Катасонов В.Ю. Об изгнании Христом торговцев и менял из храма // «Наше дело» (экономическое приложение к журналу «Переправа»), 2011. № 3. Текст статьи приведен в приложении № 2.
Википедия, статья «Иерусалимский храм».
Еккл. 1: 9-11.
Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 209.
Даже лучшие из царей израильских – и те «не отступали от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, – от золотых тельцов» (4 Цар. 10: 29).
Богоявленский И.Я. Значение иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 445. Как это злободневно звучит сегодня, когда русский народ оказался расколотым на несколько частей, и каждая из них начинает утрачивать свое единство с остальными частями.
Богоявленский И.Я. Значение иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 446.
Современный израильский автор П. Люкимсон пишет: «Сначала под ударами Ассирии рухнуло Израильское царство, и десять живущих в нем колен были уведены в плен и исчезли в азиатских просторах» (Люкимсон П. Бизнес по-еврейски. Евреи и деньги. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 445).
Дубнов С. Краткая история евреев. – М.: изд-во «В. Шевчук», 2001. С. 129.
См., например: Шмаков Алексей. Евреи в истории. – Харьков: тип. журн. «Мирный труд», 1907. С. 65.
См., например: Веллард Джеймс. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес. – М.: ЗАО «Центрополиграф», 2004. Подробнее о жизни евреев в вавилонском плену см. п. 1.2 данной работы.
Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 116. Работа Н.М. Никольского была написана в 1922 году, поэтому перевод в рубли осуществлялся исходя из металлического содержания царского рубля.
Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Храм».
Подробнее см. п. 9.2 данной работы.
Кстати, первое в истории еврейского народа гетто как изолированное место проживания евреев появилось в Вавилоне. Оно было создано по инициативе еврейских вождей и с разрешения властей Вавилона.
См.: Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Пленение вавилонское».
Ездра (другой вариант – Эздра) – религиозный иудей, возвратившийся после плена в Иудею. Реформатор, воссоздал еврейскую государственность на основе закона Торы (Пятикнижие). Иосиф Флавий описывает Ездру как личного друга персидского царя Ксеркса.
Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 127.
В рамках коммунистической формации классик выделял две фазы: социализм и собственно коммунизм.
Такой капитализм сегодня получил большое развитие в Китае и некоторых странах, находящихся за пределами сферы обитания так называемого «золотого миллиарда».
Подробнее см.: Журкин Максим. Цивилизация золота. Часть 3 // «НБ Портал».
Веллард Джеймс. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Центрополиграф», 2004. С. 140–141.
Журкин Максим. Цивилизация золота. Часть 3 // «НБ Портал»; (курсив мой. – В.К).
Чамберлэн Гаустон Стюарт. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. – СПб.: издание А.С. Суворина, 1907.С. 184.
Лурье С.Я. Антисемитизм в древнем мире. – Пг., 1922; цит. по: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 25.
Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 111.
Чамберлэн Гаустон Стюарт. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. – СПб.: издание А.С. Суворина, 1907. С. 191. В ценах начала XX в. это эквивалентно 1800 кг чистого золота.
Электронная еврейская энциклопедия. Статья «История еврейского народа» // «Общие сведения».
Подробнее см. п. 5.5 настоящей работы.
Цит. по: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 25.
См.: Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004; Чамберлэн Гаустон Стюарт. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. – СПб.: издание А.С. Суворина, 1907.
Другое написание фамилии – Чемберлен; его творчество приходится на вторую половину XIX века.
Чамберлэн Гаустон Стюарт. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. – СПб.: издание А.С. Суворина, 1907.С. 187.
Там же. С. 196.
Чамберлэн Гаустон Стюарт. С. 186–187.
Автор переведенной на русский язык книги «Введение в историю Израиля». Пер. с нем. – СПб., 1909.
Цит. по: Чамберлэн Гаустон Стюарт, с.192.
Цит. по: Чамберлэн Гаустон Стюарт, с. 184.
Цит. по: Чамберлэн Гаустон Стюарт, с.191.
Чамберлэн Гаустон Стюарт, с.186.
Ис. 60: 10–12.
Ис. 61: 5–6.
Лев. 25: 45–46.
Втор. 23:19.
Втор. 15:3.
См.: Чамберлэн Гаустон Стюарт. С. 184.
Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства».
Втор. 15:6.
Соловьев В.С. Еврейство и христианский вопрос // Статьи о еврействе. Иерусалим, 1979. С. 9.
См. гл. 7 данной работы.
Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Храм».
Дубнов С. Краткая история евреев. – М.: изд-во «В.Шевчук», 2001, с.102.
Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 93.
Красс Марк (115 – 53 до н. э.) – один из членов Римского триумвирата (наряду с Ю. Цезарем и Помпеем).
См. п. 6.1 данной работы.
Дидрахма – греческая монета, равная двум драхмам – величине подати за храм.
Статир – греческая монета достоинством четыре дидрахмы.
Как считают многие историки, основной причиной распада единого государства Израиль на два были финансовые противоречия: вожди десяти северных колен были против уплаты храмовой подати, которая фактически шла в пользу двух южных колен.
2 Пар. 5:1.
Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Храм».
Мф. 27:6.
Мф. 28: 11–15.
Шломо Нееман. Значение Иерусалимского храма для еврейского народа // Сайт «МАХАНАИМ – еврейский культурно-религиозный центр».
Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1989. С. 273.
Там же. С. 273.
Там же. С. 256–257.