Если все остальные делают что-то одним способом, есть большая вероятность, что вы сможете найти свою нишу, если будете идти в совершенно противоположном направлении.
ПРИНЦИП № 2: найдите малоосвоенную нишу и заполните ее лучшим продуктом, что вы можете предложить.
Это невероятно важный шаг на пути к необычайному успеху. К несчастью, именно этому шагу большинство сопротивляется. Людям кажется, что чем шире выбранная ниша, тем больше будет потенциальных покупателей и клиентов.
Это имеет смысл. Если продукт привлекателен для всех, то вы сможете отхватить больший кусок пирога. Конечно, вам хочется, чтобы абсолютно все покупали ваш продукт, пользовались вашими услугами и откликались только на ваши предложения. Но…
Если вы хотите найти отклик у всех, вы не найдете отклик ни у кого.
Пожалуйста, присядьте на минутку и подумайте над этими словами. Они избавят вас от месяцев боли, фрустрации и провалов.
Я могу повторять эту фразу до посинения, но все равно мало кто послушает: «Но, Джон, я не хочу упускать кого-то, кто может платить мне деньги!» Я понимаю заключенную в этой фразе идею, но если люди не откажутся от подобного образа мыслей, то их настигнут отчаяние и фрустрация, – это всего лишь вопрос времени.
Поделюсь с вами отличным примером того, как человек нашел свою нишу в последний момент.
Однажды бизнесмен придумал удивительный спрей, который убивал любых насекомых, каких только можно представить. Тараканов, муравьев, жуков, термитов… ну вы поняли. На баночке со спреем он огромными яркими буквами с гордостью написал: «Убьет всех насекомых в вашем доме». Он серьезно вложился, чтобы его средство появилось на полках местных магазинов, и ждал, когда деньги польются рекой. Вот только денежный дождь так и не пошел.
Бизнесмен никак не мог понять, почему его спрей не продается. Это же лучший продукт на рынке! Будучи в отчаянии, он нанял человека, который стоял возле полок со средствами от насекомых и наблюдал за покупателями. Когда кто-то выбирал другой спрей, его работник подходил и спрашивал почему.
Когда бизнесмен получил результаты, он был в шоке от того, какой простой была причина:
«У меня дома муравьи, я ищу средство, которое убьет именно муравьев».
«У меня тараканы, я хочу что-то, что специально разработано, чтобы убивать тараканов».
Тогда к нему пришло озарение, и он сменил одно общее обещание на баночке спрея на несколько этикеток с разными обещаниями.
Сто баллончиков со спреем, «убивающим всех насекомых в доме», превратились в четыре партии по двадцать пять баллончиков с надписями:
«Убивает всех муравьев в доме».
«Убивает всех тараканов в доме».
«Убивает всех жуков в доме».
«Убивает всех термитов в доме».
Теперь у него было специальное решение для каждой определенной проблемы, с которой приходили покупатели. В результате продажи подскочили в разы.
Его маркетинг все еще был на 100 % честным, но теперь он успешно следовал совету великого американского писателя Роберта Кольера:
Старайтесь всегда подключаться к тому разговору, который уже идет в голове у покупателя.
Покупатели шли в магазин, потому что у них «проблема с муравьями», а не с насекомыми. Так звучала мысль в их голове. Когда они видели слова: «Убивает всех муравьев в доме», у них не случалось никакого диссонанса, и они покупали продукт. И жили они все долго и счастливо! (Кроме муравьев, конечно.)
Вернемся к рассматриваемой теме.
Вот почему предприниматели не могут развить их большую идею: ниша недостаточно узкая, недостаточно конкретная. Вы не попадаете в тот разговор, который уже происходит в голове у вашего потенциального покупателя. Каково же решение?
Шаг 1. Определите вашу большую идею.
Шаг 2. Сузьте нишу.
Шаг 3. Еще сузьте нишу.
Шаг 4. Продолжайте сужать нишу, пока не станет больно.
А когда вам станет больно? Когда начнете нервничать от того, что ваша целевая аудитория стала слишком мала. Вот тогда вы сузили вашу нишу до такой степени, что теперь сможете в ней доминировать. Вот тогда вы сузили нишу настолько, что сможете смести всех конкурентов, потому что не будет никаких конкурентов. Теперь вы можете наращивать обороты и обслуживать клиентов лучше, чем кто-либо.
Если достигнете этой точки, считайте, что вы уже победили.
Помните, что внутри каждой большой идеи есть ниша, которую все игнорируют. В каждой большой идее есть пустота, которая требует, чтобы ее заполнили. Ваша задача – найти эту пустоту и предложить что-то этим клиентам.
На этом этапе я обычно слышу: «Но, Джон, как же я добьюсь финансовой свободы в такой маленькой нише?»
Если по-простому, то, может, и не добьетесь, но это не страшно. Цель такого болезненного сужения ниши состоит в том, чего многие предприниматели и малый бизнес никогда не получают: в доказательстве правильности концепции.
Доказав работоспособность своей концепции, вы обретете уверенность в своей миссии. Когда у вас есть уверенность в своей миссии, вы сможете установить отношения с аудиторией. Укрепив отношения с аудиторией, вы сможете войти к ней в доверие, определить проблему и предложить лучшее решение.
Но не будем забегать вперед.
Представьте булыжник на вершине холма. Он лежит там тысячи лет.
Задача предпринимателя – столкнуть его вниз по склону холма. Но булыжник застрял. Он не шевелится. Как бы сильно вы его ни толкали, он не сдвигается ни на миллиметр. Вы перепробовали уже все возможное, но получили только надорванную спину и пульсирующую на лбу вену.
И тут вы вспоминаете, что вы на обычном пути к необычайному успеху. Вместе мы поймем, куда именно нужно приложить силу, чтобы подтолкнуть булыжник к краешку. Как только мы доберемся до этого переломного момента, сила притяжения возьмет свое, и тогда держитесь крепче! Это будет та еще поездочка!
Итак, подведем итог:
1. Определите свою большую идею.
2. Найдите нишу, в которой клиенты еще не обслуживаются.
3. Сужайте нишу, пока не станет больно.
4. Станьте лучшим (и, возможно, единственным) выбором.
5. Получите доказательство правильности вашей концепции, уверенность и связь со своей большой идеей.
6. Найдите место, куда нужно приложить силу, дойдите до края и держитесь крепче!
Лампочка зажглась. Я ощутил озарение.
Моя большая идея состояла в том, чтобы создать подкаст, где я бы брал интервью у самых успешных и вдохновляющих предпринимателей в мире. Эти люди делились бы своими провалами, озарениями и лучшими стратегиями, которые помогли бы моим слушателям отправиться в их собственное приключение в мире бизнеса.
Мне хотелось прыгать от счастья. Я был готов побежать домой и немедленно приступить к работе. А потом я обнаружил недостаток в моем плане: я никогда раньше не делал подкасты и даже не знал, с чего начать.
У меня был небольшой опыт в интервью и организации переговоров, но я знал, что не стану классным ведущим с первого же выпуска. Чтобы мое шоу стало успешным, мне нужна была какая-то фишка, что-то, что отличало бы меня от других. Мне нужно было придумать нечто особенное и уникальное, чтобы выделиться из толпы и вызвать шумиху. Мне нужна была моя ниша.
Я стал думать о подкастах, которые меня вдохновляли. Что у них было общего? Что мне в них нравилось? Что не нравилось? Чего мне не хватало? Я составил список того, что мне нравилось.
• Хорошее качество звука.
• Ведущие задавали толковые вопросы и не говорили слишком много.
• Гости были успешными и вдохновляющими.
• Успехи и неудачи были главной темой интервью.
• Обсуждались конкретные бизнес-стратегии.
• Новые выпуски выходили часто.
• Ведущий отлично обобщал главные идеи гостя.
• Ведущий задавал уточняющие вопросы, если мысль гостя была непонятной.
• Интервью длилось 20–30 минут и фокусировалось на бизнес-историях и стратегиях.
Я составил список того, что мне не нравилось.
• Плохое качество звука.
• Ведущий перескакивал с одной мысли на другую и часто перебивал гостя.
• Ведущий рассказывал одни и те же истории про себя, которые аудитория уже неоднократно слышала.
• Гости не делились конкретными историями или опытом, только расплывчатыми идеями относительно успеха и мотивации.
• Новые выпуски выходили редко и нерегулярно.
• Ведущий не задавал уточняющих вопросов или даже будто бы не слышал, чем гость только что поделился.
• Интервью длилось 45–75 минут, из которых редко было больше 20 минут реально полезной информации.
Теперь, когда у меня был список того, что мне нравится и не нравится, я написал новый список, где перечислил все, что, по моему мнению, сделало бы шоу классным.
• Я куплю дорогую аппаратуру и буду уверен в качестве звука для меня и моих гостей.
• Я буду искать вдохновляющих и успешных предпринимателей для интервью.
• Я буду всегда помнить, что центр моего интервью – мой гость.
• Я удостоверюсь, что мои гости приготовили стратегии и истории о прошлых успехах и провалах.
• Как ведущий я буду суммировать ключевые уроки и выводы из этих историй.
• Я буду выпускать подкасты часто и регулярно.
• Каждое интервью будет длиться 15–25 минут, но будет ценным и информативным.
Я закончил и окинул взглядом свое творение. Сердце забилось чаще: я понял, что сделал что-то особенное. В то же время я понимал, что чего-то не хватает. Я мог создать именно такой подкаст, но все равно потерпеть неудачу.
Почему? Потому что уже существовали подкасты, которые соответствовали всем этим требованиям. К тому же, у их ведущих были опыт, аудитория и движущая сила.
У меня не было.
Как же я мог обрести эту неуловимую движущую силу? Как я мог найти это первое соприкосновение с аудиторией и получить доказательство правильности концепции? Мне пришлось сужать нишу, пока не стало больно.
Мне нужно было найти еще не заполненный пробел на рынке подкастов. Мне нужно было найти нишу, где я мог бы доминировать с первого дня, не потому что я лучше, чем конкуренты, а потому что конкуренции бы не было. Тогда я спросил себя: «Чего же мне не хватает?»
Я снова и снова пересматривал свой список, пытаясь найти в нем подсказку. Вдруг мне бросилось в глаза одно предложение. Новые выпуски выходили часто.
Бум! Вот же оно!
Я изучил расписание выхода новых выпусков моих любимых подкастов. «Часто» в мире подкастов обозначало раз в неделю. Это значило, что каждый раз, прослушав выпуск, мне приходилось ждать шесть дней до следующего. Я вспомнил, как бывал разочарован и подавлен этим ожиданием.
Что если я сужу нишу и буду выпускать в два раза больше выпусков? Дважды в неделю!
Но я сразу же понял, что это тоже была слишком широкая ниша.
Три раза? Нет, все еще не больно.
Семь дней в неделю? Ай. Это было больно. Было больно, потому что я знал, сколько работы потребует ежедневное шоу, и не знал, захотят ли другие люди слушать ежедневные подкасты.
После недолгого исследования я обнаружил, что ни одно шоу о бизнесе не выходило семь раз в неделю. До меня дошло, что в день, когда я запущу этот подкаст, он станет лучшим ежедневным шоу, где берут интервью у самых вдохновляющих предпринимателей мира. Оно же будет и худшим. Оно будет единственным.
Вот это было потрясающе!
Еще кое-что пришло мне в голову. Если я хочу, чтобы мое шоу было хорошим, то я тоже должен быть хорош. Как я могу стать хорош в чем-то, делая это раз в неделю? Всего лишь пятьдесят два раза в год? Я стану хорошим ведущим, делая это снова и снова.
Будто отмываешь грязные руки. Намылить, смыть, повторить.
Ежедневное шоу предполагает, что я буду повторять этот цикл каждый день. Семь интервью в неделю, тридцать в месяц, триста шестьдесят пять в год!
К тому же я буду с невероятной скоростью заводить новые связи. Получить шанс пообщаться с тридцатью успешными бизнесменами в месяц – это мечта. Завести с ними отношения, а может, и дружбу – бесценно.
Игра началась.
В конце концов я понял, что чем выше планка, тем меньше конкуренции. Ежедневные интервью с успешными людьми – это настолько высокая планка, что конкурентов у меня вообще не будет. Вот такую гонку я мог выиграть!
Теперь я был готов зажигать. Я знал, что подкаст, о котором я только мечтал, теперь существует. Я посмотрел в зеркало и дал себе следующее обещание: «Я создам первый ежедневный подкаст, где буду брать интервью у самых вдохновляющих предпринимателей мира».
Я был готов к следующему шагу на моем обычном пути к необычайному успеху.
Выберите ту нишу, которая вам нравится, в которой вы можете преуспеть и имеете шанс стать признанным лидером.
Селена Су переживала кризис четверти жизни. Ей было двадцать пять лет, она жила в милой квартирке в Нью-Йорке с классным парнем и имела работу мечты, как ей тогда казалось, в женской некоммерческой организации. Несмотря на то что у нее было все, Селена была в депрессии.
Как такое возможно? Если она несчастлива сейчас, может ли она вообще когда-нибудь стать счастливой? Пришло время что-то менять, но что именно?
В отчаянии Селена пошла на коучинг для женщин. Там она познакомилась с авторами и идейными лидерами, которые помогали людям начать жить на полную. Она вспоминает, что тогда думала: «Я хочу, чтобы все в мире узнали об этих людях».