Прокопович Ф. О поэтическом искусстве / Пер. Г. А. Стратановского // Феофан Прокопович. Сочинения. М, Л.: Издательство Академии наук, 1961. С. 343.
Йонг Э. А. де. “Paradis Batavus”: Петр Великий и нидерландская садово-парковая архитектура // Петр I и Голландия. Русско-голландские научные и художественные связи в эпоху Петра Великого. Сб. науч. тр. СПб.: Европейский дом, 1997. С. 293
Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: Издательство В. Шевчук, 2013. С. 77.
Шмелев А. А. Философский сад Шуваловых. Мистерия алхимии // Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы Вып. 15 (31). М.: Издательство «Улей», 2009. С. 142.
Фулканелли – псевдоним герметического философа, о личности которого ведутся споры, написавшего в XX в. два значительных алхимических трактата «Тайна Соборов» и Философские обители», по-новому осветивших готические и барочные архитектурные памятники Франции.
Шпенглер О. Закат западного мира. М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2014. С. 270.
Иконография – это метод, который «ориентирован на усвоение прямого, предметного значения, когда можно ответить на вопрос, что именно изображено». – Ванеян С. С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 29.
Иероглифика – постижение смысла тайных знаков и символов, по словам М. Нострадамуса, «в которых истина сокрыта, ведомая древним» – Нострадамус М. Предисловие переводчика для госпожи принцессы Наваррской / Пер. Д. В. Морозова // Иероглифика Гораполлона. См.: Пензенский А. Мишель Нострадамус: Эпоха великого прорицателя. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. С. 129.
См.: Бутузов Г. А. Герметическая традиция в России и Украине XVIII века/ Авторский перевод статьи // «Cauda Pavonis», № 19–1, Spring 2000. URL: http://tzone.kulichki.com/religion/germet/rustrad.html.
Пыпин А. Н. Масонство в России. XVIII и первая четверть XIX в. М.: ВЕК. 1997. С.83.
Гинзбург К. От Варбурга до Гомбиха. Заметки об одной методологической проблеме // Мифы-эмблемы-приметы: Морфология и история. Сб. ст. / Пер. С. Л. Козлова. М.: Новое издательство, 2004. С. 76.
Панофски Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб. 1999. С. 21.
Гинзбург К. Указ. соч. С. 77.
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 2. М.: Рус. яз. 1994. С. 114.
Ванеян С. С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 89.
Цит. по Соколов М. Н. Принцип Рая: главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида. М.: Прогресс-Традиция, 2011. С. 536.
Коолаарт-Хоофман Э. (1664–1736). Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу, императору всероссийскому, и прочая, и прочая и прочая // Вагеманс Э. Голландская ода о Петре Первом, или О плодах культурной стратегии русского царя на Западе // Культурные инициативы Петра Великого. Материалы II Международного конгресса петровских городов. СПб.: Европейский дом, 2011. С. 100.
Collis R. Alchemical Interest at the Petrine Court. Esoterica, Vol VII, (2005) Online peer-reviewed journal hosted by Michigan State University. URL: www.esoteric.msu.edu.
Нартов А. К. Рассказы Нартова о Петре //Сборник отделения русского языка и словесности императорской Академии Наук. Т. LII. № 8. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1891. С. 95.
Там же. С. 96.
Collis R. Ibid. P. 52.
Халтурин Ю. Л., Кучурин В. В., Родиченков Ю. Ф. «Небесная наука». Европейская алхимия и российское розенкрейцерство в XVII–XIX веках. СПб.: Издательство РХГА, 2015. С. 56.
Collis R. Ibid. P. 53
Ibid. С. 54.
Ibid.
Ibid.
Ibid.
Ibid.
Ibid. 55.
Ibid.
Библиотека Петра I. Указатель-справочник / Сост. Боброва Е. И. Л., 1978. С. 134. № 1263 и 1264.
Там же. С. 157, № 1593.
Там же. С. 162, № 1663.
Там же. С. 35, 79, 141. № 142, 605, 1368–1371.
Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика. М.: Мысль. 2002. С. 29–30.
Abraham L. A Dictionary of Alchemical Imagery, Cambridge, 2003. P. 128–129.
Соколов М. Н. Принцип Рая… С. 601.
Collis R. Ibid. P. 56.
Филимон А. Н. Яков Брюс. М: Молодая гвардия, 2013. С. 61.
Пекарский И., Хмыров М. Д. Главные начальники русской артиллерии //Артиллерийский Журнал. 1866. № 2–4.
Луппов С. П. Книга в России в первой четверти XVIII века. Л.: 1973. С. 194.
Филимон А. Н. Яков Брюс. М.: 2003. С. 275.
Boss V. Russia’s First Newtonian: Newton and JD Bruce // Archives Internationales d’ Histoire des Sciences. 15, 1962. P. 233–265.
Филимон А. Н. Указ. соч., 2013. С. 55.
Там же. С. 57.
Акройд П. Исаак Ньютон. Биография / Пер. А. Капанадзе. М.: Издательство КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. С. 156.
Там же. С. 157.
Йейтс Ф. Розенкрейцерское Просвещение / Пер. А. Кавтаскина под ред. Т. Баскаковой. М.: Алетейа, Энигма, 1999. С. 356.
Dobbs B. J. T. The Janus Face of Genius: Te Role of Alchemy in Newton’s Tought. Cambridge, 1991.
Московские легенды, записанные Евгением Барановым / Сост., вступ. ст., прим. Веры Боковой. М.: Литература и политика, 1993. С. 20–66.
Collis R. Ibid. P. 59.
Библиотека Я. В. Брюса. Каталог / Сост. Е. А. Савельева. БАН, Л., 1989.
Там же. С. 270–3, N. 667–4. С. 237, N 583. С. 56–7, N 131. С. 133–4, N 349–51. С. 238, N 585–6; С. 250–1, N 612. С. 263, N 648. С. 229–31, N 562–5. С. 94, N 242. С. 141–2, N 373–4. С. 142, N 375. С. 144–5, N 380.
Замалеев А. Ф. Учебник русской политологии. СПб., 2002.
См: Прокопович Ф. Сочинения. М., Л., 1961.
Духовный регламент благодатию и милосердием человеколюбца Бога, тщанием же и повелением Богом данного и Богом умудренного государя нашего, царя и великого князя Петра Первого, Всероссийского императора и протчая, и протчая, и протчая. Установленное Святой православной российской Церкви духовное Синедрион или Синод, то есть соборное духовных дел правительство, по изволению и приговору всероссийского духовного чина и Правительствующего Сената // Феофан Прокопович. Избранные труды /Сост., автор вступ. ст. и коммент. И. В. Курукин. – М.: РОССПЭН, 2010. С. 284.
Ничик В. М. Феофан Прокопович. М.: Мысль, 1977. С. 117.
Там же. С. 9.
См. Феофан Прокопович. Фiлософськi твори. Киiв, 1979–1980. Т. 1–3.
Феофан Прокопович. Указ. Соч. С. 155.
Там же.
Там же. С. 394.
Смирнов В. Г. Феофан Прокопович. М.: Соратник, 1994. С. 45.
Collis R. Ibid. P. 62.
Ничик В. М. Указ. соч. С. 15.
Collis R. Ibid. P. 62–63.
Мирский М. Б. Доктор Роберт Эрскин – первый российский архиатр // Отечественная история, № 2, 1995 С. 134.
Collis R. Ibid. P. 63.
Ibid.
Hannaway O. Johan Conrad Barchusen (1666–1723) – Contemporary and Rival of Boerhaave. Ambix, XIV, 1967. P. 101.
Collis R. Ibid. P. 64.
Hannaway O. Ibid. p. 105.
Ibid. p. 103.
Collis R. Ibid. P. 65.
Ibid.
От греч. ‘αρχι = – старший и ι ιατ² ρ – врач. Звание архиатра впервые было введено в Римской империи. В средние века так называли лейб-медиков пап. См. Мирский М. Б. Доктор Роберт Эрскин – первый российский архиатр // Отечественная история, № 2, 1995 С. 136.
Там же.
Collis R. Ibid. P. 65
Ibid. P. 66.
Dickson D. R. Te Tessera of Antilia: Utopian Brotherhoods & Secret Societies in the Early Seventeenth Century. Leiden, 1998. P. 75.
Зеньковский В. В. История русской философии. Т. I. МП «Эго». Л., 1991. С. 43.
Отеро М. Л. М. Иллюминаты. Ловушка и заговор. СПб.: Евразия, 2008. С. 34.
Там же.
Там же. С. 38.
Gowans M. “Down to Earth Ethics: Exploring Relation and Environmental Responsibility” (2013). Dissertations. P. 517. http://ecommons.luc.edu/luc_diss/517. P. 45.
Г. О. М. Энциклопедия оккультизма. Ростов н/Д: «Феникс». С. 253–254.
Отеро М. Л. М. Указ. соч. С. 35.
Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. Курс русской истории. Ч. 4. М.: Мысль, 1989. С. 45.
Fata Fraternitatis, или Откровение Братства Высокочтимого Ордена R. C. // Андреа И. В. Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459. М.: Энигма, 2003. С. 137.
Гузевич Д. Ю., Гузевич И. Д. Великое посольство. СПб.: Международный фонд спасения Петербурга-Ленинграда; Феникс, 2003. 312 с. С. 27.
Черняк Е. Б. Невидимые империи: Тайные общества старого и нового времени на Западе. М.: Мысль, 1987. С. 25–26.
Бержье Ж., Повель Л. Утро магов. М.: Самотека, 2008. С. 46.
Ключевский В. О. Указ. соч. С. 355.
Гузевич Д. Ю., Гузевич И. Д. Указ. соч. С. 236.
Ключевский В. О. Указ. соч. С. 15.
Confessio Fraternitatis // Андреа И. В. Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459. С. 156–157.
Ключевский С. Указ. соч. 189.
Там же. С. 189–190.
Там же. С. 197.
Барт Р. Основы семиологии // Нулевая степень письма. М.: Академический проект, 2008. С. 294.
Йейтс Ф. Указ. Соч. С. 93.
Fata Fraternitatis. С. 146.
Там же.
Там же.
Там же. С. 138.
Там же.
Там же.
Там же. С. 138–139.
Интересное «совпадение» по названию с «Немой Книгой», “Mutus Liber”, изданной в Ла Рошели в 1677 г. Содержит 15 раскрашенных гравюр без комментариев. Букву «М» можно прочесть двояко – как «Memorial» – памятная, так и «Mutus» – немая.
Спивак Д. Л. Метафизика Петербурга: Начала и основания. СПБ.: Алетейя. 2003. С. 374.
Робинсон А. Н. Симеон Полоцкий – астролог // Проблемы изучения культурного наследия. М.: Наука, 1985. С. 177.
Там же. С.181.
Там же. С. 180.
Ключевский В. О. Указ. соч. С. 230.
Fata Fraternitatis. С. 139.
Там же. С. 143.
Йейтс Ф. Указ. соч. С. 113.
Там же.
Confessio Fraternitatis. С. 153–154.
Там же. С. 156.
Ключевский В. О. Указ. соч. С. 36.
Там же. С. 36–37.
Там же. С. 37.