Википедия

Ночью 26 января 1961 года С-80 находилась в Баренцевом море с целью отработки и совершенствования задач одиночного плавания. Занимала подводное положение на перископной глубине с открытой шахтой РДП (Работа дизеля под водой). Волнение на море достигло 6 баллов при температуре воздуха 5° C. Последнее сообщение от лодки поступило в 0:30.

В дальнейшем, в результате расследования комиссии СФ было установлено, что в 01:27 27 января лодка ушла ниже перископной глубины, что должно было вызвать автоматическое закрытие клапана РДП предотвращения попадания в него забортной воды. Однако этого не произошло из-за обледенения поплавкового клапана шноркеля: система обогрева клапана горячей водой от дизельной силовой установки была отключена.

Дизельные двигатели остановились, как только вода попала в их систему вентиляции. Матрос-моторист V отсека обнаружил попадание воды, но не смог оперативно перекрыть вентиль вентиляционной системы двигателя. Вместо того чтобы перекрыть его, он стал открывать его по максимуму (матрос был прикомандирован с другой подводной лодки, где воздушная магистраль перекрывалась не влево, а поворотом рукоятки вправо). Матрос отжимал его с такой силой, что согнул шток. Вскоре отсек был затоплен, лодка потеряла управление и начала крениться.

После того как лодка накренилась на 45 градусов, её ход замедлился до полной остановки, а затем она начала двигаться назад и погружаться до касания о грунт. Второй, третий и четвёртый отсеки были разрушены. Однако в оставшихся отсеках ещё были живы 24 человека. На всплытие у лодки не хватило запасов сжатого воздуха, люди начали умирать от медленного удушья. Некоторые не выдерживали и выбирали быструю смерть, другие держались до последнего. В боевой рубке на задраенной крышке нижнего люка нёс командирскую вахту старпом капитан 3-го ранга В. Осипович; командир ракетной боевой части (БЧ-2) капитан-лейтенант

В. Черничко стоял на перископе как вахтенный офицер.

Все 68 членов экипажа С-80 погибли.


Подъём


Судьба экипажа и подводной лодки оставалась неизвестной 7,5 лет. В 1968 году в штаб Северного флота поступила информация, что рыбаки теряют свои сети, цепляясь за крупный предмет на дне. 23 июня 1968 года спасательное судно «Алтай» обнаружило корпус подводной лодки на глубине 196 метров в точке 70°012233 с. ш. 36°352223 в. д. (G) (O).

Подводная лодка лежала на твёрдом грунте без дифферента, накренившись на правый борт. В результате тщательного обследования с помощью батискафа было установлено, что это С-80.

Государственная комиссия приняла решение о проведении операции «Глубина» по подъёму подводной лодки. На Николаевском судостроительном заводе было заложено новое спасательное судно «Карпаты» – специально для этой операции. Операция по подъёму лодки была осуществлена 9 июня 1969 года силами Северного флота. Командир экспедиции особого назначения (ЭОН) – капитан 1-го ранга Сергей Минченко.

24 июля 1969 года С-80 была поднята на поверхность и обследована в доке правительственной комиссией во главе с вице-адмиралом Г. И. Щедриным, которая и установила причины аварии. Лодка была признана не подлежащей восстановлению, взорвана и разделана на металл в 1969 году.

Однако некоторые обстоятельства так и остались невыясненными. Согласно выводам Сергея Минченко, «положение вертикального руля С-80 – 20 градусов на левый борт – говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, чтобы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном…»


Памяти подводников АПЛ АПЛ «К-19» и «К-27»


4 июля 1961 г. произошла авария ядерного реактора на АПЛ «К-19».

При устранении последствий получили смертельные дозы радиации

и умерли мучительной смертью 8 подводников: лейтенант Борис

Корчилов, главный старшина Борис Рыжиков, старшина 1 статьи Юрий

Ордочкин, старшина 2 статьи Евгений Кашенков, матрос Семен Пеньков,

матрос Николай Савкин, матрос Валерий Харитонов, матрос Геннадий

Старков.

Руководили монтажом нештатной системы и находились рядом

с ними в реакторном отсеке командир БЧ-5 инженер-механик капитан

3 ранга Анатолий Козырев и командир дивизиона движения капитан-

лейтенант Юрий Повстьев.

Командованием Северного флота лейтенант Борис Корчилов и

командир ПЛ «С-270» кап. 3 ранга Свербилов Ж. М., обеспечивший,

на свой страх и риск, спасение экипажа аварийной ПЛ, были

представлены к званию Героя Советского Союза, но глава государства,

написал на представлении к званию: «Мы за аварии не награждаем!»


25 мая 1968 г. произошла авария на атомной подводной лодке

с жидкометаллическим реактором «К-27». Погибли: мичман

Воевода Владимир, мичман Логунов Николай, ст. 2 ст. Гриценко

Виктор, ст. 2 ст. Петров Александр, ст. 2 ст. Пономарев Владимир,

ст. матрос Куликов Владимир


* * *

Что ж – и металл бывает жидким,

Течет по трубкам, будто бы водица…

Но, если кровь застынет в жилах,

Так, значит, сердце перестало биться.


Уже близки космические дали —

Благословил Создатель и Творец!

Кремлёвский Хлыщ, с е б е цепляй медали!

Да будешь ты – Четырежды Подлец!


Враг не пришел, то мы его сдержали.

Война? Иль Мир? Счёт – в несколько минут.

Подводный Флот нас занесёт в скрижали,

Отцы и братья г о р ь к о й помянут.


Есть за Измену —

Почести и Слава,

И Память «благодарная» в веках…

И есть куски застывшего расплава —

Запаянный свинцовый саркофаг.


К чему взывать:

– Спасите наши души!?

Кичится Вор завидною Судьбой.

Флот предадут партийные чинуши

И Родину поделят… меж собой.


13—15.07.2008

Памяти подводников АПЛ «К-219»

Задумаюсь о сыне

И холод по спине:

Матрос Сергей Преминин

В холодной глубине.

Генсеки с президентами

Державу просвистели,

Тоскуют с конфидентками,

А он погиб:‒ За Дело!

Ни ленточки, ни урны,

Ни службы погребальной.

Сияет над Сатурном

Веночек поминальный.

В святые не запишут,

Пред ликом не помолятся —

Парнишка в штатной книжке

Отмечен комсомольцем.

Так привела присяга

В бессмертие из детства,

Но не приспустит флагов

Подводный Флот Советский.

Эпохи будто лошади:

Под новыми знамЕнами

Войска идут по площади.

Кровищей и изменами

История пропахла.

Посмертно и бессменно

Матрос забыт на вахте,

На вахте «по Вселенной».

Не кесарь, не Мессия,

Не раб, не господин,

Но, если был Спаситель,

Так это Он —

Один.

*матрос Сергей Преминин погиб заглушая атомный реактор АПЛ «К-219»,

посмертно удостоен звания Героя России


Памяти подводников АПЛ «К-429»


24 июня 1983 г. в б. Саранная (Авачинский залив) во время дифферентовки затонула АПЛ «К-429». В результате спасательной операции из 120 человек, находившихся на подводной лодке, было выведено наверх и спасено 104 подводника, тем не менее, командир подводной лодки Н. М. Суворов и командир БЧ-5 Б. Е. Лиховозов были осуждены, получив длительные сроки.


Да нам бы правды лишь глоток,

А завтра – хоть на плаху.

Есть приговор и тяжкий срок,

Да правды – кот наплакал.


И есть лихие флагмана

В анналах флота —

Им жизнь азартная игра:

– Тасуй колоду!


Умеют «шашку обнажить»:

– Латаем дыры!

Крест неподъёмный возложить

На плечи командира.


Да что нам левый поворот:

– Ворочай вправо!

– Дадим партийный укорот,

Найдём управу!


Вдали от моря и глубин,

Все корифеи.

А Командир всегда один —

Заложник «ерофеев».


Достанет бодрости и сил —

Тома спишут.

Жаль, те, кто грех ваш искупил,

Уже не слышат.


Хвалу, кто выйдет, возносить

Заступнику Николе…

Увы, погибших воскресить,

Не в командирской воле.


Дыши, браток, пока живёшь —

Колбаску кушай…

Быть может, тело и спасёшь —

Спасёшь ли душу?


Флот со святыми не знаком,

На них не уповает.

У Флота есть Главком Горшков

И мичман Баев.


Принарядим парадный полк,

Склоним знамёна,

Тех, кто исполнил честно долг,

Помянем поимённо.


Разделим студень-холодец

И спирт в сосуде,

А кто герой и кто подлец —

Господь рассудит.

11.06.2013

Поэту 1 ранга

Гульневу Н. Н.

Призванье Творца —

От Крестьянского Поля,

От Деда-Отца —

Офицерская Доля.

Добра – не нажИли,

Не с жиру бесились.

Отчизне-России

От веку служили.

Здесь —

Первоисточник

И первооснова —

Исконное,

Сочное —

Русское Слово!

Ни весом,

Ни ростом,

Но – Муромец —

Духом!

А просто

По детству

Прошлась

Голодуха.

Погодок с бедою,

С войною – ровесник,

В долях с лебедою

Замешано тесто.

А, как получилось,

То – Богу известно

В томах —

Закромах

Есть —

Зерно —

Не полова —

Отборное,

Чистое —

Русское Слово!

Графьям – не чета —

От другого закваса,

Когда б не Мечта,

Да не Воля Приказа, —

На склонах Парнаса

Пасли бы Пегаса.

Не Слава сманила

За Рубль с полтиной

Со Смертью в соседстве,

В Раю не бывали,

Но честно

В отсеках

Свое отблевали.

На вражьих широтах

Звучало сурово

Советского Флота

Могучее Слово!

Я нынче – в запасе,

Вы нынче – в отставке.

Шалеют от Власти

Безродные сявки.

Иной на «Парнасе»*

Жирует «Колбасьев»…**

От жИвицы Млечной

До Злого Итога

Не веровал в Чудо,

Не веровал в Бога,

Но,

Днесь,

Из под спуда

Возносится снова

Великое!

Вечное!

Русское Слово!

– — —

Всему от мира

Имя есть

И мера.

РекУ не всуе:

– Господи воззвах!

Глаголет Лира

Русского Гомера

И Глас Её

Откликнется

В веках.

*Петербурге, в промзоне «Парнас» располагался мясокомбинат, руководимый бывшими флотскими офицерами

**Сергей Колбасьев – морской офицер, выпускник Морского Кадетского корпуса, автор книги «Арсен Люпен»

ГУЛЬНЕВ Николай Николаевич, поэт-маринист, автор более 50 объемных поэтических книг о Военно-Морском флоте и о России, написанных за краткий срок – около 12 лет, после выхода в запас: «Мой нулевой меридиан», «За тех, кто в море», «Крест косой Андреевского флага», «За тех, кто у причала», «Исповедь офицера флота», «Ординар офицера флота», «Россия, Русь – последняя свобода!», «Подводный ординар», «Россия, Русь – любовь моя», «Офицер флота Леха Мамин», «Русский выбор», «Наследники корпуса Петра Великого», «Россия, Русь – печаль моя», «Именем России» и др. 26 лет проходил службу на Северном флоте, затем три года выполнял интернациональный долг на Кубе. По сведениям Николая Николаевича офицерская династия Гульневых составляет 6—7 поколений.



СЛОВО о Н. ГУЛЬНЕВЕ

Загрузка...