Прежде чем перейти к освещению основных вопросов этой книги, а именно к характеристике видов налоговых вычетов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в отношении подоходного налога, а также к рассмотрению порядка их получения, для начала полагаем целесообразным раскрыть содержание самого понятия «налог». Это знание, по нашему мнению, поможет лучше понять механизм налоговых вычетов.
Изложение интересующего читателей материала будет сопровождаться использованием автором некоторых специальных юридических терминов с обязательным объяснением их смысла и назначения. Такой подход представляется необходимым по двум причинам. Во-первых, потому что автор этих строк сам является профессиональным юристом и во избежание неоднозначного толкования законодательных положений ратует за четкое и правильное использование существующих юридических формулировок. А сделать это без четкого уяснения их сути, согласитесь, не получится. Во-вторых, знание и правильное понимание читателем установленной законом юридической терминологии позволит ему самостоятельно, не прибегая к сторонней квалифицированной юридической помощи, ориентироваться в правовых предписаниях.
Итак, начнем с выяснения сущности того, что называется налогом.
Трудно себе представить любое современное государство без такой его обязательной составляющей, как налоговая система. Иными словами, налоги – неотъемлемый элемент любого государственного устройства.
Действительно, возникновение налогов напрямую связано с началом коллективного сосуществования наших предков во времена Древней Руси. Так, первые упоминания о налогах можно встретить еще в летописях Киевского государства IX–X веков[10].
Объяснение наличия у налогов столь древней истории достаточно простое. Налог как вид обязательного, установленного государством, фискального (денежного) платежа является одним из основных инструментов пополнения бюджета или, как говорили в старину, государственной казны. Бюджет, в свою очередь, расходуется на те коллективные цели, ради достижения которых люди объединились и образовали государство.
У современных стран достаточно много целей, требующих финансирования за счет бюджетных средств, начиная с расходов на образование и здравоохранение, оборону и безопасность и заканчивая расходами на масштабные инфраструктурные проекты, касающиеся, например, строительства, реконструкции и поддержания в надлежащем состоянии дорожной сети, модернизации объектов социального, культурного, спортивного назначения, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и т. д. и т. п. В конце концов не стоит забывать и о том, что государство ежегодно тратит немалые бюджетные ресурсы на социальные и пенсионные выплаты значительной части своих граждан, а также на содержание людей, ответственных за работу государственных органов, то есть на функционирование так называемого чиновничьего аппарата.
И, как подсказывает обыкновенная логика, чем крупнее страна по размеру своей территории или чем большее количество людей эту территорию населяет, тем больше денежных средств из бюджета необходимо на то, чтобы жителям в этой стране жилось с комфортом и в достатке. Таким образом, государство еще с самых древних времен для целей своего существования предусматривало взимание с граждан обязательных денежных выплат – налогов самых разных видов и размеров.
В юридической науке налогового права существует несколько теорий происхождения налогов исходя из их предназначения в человеческом обществе. Не будем утомлять читателей перечислением этих теорий, их основоположников, а также раскрытием содержания каждой из них. Наиболее любознательные всегда могут сделать это самостоятельно, изучив специальную литературу[11].
Вместо этого предлагаем обратиться к определению понятия налога, которое содержится в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации[12] (далее – Налоговый кодекс) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие отличительные признаки налога:
– представляет собой платеж, который носит индивидуальный характер (для каждого плательщика устанавливается свой размер налога), является безвозмездным (не предполагает какой-либо компенсации либо встречного платежа) и обязательным (подлежит неукоснительному исполнению под угрозой наступления ответственности);
– плательщиками налога являются организации и физические лица;
– форма платежа представляет собой отчуждение денежных средств, которые являются собственностью плательщика налога либо находятся в его распоряжении или под его управлением;
– целью установления и, следовательно, уплаты налога является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
При этом налог следует отличать от платежей других форм, предусмотренных статьей 8 Налогового кодекса, в частности, от сборов и страховых взносов.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 8 Налогового кодекса).
Таким образом, главное отличие налогового сбора от налога заключается в том, что сбор носит разовый, а не систематический (как налог) характер и взимается только за оказание лицу, которое платит сбор, какой-либо конкретной государственной или муниципальной услуги либо за предоставление права осуществления в пределах той или иной территории предпринимательской деятельности. Кроме того, если на размер налога каждый раз влияют индивидуальные характеристики налогоплательщика (например, величина его дохода[13], характер и вид имущества, которым этот налогоплательщик владеет[14] и т. д.), то размер сбора может зависеть только от общих, а не от индивидуальных характеристик плательщика. Например, размер сбора может зависеть от того, к какому виду лиц – физических или юридических – плательщик сбора относится[15].
Страховыми взносами являются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (пункт 3 статьи 8 Налогового кодекса).
Как мы видим, разница между страховыми взносами и налогами заключается в цели их назначения. В частности, страховые взносы направлены на финансирование конкретно определенных мероприятий, в частности, мероприятий по медицинскому, пенсионному и социальному (в силу нетрудоспособности или в связи с материнством) обеспечению застрахованных лиц.
Думаю, что читатель обратил внимание на то, что в приведенных формулировках, а также ранее в тексте уже несколько раз использовался такой термин, как «физические лица (физическое лицо)», который имеет сугубо юридический смысл. Постараемся объяснить, что же все-таки этот термин означает, тем более что в дальнейшем, по мере того как мы перейдем к раскрытию основной темы нашей книги, нам эти знания обязательно понадобятся.
Итак, термин «физическое лицо» используется в различных отраслях законодательства Российской Федерации – гражданском, трудовом, бюджетном, градостроительном праве, в законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях и так далее. Присутствует этот термин и в Налоговом кодексе.
В буквальном смысле слова под физическими лицами в нормативных правовых актах понимаются люди, которые в зависимости от регулируемой этими актами сферы общественных отношений должны обладать определенными признаками, чтобы «подпадать» под данное регулирование. Например, если сфера правового регулирования связана с вопросами осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности, то соответственно участниками данной сферы общественных отношений будут только те физические лица, которые являются предпринимателями.
Вместе с тем следует различать между собой такие термины, как «физические лица» и «граждане». Безусловно, иногда по своему значению они совпадают, ведь каждый из этих терминов обозначает прежде всего людей. Однако в юридическом смысле термин «гражданин», проистекающий из понятия «гражданство», в первую очередь указывает на существующую правовую взаимосвязь человека с соответствующим государством. Так, вполне очевидно, что набор прав и обязанностей гражданина Российской Федерации будет отличаться от объема прав и обязанностей гражданина какого-либо другого государства.
При этом под физическим лицом в нормативном правовом акте Российской Федерации может пониматься не только гражданин Российской Федерации, но и гражданин (подданный, если страна, которой он принадлежит, является монархией) другого государства или лицо, вообще не имеющее никакого гражданства[16]. Так, например, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации[17] достигшие возраста уголовной ответственности иностранные граждане и лица без гражданства подлежат этой ответственности наравне с гражданами Российской Федерации в случае совершения преступления на территории Российской Федерации. В данном случае иностранцы, как и граждане России, а также лица без гражданства именуются в названном кодексе физическими лицами.
Что же касается законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, то в соответствии с ним физические лица отнесены к числу налогоплательщиков, если на них Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. Как увидим позднее, к этой категории могут относиться как граждане Российской Федерации, так и граждане других стран, а также апатриды.
Кроме того, в контексте темы нашей книги представляется весьма важным обратить внимание читателей на такую категорию участников налоговых отношений, как налоговые агенты. Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с данным кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Иными словами, принципиальное отличие налогового агента от налогоплательщика заключается в том, что он исполняет за налогоплательщика его обязанность по уплате налога, рассчитывая при этом размер налога, подлежащий уплате, и удерживая его не из своих денежных средств, а из денег налогоплательщика. В частности, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, одновременно являются для своих работников налоговыми агентами, удерживая с выплачиваемой этим работникам зарплаты налог на доходы физических лиц.
В соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации[18] установление системы налогов и сборов в Российской Федерации, то есть их совокупности, относится к исключительному ведению Российской Федерации. Если говорить более простыми словами, то это означает, что виды налогов и сборов в нашей стране устанавливаются законом, принятым исключительно парламентом России (Государственной Думой и Советом Федерации). Таким законом является Налоговый кодекс.
В то же время, учитывая, что Российская Федерация имеет федеративное устройство, где у каждого административно-территориального образования есть свой бюджет, было бы очень неправильно заниматься наполнением этих бюджетов только путем централизованного распределения денег. Отчасти, конечно, для финансирования отдельных государственных органов это так и происходит (в первую очередь это касается тех органов, деятельность которых относится к функции так называемого федерального центра, например, Вооруженных сил, правоохранительных органов и так далее). Однако для своевременного наполнения региональных и местных бюджетов в целях исполнения функций, возложенных соответственно на органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для региональных и местных бюджетов предусмотрены также собственные источники их формирования кроме денег из федерального центра. Именно такими источниками выступают установленные Налоговым кодексом те налоги и сборы, денежные средства от взимания которых идут напрямую в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При этом правом определять размеры этих поступлений наделены законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоги и сборы, составляющие налоговую систему Российской Федерации, подразделяются на:
– федеральные (взимаются в федеральный бюджет, их вид и размер установлены исключительно Налоговым кодексом);
– региональные (пополняют бюджеты субъектов Российской Федерации, виды таких налогов и сборов предусмотрены Налоговым кодексом, а размеры определяются законами соответствующих субъектов);
– местные (уплачиваются в бюджеты соответствующих муниципальных образований, виды таких налогов и сборов предусмотрены Налоговым кодексом, а размеры определяются нормативными правовыми актами соответствующих муниципальных образований).
Следовательно, федеральные налоги и сборы подлежат обязательной уплате на всей территории Российской Федерации, региональные – на территории тех субъектов Российской Федерации, где они установлены, местные – на территории установивших их муниципальных образований.
Например, федеральными налогами и сборами являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
В число региональных налогов входят: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.
Однако напомню, что в контексте рассматриваемой темы нас интересует только один налог – НДФЛ.
Что же представляет собой НДФЛ и кто его обязан уплачивать? В этих целях обратимся к содержанию статьи 207 Налогового кодекса.
В указанной норме сказано, что плательщиками НДФЛ признаются имеющие доход физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Надеюсь, читатели заметили, что, говоря о плательщиках НДФЛ, закон называет их физическими лицами, а не гражданами Российской Федерации? В буквальном смысле слова это означает, что уплачивать НДФЛ должны люди, которые могут быть как гражданами нашей страны, так и иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо не иметь гражданства вовсе. Главное, чтобы эти люди относились к числу налоговых резидентов Российской Федерации либо не были таковыми, но при этом получали доходы от источников в Российской Федерации.
Теперь давайте разбираться, что значит быть налоговым резидентом, а что значит получать доходы от источников в Российской Федерации.
Снова перейдем к содержанию правовых норм.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение следующих подряд 12 месяцев. Исчисляемый для целей признания физического лица налоговым резидентом период нахождения этого лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее б месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.
Постараемся прокомментировать изложенные нормы простым языком. Итак, человек будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, если он:
– в течение следующих подряд 12 месяцев (т. е. в течение календарного года), предшествующих получению дохода, не менее 183 календарных дней фактически находился на территории Российской Федерации;
– в указанный срок фактического нахождения не выезжал за границу России, а если и выезжал, то на совокупный в течение одного года период – менее б месяцев и только для лечения, обучения, а также исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья[19];
– независимо от времени, проведенного на территории Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих получению дохода, являлся при этом российским военнослужащим, проходящим службу за границей, либо сотрудником органов государственной власти или органов местного самоуправления, говоря проще, чиновником, командированным на работу за границу.
Изложенный выше механизм определения физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации, а стало быть, и в качестве потенциального плательщика НДФЛ не раз вызывал и будет вызывать вопросы, связанные с применением. Дело в том, что закон не оговорил многие моменты, точное понимание которых необходимо для его использования. В частности, не указано, что считать моментом начала исчисления 12 месяцев, как подтверждать факты нахождения на территории России требуемого по закону срока, а также факты выезда за пределы страны в случае, если отсутствует пограничный контроль в месте пересечения Государственной границы Российской Федерации (например, на границе с Республикой Беларусь), и так далее?
На эти и многие другие вопросы сугубо прикладного характера даются ответы в соответствующих разъяснениях налоговых органов, материалах судебной практики, которая возникает по спорам, связанным с применением данных норм закона. Каждый спорный случай признания лица в качестве налогового резидента России в целях уплаты НДФЛ может носить уникальный характер. Поэтому, если с кем-то из читателей этой книги такой случай возникнет, ее автор настоятельно рекомендует обратиться за необходимыми консультациями в налоговые органы, к квалифицированным юристам в области налогового права либо самостоятельно ознакомиться со специальной литературой по интересующим вопросам. Мы же указанным проблемным аспектам значительного внимания уделять не будем, осмелившись предположить, что большинству наших читателей они не так интересны. Весьма вероятно, что многие знакомящиеся с этой книгой являются гражданами нашей страны и находятся на ее территории гораздо дольше, чем допускаемый по закону период -183 календарных дня[20], а стало быть, отнесены к категории налоговых резидентов.
В соответствии со статьей 209 Налогового кодекса у налоговых резидентов подлежит обложению налогом доход, получаемый как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации (если таковые, конечно же, имеются).
Все те лица, которые не отвечают законодательным требованиям признания их налоговыми резидентами, таковыми не являются. Вместе с тем физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами, также обязаны платить НДФЛ, если имеют доходы от источников в Российской Федерации.
Что отнесено законом к видам доходов от источников в Российской Федерации, а что – к видам доходов от источников за пределами Российской Федерации?
В обычном понимании большинства людей доход, как правило, ассоциируется с тем заработком, который человек имеет в определенный период за работу, выполняемую по трудовому или гражданско-правовому договору. Чаще всего в нашей стране таким периодом считается один месяц.
В то же время согласно Налоговому кодексу зарплата является не единственным видом доходов от источников в России. К этой категории доходов отнесены и иные выплаты, в том числе социального характера, например, пенсии, пособия, стипендии, выплаты в связи с наступлением страховых случаев и так далее. А в связи с переходом в относительно недавнем прошлом нашей страны к рыночным экономическим отношениям число возможных источников получения доходов увеличилось и не стало ограничиваться одной лишь зарплатой.
В частности, к доходам отнесены: получаемые в России вознаграждения за выполненную творческую работу (например, написание художественного произведения, картины, музыкальной композиции и т. д.); доходы от продажи недвижимого и иного имущества, принадлежащего налогоплательщику; доходы от сдачи этого имущества в аренду; доходы от владения акциями (долями) российских организаций в виде части прибыли, которую эти организации распределяют между владельцами акций (долей) по итогам хозяйственной (предпринимательской или иной экономической) деятельности, и так далее.
Иными словами, перечень возможных доходов, которые учитываются для целей налогообложения, достаточно обширный, хотя в законодательстве других государств можно встретить примеры гораздо большего разнообразия. В частности, в США подлежат обложению подоходным налогом в том числе такие виды доходов, как обычные подарки, а также выплачиваемые официантам, барменам, швейцарам и другим работникам сферы услуг чаевые.
К доходам от источников за пределами Российской Федерации, например, отнесены: доходы за выполненную за границей работу; доходы от продажи недвижимости или иного имущества в иностранном государстве; доходы от сдачи имущества в аренду за рубежом; доходы от владения акциями (долями) иностранных организаций при распределении такими организациями прибыли между владельцами таких акций (долей) и так далее.
Таким образом, как мы видим, характер источников получаемых доходов как в России, так и за рубежом для целей их налогообложения по отечественному законодательству практически идентичен, разница между ними заключается лишь в месте получения – на территории нашей страны либо за ее пределами.
В нашей книге приведен неполный перечень источников доходов, установленный Налоговым кодексом. Со всеми видами таких источников можно ознакомиться, изучив содержание статьи 208 Налогового кодекса.
Еще раз акцентируем внимание на том, что физические лица, являющиеся налоговыми резидентами России, платят НДФЛ как от источников доходов в нашей стране, так и за ее пределами, тогда как не являющиеся налоговыми резидентами – только от источников доходов в Российской Федерации.
Разнообразие доходов предопределяет и разнообразие периодичности их получения.
Так, систематически выполняемая работа (например, ежедневная работа по трудовому договору в рабочие дни в течение календарной недели) также систематически оплачивается (один или два раза в месяц). В то же время очевидно, что написать музыку, книгу или картину можно как за неделю, так и за несколько лет. Создав же творческое произведение, его необходимо еще и реализовать (продать), что также в свою очередь потребует определенного времени. Такие виды имущества, как квартира, загородный дом (дача), земельный участок, автомобиль и тому подобное, продаются их владельцами не регулярно, а по мере необходимости. Наконец, получать прибыль от владения акциями (долями) организации можно, как правило, раз в год, а можно и гораздо реже, так как этот вопрос зависит от того, имеется ли у организации по итогам ее деятельности прибыль вообще, зависит от объема этой прибыли, а также от решения управляющих лиц – выплачивать эту прибыль совладельцам организации или направить ее на какие-то иные цели.
Таким образом, периодичность получения дохода зависит от вида и характера его источников, тогда как периодичность уплаты НДФЛ целиком и полностью зависит от периодичности получения самого дохода.
Но вот все ли виды доходов подлежат обложению рассматриваемым налогом? Или, если использовать терминологию закона, каждый ли вид получаемого дохода входит в налоговую базу для уплаты НДФЛ?
По общему правилу при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса).
Но из общего правила, как известно, всегда есть исключения. Предусмотрены они и для уплаты НДФЛ. Например, существуют особенности определения налоговой базы, то есть размера получаемых доходов в целях их обложения подоходным налогом, при получении доходов в натуральной форме, в виде материальной выгоды, по договорам страхования и по многим другим доходам.
В чем эти особенности заключаются? Если возьмем, допустим, доходы, полученные в виде произведенных налогоплательщику страховых выплат, то эти выплаты не учитываются при определении налоговой базы по договорам обязательного страхования[21]. Иными словами, доходы в виде страховых выплат по договорам обязательного страхования НДФЛ не облагаются. Также Налоговым кодексом предусмотрены особенности определения налоговой базы в отношении доходов иных видов. Подробно останавливаться на таких особенностях мы не будем, памятуя о том, что основным вопросом нашей книги является не порядок определения размера подлежащего уплате НДФЛ, а порядок и размер предоставляемого государством налогового вычета в зависимости от вида и размера получаемого физическим лицом дохода.
Наконец, имеется целый перечень доходов, вообще не облагаемых НДФЛ. К ним, в частности, отнесены: доходы в виде установленных государственных пособий; пенсий; алиментов, получаемых налогоплательщиком; суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации; доходы от продажи объектов недвижимого имущества (его долей), а также от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика не менее установленного законом минимального срока; а также иные виды доходов, которые перечислены в статье 217 Налогового кодекса.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что если доход, получаемый физическим лицом, не подлежит обложению НДФЛ, то, следовательно, такое лицо не имеет права претендовать на предоставление ему налогового вычета с указанного дохода.
Самым же распространенным доходом для большинства граждан Российской Федерации, облагаемым НДФЛ, был, есть и останется на достаточно продолжительное время такой доход, как заработок или, как говорят в народе, зарплата за выполняемую работу. При этом для значительной части населения страны выплата зарплаты, а стало быть, и уплата с этой зарплаты НДФЛ, носит систематический характер – один или два раза в месяц.
Здесь весьма важным является то, что расчет размера НДФЛ, подлежащего уплате, его удержание из зарплаты, а также непосредственная уплата в соответствующий бюджет осуществляются не самим работником – физическим лицом, а его работодателем, именуемым в Налоговом кодексе налоговым агентом. Причем осуществление всех перечисленных действий является не правом, а обязанностью налогового агента.
Насколько мы можем судить, переложение обязанности по уплате НДФЛ с получаемой зарплаты с самого работника на работодателя (налогового агента) обусловлено двумя основными причинами.
Первая причина заключается в том, что расчет НДФЛ, на размер которого влияет размер заработка, а также порядок его перечисления в бюджет требуют от лица, производящего эти действия, определенных знаний в области бухгалтерского учета и, наверное, налогового права, а также навыков их применения. Согласитесь, что не все категории населения такими знаниями и навыками обладают, в связи с чем закрепление за самими работниками обязанности по расчету и уплате НДФЛ с их зарплаты неминуемо привело бы к многочисленным ошибкам. В итоге все это могло бы вылиться в бесчисленное множество спорных ситуаций с налоговыми органами, в большое количество судебных тяжб, что в конечном итоге привело бы к росту недовольства среди граждан проводимой государственной налоговой политикой.
Вторая же причина кроется, по нашему мнению, в порядке налогового контроля, а точнее, в необходимости создания наиболее благоприятных условий для его проведения. Вряд ли будет ошибочным утверждение о том, что осуществление указанного контроля в отношении уплаты НДФЛ за работодателями существенно проще, чем за самими работниками, поскольку количество первых в разы меньше вторых. Напомним, что работодателями в России, как правило, выступают организации (юридические лица) и индивидуальные предприниматели. И те и другие в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат обязательной государственной регистрации[22], что существенным образом облегчает их налоговый учет и – как следствие – их налоговый контроль.
Вместе с тем рассмотренный порядок уплаты НДФЛ, т. е. когда уплата осуществляется не самим налогоплательщиком, а его налоговым агентом, не касается, например, таких доходов, как доход от продажи имущества, от реализации результатов творческого труда, и некоторых других. Такой же порядок уплаты подоходного налога с зарплаты, какой существует в России, распространен в большинстве стран Европы, тогда как в США работник имеет право выбора – уплачивать подоходный налог самостоятельно либо договориться об этом с работодателем.
В контексте рассмотрения зарплаты как самого распространенного в России дохода, с которого на систематической основе осуществляется уплата НДФЛ, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что для получения налогового вычета, естественно, имеет значение только так называемая белая зарплата. Ни для кого не секрет, что в России в относительно недавнем прошлом выплата «серой» зарплаты (или зарплаты в конверте), когда какая-то часть заработка, а то и весь он целиком выдавались работнику на руки наличными деньгами без соответствующего документального оформления, была весьма распространенным явлением.
Во многом такое положение дел устраивало прежде всего работодателя. Ведь чем меньше был размер документально зафиксированной (то есть официальной или «белой») зарплаты, выданной работнику, тем меньше денежных средств работодателю предстояло перечислить в соответствующий бюджет в виде налогов и других предусмотренных законом сборов, учитывая, что расчет этих выплат производится от размера выплачиваемой зарплаты.
Поясним. В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате работнику заработной платы взимаются следующие виды налогов и страховых сборов: НДФЛ (13 %); страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (22 %), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (5,1 %) и Фонд социального страхования в Российской Федерации (2,9 %). Таким образом, при выплате работнику зарплаты в размере, скажем, 100 рублей работодатель обязан удержать из этой зарплаты 13 рублей (так как ставка НДФЛ составляет 13 %) и перечислить их в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также работодателю необходимо перечислить дополнительно 30 рублей в бюджеты указанных фондов, так как суммарно размер всех перечисленных страховых взносов составляет 30 %[23] от начисленной до вычета НДФЛ зарплаты. В таком случае, в общем итоге на каждого работника работодатель будет обязан израсходовать 130 рублей.
Здесь, правда, есть свои нюансы и исключения. Так, если зарплата работника составляет свыше 1 290 000 рублей в год (это примерно более 107 000 рублей в месяц), то размер отчислений в Пенсионный фонд России с такой зарплаты (то есть когда она к определенному месяцу в календарном году превысит указанное пороговое значение) снижается до 10 процентов. Взносы на социальное страхование вообще не выплачиваются при превышении размера зарплаты в 990 000 рублей в год (что составляет зарплату примерно выше 75 000 рублей в месяц). Также, например, работодатель в лице воинской части не производит отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на военнослужащих, жизнь и здоровье которых страхуются по специальному закону и в ином порядке, чем жизнь и здоровье обыкновенных (гражданских) работников. Но в целом положение вещей с уплатой подоходного налога и обязательных страховых взносов выглядит именно таким образом, как показано в нашем примере.
Ну а поскольку деньги, необходимые для выплаты зарплаты, а также для уплаты установленных налогов и сборов, – это прежде всего деньги самого работодателя, то путем занижения официального (документально подтвержденного) размера выплачиваемого заработка последний, естественно, пытается сэкономить на уплате налогов и сборов. Вот почему несколько лет назад такое явление, как «серая» зарплата или зарплата в конверте, у работодателей пользовалась большой популярностью. Однако с течением времени проводимая государством политика по ужесточению налогового контроля, повышению доли безналичных платежей в проводимых расчетах, а также соответствующая разъяснительная работа среди населения страны привели к тому, что указанное явление постепенно стало сходить на нет. Но все-таки однозначно утверждать, что в современном российском обществе нет места зарплатам в конвертах, мы не будем. Поэтому и обращаем внимание читателя на то, что для получения налогового вычета в отношении подоходного налога имеет значение только документально подтвержденный размер зарплаты.
В свою очередь, от документально подтвержденного размера зарплаты или любого другого облагаемого подоходным налогом дохода зависит общая сумма уплачиваемого НДФЛ, что также влияет на общую сумму налогового вычета, который может быть предоставлен. Как это работает, мы разберем более подробно в следующих главах нашей книги на конкретных примерах применительно к каждому из существующих видов налоговых вычетов для НДФЛ.
Теперь, раз уж мы подошли к разговору о величине НДФЛ, стоит подробнее рассказать о его размере, установленном законом, который в статье 224 Налогового кодекса именуется налоговой ставкой. Итак, по общему правилу в отношении получаемых доходов устанавливается налоговая ставка в размере 13 %. Как хорошо известно, в Российской Федерации действует так называемая плоская шкала налоговой ставки, то есть когда ее размер не зависит от величины получаемого дохода. Иными словами, при зарплате и в 25 000 рублей, и в несколько миллионов рублей в месяц (а есть и такие зарплаты) размер[24] подлежащего уплате НДФЛ будет всегда один и тот же – 13 % от величины полученного дохода.
Такая ситуация неоднократно подвергалась критике со стороны многих отечественных политиков, экономистов, общественных деятелей, да и обычных людей, которые, являясь приверженцами социальной справедливости, высказывались о необходимости установления в законодательстве так называемой прогрессивной шкалы подоходного налога. Прогрессивное налогообложение означает, что размер ставки НДФЛ находится в прямой прогрессивной зависимости от величины получаемого дохода, то есть чем больше доход, тем больше ставка подоходного налога и, как следствие, тем больше общая сумма налога, подлежащего уплате за счет повышения размера ставки.
Для наглядности приведем один простой пример. Допустим, Правительство Российской Федерации установит ставку подоходного налога по прогрессивной шкале, когда все доходы, превышающие, скажем, 3 000 000 рублей станут облагаться налоговой ставкой не 13 %, а, например, 15 %.
Возьмем двух человек, одного с зарплатой 50 000 рублей в месяц, а другого – 300 000 рублей в месяц. Первый за весь налоговый период, который равен одному календарному году, заработает 600 000 рублей, что существенно меньше 3 000 000 рублей. В связи с этим весь его годовой доход будет облагаться ставкой НДФЛ в размере 13 %. Второй человек достигнет порога дохода в 3 000 000 рублей, превышение которого предусматривает налогообложение по повышенной ставке, к концу десятого месяца календарного года, то есть в октябре (300 000 рублей х 10 месяцев = 3 000 000 рублей). Таким образом, доход, полученный этим вторым лицом за 10 месяцев текущего года, то есть 3 000 000 рублей будет облагаться ставкой НДФЛ в размере 13 %. Тогда как в ноябре и декабре календарного года, когда общая сумма годового дохода станет превышать 3 000 000 рублей, получаемая таким лицом зарплата 300 000 рублей станет облагаться НДФЛ уже в размере 15 %. По такому же прогрессивному принципу могли бы быть установлены размеры ставок подоходного налога для доходов, превышающих, допустим, 5 000 000,10 000 000 рублей в год и так далее[25].
Вместе с тем на сегодняшней день идея об установлении прогрессивной шкалы ставок подоходного налога не нашла поддержки в Правительстве Российской Федерации. В качестве обоснования данной позиции отдельные официальные лица из числа высших чиновников так называемого финансового блока Правительства Российской Федерации ссылаются на печальный опыт налогового регулирования в современной (постсоветской) России до 2001 года, когда такая шкала существовала. По их мнению, это способствовало стремлению как работодателей, так и самих работающих граждан скрывать реальные размеры своих доходов, тогда как «введение с 1 января 2001 года единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 % для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации»[26].
Здесь, конечно, можно возразить и поспорить, сказав, что низкая собираемость подоходного налога в тот период была обусловлена отнюдь не только прогрессивной шкалой ставок этого налога, но и самим подходом к построению этой шкалы, который не учитывал реального положения дел в финансовом секторе экономики России того периода, в частности ее общего плачевного состояния в 90-х годах прошлого века. Все-таки сейчас получаемые доходы значительной части нашего населения носят вполне прозрачный характер, а появление в России электронных средств и способов расчетов и платежей существенным образом ограничивает возможность уклонения от уплаты налогов путем занижения величины доходов. На наш абсолютно субъективный взгляд, причины столь долгого существования у нас единой 13 % ставки НДФЛ для большинства доходов заключаются в боязни отечественного правительства потерять поступления в бюджет от той части населения, которая, хотя и составляет незначительный процент к общей массе налогоплательщиков – физических лиц, имеет совокупные доходы, значительно превышающие доходы этой общей массы. Не исключено, что введение прогрессивной шкалы подоходного налога подстегнет этих весьма обеспеченных людей если не к сокрытию своих доходов[27], то как минимум к изменению своей налоговой юрисдикции, например, путем получения гражданства или вида на жительства другой страны, где размер подоходного налога будет ниже, чем в России. В таком случае общие недополученные поступления в бюджет в связи с неуплатой подоходного налога такими крупными налогоплательщиками – физическими лицами могут составить миллиарды рублей, а это уже очень внушительные суммы.
Однако справедливости ради следует заметить, что в непростом для национальной экономики 2020 году Президентом Российской Федерации с подачи Правительства Российской Федерации все-таки было принято законодательно оформленное решение о введении начиная с 1 января 2021 года прогрессивной ставки подоходного налога на доходы физических лиц. Так, для налогоплательщиков, чей годовой доход в календарном году превысит 5 000 000 рублей, ставка НДФЛ, которой будет облагаться доход, превышающий эту сумму, составит 15 %. Предполагается, что полученные от введения указанной повышенной ставки подоходного налога поступления в бюджет Российской Федерации будут впоследствии расходоваться на строго определенные цели – оказание квалифицированной медицинской помощи детям со сложными и редкими заболеваниями.
Кроме того, обратим внимание, что многие, но не все виды доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах облагаются ставкой 13 %. Существуют и такие, для которых предусмотрена повышенная ставка – 35 %. Такая процентная ставка установлена в частности в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, но только в отношении той части указанной стоимости, которая превышает сумму 4000 рублей. За некоторыми исключениями налоговая ставка в размере 30 % устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации[28].
В настоящее время в Минфине России рассматривается вопрос об установлении единой ставки подоходного налога в размере 13 % как для налоговых резидентов Российской Федерации, так и для нерезидентов[29]. Полагаем, что возникновение этой идеи связано с желанием Правительства Российской Федерации увеличить число плательщиков НДФЛ, прежде всего за счет привлечения пониженной налоговой ставкой налоговых нерезидентов, которые должны будут уплачивать подоходный налог в бюджет государства в связи с получением доходов от источников в нашей стране. Такими источниками в первую очередь являются ценные бумаги, выпущенные как государством, так и отечественными частными компаниями. Фактическое снижение ставки НДФЛ с 30 % до 13 % для налоговых нерезидентов может способствовать притоку таких лиц, а точнее, их капиталов в российскую экономику. Таким образом, снижение рассматриваемой налоговой ставки для налоговых нерезидентов – это не что иное, как законодательный инструмент по привлечению иностранных инвестиций.
В заключение разговора о подоходном налоге и о его ставке отметим, что их не следует путать с таким недавно появившимся в законодательстве Российской Федерации специальным налоговым режимом, как налог на профессиональный доход. Напомним, что указанный специальный налоговый режим был введен Федеральным законом[30] с 1 января 2019 г. в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан), а с 1 января 2020 г. – в некоторых других (но не во всех) субъектах Российской Федерации. Суть данного налогового режима заключается в том, что его участниками могут стать индивидуальные предприниматели (при соблюдении некоторых условий), а также лица, имеющие так называемый профессиональный доход. Таким доходом в названном законе признается доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. Прежде всего к такому доходу можно отнести доходы «работающих на себя» педагогов (репетиторов), нянь, гувернанток, парикмахеров, специалистов автосервиса, работников сферы оказания различных ремонтных услуг, начиная с бытовой техники и заканчивая ремонтом жилых и нежилых помещений, доходы от сдачи в аренду жилья и другого недвижимого имущества и так далее. В общем, это все те лица, которые с легкой руки одного чиновника именуются как «самозанятые».
Согласно данному налоговому режиму самозанятые, включая выбравших этот режим индивидуальных предпринимателей, освобождаются от уплаты НДФЛ с получаемого профессионального дохода, который в свою очередь облагается другим налогом – налогом на профессиональный доход со ставкой в размере 6 % в отношении доходов индивидуальных предпринимателей и в размере 4 % – в отношении профессиональных доходов иных лиц.
С учетом того, что самозанятые лица не уплачивают НДФЛ, следовательно, они не имеют права на те налоговые вычеты, которые предусмотрены Налоговым кодексом при его уплате и о которых мы и будет далее говорить в этой книге. Вместе с тем законодатель не оставил самозанятых без налоговых вычетов вообще, предусмотрев в законе специальный их вид. Однако этот вычет, повторюсь, не является предметом нашего внимания.
Резюмируя вышеизложенное, еще раз повторим, что основанием для получения налогового вычета в отношении НДФЛ является сам факт уплаты указанного налога с получаемого дохода. Размер уплачиваемого НДФЛ зависит от вида и размера получаемого дохода, что также оказывает влияние на величину налогового вычета для налогоплательщика. Так, если в налоговом периоде сумма уплаченного налогоплательщиком подоходного налога была меньше, чем предусмотренный законом размер налогового вычета, следовательно, соответствующий вычет может быть предоставлен пропорционально сумме уплаченного НДФЛ.
Но более подробно об этом расскажем далее.