта общения. Большинство ученых к умениям, при помощи которых устанавливаются определенные взаимоотношения с людьми, относят две группы: вербальные и невербальные. Под межличностным общением детей старшего дошкольного возраста со сверстниками мы понимаем такое общение, которое складывается в процессе взаимодействия ребенка со сверстниками с целью удовлетворения потребности в нем и налаживания гуманных отношений между детьми. Формулируя данное определение, мы взяли за основу определение понятия «межличностное общение», которое в общем виде представил А.В. Мудрик.

Проблема формирования умений межличностного общения у детей дошкольного возраста – развивающаяся в отечественной педагогике. Исследователями были изучены и экспериментально подтверждены: специфика формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста (А.М. Изиева, С.В. Петерина, Е.Ю. Яницкая), пути формирования межличностных умений у школьников (Т.А. Ладыженская, А.В. Мудрик), формирование коммуникативных умений в процессе педагогического общения (А. А. Леонтьева), развитие коммуникативно-исполнительной техники (В.А. Кан-Калик), методика развития коммуникативных умений: моделирование, упражнения для самоподготовки учителя (И.А. Зязюн).

С целью определения понятия гуманистической направленности общения мы проанализировали понятия «гуманность» (М.А. Вейт, Г.Н. Рзаева), «гуманные отношения» (А.А. Бодалев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Н.Е. Щуркова), изучили уровневую организацию развития гуманных отношений личности (В.В. Абраменкова) и содержательную сторону гуманных отношений, что позволило сформулировать следующее определение: гуманистическая направленность общения — объективное явление современной культуры в личностном плане, которое воплощается в гуманистической культуре личности. Мы рассмотрели психолого-педагогические предпосылки к формированию гуманистической направленности общения у старших дошкольников.

Потребность в общении со сверстниками у детей особенно возрастает к старшему дошкольному возрасту и проявляется в сотрудничестве, признании, уважении, сопереживании и доброжелательном внимании (Е.А. Аркин, Я.Л. Коломинский). Для общения между собой дети используют выразительные, изобразительные и знаковые его средства. В отличие от контактов со взрослыми общение ребенка со сверстниками эмоционально насыщенно, нестандартно, нерегламентированно. На шестом году жизни ребенка возрастает роль коллектива сверстников. Для старшего дошкольника становится небезразличным мнение товарища, оценка его поступков. В этот период развиваются такие социальные эмоции, как симпатии, привязанность к сверстникам.

Наблюдения исследователей (Т.П. Антоновой, А.А. Рояк) показывают, что нередко в дошкольном учреждении между детьми возникают взаимоотношения, которые не только вырабатывают у детей гуманные чувства друг к другу, но и, наоборот, ведут к формированию противоположных качеств. Конфликтные ситуации «скрытого» и «открытого» характера (Т.А. Репина) во взаимоотношениях детей, дезорганизация детского коллектива (А.А. Рояк) приводят к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, формируют негативную практику общения.

Старший дошкольный возраст характеризуется как сензитивный период усвоения «социального наследования» норм и правил поведения (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец). По мере их усвоения дети начинают руководствоваться ими в процессе деятельности и во взаимоотношениях со сверстниками, соотносить факты поведения в процессе общения с усвоенными правилами. Формирование гуманных отношений в детской группе будет зависеть от наличия содержательной стороны притязания на признание (И.П. Дмитров, Р.А. Смирнова, В.Г. Щур); от положения каждого ребенка в группе по степени популярности (Л.В. Артемова, Я.Л. Коломинский); от качеств личности, способствующих возникновению у детей чувства симпатии (Е.И. Кульчицкая, Т. А. Репина) и дружбы (А.А. Аржанова, Р.И. Жуковская); от способности сопереживать сверстнику (В.В. Абраменкова).

Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной показали, что детские отношения – та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности. Стержень нравственного развития личности – гуманистический характер ее отношения к людям, к самой себе.

Проблема воспитания гуманных взаимоотношений изучалась в педагогике с разных позиций: отношение ребенка к взрослым, сверстникам (PC. Буре, РБ. Стеркиной, А.И. Усовой и др.); средства воспитания гуманных отношений (А.М. Виноградовой, Л.И. Стрелковой, А.Д. Кошелевой и др.); вопросы генезиса гуманных чувств (В.И. Кульчицкой, Я.З. Неверович, Г.И. Ляминой).

Разделяя точку зрения Т.Н. Бабаевой, Т.И. Ерофеевой, мы понимаем под «гуманными отношениями» положительно-эмоциональную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние детей, вступать во взаимодействие со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

В современных исследованиях всесторонне обсуждаются вопросы воспитания доброжелательных отношений в таких видах деятельности, как игра, труд, художественная деятельность (Р.С. Буре, В.И. Логинова, В.Т. Нечаева, Е.И. Герасимова, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина и др.). Многие исследователи (Е.А. Аркин, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.И. Лескова, П.Ф. Лесгафт и др.). И.В. Сушкова в своем исследовании доказала, что формирование взаимопомощи у детей как проявление их нравственной активности можно осуществить при реализации следующих педагогических условий:

– последовательное включение в работу с детьми специально подобранных подвижных игр с постепенно усложняющейся структурой и нравственно-ценностным содержанием;

– обогащение представлений о взаимопомощи посредством установления связей между героями литературных произведений и сюжетами подвижных игр;

– использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям с различными уровнями проявления взаимопомощи и разной направленностью интересов к подвижной игре.

На физкультурных занятиях раскрываются перспективы освоения доброжелательных взаимоотношений. Вместе с тем, анализ исследований показывает, что практически физкультурные занятия не рассматриваются с позиции решения задач нравственного воспитания.

По мнению М.Н. Сокольниковой, процесс воспитания доброжелательных отношений дошкольников к сверстнику на занятиях физической культуры состоит из трех этапов. Первый – направлен на накопление первичного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников на физкультурных занятиях и создание единства представлений детей о данных отношениях, их значении для эффективной совместной двигательной деятельности при условии активной обучающей и направляющей роли взрослого. Главное внимание на втором этапе уделяется целенаправленной организации опыта доброжелательных отношений, который обеспечивает дифференцированный подход к подгруппам детей с учетом уровня освоения данных отношений и создания атмосферы широкой доброжелательности на физкультурных занятиях. На третьем – продолжают широко и вариативно использоваться ситуации, требующие сложных и самостоятельных форм взаимодействия: от умения понять эмоциональное состояние сверстника, заметить затруднение, к умению поддержать партнера жестом, словом, положительной оценкой и т. п., оказать конкретную помощь.

Мы организовали экспериментальное исследование, цель которого заключалась в определении и обосновании педагогических условий воспитания гуманных взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками в процессе физического воспитания.

Цель констатирующего эксперимента состояла в определении уровня воспитанности гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Критериями оценки гуманного взаимоотношения ребенка со сверстниками выступили:

– избирательность в отношениях со сверстником;

– умение сопереживать ровеснику.

С целью выявления избирательности в отношениях между сверстниками была использована социометрическая методика – игра «Секрет» (Т.А. Репиной). Для выявления типичных для дошкольников форм сопереживания ровеснику мы использовали методику О.Е. Смирновой. Наблюдения за проявлениями сопереживания ровеснику осуществлялись в естественных условиях: на прогулке, во время свободной игры, в повседневной жизни детей в детском саду и в процессе экспериментальной игры «Кто быстрее». Фиксировались естественные и стихийные проявления сопереживания ровеснику у детей.

Показатели сопереживания сверстнику были выражены в способности:

– воспринять (увидеть) переживание ровесника;

– понять переживания другого ребенка;

– откликнуться на переживание.

В сравнительно небольшом количестве случаев (20 %) дети стремятся понять переживания другого ребенка, а также причины, вызвавшие их, обращаются к ровеснику с расспросами, советами, пожеланиями.

Целью формирующего этапа исследования стало экспериментальное подтверждение эффективности педагогических условий воспитания гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в процессе физического воспитания. В соответствии с гипотезой мы определили следующие педагогические условия:

Загрузка...